Вокальность-невокальность.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Гласность-негласность. Консонантность-неконсонатность Согласность-несогласность Высокие-низкие Высокие звуки – большая частота колебаний, гласные переднего ряда, переднеязычные, зубные, небные, среднеязычные согласные. Низкий – малая, гласные непереднего ряда, губные, заднеязычные согласные. Диффузные-компактные Диффузные – гласные верхнего подъема, губные и переднеязычные согласные Компактные – гласные неверхнего подъема и все небные согласные Диезные-не диезные Диезные – все мягкие согласные, гласные переднего ряда, а/о/у между двумя мягкими согласными. Недиезные – твердые согласные, гласные непереднего ряда.
Бемольные – лабиализованные, гласные о/у+ согласные перед ними Небемольные – нелабиализованные
Резкие – сложные согласные, аффрикаты ц,ч, вибранты р, рʼ Нерезкие – остальные
Прерванные – все смычные согласные, звуки р, рʼ Непрерванные – все гласные, щелевые и проходные согласные
Звонкие – все гласные, сонорные и звонкие шумные Незвонкие – шумные глухие согласные
Классификация оказалась очень популярной, была принята в мировом масштабе почти «+»
«-» Основной протест вызвала неточность и недостаточная проверенность самих фактов спектографического исследования акустических параметров.
Несогласие вызвала идея бинарности, т.к. она предельно упрощает представление о фонетических отношениях, превращая их в удобную, но неполноценную схему.
Звуки нужны для разделения и отождествления значимых единиц (морфем и лексем). Фонема – минимальная единица звукового строя языка, которая служит для различения и отождествления значимых единиц языка. Фонема не равна звуку. Ф=З1 + З2 … Отношения между фонемой и звуками- это отношения между общим и частным, абстрактного и конкретного. Фонема – основная незначимая единица языка, связанная со смыслоразличением лишь косвенно. Фонема представлена рядом позиционно чередующихся звуков в одной и той же морфеме. Такие различные виды реализации фонем – аллофоны, каждый из которых соотносится с определенной позицией. Фонему нельзя произнести, любой из произнесенных звуков станет лишь вариантом соответствующей ему фонемы. Фонема – соотнесение функционально тождественных звуков и представление из в пределах одной и той же морфемы буквы алфавита. 1881 год – рождение фонологии. Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ позиционно чередующиеся звуки называл дивергентами, считая, что дивергенты следует объединять в фонемы.
Аллофоны – различные виды реализации фонем, каждый из которых соотносится с определенной фонемой. Аллофоны одной и той же фонемы образуют область её реализации, которая может быть упорядочена в виде ряда позиционно чередующихся звуков. Фонема обладает интегральными и дифференциальными признаками. Интегральные характеризуют основной портрет фонемы. Для гласных это три признака (ряд, подъем, огубленность), а для согласных – 5 (соотношение голоса и шума, место и способ образования, мягкость-твердость, глухость-звонкость).
Дифференциальные признаки – то минимальное различие, которое дифференцирует фонемы в сильной независимой позиции (дОм-дЫм) Все фонологические признаки могут действовать как максимально, так и минимально различительно в определенных условиях, получивших название фонологических позиций. Фонологические позиции: Сильные (позиция максимального различения фонем). Слабые (позиции минимального различения фонем, когда они нейтрализуются)
На основе сильных и слабых позиции раскрывается понятие оппозиция и нейтрализация. Оппозиция – противопоставление фонем, построенное на основе дифференциального признака. Нейтрализация – разрушение оппозиции, различимый признак становится неразличимым. Часто дает эффект нейтрализации морфем. Дистрибуция – совокупность сильных и слабых фонем (фонемный ряд). Сильные реализации – вариации Слабые – варианты Корреляция – соотношение оппозиций на основе определенного дифференциального признака.
Дистрибуция – совокупность сильных и слабых фонем (фонемный ряд). Сильные реализации – вариации Слабые – варианты. Для гласных сильные фонологические позиции: Под ударением Между двумя твердыми согласными Для гласных слабые: Любая безударная позиция
Для согласных виды сильных позиций классифицируются в зависимости от того, какой функциональный признак положен в основу различения фонем. Сильные: По звонкости-глухости: - перед любым гласным - перед сонорными - перед В Вʼ По твердости-мягкости: - перед А, У - спорный вопрос – позиция перед И, Э - абсолютный конец слова - перед заднеязычными К Кʼ Для согласных слабые: По звонкости-глухости: - абсолютный конец слова - перед шумным глухим – только глухой
- перед шумным звонким – только звонкий Не могут нейтрализоваться сонорные и Ц, Ч, Х, так как они всегда глухие. По твердости-мягкости: - спорный вопрос– позиция перед И, Э - зубные перед мягкими зубными могут быть только мягкими - перед мягкими губными твердые и мягкие зубные – только мягкие
Московская фонологическая школа. Возникла в 20 годы 20 века. Основатель – Аванесов. Последователи – Яковлев, Реформадский В настоящее время – Панов, Горгикова, Касаткин. Фонема – функциональная единица, выявляющая свои характерные признаки в составе морфемы, поэтому фонему следует анализировать в пределах той морфемы, в звуковую оболочку которой она входит. Ввели понятие вариации и варианта. Акцент МФШ являются позиционные изменения фонемы. Чтобы восстановить слабую фонему до статуса сильной необходимо использовать процедуру морфемного тождества, то есть подобрать для слабой фонемы ситуацию её сильного употребления в этой же морфеме. Гиперфонема – вариант сверхслабой позиции, когда нет чередования сильной. В современном русском языке выделяют 5 гласных фонем а, о, у, э, и, из которых фонема и имеет вариант, реализующийся при твердых согласных – ы. Санкт-Петербургская фонологическая школа. Возникла в 20-е годы 20 века. Основатель – Щерба. Представители – Зиндер, Матусевич, Бондарко, Вербицкая, Буланин. Придерживаются функционально-акустического взгляда на морфему. Важным свойством фонемы является способность опознавать слова. Это возможно благодаря наличию в звуковом потоке различных звуковых типов. Звукотипы – 2 или несколько звуков, похожих друг на друга артикуляционно и акустически. Фонема приравнивается к звукотипу. Звуки сильной позиции приравниваются к звукам слабой позиции на основании артикуляционного и акустического сходства. Фонема – совокупность звуковых оттенков (аллофонов). Для ЛФШ свойственно для интерпретации слабых фонем применять принцип звуковой близости с вариантом сильной фонологической позиции. Для учения ЛФШ не свойственны термины: сильная и слабая позиция, фонемный ряд, позиционные изменения. Характерные понятия: звукотип, аллофон, тождество звучания, нейтрализация слова.
И и Ы – разные звукотипы в акустическом отношении. Пражская фонетическая школа. Возникла в Праге в 30-40е годы 20 века. Основоположники – Сергей Трубецкой, Роман Якопсон. Фонема для ПЛК – член фонологической оппозиции. Являясь членом, фонема свидетельствует о том, что она в сильной позиции. В слабой фонологической позиции фонема перестает быть в статусе фонемы. Она лишается условий проявления своих различительных признаков, поэтому в слабой позиции мы имеем дело с архифонемой (скрытой фонемой). Это общий вариант двух или более нейтрализуемых фонем, которые в результате нейтрализации приобретают определенные общие признаки. Архифонема обозначается заглавной буквой. Если согласная фонема находится в сильной позиции по звонкости-глухости, то её следует характеризовать, как фонему, даже если она по твердости-мягкости в слабой. Фонематическая транскрипция – это запись звучания речи в соответствии с русским литературным произношением русскими буквами. Это запись фонемного состава слова. Все фонемы должны быть реконструированы в соответствии с 3мя фонетическими школами до уровня их функциональной силы.
Чередование – мена звуков или фонем в пределах одной и той же морфемы. Лингвистические условия появления чередований в русском языке объясняются тем, что одна и та же морфема в разных словах может употребляться в ином звуковом соседстве. Чередования вызваны мобильностью реакции морфемы на положение в слове и окружение соседних звуков. Чередование – лингвистическое явление, устанавливает связь фонетической единицы с морфемно-морфологическим уровнем языка. Чередования фонетически обусловлены. Категории фонетической обусловленности: - ударность – безударность - звонкость - глухость - твердость – мягкость Все чередования можно разделить на фонетически обусловленные и необусловленные (исторические). К историческим нельзя применить современные фонетические законы. Это результат тех фонетических явлений, которые имели место в истории языка (взаимодействие с йотом, например). Исторические чередования всегда проявляются на письме. Фонетические чередования: - параллельные – чередование вариаций фонем (фонемы чередуются в сильной позиции)
- непараллельные – чередование сильной позиции со слабой.
ССФ – это раздел фонетики, изучающий суперсегментные фонетические единицы и их свойства. Важные аспекты ССФ: - Специфика полностью проявляется в рамках звучащего текста, а текст – предельная единица человеческого общения. - раскрывает физические и интеллектуальные способности говорящего. - Устанавливает связь фонетики со смыслом. Членение речи на отрывки подчиняется:
ССФ состоит из сложных фонетических единиц и системы фонетических средств их оформления. ССЕ:
Просодические признаки (оформляют) - ударение и интонация.
Ударение – выделение фонетическими средствами слога или слова во фразе. К фонетическим признакам относится длительность, интенсивность, качество звука. Теорию русского ударения разрабатывал А.А. Потебня (акцентность в славянских языках, ввел формулу ритмики русского слова с учетом ударения). Русское ударение – свободнее, в отличие от некоторых других языков, где ударение падает на конкретный слог. Русское ударение может быть подвижным и неподвижным. Функции ударения: - кульминативная – обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его вершины. - смыслоразличительная а) различение значения слов (зАмок-замОк) б) различение формы слова (рукИ-рУки) Златоустова доказала, что соотношение ударных и безударных слогов не одинаково, если рассматривать качество гласного под ударением. Интенсивность указывает на мускульное напряжение. Гласные верхнего подъема всегда менее интенсивны. В ударном слоге гласные акустически и артикуляционно характеризуются как наиболее выразительные. С этим связано явление редукции. В СРЯ редукция – изменение звука, стоящего в менее отчетливом выражении его качественных и количественных характеристик. Происходит это в следствии ослабления напряжения в органах речи и сокращении времени произнесения. В СРЯ есть две степени редукции. 1 – абсолютное начало слова, первый предударный слог. 2 – все остальные слоги 112311 – формула ритмики русского ударения В некоторых диалектах существует до 10 степени редукции. Виды ударения: Словесное Синтагматическое Логическое Эмоциональное
Мелодика анализируется как комплекс просодических средств, участвующих в передаче смысловых и эмоциональных отношений в речи. Интонация организует речевой поток и облегчает понимание речи. Интонация обязательно включает ударение. Функции интонации: - оформление – превращение слов в высказывание - членение речи на ритмические оттенки - выделение языковых единиц из числа однородных - передает определенные коммуникативные установки (приказ, вопрос) - передает эмоции. Изучается в трех аспектах: - физиологический – является результатом деятельности голосовых связок - акустический –совокупность тоновых, силовых, тембральных и темпоральных изменений работы голосовых связок - фонологический – средство выражения определенного смысла и эмоции. Тип интонации, направление движения тона:
Интонационные конструкции:
Слог: - минимальная ССЕ - отрезок речи, заключенный между двумя растворами органов речи. - предельная произносимая единица речи, состоящая из слогообразующих и словосоставляющих элементов, строящихся по принципу возрастающей звучности. - состоит из обязательного слогообразовательного элемента (гласного или сонорного согласного) и необязательных слогосоставляющих элементов (согласных). Слогообразующий элемент – ядро или вершина, часть перед ядром – инициаль, после – финаль. Ядро и финаль – рифма. Функции слога:
Типология слогов в русском языке:
- ударные - безударные 2. По степени прикрытости согласных в начале слова - прикрытые - непрекрытые 3. По степени сложности в конце слога - открытые - закрытые 4. По расположенности в слове - начальный - серединный -конечный Основные теории слогоделения в русском языке. К этой сложной проблеме первым обратился В.К. Тредиаковский в 1747 году. Все созданные с тех пор теории слогоделения исходят из того, что: -характер слогоделения в каждом конкретном случае уже известен заранее и является единственным - теории строятся на одном каком-либо критерии. Теории:
Недостатки теорий:
Графика – система всех средств данной письменности, которые использовались как средство общения. Письмо или графика создана для того, чтобы преодолеть все недостатки устной формы общения. В понятии графика входят буквы и знаки препинания, а так же диакритические знаки. Для современного русского языка характерно то, что буква в основном соответствует фонеме. Можно сказать, что буква является эквивалентом фонемы в сильной позиции. То, что буква не равна звуку – разные свидетельства.
Факт, что букв в русском языке меньше звуков является показателем того, что одна и та же буква может иметь несколько реализаций. В силу свой многозначности буква может классифицироваться как имеющая главное и второстепенное значение. Главным значением буквы является то, когда буква соответствует фонеме в слабой фонологической позиции. Главное значение буквы говорит о том, что её нельзя заменить в составе слова, так как произойдет искажение его смысла. Второстепенное значение свидетельствует о том, что замена буквы не приведет к каким-либо изменениям в восприятии понимания значении слова. Буквы русского алфавита различаются между собой так же в зависимости от того, имеют ли они 1 или 2 основных значения (если главное значение одно, то такие буквы однозначны – а, о, у, ы, э, согласные – ц, ч, ж, ш, щ, й). Двухзначные буквы имеют два основных значения и эти же буквы являются несамостоятельными, то есть при чтении они связаны с соседними буквами. Характер соседних букв позволяет читающему определить, какую букву и как следует произнести. (гласные – е, ё, я, ю, и, согласные – б, в, г, д, з, с, п, т, ф, к, х) С двузначными буквами связано такое явление как слоговой принцип русской графики. Определяя двузначный характер русских букв мы пользуемся такой звуковой последовательностью, как слог, то есть истинное лицо согласного можно определить только в сочетании с гласным. Применение этого принципа поспособствовало тому, что для обозначения твердости-мягкости согласных не нужно изобретать новых значков, а передача звонкости-глухости обеспечивается разным начертанием. История русского алфавита – борьба с лишними буквами, они исчезали, начиная с реформ Петра Великого (ω, лигатура o, Ѧ, Ѫ). Реформами Академии Наук в 18 веке добавлены ё (Карамзин), э, й.
Русская орфография – исторически сложившаяся и социально принятая система написания, которой пользуются в обществе. Орфография рассматривает свод правил, определяющих единообразие написания морфем слов, словоформ при наличии различных вариантов. Орфография устанавливает общепринятое единое написание значимых единиц русской речи. В русском языке без проверочных слов – 8%, косвенно проверочные имеют 20-22%, слова с опорным написанием – 70%. Русская орфография включает в себя следующие правила: - передачи звуков речи (фонем) в составе слов или морфем - слитного, раздельного, дефисного написания слов или морфем - употребления строчных и прописных букв - переноса - графического сохранения слов Всю совокупность правил сводят к трем принципам: - морфологический – одни и те еж буквы русской письменности обозначают фонему во всех случаях ее употребления. Открыт Ломоносовым в 1755 году, термин введен в 1887. - фонетический – здесь на лицо оказывается полное или приближенное буквенное соответствие орфограммы с соседним звуком. - Традиционный – совокупность написаний, при которых фонема в слабой позиции обозначается одной из ряда букв фонологически возможных для данной позиции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|