Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вокальность-невокальность.




Гласность-негласность.

Консонантность-неконсонатность

Согласность-несогласность

Высокие-низкие

Высокие звуки – большая частота колебаний, гласные переднего ряда, переднеязычные, зубные, небные, среднеязычные согласные.

Низкий – малая, гласные непереднего ряда, губные, заднеязычные согласные.

Диффузные-компактные

Диффузные – гласные верхнего подъема, губные и переднеязычные согласные

Компактные – гласные неверхнего подъема и все небные согласные

Диезные-не диезные

Диезные – все мягкие согласные, гласные переднего ряда, а/о/у между двумя мягкими согласными.

Недиезные – твердые согласные, гласные непереднего ряда.

  1. Бемольные-небемольные

Бемольные – лабиализованные, гласные о/у+ согласные перед ними

Небемольные – нелабиализованные

  1. Резкие-нерезкие

Резкие – сложные согласные, аффрикаты ц,ч, вибранты р, рʼ

Нерезкие – остальные

  1. Прерванные-непрерванные

Прерванные – все смычные согласные, звуки р, рʼ

Непрерванные – все гласные, щелевые и проходные согласные

  1. Звонкие-незвонкие

Звонкие – все гласные, сонорные и звонкие шумные

Незвонкие – шумные глухие согласные

 

  1. Плюсы и минусы акустической классификации звуков.

Классификация оказалась очень популярной, была принята в мировом масштабе почти «+»

  1. практическая направленность. Бинарный характер создал платформу для использования классификации с помощью компьютеров
  2. применима ко всем языкам мира, универсальна
  3. классификация имеет теоретическую значимость, гласные и согласные рассматриваются на едином основании

«-»

Основной протест вызвала неточность и недостаточная проверенность самих фактов спектографического исследования акустических параметров.

Несогласие вызвала идея бинарности, т.к. она предельно упрощает представление о фонетических отношениях, превращая их в удобную, но неполноценную схему.

 

  1. Фонема. Определение по современной терминологии и по Бодуэну де Куртенэ.

Звуки нужны для разделения и отождествления значимых единиц (морфем и лексем).

Фонема – минимальная единица звукового строя языка, которая служит для различения и отождествления значимых единиц языка.

Фонема не равна звуку.

Ф=З1 + З2

Отношения между фонемой и звуками- это отношения между общим и частным, абстрактного и конкретного.

Фонема – основная незначимая единица языка, связанная со смыслоразличением лишь косвенно.

Фонема представлена рядом позиционно чередующихся звуков в одной и той же морфеме. Такие различные виды реализации фонем – аллофоны, каждый из которых соотносится с определенной позицией.

Фонему нельзя произнести, любой из произнесенных звуков станет лишь вариантом соответствующей ему фонемы.

Фонема – соотнесение функционально тождественных звуков и представление из в пределах одной и той же морфемы буквы алфавита.

1881 год – рождение фонологии. Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ позиционно чередующиеся звуки называл дивергентами, считая, что дивергенты следует объединять в фонемы.

 

  1. Фонема и базисные понятия фонологии. Понятия ДП и ИП. Понятие фонологических позиций (сильная, слабая). Корреляция, оппозиция, нейтрализация, дистрибуция.

Аллофоны – различные виды реализации фонем, каждый из которых соотносится с определенной фонемой. Аллофоны одной и той же фонемы образуют область её реализации, которая может быть упорядочена в виде ряда позиционно чередующихся звуков.

Фонема обладает интегральными и дифференциальными признаками. Интегральные характеризуют основной портрет фонемы. Для гласных это три признака (ряд, подъем, огубленность), а для согласных – 5 (соотношение голоса и шума, место и способ образования, мягкость-твердость, глухость-звонкость).

Дифференциальные признаки – то минимальное различие, которое дифференцирует фонемы в сильной независимой позиции (дОм-дЫм)

Все фонологические признаки могут действовать как максимально, так и минимально различительно в определенных условиях, получивших название фонологических позиций.

Фонологические позиции:

Сильные (позиция максимального различения фонем).

Слабые (позиции минимального различения фонем, когда они нейтрализуются)

 

На основе сильных и слабых позиции раскрывается понятие оппозиция и нейтрализация.

Оппозиция – противопоставление фонем, построенное на основе дифференциального признака.

Нейтрализация – разрушение оппозиции, различимый признак становится неразличимым. Часто дает эффект нейтрализации морфем.

Дистрибуция – совокупность сильных и слабых фонем (фонемный ряд).

Сильные реализации – вариации

Слабые – варианты

Корреляция – соотношение оппозиций на основе определенного дифференциального признака.

 

  1. Система гласных фонем русского языка. Закономерности её функционирования. Сильные, слабые позиции гласных фонем. Понятие вариации и вариантов.

Дистрибуция – совокупность сильных и слабых фонем (фонемный ряд).

Сильные реализации – вариации

Слабые – варианты.

Для гласных сильные фонологические позиции:

Под ударением

Между двумя твердыми согласными

Для гласных слабые:

Любая безударная позиция

 

  1. Система согласных фонем русского языка. Закономерности её функционирования. Сильные, слабые позиции. Типология признаков, характеризующих согласные фонемы.

Для согласных виды сильных позиций классифицируются в зависимости от того, какой функциональный признак положен в основу различения фонем.

Сильные:

По звонкости-глухости:

- перед любым гласным

- перед сонорными

- перед В Вʼ

По твердости-мягкости:

- перед А, У

- спорный вопрос – позиция перед И, Э

- абсолютный конец слова

- перед заднеязычными К Кʼ

Для согласных слабые:

По звонкости-глухости:

- абсолютный конец слова

- перед шумным глухим – только глухой

- перед шумным звонким – только звонкий

Не могут нейтрализоваться сонорные и Ц, Ч, Х, так как они всегда глухие.

По твердости-мягкости:

- спорный вопрос– позиция перед И, Э

- зубные перед мягкими зубными могут быть только мягкими

- перед мягкими губными твердые и мягкие зубные – только мягкие

 

  1. Понятие фонематической транскрипции. Теории основных фонологических школ: МФШ, СПФШ (ЛФШ), ПФШ (ПЛК). Из истории отечественной фонологии.

Московская фонологическая школа.

Возникла в 20 годы 20 века.

Основатель – Аванесов.

Последователи – Яковлев, Реформадский

В настоящее время – Панов, Горгикова, Касаткин.

Фонема – функциональная единица, выявляющая свои характерные признаки в составе морфемы, поэтому фонему следует анализировать в пределах той морфемы, в звуковую оболочку которой она входит.

Ввели понятие вариации и варианта.

Акцент МФШ являются позиционные изменения фонемы. Чтобы восстановить слабую фонему до статуса сильной необходимо использовать процедуру морфемного тождества, то есть подобрать для слабой фонемы ситуацию её сильного употребления в этой же морфеме.

Гиперфонема – вариант сверхслабой позиции, когда нет чередования сильной.

В современном русском языке выделяют 5 гласных фонем а, о, у, э, и, из которых фонема и имеет вариант, реализующийся при твердых согласных – ы.

Санкт-Петербургская фонологическая школа.

Возникла в 20-е годы 20 века.

Основатель – Щерба.

Представители – Зиндер, Матусевич, Бондарко, Вербицкая, Буланин.

Придерживаются функционально-акустического взгляда на морфему. Важным свойством фонемы является способность опознавать слова. Это возможно благодаря наличию в звуковом потоке различных звуковых типов.

Звукотипы – 2 или несколько звуков, похожих друг на друга артикуляционно и акустически. Фонема приравнивается к звукотипу. Звуки сильной позиции приравниваются к звукам слабой позиции на основании артикуляционного и акустического сходства.

Фонема – совокупность звуковых оттенков (аллофонов).

Для ЛФШ свойственно для интерпретации слабых фонем применять принцип звуковой близости с вариантом сильной фонологической позиции. Для учения ЛФШ не свойственны термины: сильная и слабая позиция, фонемный ряд, позиционные изменения. Характерные понятия: звукотип, аллофон, тождество звучания, нейтрализация слова.

И и Ы – разные звукотипы в акустическом отношении.

Пражская фонетическая школа.

Возникла в Праге в 30-40е годы 20 века.

Основоположники – Сергей Трубецкой, Роман Якопсон.

Фонема для ПЛК – член фонологической оппозиции. Являясь членом, фонема свидетельствует о том, что она в сильной позиции. В слабой фонологической позиции фонема перестает быть в статусе фонемы. Она лишается условий проявления своих различительных признаков, поэтому в слабой позиции мы имеем дело с архифонемой (скрытой фонемой).

Это общий вариант двух или более нейтрализуемых фонем, которые в результате нейтрализации приобретают определенные общие признаки. Архифонема обозначается заглавной буквой.

Если согласная фонема находится в сильной позиции по звонкости-глухости, то её следует характеризовать, как фонему, даже если она по твердости-мягкости в слабой.

Фонематическая транскрипция – это запись звучания речи в соответствии с русским литературным произношением русскими буквами. Это запись фонемного состава слова. Все фонемы должны быть реконструированы в соответствии с 3мя фонетическими школами до уровня их функциональной силы.

 

  1. Понятие о чередовании. Идеи И.А.Бодуэна де Куртене. Типы чередований.

Чередование – мена звуков или фонем в пределах одной и той же морфемы.

Лингвистические условия появления чередований в русском языке объясняются тем, что одна и та же морфема в разных словах может употребляться в ином звуковом соседстве.

Чередования вызваны мобильностью реакции морфемы на положение в слове и окружение соседних звуков. Чередование – лингвистическое явление, устанавливает связь фонетической единицы с морфемно-морфологическим уровнем языка.

Чередования фонетически обусловлены. Категории фонетической обусловленности:

- ударность – безударность

- звонкость - глухость

- твердость – мягкость

Все чередования можно разделить на фонетически обусловленные и необусловленные (исторические). К историческим нельзя применить современные фонетические законы. Это результат тех фонетических явлений, которые имели место в истории языка (взаимодействие с йотом, например). Исторические чередования всегда проявляются на письме.

Фонетические чередования:

- параллельные – чередование вариаций фонем (фонемы чередуются в сильной позиции)

- непараллельные – чередование сильной позиции со слабой.

  1. Понятие о суперсегментной фонетике. Просодические средства и сложные фонетические единицы.

ССФ – это раздел фонетики, изучающий суперсегментные фонетические единицы и их свойства.

Важные аспекты ССФ:
- Это явление речевой деятельности и она определяется законами порождения речи

- Специфика полностью проявляется в рамках звучащего текста, а текст – предельная единица человеческого общения.

- раскрывает физические и интеллектуальные способности говорящего.

- Устанавливает связь фонетики со смыслом.

Членение речи на отрывки подчиняется:

  1. Личной программе говорящего
  2. Семантико-синтаксической структуре языка.

ССФ состоит из сложных фонетических единиц и системы фонетических средств их оформления.

ССЕ:

    • Слог – звуки речи, объединенные в единое целое, благодаря эффекту звучности между собой
    • фонетическое слово (такт) – последовательность слогов, объединенных в единое целое с помощью ударения
    • синтагма – несколько фонослов, объединенных в фонетическое целое с помощью интонации и синтагматического ударения (на последнее слово синтагмы)
    • фраза – состоит из последовательности синтагм, которые объединены характерными интонациями
    • фонотекст – венец звучащей речи, состоит из совокупности фонофраз, составляющих единое целое благодаря смыслу, а также общей системе просодической речи.

Просодические признаки (оформляют) - ударение и интонация.

  1. Ударение. Свойства ударения. Признаки русского словесного ударения. Ударение и редукция гласных. Типы редукции (фонационный механизм редукции, степени редукции). Ритмика слов по А.А. Потебне. Типология ударения в речи.

Ударение – выделение фонетическими средствами слога или слова во фразе. К фонетическим признакам относится длительность, интенсивность, качество звука. Теорию русского ударения разрабатывал А.А. Потебня (акцентность в славянских языках, ввел формулу ритмики русского слова с учетом ударения).

Русское ударение – свободнее, в отличие от некоторых других языков, где ударение падает на конкретный слог.

Русское ударение может быть подвижным и неподвижным.

Функции ударения:

- кульминативная – обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его вершины.

- смыслоразличительная

а) различение значения слов (зАмок-замОк)

б) различение формы слова (рукИ-рУки)

Златоустова доказала, что соотношение ударных и безударных слогов не одинаково, если рассматривать качество гласного под ударением. Интенсивность указывает на мускульное напряжение. Гласные верхнего подъема всегда менее интенсивны. В ударном слоге гласные акустически и артикуляционно характеризуются как наиболее выразительные. С этим связано явление редукции. В СРЯ редукция – изменение звука, стоящего в менее отчетливом выражении его качественных и количественных характеристик. Происходит это в следствии ослабления напряжения в органах речи и сокращении времени произнесения.

В СРЯ есть две степени редукции.

1 – абсолютное начало слова, первый предударный слог.

2 – все остальные слоги

112311 – формула ритмики русского ударения

В некоторых диалектах существует до 10 степени редукции.

Виды ударения:

Словесное

Синтагматическое

Логическое

Эмоциональное

  1. Интонация. Просодические признаки интонации. Функции интонации. Типология интонационных конструкций.

Мелодика анализируется как комплекс просодических средств, участвующих в передаче смысловых и эмоциональных отношений в речи. Интонация организует речевой поток и облегчает понимание речи. Интонация обязательно включает ударение.

Функции интонации:

- оформление – превращение слов в высказывание

- членение речи на ритмические оттенки

- выделение языковых единиц из числа однородных

- передает определенные коммуникативные установки (приказ, вопрос)

- передает эмоции.

Изучается в трех аспектах:

- физиологический – является результатом деятельности голосовых связок

- акустический –совокупность тоновых, силовых, тембральных и темпоральных изменений работы голосовых связок

- фонологический – средство выражения определенного смысла и эмоции.

Тип интонации, направление движения тона:

  1. Интонация завершенного повествования (.) – прямо, плавно вниз, точка
  2. Интонация незавершенного повествования (…), (;), (,), (:), (-) – биссектриса прямого угла (слева направо вверх)
  3. Интонация общего вопроса – интонация общего вопроса – биссектриса, плавно вниз, чуть закругляется, точка
  4. интонация специального вопроса –биссектриса (слева направо вниз)
  5. Побудительная, перечислительная, выделительная – синусоида

Интонационные конструкции:

  1. Характеризуется большим резким падением тона в центре с последующим ровным тоном в постцентральной части. [\] Завершенное высказывание и противопоставление.
  2. Большой интервал падения или динамическое усиление гласного центра. [\], [\+] В?, предложениях с? словом, во 2ой части альтернативного вопроса, в утверждениях с противопоставлением.
  3. Резвое восходящее движение тона, а посцентральная часть на плавном нисходящем тоне. [/] В общих вопросах, при выражении незавершенности в неконечных синтагмах утвердительных выражений, при выражении незавершенности в официальных речах.
  4. Нисходяще – восходящее движение тона и посцентральная часть на высшем уровне. [v-]. В сопоставительных вопросах с союзом а, в анкетных вопросах, при приглашении к дальнейшему разговору.
  5. Композиция восходящего тона (на ударном слоге местоименного слога) и нисходящего (на последнем ударном слоге акцентом). [/ ˉ \] В оценочных предложениях, где выражена большая степень проявления признака состояния действия, есть местоименное слово, выражение отрицания или невозможности признаков действия в составе повествовательных предложений.
  6. Повышение тона на гласных звуках центра без заударного падения. [/ ˉ ] При выражении незавершенности в конечных синтагмах, придавая предложению эмоциональный или официально-торжественный оттенок, при выражении в большей степени признака в составе действия, при выражении недоумения и сожаления в вопросительных предложениях с вопросительным словом.
  7. Резкое повышение тона над гласным центра вплоть до фальцета и гортанной смычки, постцентральная часть на низком уровне. [//ˀ] Выражает отрицание или невозможность признака и действия, при усилении утверждения или отрицания.
  1. Слог. Определение слога. Лингвистические характеристики слога в речи. Принципы слогоделения. Типология слогов русского языка.

Слог:

- минимальная ССЕ

- отрезок речи, заключенный между двумя растворами органов речи.

- предельная произносимая единица речи, состоящая из слогообразующих и словосоставляющих элементов, строящихся по принципу возрастающей звучности.

- состоит из обязательного слогообразовательного элемента (гласного или сонорного согласного) и необязательных слогосоставляющих элементов (согласных). Слогообразующий элемент – ядро или вершина, часть перед ядром – инициаль, после – финаль. Ядро и финаль – рифма.

Функции слога:

  1. минимальная единица порождения и восприятия речи, после проявления фонетических особенностей (часть информации о звуке содержится в соседних сегментах).
  2. поле реализации ударения и фразового акцента.
  3. способ организации сегментных единиц в речевой цепи
  4. единица речевого ритма.

Типология слогов в русском языке:

  1. По отношению к ударению

- ударные

- безударные

2. По степени прикрытости согласных в начале слова

- прикрытые

- непрекрытые

3. По степени сложности в конце слога

- открытые

- закрытые

4. По расположенности в слове

- начальный

- серединный

-конечный

Основные теории слогоделения в русском языке.

К этой сложной проблеме первым обратился В.К. Тредиаковский в 1747 году. Все созданные с тех пор теории слогоделения исходят из того, что:

-характер слогоделения в каждом конкретном случае уже известен заранее и является единственным

- теории строятся на одном каком-либо критерии.

Теории:

  1. Сонорная теория (Аванесов, Панов)
  2. Мускульного напряжения (Щерба)
  3. Имплозии и эксплозии (Фердинан де Соссюр)
  4. Теория открытого слога (Бондарко)

Недостатки теорий:

  1. Они не объясняют того факта, что членение одной и той же звуковой последовательности на слоги может быть различным для разных носителей современного русского литературного языка.
  2. Один, изолированно применяемый, принцип не может дать объяснение во всех случаях.

 

  1. Графика. Определение. Принципы русского письма. Символическое толкование букв в Древней Руси. Цифровые алфавиты Древней Руси. Значение букв: главное и второстепенное. Соотношение буквы, звука, фонемы. Типология букв (многозначные и однозначные). Слоговой принцип русского письма. Отступление от слогового принципа русского письма при обозначении твердости-мягкости русских согласных и передачи йота. Реформы русского письма.

Графика – система всех средств данной письменности, которые использовались как средство общения.

Письмо или графика создана для того, чтобы преодолеть все недостатки устной формы общения. В понятии графика входят буквы и знаки препинания, а так же диакритические знаки. Для современного русского языка характерно то, что буква в основном соответствует фонеме. Можно сказать, что буква является эквивалентом фонемы в сильной позиции. То, что буква не равна звуку – разные свидетельства.

  1. Буква есть, звука нет – ъ, ь, диереза
  2. Есть буквы, ведущие себя двояко – я, ю, ё

Факт, что букв в русском языке меньше звуков является показателем того, что одна и та же буква может иметь несколько реализаций.

В силу свой многозначности буква может классифицироваться как имеющая главное и второстепенное значение. Главным значением буквы является то, когда буква соответствует фонеме в слабой фонологической позиции. Главное значение буквы говорит о том, что её нельзя заменить в составе слова, так как произойдет искажение его смысла. Второстепенное значение свидетельствует о том, что замена буквы не приведет к каким-либо изменениям в восприятии понимания значении слова. Буквы русского алфавита различаются между собой так же в зависимости от того, имеют ли они 1 или 2 основных значения (если главное значение одно, то такие буквы однозначны – а, о, у, ы, э, согласные – ц, ч, ж, ш, щ, й).

Двухзначные буквы имеют два основных значения и эти же буквы являются несамостоятельными, то есть при чтении они связаны с соседними буквами. Характер соседних букв позволяет читающему определить, какую букву и как следует произнести. (гласные – е, ё, я, ю, и, согласные – б, в, г, д, з, с, п, т, ф, к, х)

С двузначными буквами связано такое явление как слоговой принцип русской графики. Определяя двузначный характер русских букв мы пользуемся такой звуковой последовательностью, как слог, то есть истинное лицо согласного можно определить только в сочетании с гласным. Применение этого принципа поспособствовало тому, что для обозначения твердости-мягкости согласных не нужно изобретать новых значков, а передача звонкости-глухости обеспечивается разным начертанием.

История русского алфавита – борьба с лишними буквами, они исчезали, начиная с реформ Петра Великого (ω, лигатура o, Ѧ, Ѫ). Реформами Академии Наук в 18 веке добавлены ё (Карамзин), э, й.

  1. Понятие о русской орфографии. Принципы русской орфографии. Лексикографические источники по русской орфографии. История русской орфографии.

Русская орфография – исторически сложившаяся и социально принятая система написания, которой пользуются в обществе.

Орфография рассматривает свод правил, определяющих единообразие написания морфем слов, словоформ при наличии различных вариантов. Орфография устанавливает общепринятое единое написание значимых единиц русской речи. В русском языке без проверочных слов – 8%, косвенно проверочные имеют 20-22%, слова с опорным написанием – 70%.

Русская орфография включает в себя следующие правила:

- передачи звуков речи (фонем) в составе слов или морфем

- слитного, раздельного, дефисного написания слов или морфем

- употребления строчных и прописных букв

- переноса

- графического сохранения слов

Всю совокупность правил сводят к трем принципам:

- морфологический – одни и те еж буквы русской письменности обозначают фонему во всех случаях ее употребления. Открыт Ломоносовым в 1755 году, термин введен в 1887.

- фонетический – здесь на лицо оказывается полное или приближенное буквенное соответствие орфограммы с соседним звуком.

- Традиционный – совокупность написаний, при которых фонема в слабой позиции обозначается одной из ряда букв фонологически возможных для данной позиции.

 

  1. Русская орфоэпия. Нормы русской орфоэпии. Орфоэпия и устные формы общения. Лексикографические источники.
  2. Социофонетика. Методика описания, анализа социальных вариантов речи.
  3. Фонетика поэтической речи. Звуковые ресурсы русской поэтической речи: звуковые повторы, анаграммы, паронимическая аттракция, звуковой символизм и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...