Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок избрания и прекращение полномочий Президента РФ. 71. Неприкосновенность Президента РФ. Отрешение его от должности.

Президент РФ в конституционной системе органов государства. См. след вопрос.

69.Президент Российской Федерации - глава государства. Его основные функции. Президент: обладает правом законодат. инициа­тивы, т.е. правом вносить в ГД законопроекты, ~ обладают приоритетом с т.з. очередности их рассмотрения, назначает выборы ГД в соотв. с К. РФ и ФЗ, распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных К. РФ, назначает референдум РФ в порядке, установленном ФКЗ, подписывает и обнародует ФКЗ и ФЗ, обладает правом отлагательного вето в отношении принятого палатами ФС федерального закона, обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутр. и внеш. политики Российского государства. Конституционные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Президент: назначает с согласия ГД Председателя Правит-ва РФ, по предложению Председателя Правит-ва РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исп. власти РФ, по предложению Председателя Правит-ва РФ назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правит-ва РФ, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правит-ва РФ, имеет право отменять постановления и распоряжения Правит-ва РФ в случае их противоречия К. РФ, ФЗ и указам Президента РФ, принимает решение об отставке Правит-ва РФ, вправе приостанавливать действия актов органов исп. власти S-в РФ в случае их противоречия К. РФ и ФЗ, международным обязательствам РФ, или нарушения прав и свобод Ч. и Г. до решения этого вопроса соответствующим судом, представляет ГД кандидатуру Председателя ЦБ РФ, ставит перед ГД вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ. Конституционные полномочия Президента РФв сфере судебной власти Президент РФ: представляет СФ кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов представляет СФ кандидатуру для назначения на должность Ген. прокурора РФ и вносит в СФ предложение об освобождении Ген. прокурора РФ от должности. Конституционные полномочия Президента РФ в иных сферах государственной деятельности Помимо полномочий в сфере законодат, исп., и судебн. власти Президент также: решает вопросы гражданства РФ и предоставления полит. убежища, награждает гос. наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование В сфере обороны и безопасности: формирует и возглавляет Совет Безопасности (СБ) РФ, формирует и возглавляет Совет обороны РФ, является Главнокомандующим Вооруж. Силами РФ, назначает и освобождает высшее командо­вание Вооруж. Сил РФ, в случае агрессии против РФ или угрозы - вводит на терр. РФ или в отдельных её местностях военное положение (сообщая об этом СФ и ГД), при обстоятельствах предусмот­ренных ФКЗ, вводит на терр. РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение (сообщая об этом СФ и ГД) В сфере внешней политики: осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры и подписывает междуна­родные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты.

Порядок избрания и прекращение полномочий Президента РФ. 71. Неприкосновенность Президента РФ. Отрешение его от должности.

Право выдвижения кандидатов на пост п-та: ФЗ 2002 года предусматривает 3 способа: 1) кандидаты могут быть выдвинуты политическими партиями. 2) избирательными блоками. 3) порядок самовыдвижения. Срок полномочий Президента РФ — 6. Президент избирается гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по абсолют­ной мажоритарной системе. Участие гражданина РФ в выборах Президента РФ является добро­вольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свобод­ное волеизъявление. В настоящее время процедура избрания Президента РФ осущест­вляется на основе Конституции и Федерального закона «О выборах Президента РФ» от 31 декабря 1999 г. Выборы Президента назначаются Советом Федерации не позднее чем за 150—120 дней до дня голосования или через 14 дней после до­срочного прекращения полномочий Президента РФ. День голосова­ния должен приходиться на первое воскресенье после истечения кон­ституционного срока, на который был избран Президент РФ. Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию госу­дарства. Выдвигать кандидата на пост Президента России может политиче­ская партия или избирательный блок, в состав которого входит данная партия, зарегистрированные в установленном порядке, а также ини­циативная группа российских граждан в количестве не менее 100 чело­век. Согласие баллотироваться кандидат дает только одной инициа­тивной группе или одному избирательному блоку. В поддержку выдвинутой кандидатуры инициаторы должны со­брать не менее 1 млн. подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. подпи­сей. Подписные листы представляются в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней должна проверить их соот­ветствие указанному выше порядку выдвижения кандидата на пост Президента РФ и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Все зарегистрированные кандидаты имеют равные права и обязан­ности. Кандидат обладает неприкосновенностью, т.е. не может без согла­сия Генерального прокурора РФ быть привлечен к уголовной ответст­венности, арестован или подвергнут мерам административного взыс­кания, налагаемым в судебном порядке. После регистрации кандидат в Президенты может начать свою предвыборную кампанию, в этом ему помогут 600 доверенных лиц. Для проведения предвыборной агитации кандидат создает избирательные фонды, образуемые за счет своих личных средств, средств выдвинувше­го его избирательного блока, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, а также средств, выделенных каждому зарегистри­рованному кандидату Центральной избирательной комиссией. За день до выборов предвыборная агитация запрещается. Определе­ние результатов выборов производится по абсолютной мажоритарной системе: избранным считается тот кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. И причем прийти к избирательным урнам должны не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. В случае, если в избирательный бюллетень было внесено более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия назначает через 15 дней второй тур голосования по выборам Президента РФ по двум кандидатам, по­лучившим наибольшее число голосов избирателей. Здесь уже победит тот кандидат, который набрал большее число голосов, чем другой кан­дидат. Компетенция определяется особым местом Президента в системе государственной власти и закрепляется в конституционных нормах и в действующем законодательстве. Основания прекращения полномочий Пр. РФ. 1) по истечении установленного срока его пребывания в должности после принесения' присяги вновь избранным Пр. РФ 2) досрочное прекращение полномочий Пр. РФ, т.е. до истечения срока. м. произойти по нескольким основаниям: отставка. По смыслу К93 – добровольное желание. в случае стойкой неспособности Пр.РФ по состоянию здоровья осуществлять полномочия (связано с мед. заключением соотв. учреждений, а также решением суда на основании этих документов о дееспособности Пр. РФ; в) в случае отрешен. Пр. РФ от должности. (принимается палатами ФС РФ без связи с волеизъявлением П-та, напротив -вопреки ему.). Процесс отрешения. 1. выдвижение обвинения П-та в государственной измене или совершения преступления а) ГД должна проявить инициативу о выдвижении обвинения. Инициатива должна быть поддержана 1/3. б) ГД создает специальную комиссию для исследования обстоятельств дела и формулирования основания обвинений п-та. Создается большинством голосов от общего числа. 2) дать предварительную оценку имеющихся мат-лов, явл. основанием выдвижения обвинения. Если заключение подтвердит конституционность инициирования депутатов, ГД только тогда сможет продолжить процесс. Затем ГД д. получить заключен. Верх. Суда РФ о наличии или отсутствии в действиях Пр. РФ состава преступления. В случае положительного заключения Верх. Суда РФ, процесс отрешения Пр. РФ от должности д.б. продолжен. Еще необходимо также заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Такое заключение К.Суд РФ д. представить в СФ по его запросу, т.е. после принятия ГД постановления о выдвижении обвинения Пр. РФ 2 стадия Вместе с принятым ГД постановлением о выдвижении обвинения в СФ передаются заключения Верховного Суда РФ и К. Суда РФ, и др. документы. 3) принятие решения об отрешении П-та от должности. Оно принимается СФ 2/3 голосов решение должно быть принято не позднее 3 мес. срок.Последствия 1. досрочное прекращение исполнение обязанностей 2) снятие иммунитета 3) экс-президент может быть привлечен к уголовной от-ти.

72. Понятие правового статуса Президента РФ. Компетенция Президента РФ, его взаимоотношения с другими органами государственной власти. Президент: обладает правом законодат. инициа­тивы, т.е. правом вносить в ГД законопроекты, ~ обладают приоритетом с т.з. очередности их рассмотрения, назначает выборы ГД в соотв. с К. РФ и ФЗ, распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных К. РФ, назначает референдум РФ в порядке, установленном ФКЗ, подписывает и обнародует ФКЗ и ФЗ, обладает правом отлагательного вето в отношении принятого палатами ФС федерального закона, обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутр. и внеш. политики Российского государства. Конституционные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Президент: назначает с согласия ГД Председателя Правит-ва РФ, по предложению Председателя Правит-ва РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исп. власти РФ, по предложению Председателя Правит-ва РФ назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правит-ва РФ, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правит-ва РФ, имеет право отменять постановления и распоряжения Правит-ва РФ в случае их противоречия К. РФ, ФЗ и указам Президента РФ, принимает решение об отставке Правит-ва РФ, вправе приостанавливать действия актов органов исп. власти S-в РФ в случае их противоречия К. РФ и ФЗ, международным обязательствам РФ, или нарушения прав и свобод Ч. и Г. до решения этого вопроса соответствующим судом, представляет ГД кандидатуру Председателя ЦБ РФ, ставит перед ГД вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ. Конституционные полномочия Президента РФв сфере судебной власти Президент РФ: представляет СФ кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов представляет СФ кандидатуру для назначения на должность Ген. прокурора РФ и вносит в СФ предложение об освобождении Ген. прокурора РФ от должности. Конституционные полномочия Президента РФ в иных сферах государственной деятельности Помимо полномочий в сфере законодат, исп., и судебн. власти Президент также: решает вопросы гражданства РФ и предоставления полит. убежища, награждает гос. наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование В сфере обороны и безопасности: формирует и возглавляет Совет Безопасности (СБ) РФ, формирует и возглавляет Совет обороны РФ, является Главнокомандующим Вооруж. Силами РФ, назначает и освобождает высшее командо­вание Вооруж. Сил РФ, в случае агрессии против РФ или угрозы - вводит на терр. РФ или в отдельных её местностях военное положение (сообщая об этом СФ и ГД), при обстоятельствах предусмот­ренных ФКЗ, вводит на терр. РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение (сообщая об этом СФ и ГД) В сфере внешней политики: осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры и подписывает междуна­родные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты.

73. Правовые акты Президента РФ. Администрация Президента РФ. Администрация п-та формируется единолично президентом. В функции администрации входит много вопросов: подготовка законопроектов для внесения их в ГД, подготовка проектов указов п-та, обеспечение деятельности Совета безопасности, осуществление контроля и проверки исполнения федеральных зак-ов и указов През-та, обеспечение взаимодействия с полит.партиями, общест. и религиозными объединениями, госуд.органами и должностными лицами зарубежных гос-в и т.д выполняя эти функции, Администрация взаимодействует с палатами Федер.Собрания, Правительством и др.органами гос.влати и ее субъектов. В состав Администрации входят: Руководитель Администрации, два его заместителяпомощника Президента, помощники Президента, пресс-секретарь, руководитель протокола, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники, полномочные представители Презта в Совете Федерации и т.д Ведущую роль играет Руководитель Адм-ции. Он координирует деятельность помощников Презта и распределяет вопросы, относящиеся к их ведению. Помощники по поручению руководителя осуществляют кадровые назначения в Админ-ции. Заместитель Руководителя – помощник Презта по поручению Руков-ля в случае его временного отсутствия исполняет его обязанности. Помощ-ки Презта, пресс-секретарь и руководитель протокола имеют право обращаться к соответствующим федеральным министрам. Советники Презта подчиняются Презту и образуют аппарат советников, в состав которого входят департаменты, обеспечивающие их деятельность. Также могут обеспечивать деятельность совещательных и консультативных округов при Презте. Руководитель Админции координирует деят-ть советников и распределяет вопросы, относящиеся к их ведению. Деятельность полномочных представителей Презта в федеральных округах координирует Руководитель Администрации, а деятельность полномочных представителей Презта в Совете Федерации, ГосДуме, КС – заместитель Руководителя Администрации – помощник Президента РФ. Презт РФ возглавляет Совет Безопасности, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот совещательный орган призван проводить работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности, оперативно готовить для президента проекты решений по их предотвращению. СБ формируется През-ом РФ в соответствии с К и законом РФ о безопасности. В развитие этого закона указом Презта от 7.06.2004 утверждено положение о СБ РФ. В состав СБ входит-Председатель т.е Презт РФ, секретарь, постоянные члены, члены СБ, которые назнач-ся Презом РФ. Работой руководит Председатель СБ. решения СБ принимаются простым большинством и вступают в силу только после утверждения Презом. Акты Президента РФ: правовая природа и виды Глава РФ выносит свои решения в форме указов и распоряжений. Они обязательны для исполнения на всей тер­ритории РФ. Указанные акты появились вместе с институтом Президента — в июле 1991 г. Указы и распоряжения относятся к подзаконным актам и не долж­ны противоречить Конституции РФ и федераль­ным законам (ст. 83 Конституции). Они подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законодательными нормами. Президент эти акты издает самостоятельно. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава госу­дарства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. Указы подразделяются на нормативные и индивидуальные. По­следние издаются по таким?ам, как гражданство, предоставле­ние политического убежища, кадровые назначения, награждение госу­дарственными наградами и др. В современный период сфера правового регулирования, охватыва­емая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. В постановлении Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. указано, что практика издания указов, восполняю­щих пробелы в правовом регулировании по?ам, требующим за­конодательного решения, конституционна, если, во-первых, они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам и, во-вторых, их действие ограничивается принятием соответствующих законов. Широкое распространение «указное нормотворчество» получило в 1994—1998гг. В современный период роль и область применения указа несколько сократилась.Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Распоряжения — это вторые по значимости (после указов) право­вые акты главы государства. Они обычно являются ненормативными и содержат конкретные поручения, задания, предписания частного ха­рактера. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Консти­туционность актов главы государства может быть проверена Конститу­ционным Судом РФ. Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию представляет собой официальный документ большой политической значимости, но не содержит норм права и поэтому не носит норматив­ного характера.

74. Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти страны. Место и роль Правительства РФ в системе государственных органов. Согласно Конституции РФ (ст. 110), исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти, Правительство РФ осуществляет государственное управление. Положение Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" Как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Правительство РФ осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

75. Состав, структура и порядок формирования и отставка Правительства РФ. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. В соответствии с Конституцией (ст. 111) предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Согласно Конституции (ст. 113), Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ по заявлению Председателя Правительства об отставке; в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий. Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства. В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей. В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение обязанностей Председателя одному из заместителей Председателя на срок до двух месяцев. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 112) Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке. Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента РФ. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае отставки Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства. Члены Правительства РФ не вправе быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления; занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти; использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства; получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха; принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств; выезжать в служебные командировки за пределы России за счет физических и юридических лиц.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...