Методика обучения русскому языку и литературе
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Программа государственного экзамена по специальности 050708 – «Педагогика и методика начального образования» (ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)
Воронеж 2010 Пояснительная записка Государственный междисциплинарный экзамен по педагогическим предметным технологиям является, наряду с экзаменом по педагогике и защитой выпускной квалификационной работы, одной из составляющих частей государственной аттестации выпускников педагогического вуза, предусмотренной Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования» (квалификация – учитель начальных классов), утвержденным Министерством образования России 31.01.2005. Государственный экзамен по педагогическим предметным технологиям носит компетентностно-ориентированный характер. Его цель – проверка сформированности предметно-технологической компетентности учителя начальных классов – профессиональной готовности выпускника к осуществлению педагогической деятельности в начальной школе по основным дисциплинам методического характера – методике обучения русскому языку и литературе, методике преподавания математики, методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир». Предметно-технологическая компетентность формируется в процессе изучения не только названных дисциплин, но и в процессе изучения методики преподавания технологии, методики преподавания изобразительного искусства, теории и методики музыкального воспитания, новых технологий обучения русскому языку и литературе и новых технологий обучения математики. Профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов включает в себя фундаментальные научные и методические знания по всем этим дисциплинам.
Предметно-технологическая компетентность учителя начальных классов представлена совокупностью специальных компетенций: общеметодической, предметно-методической, частнометодической и адаптивно-методической. 1. Общеметодическая компетенция – это способность выпускника ориентироваться в современных общепедагогических технологиях, охватывающих целостный образовательный процесс в начальной школе, на основе некой совокупности представлений о социальной политике в области начального образования. 2. Предметно-методическая компетенция – это способность будущего педагога осуществлять педагогическую деятельность в рамкахкакой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения, учебной дисциплины. 3. Частнометодическая компетенция – это способность будущего педагога осуществлять педагогическую деятельность в рамках отдельных частей учебно-воспитательного процесса, направленных на решение частных, локальных, дидактических, методических или воспитательных задач. 4. Адаптивно-методическая компетенция – это способность будущего педагога организовывать свою педагогическую деятельность, как с отдельными учащимися, так и с группой учащихся в условиях максимальной адаптации учебного процесса к их индивидуальным особенностям. В процессе итоговой государственной аттестации в рамках государственного экзамена по педагогическим предметным технологиям выпускник должен продемонстрировать следующие знания и умения: - знание современных образовательных технологий: - знание требований нормативных документов и учебных стандартов в начальной школе; - умение реализовывать требования нормативных документов и стандартов в практике обучения.
- знание научных основ содержания курса начальной школы; - осознанное владение специальной терминологией в необходимом объеме во взаимосвязи с содержанием учебного материала; - знание содержания современных программ по учебным дисциплинам; - знание особенностей каждого учебно-методического комплекта для начальной школы, рекомендованных министерством образования к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях; - знание общенаучных принципов обучения; - знание общепедагогических методов обучения; - знание форм организации процесса обучения; - умение интерпретировать и систематизировать научную информацию по предмету; - умение адаптировать содержание программ по учебной дисциплине к возможностям учащихся; - умение конструировать урок по предмету (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика) на научной и здоровьесберегающей основе; - умение проводить предметно-методический анализ и самоанализ урока в начальной школе. - знание способов предъявления учебного материала; - знание способов закрепления учебного материала; - знание классификации учебных заданий по различным основаниям (в зависимости от этапов обучения, от характера познавательной деятельности школьников, от содержания материала); - знание видов и форм контроля знаний, умений и навыков младших школьников; - умение формулировать и решать стратегические и тактические задачи в области предметного обучения; - умение осуществлять педагогическую деятельность в рамках отдельных частей учебно-воспитательного процесса (технология изучения данной темы, технологии усвоения, повторения и контроля знаний). - знание основ индивидуализации обучения; - знание технологии уровневой дифференциации обучения; - умение развивать у школьников самостоятельность, самоконтроль, обучать приемам исследовательской работы в условиях максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся; - умение организовывать свою педагогическую деятельность с группой учащихся, сформированной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса умений. Степень усвоения теоретических знаний и приобретенных умений будет свидетельствовать о сформированности названных компетенций. Следовательно, задачей государственного экзамена по педагогическим предметным технологиям является проверка сформированности компетенций, т.е. выявление степени усвоения теоретических знаний и приобретения практических навыков.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускнику, определена структура экзамена. Государственный экзамен по педагогическим предметным технологиям носит комплексный характер: его содержание сформировано на междисциплинарной основе и включает в себя содержание следующих специальных дисциплин образовательной программы – 1. Методики обучения русскому языку и литературе; 2. Методики преподавания математики; 3. Методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир». С целью организации самостоятельной подготовки студентов к итоговому государственному экзамену по педагогическим предметным технологиям составлена настоящая программа, в содержание которой вошли основные положения и идеи, изучаемые в блоке специальных дисциплин. Экзаменационный билет содержит два теоретических вопроса по педагогическим предметным технологиям и одно практическое задание: 1. Общетеоретический вопрос по педагогическим предметным технологиям; 2. Теоретический вопрос (частного характера) по педагогическим предметным технологиям; 3. Практическое задание. Теоретические вопросы по педагогическим предметным технологиям (методикам обучения) призваны установить наличие у студентов фундаментальных научных и методических знаний по специальным дисциплинам. Практические задания являются материалом, позволяющим выявить степень профессиональной подготовленности выпускников к решению конкретных практических задач в начальной школе. Программа междисциплинарного экзамена по педагогическим предметным технологиям составлена в соответствии с рабочим учебным планом специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования» (утвержден Ученым советом вуза 24.06.10 г., протокол № 11) в разделах:
1. СД.Ф.8 Методика обучения русскому языку и литературе (500 часов); 2. СД.Ф.9 Методика преподавания математики (320 часов); 3. СД.Ф.10 Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» (180 часов). Программа государственного междисциплинарного экзамена по педагогическим предметным технологиям соответствует содержанию рабочих программ по данным дисциплинам и не включает вопросы и задания, не предусмотренные рабочими программами. В программе государственного междисциплинарного экзамена, помимо пояснительной записки - представлено содержание основных учебных дисциплин, выносимых для контроля на государственном экзамене (с указанием разделов и тем); - содержится перечень вопросов и заданий по методике обучения русскому языку и литературе, по методике преподавания математике, по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир»; - приводится образец экзаменационного билета; предоставлен список рекомендуемой литературы; - содержится краткая инструкция о требованиях к качеству ответа и критерии оценки.
Методика обучения русскому языку и литературе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|