Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I раздел. Понятие «занятость» и «рынок труда» как предмет научного исследования.

Безработная молодёжь: социальные настроения

ВВЕДЕНИЕ

Проблемная ситуация. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодых людей, которые заняты в непроизводственной сфере, что требует внесения изменений в их трудовую подготовку и переподготовку. Выбранные молодежью социальные ориентиры во многом определяют будущее общество. Составляя 48 % общей численности экономически активного населения, молодые люди от 16 до 29 лет имеют наименьшую конкурентоспособность за рабочее место на рынке труда. По данным переписи населения в 2015 году, молодежи от 14 до 30 лет насчитывалось в Российской Федерации 39,6 миллионов человек. За последние 10 лет численность молодежи сократилась на 5,1 млн. человек. Падение рождаемости в нашей стране привело к старению населения, увеличилась доля 25-29-летних.[1]

Однако, границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигшего нужного уровня благосостояния и культуры. Воздействие этих факторов проявляется в продолжительности жизни людей, в расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж или пойти работать. К 30 годам человек, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе.

Незанятость молодых людей ведет к негативным проявлениям, как в сфере экономики, так и в сфере социальной жизни общества. С ростом числа незанятых складывается «нерациональная структура занятости№. На большинстве предприятий сохраняется значительная численность не полностью занятых работников, что, как правило, ведет к снижению производительности труда и реальных доходов. Также молодежная среда становится опасной «кримоногенной зоной». Так, в 2015 году число совершенных малолетними преступниками грабежей увеличилось в 2,6 раза; хулиганств в 1,9 раза, мошенничеств на 80,3%, вымогательств – 2,6 раза. Из года в год растет число женских преступлений. Большую тревогу в России вызывает тенденция к омоложению женской преступности. В воспитательно - трудовых колониях для несовершеннолетних содержится сегодня около 1476 девочек-подростков. Большая часть осуждена за тяжкие преступления.[2]

Проблемы наркомании, алкоголизма и проституции отчасти являются производными безработицы. Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов, членов экстремистских политических течений.

Также молодежь не может избежать негативного воздействия пороков и издержек в ходе формирования системы государственной власти, породивших скептицизм, недоверие, потерю идеалов. Суть преобразований государства должна состоять в том, чтобы связать потребности и интересы молодежи с потребностями и интересами общества, включить ее в процесс преобразования. Таким образом, проблема занятости молодежи является актуальной социальной проблемой, поэтому требует особого внимания, как со стороны государственной власти, так и со стороны общества в целом.[3]

В исследовании данной проблемы заметно преуспели зарубежные социологи и экономисты. Но и в нашей стране эта тема не осталась без внимания специалистов. Уже в двадцатых годах 20 века, данная тема рассматривалась такими авторами как: Н.М. Блинов, Зайцев, В.П.Шубин и другими.

В конце 20 века в связи с реформированием России и резким увеличением проблем безработицы, заметно выросло количество работ по социологическим и экономическим дисциплинам, посвященным проблеме занятости в обществе и молодежи в том числе. Однако большинство работ имеет относительно поверхностный характер и изучает лишь отдельные аспекты проблем безработицы среди молодежи.[4]

К числу наиболее известных и фундаментальных исследований проблемы занятости молодежи в современной России относится П.А. Чукреев.

Целью исследования данной курсовой работы является изучение теоретических основ, форм и методов регулирования занятости молодежи, как одного из слабозащищенного слоя населения, нуждающегося в государственной поддержке.

Объект исследования – молодежь как социально – демографическая группа, имеющая специфические особенности социального положения и в силу этого наиболее уязвимая к проблеме незанятости.

Предмет исследования – изучение теоретических и технологических подходов в регулированию проблем занятости молодежи.

Цель работы определяет задачи, которые необходимо решить:

1. Рассмотреть теоретические основы регулирования занятости молодежи.

2. Рассмотреть нормативно – правовые основы регулирования занятости молодежи

3. Изучить проблему занятости молодежи на современном рынке труда.

4. Выявить технологические подходы в решении проблем незанятости молодежи.

5. Исследовать данные социологического опроса для практического применения методов изучения субъектов рынка труда.

6. Методы исследования: анализ литературы, документов, опросов и наблюдения.

 

I раздел. Понятие «занятость» и «рынок труда» как предмет научного исследования.

Для изучения методологических основ социальных технологий регулирования занятости молодых людей, необходимо определиться с понятийно-категориальным аппаратом проблем занятости. Поскольку «занятость населения» очень часто соотносится с понятиями «незанятость» и «безработица», мы остановимся на определении этих терминов.

Безработица, определяется как состояние отсутствия занятости по найму или в собственном деле, даже если человек подготовлен к такой деятельности. Более подробнее, категории 2занятость» и «безработица» определены в работах Чукреева П.А. в том числе «Социальные технологии регулирования занятости в условиях регионального рынка труда».

Международное стандартное определение безработицы базируется на трех критериях, которые должны удовлетворятся одновременно: «без работы», «сейчас готов приступить к работе» и «ищет работу». Соответственно «безработные» включают всех лиц старше возраста, установленного для измерения экономически активного населения, которые в течение отчетного периода:

а) были «без работы», то есть не работали за плату по найму или на собственном предприятии, как это предусмотрено международным определением занятости;

б) были «сейчас готовы приступить к работе», то есть, готовы начать работать за плату по найму или на собственном предприятии в течение отчетного периода;

в) «искали работу», то есть предпринимали конкретные шаги в конкретный период с целью найти оплачиваемую работу по найму или на собственном предприятии.[5]

Согласно международному определению к «занятым» причисляются все лица старше возраста, установленного для измерения экономически активного населения, которые в течение одной недели относились к следующим категориям:

- «занятые» по найму:

1) «работающие», лица, которые в течение отчетного периода выполняли определенную работу за заработную плату или жалование деньгами или натурой;

2) «имеющие рабочее место, но не работающие», лица, которые уже работали на своем последнем рабочем месте, но временно не работали в течение отчетного, хотя формально сохраняют за собой рабочее место;

- «занятые» на собственном предприятии:

1) «работающие», лица, которые в течение отчетного периода выполняли определенную работу для получения прибыли или семейного дохода деньгами или натурой;

2) «имеющие предприятие, но не работающие», лица, имеющие предприятия, которые временно в отчетном периоде не работали по той или иной причине.[6]

В целом, занятость населения предполагает степень участия трудоспособного населения в общественном труде, деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок.

Занятыми считаются граждане:

- работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу;

- временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой трудовой деятельностью, включая фермеров, а также члены производственных кооперативов;

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

- обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение, по направлению Федеральной государственной службы занятости населения.

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производственному и творческому труду.[7] Принуждение к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Занятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности.[8]

Регулирование занятости и решение проблем безработицы осуществляется, прежде всего, на рынке труда.

В определение «рынок труда» в основном включают следующее содержание: рынок труда это система экономических отношений между субъектами рынка, покупателями и продавцами рабочей силы.[9]

Таким образом, рынок труда можно определить как процессы движения рабочей силы, ее включения в общественное производство, высвобождения, использования, распределения и перераспределения.

Теоретические основы исследования проблем занятости населения, как известно, заложены в классической экономической теории А. Смита и Д. Рикардо, предполагавших, что обеспечение труда определяется его стоимостью – уровнем заработной платы.

Что касается процессов регулирования рынка труда имеющего стихийный характер, то здесь, по их мнению, происходит самокоррекция спроса и предложения, и рынок труда во вмешательстве государства не нуждается.

Однако, период длительных спадов экономики во всем мире и высокий уровень безработицы, способствовали созданию «кейнсианской концепции» занятости населения. Дж. Кейнс показал, что данные процессы не всегда саморегулируются и правительство должно противодействовать длительным спадам, а так же гарантировать полную занятость, посредством управления валютной и финансовой политикой, то есть увеличением правительственных расходов во времена спада и уменьшения в период полной занятости.

Проблемы регулирования рынка труда и занятости слабозащищенных слоев населения, в том числе молодежи, стали актуальными для изучения в 70 - е годы, в так называемых моделях двойного рынка труда, состоящего из двух секторов: первичного и вторичного.

Модель была разработана Доурингеном и Фларом. Предприниматели платили высокую заработную плату и предлагали хорошие перспективы карьеры лишь постольку, поскольку стремились сохранить устойчивую группу рабочих первичного сектора, обладающих необходимой квалификацией и гарантией сохранить конкурентоспособность фирме путем адаптации к любым технологическим изменениям.

Именно по этой причине первичный сектор находится в крупных корпорациях, вкладывающих капитал в поддержание их преобладания на рынке через применение технологических новшеств.

Однако политика сохранения ядра рабочих первичного сектора дорогостояща и для своей жизнеспособности другие группы рабочих должны иметь более низкую заработную плату или менее хорошие условия занятости. Во вторичном секторе предприниматели могут допустить немного более высокие коэффициенты текучести рабочей силы, ибо выполняемые ими задачи в целом считаются менее квалифицированными и менее важными для процесса производства.

Как правило, он характерен для более мелких фирм, находящихся в отношениях субподряда с крупными корпорациями.

Модель двойного рынка ограниченно объясняет некоторое непостоянство условий на рынке труда, поскольку основана на технологически детерминистском предположении, согласно которому политика фирм в данной области направлена исключительно на поддержание своего экономического преобладания путем применения технологии.

Модель не в состоянии объяснить и социальные группы, связанные, с двумя частями двойного рынка труда, например, почему молодежь имеет тенденцию получать работу во вторичном секторе.

Таким образом, были рассмотрены стандартные определения «безработица», «занятость» и «рынок труда», для того, чтобы оперировать этими понятиями в дальнейшем. Поскольку работа имеет скорее социологический характер, очень коротко были освещены теоретические основы исследования проблем занятости населения в классической экономической теории.

 


[1] Л.Т. Елеев. Занятость молодежи – важная социальная проблема. – Нальчик: Наука, - 2000. – 325 с.

[2] Б.А. Деготь. Российское законодательство социальной защиты населения / Б.А. Деготь. – М., 2005

[3]В.Т. Галенкова. Безработные: особенность российского бытия / Е.Г. Ититханян // Социологическое исследование. – 2005. - №5.

[4] Л.Т. Елеев. Занятость молодежи – важная социальная проблема. – Нальчик: Наука, - 2000. – 325 с.

[5] Боридинский Э. Реальный труд противодействия безработицы / В. Кузьмин // Человек и труд. – 2006. -№9.

[6]В.Т. Галенкова. Безработные: особенность российского бытия / Е.Г. Ититханян // Социологическое исследование. – 2005. - №5.

[7] Б.А. Деготь. Российское законодательство социальной защиты населения / Б. А. Деготь. – М., - 2005.

[8] Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ), М. – 225с. Ст. 43,64,173,174 - 183

[9] 25 ключевых книг по экономике. Издательство «Урал LTD». -1999. - 560 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...