Ава?Ценностно-смысловой подход к рассмотрению видов толерантности
В Законе РФ «Об образовании» отражены те же позиции по отношению к образованию: «содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов». Анализ понятия «толерантность» актуализирует проблему изучения трех видов толерантности: личностной, социальной и этнической. Личностная толерантность включает в себя, прежде всего ценностно-смысловое содержание, в котором центральное место занимают «уважение к человеку, его право и свобода ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком (примеры). В данном типе толерантности прежде всего важна устойчивая позиция личности, в которой отражаются ее установки, ценности и смыслы, т.к. именно они, с одной стороны, определяют внутренний мир человека, его ощущения и переживания, а с другой - являются мотивационными регуляторами, определяющими реальное поведение человека (примеры). Развитие и становление личности связано с ее социализацией, то есть вхождением в социум. Результатом может являться социальная толерантность личности. Социальная толерантность – это партнёрское взаимодействия личности с различными социальными группами общества, она направлена на равновесие в обществе, на защиту прав и интересов личности в составе различных социальных групп. Поведение считается социальным, считает М.Вебер, «когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других людей» (примеры). Отдельный человек как представитель определенной социальной группы, по мнению М. Бубера «в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты» Соотнося себя с «другим», человек способен на совместный поиск общей позиции, при которой «столкновение и борьба мнений становится диалогом, а его участники партнерами». Социальная толерантность проявляется в социальной ответственности личности, за себя и группу единомышленников в том числе этической и правовой сфере. Признание за другими социальными группами права на существование связано с социально-психологической зрелостью личности, не только осознающей свою принадлежность к тем или иным социальным группам, но и разделяющей ее ценностные ориентации. Соответственно, восприятие «других» происходит через призму общих социальных ценностей, установок, стереотипов, а нередко предубеждений, предрассудков и т.п. Социально толерантным можно назвать поведение признающее за другими людьми право и возможность принадлежать к иным социальным группам.
Педагогической задачей в развитии социальной толерантности личности является расширение ее социально-ролевого репертуара, развитие коммуникативной культуры как основы для принятия многообразия в проявлениях социальной жизни общества и поиска способов нацеливающих учащихся на эффективное взаимодействие с представителями различных социальных групп (примеры). Третий вид – этническая толерантность Она не может быть поставлена в один ряд с другими компонентами социальной толерантности: по полу, социальному положению, по профессии, то есть этническая толерантность представляется нам третьим компонентом в ряду личностной, социальной и этнической. Этническаятолерантность, как отношение к «другим», на основе их этнической принадлежности – важнейшее проявление толерантности и личности и общества. Исследования Б.Ф. Поршнева проясняют тот факт, что проявление этнической нетерпимости восходит еще к древним архаическим формам противопоставления «Мы» и «Они», когда и само разделение на «своих» и «чужих», этническая самоидентификация по признаку национальной принадлежности, проявлялась в значительной степени на бессознательном уровне.
Современная личность, наследующая пестрый генетический материал предков, живущая в многообразном мире активных информационных и межличностных контактов, оказывается в ситуации непростого выбора этнической самоидентификации, что особенно актуально в мегаполисах, интегрирующих представителей из самых различных стран, этносов и культур. Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Эмпирические наблюдения дают основания полагать, что современная личность, наследующая пестрый генетический материал предков, живущая в многообразном мире активных информационных и межличностных контактов, оказывается в ситуации непростого выбора этнической самоидентификации, что особенно актуально в мегаполисах, интегрирующих представителей из самых различных стран, этносов и культур. В.С. Библер говорит о важности осознания перехода от «человека образованного» к «человеку культуры». Человека культуры отличает широта взглядов в сфере культурного многообразия различных народов и наций. Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование. Толерантность как сложное явление имеет несколько измерений. Для исследования необходимо остановиться на трех из них: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Когнитивное измерениесостоит в осознании и принятии человеком «сложности, многомерности жизненной реальности и вариативности ее восприятия, понимания и оценивания разными людьми, а также относительности, неполноты и субъективности (по меньшей мере – частичной) собственных представлений и своей картины мира. Она ярче всего проявляется именно в ситуациях противоречий – при расхождении мнений, столкновении взглядов и т.д. - и позволяет рассматривать их как проявление плюрализма, богатства индивидуальных восприятий и интерпретаций. Толерантность означает еще и такое важное качество, как способность человека расхождение с собеседником во мнениях, когнитивный «конфликт» не переводить в конфликт межличностный».
Эмоциональное измерениереализует, прежде всего, в способности к эмпатии. Полноценная эмпатия – безоценочна и в этом смысле по сути своей толерантна. Эмоциональная составляющая толерантности имеет особое значение благодаря тому, что именно в этом измерении коммуникативной ситуации собеседники имеют возможность обрести некую общность, восстановить разрыв человеческих связей, который во многом и делает людей разобщенными и нетерпимо настроенными друг по отношению друга. Более того, эмпатия позволяет компенсировать (или хотя бы смягчить) возможные разногласия между собеседниками в когнитивной или поведенческой плоскостях, препятствуя их перерастанию в межличностное противостояние и нетерпимость. Установление эмоционального контакта между собеседниками способствует созданию более доверительной и безопасной атмосферы общения – и таким образом снижает напряженность и возможность преодоление обострения отношений, конфронтации и соперничества. Поведенческое измерение толерантности представляет лишь видимую часть «айсберга толерантности», считает С.Л. Братченко, и традиционно привлекает особое внимание – как при диагностике, так и при обучении. К поведенческой толерантности относятся: - способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения («Я-высказывания»); - готовность к толерантному отношению к высказываниям других (внимательное слушание и восприятие мнений и оценок других людей как выражение их точки зрения, имеющей право на существование – независимо от степени расхождения с их собственными взглядами);
- способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться (согласовывать позиции, достигать компромисс и консенсус). Необходимо учитывать особенность толерантности – способность человека понимать и принимать множественность и многообразие бытия и признавать неизбежность сосуществования различий. Целенаправленное воспитание, организуемое обществом (школой, семьёй, общественными организациями), протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека общественные условия его жизни. Индивид – не только объект воздействия общественных отношений, но и субъект, который, усваивая социальный опыт, избирательно относится к окружающей действительности. Воздействие национальных отношений на человека приобретает значимость не само по себе, а через индивидуальную позицию личности. На бытовом уровне человек постоянно впитывает, осваивает обычаи и традиции своих соседей, в школе он изучает историю других народов, постигает общность социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Однако на процесс формирования толерантного сознания и поведения оказывает воздействие огромное число факторов (семья, окружение, референтные группы, собственный опыт м потому этот процесс оказывается сложным и далеко не всегда успешным. Важным является и то, что чаще всего отношения к «другому», к «другим» являются эмоционально окрашенными и не до конца отрефлексированными самим человеком. Поэтому случайные наблюдения, передачи по телевидению (плохо прокоментированные); неудачный опыт собственного общения могут сформировать отрицательную позицию по отношению и к «другим». Основные позиции, обращенные к ближайшему будущему, могут быть обозначены следующим образом: толерантность требует гибкости Толерантность – это не только правило обращения с ценностями, она сама является универсальной ценностью.
Перед нами слоёный пирог толерантности. Поначалу кажется, что это шарж. Слоёная толерантность (или толерантная слоёность?) изображена несколько сатирически. Немного дополнительных штрихов, например, пара маргинальных физиономий со сладострастными ртами и большими ложками, превратили бы этот рисунок в совершенную карикатуру...
Задержимся ещё немного на обратной, собственно календарной, стороне, чтобы узнать, что наряду с Днем Конституции у нас есть теперь ещё два очень важных праздника: Международный день толерантности и Международный день защиты прав человека. То, что касается последнего праздника, я - «за»! Сразу прошу защитить моё человеческое право на христианскую терпимость к грешникам и нетерпимость к порокам! Вся эта праздничная триада объединена единым российским триколором. Может быть, правительство Ленинградской области именно таким видит смысл русского флага?
Но вернёмся к кулинарной теме: торт «Наполеон» по-ленинградски с толерантными слоями. Самый верхний слой (в него обычно первыми вонзаются зубы) - толерантность гендерная! Пока наша дума думу думает по поводу нового закона, примеряет терминологию, за которой «скромно» прячется терпимость к половым извращениям, областной правительственный комитет по печати и связям в лице Нехая Руслана Шамсудиновича, не дожидаясь, решил подсластить и украсить свой пирожок гендерной заливкой. Ах, убрать бы им гендерность в нижний слой, поглубже, но никак нельзя, - это же венец толерантности, чуть ли не главная её цель! А вот сообщение из работы правительства области 2010 года, которое сразу даёт понять, откуда «ноги растут»: «Ленинградская область и Северные Нидерланды (Голландия) обменяются опытом в сфере деятельности гражданского общества и средств массовой информации. Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, проекты сотрудничества по этим направлениям обсуждались сегодня на переговорах в Доме правительства. "Наши регионы имеют много общего - в структуре экономики, количестве населения и даже в менталитете", - подчеркнул советник губернатора Ленинградской области, исполняющий обязанности председателя комитета по печати и связям с общественностью Руслан Нехай на встрече с коллегами из Голландии. Он отметил, что регион заинтересован в изучении опыта Северных Нидерландов по развитию фондов общественных организаций, повышению квалификации волонтеров, поддержке толерантности и традиционных средств массовой коммуникации в условиях современного информационного общества». А мы не думали, не гадали, что у нас, оказывается, голландская душа! Да, есть у кого поучиться, - у страны, которая усвоила все крайности либеральных новшеств от однополых браков до эвтаназии. Ну, «нехай» будет по вашему, по-голландски!
Пойдем дальше к нашему пирогу, но не без опаски, ибо уже смердит от одной гендерной глазури. Некоторые прослойки кажутся вполне безвкусными: возрастная, социальная... Впрочем, что там таится - ещё неизвестно. Казалось бы, чего плохого в межнациональной толерантности? Но национальная терпимость и национальная толерантность - это разные вещи. Первой мы, православные, учились издревле. Монголо-татар терпели, а куда было деваться? Но ведь они в русских городах не селились... Благоверный князь Александр Невский был терпим к татарам, но был ну совсем не толерантен к шведам и немцам, по известным причинам. И причины эти по существу не изменились. Зато изменились некоторые татары и, попав в правительство, вдруг заболели голландскостью и толерантностью. А образовательная прослойка толерантного пирога? Если это готовность принять и понять друг друга людям разного уровня образования, так это - всегда пожалуйста! Это для русских более чем характерно. Но если речь идёт о псевдотерпимости ко всевозможным ЕГЭ-образным экспериментам над школой и детьми..., тут уж простите, опять перебор ненатуральных компонентов! Есть слои совсем мутные, вкуса неопределённого, последствий непредсказуемых. Физиологическая толерантность! Вот так! Например, у друга почку вырезали. А я, ничего себе, - терплю, толерантствую помаленьку. Но, шутки в сторону, страшно и подумать, что под этот вид толерантности могут подсунуть. Нас уже законодательно принудили к толерантному отношению к собственным телесным органам, утвердив презумпцию донорства! Теперь так: попадет твой ближний в автокатастрофу, а ты и доехать до больницы не успеешь, как ему констатируют смерть по «прекращению деятельности мозга» и разберут на органы. В этом контексте Россию может спасти только водка: будем умирать быстро, зато без разборки. А как вам маргинальная толерантность? Зубы не сводит? Во рту не щиплет? Вспоминаю неплохой французский фильм «Папаши» времён ещё не толерантных. Там главный герой Пьера Ришара решил толерантно пообщаться с маргинальной молодёжью, взять её этакой разухабистой доверительностью, мол, «я умею общаться с нашей молодёжью»! Чем кончилось: те заставили его пообедать собственным галстуком. Наш известный протодьякон попал в похожую ситуацию. Подробности опускаю. Осталось нам закусить географической начинкой. Только осторожней, чтобы Курилы в зубах не застряли. А лучше спросим о результатах принудительного питания географической и политической толерантностью у сербов, иракцев, ливийцев. Что тут поделаешь, западная толЭрантность требует жертв. А христианская терпимость сама идёт на жертву. В этом вся и разница. По существу.
В заключении хочется обратиться к правительству Ленинградской области и председателю комитета по печати и связям с общественностью господину Нехаю Р.Ш. Почему, в то время как правительство Петербурга принимает закон о запрещении пропаганды извращений, в области эта пропаганда совершается, пусть и под прикровенным видом гендерной телерантности? Почему деньги налогоплательщиков направляются на пропаганду, мягко скажем, нетрадиционных понятий и ценностей? Почему средства этой пропаганды (календари, в данном случае, но не думаю, что календарями всё ограничилось) распространяются в детских образовательных учреждениях?
Чтобы ни у кого не оставалось сомнений в истинном смысле понятия гендерной толерантности, приведу цитату тех, кто этому учит теперь в России. Это курсы дистанционного образования центра «Стратегия», автор некая Барандова Т.А.: «Позитивная черта гендерной толерантности заключается в том, что политическая и экономическая сфера, а также семья становятся ареной переговоров между партнёрами - мужчинами и женщинами»... А гендер-то здесь причём? - спрашиваем мы. Это что, новое откровение, что мужчина и женщина в семье общаются? Или мало пришло женщин в политику? Но тут же всё «проясняется»: «С другой стороны, есть ещё аспект, - продолжает Барандова, - отражающий толерантность к сексуальным меньшинствам, также согласованный с идеологией гендерного равноправия». Цитирую только для того, чтобы никто не сказал, что мы, православные, неправильно трактуем гендерные понятия. А словарь в компьютере опять исправляет на «тендерные», просит добавить слово в словарь. А ведь так не хочется!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|