Состояние проблемы на современном этапе
Стр 1 из 2Следующая ⇒ От автора... Вданной брошюре обобщается опыт использования логопедического массажа в коррекции артикуляторных расстройств с детьми, страдающими нарушениями речи. Цель ее написания — познакомить логопедов и воспитателей со спецификой работы по развитию речи детей и коррекции их речевых нарушений с использованием логопедического массажа. Изложенные в брошюре практические рекомендации направлены на стимулирование всестороннего развития ребенка, имеющего недоразвитие речи: коррекцию аномального развития речи с связанных с нею психических процессов. Решение указанных задач возможно при правильной, научно обоснованной системе воспитания и обучения, предусматривающей последовательное, целенаправленное развитие речи детей дошкольного возраста на основе учета свойственных детям с недоразвитием речи особенностей психического развития. Система специального обучения детей строится на основе психолого-педагогического подхода, исходным положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими её компонентами. Задачи коррекции речи, воспитания и обучения детей решаются совместными усилиями логопеда и воспитателей при тесном контакте с родителями. В работе показано благоприятное воздействие логопедического массажа артикуляционного аппарата при формировании правильного звукопроизношения у детей с дефектами речи. В ней рассматриваются методы и приемы логопедического массажа при дислалии, дизартрии и ринолалии, подчеркивается специфика коррекции звукопроизношения с учетом неврологической симптоматики. Наряду с изложением основного материала в работе освещен вопрос основных принципов логопедического массажа, гигиенических основ его проведения, правил работы массажиста. Даны общие методические указания при использовании массажа артикуляционного аппарата, раскрыта тема физиологического влияния массажа и техники основных приемов.
Результаты коррекции речи, на основании которых написана эта работа показали, что умелое использование точечного массажа биологически активных точек оказывает существенную помощь в коррекционной работе: при дислалии, дизартрии, ринолалии. Материалы, которые послужили основой написания брошюры, апробировались на логопедических занятиях с детьми, имеющими речевые расстройства в условиях детского сада № 17 — компенсирующего вида г. Кириши Ленинградской области. Обоснование избранной темы 1.1. Актуальность проблемы «Логопедический массаж Актуальность проблемы «Логопедический массаж в коррекции артикуляторных расстройств» вызвана тем, что в последние годы идет неуклонный рост количества детей с различными видами речевых расстройств. Степень речевых нарушений (как показывает практика) различна: от легких «стертых» дефектов, иногда скрытой речевой патологии до «махровой» яркой, которая не только затрудняет обучение ребенка, но и влияет на его интеллектуальное развитие. Специальными исследованиями установлено, что среди детей, страдающих речевыми нарушениями чрезвычайно высок процент детей, имеющих тяжелые нарушения устной речи. Этим и обосновывается выбор темы работы. Состояние проблемы на современном этапе Внастоящее время проблема коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это не удивительно, ведь Россия переживает одно из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамических периодов своей истории. Анализ научно-методического материала показал, что выбранная проблема давно интересует ученых, практиков, в результате чего и появилось в печати многообразие методик, разных точек зрения...
Но, на наш взгляд, недостаточно полно раскрыт вопрос о благоприятном воздействии массажа' артикуляционного аппарата при устранении дефектов звукопроизношения. Он освещается фрагментарно, без учета структуры речевого дефекта и компенсаторных возможностей ребенка. Нами предпринята попытка раскрыть значение логопедического массажа в коррекции артикуляторных расстройств путем разработки и апробации новых приемов и методов. 1.3. Новый подход в преодолении речевых нарушений Мы предположили, что нарушения звукопроизношения сведутся к минимуму, если в процессе логопедической работы будут использоваться комплексы сегментарного массажа с элементами артикуляционной гимнастики при систематическом проведении занятий, индивидуальном эмоционально-положительном контакте ребенка с логопедом. Цель определила задачи: 1. Изучить, осмыслить и критически переработать литературу отечественных ученых и опыт педагогов-практиков. 2. Выявить с помощью обследования строение артикуляционного аппарата, состояние звукопроизносительной стороны речи и фонематического слуха. 3. С учетом новейших достижений науки и практики, компенсаторных возможностей детей подобрать наиболее эффективные, оптимальные методы и приемы устранения дефектов звукопроизношения. 4. Модифицировать и экспериментально апробировать совокупность игровых методов по преодолению дефектов звукопроизношения у детей дошкольного возраста, стимулирующих их речевое развитие. 5. Воспитывать у детей речевую саморегуляцию и самоконтроль. Мы осуществили новый подход к формированию правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи. Раскрыли зависимость уровня речевого развития ребенка от способов профессиональной деятельности педагога, разработали и апробировали систему занятий по преодолению дефектов звукопроизносительной стороны речи детей, имеющих речевые нарушения. Результаты работы используются в практике дошкольного учреждения № 17 г. Кириши Ленинградской области, работающего в режиме научно-педагогического поиска. 2. Динамика устранения нарушений
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|