Церемония гражданского бракосочетания
Светский обряд бракосочетания имеет гораздо более короткую историю, чем церковный. И конечно, ныне, когда вновь разрешен церковный обряд, процедура гражданского бракосочетания проигрывает в своем внешнем проявлении. Однако эту процедуру не обойти, поскольку даже для совершения обряда в храме необходимо свидетельство ЗАГСа об официальной регистрации брака. Часто обе церемонии проходят в один день: молодые едут в церковь сразу из ЗАГСа. Жених и невеста, сопровождаемые свидетелями, родственниками и друзьями, приезжают в ЗАГС за 10–15 минут до начала процедуры бракосочетания. Торжественная церемония начинается с выстраивания перед входом в ритуальный зал свадебного кортежа, который распорядитель приглашает в положенное время. В былые времена он был длинный и эффектный. Ныне кортеж если и есть, то очень немногочисленный: в первой паре невесту ведет ее отец, во второй — жениха ведет его мать, в третей — мать невесты ведет отец жениха, потом идут свидетели, затем члены обеих семей, приглашенные гости (не приглашенные к кортежу не присоединяются). После бракосочетания кортеж провожает молодоженов в другом порядке: молодая жена — со своим свекром, молодой муж — с тещей, остальные в том же порядке. Мужчины всегда подают женщинам левую руку. По традиции семья и друзья жениха находятся во время бракосочетания с правой стороны зала, а семья и друзья невесты — с левой. Часто родители молодых становятся справа и слева от жениха и невесты, а позади них располагаются свидетели и другие приглашенные. Подобные церемонии во время бракосочетания в ЗАГСе теперь очень редки. Мы привели их как любопытную подробность. Ныне, как правило, женщины идут с правой стороны от мужчин, а невесту берет под руку жених. Иногда новобрачные держатся за руки — это выглядиточень мило.
Процессия замедляет шаг у огромных створчатых дверей, которые медленно открываются и все входят в ритуальный зал. Жених и невеста становятся в центре зала. Здесь их ожидают ведущие ритуал. Молодым не стоит волноваться по поводу церемонии бракосочетания, так как их поведение в это время регламентируется. От жениха и невесты требуется лишь сказать «да» достаточно ясно и без промедления (но не раньше, чем будет задан вопрос). Обручальные кольца во время бракосочетания находятся у жениха. В соответствующий момент он надевает кольцо на палец невесты, затем она на палец жениха. Существует и другой вариант, когда кольца на подносе подает молодоженам сотрудник ЗАГСа или сам ведущий. Супруги обмениваются кольцами и целуются. В старые времена обручальное кольцо носила только жена. Это было не случайно, так как кольцо расценивалось как символ власти, в том числе власти мужчины над женщиной. Теперь, как правило, его носят оба супруга (в России — на правой руке). Если кто-либо из супругов считает это ненужным, не любит украшений или кольцо мешает ему в работе, не следует обижаться, ведь это всего-навсего символ связи. После обмена кольцами ведущий вручает молодоженам свидетельство о браке. На бракосочетание молодые могут пригласить музыкальный ансамбль, который оживит церемонию (необходимо согласовать это с ЗАГСом). После процедуры бракосочетания молодые принимают поздравления. Первым берет слово официальное лицо, которое проводило бракосочетание. Многочисленные гости приносят поздравления в зале ожидания. Супруги должны без удивления принимать добрые пожелания даже от незнакомых людей: это могут быть гости другой семьи, которых не обязательно представлять в этот торжественный момент.
После приема поздравлений молодые выходят вместе и по традиции направляются к фотографу. Этот визит имеет определенный смысл дать возможность родителям закончить дома последние приготовления к свадьбе и встретить прибывших на торжество гостей. Не все новобрачные стремятся получить классический снимок «голова к голове», сделанный в профессиональном ателье. Иногда памятные фото делают друзья-фотолюбители, однако эти снимки часто не удаются. Иногда, чтобы дать родителям возможность закончить приготовления к встрече новобрачных, молодые отправляются на автомобильную прогулку по городу и возлагают цветы к памятным местам в той местности, где они проживают. До недавнего времени в Москве такими местами были Красная площадь и Могила Неизвестного Солдата. Сейчас паломничества новобрачных переместились на Поклонную гору, хотя почти в каждом районе столицы есть свои места возложения цветов. Петербуржцы, как правило, возлагают цветы к бронзовому Медному всаднику. Да и в любом городе наверняка есть хорошо известное жителям место (обычно памятник, который является своеобразной визитной карточкой данной местности), куда принято ездить после регистрации в ЗАГСе.
Церковные церемонии
Афоризм по теме Брак есть таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Православный катехизис
С древности христианская церковь рассматривает брак как таинство, преображающее человека. В ранней церкви к нему относились с благоговением независимо от того, сопутствовали ли ему церковные обряды. Лишь со временем появились и вошли в традицию церковные церемонии: обручение и венчание.
Обручение
Таинство брака принимается всего раз в жизни. По церковным канонам до обрядов обручения и венчания жених и невеста причащаются на литургии (натощак). И действительно, грех не поститься жениху и невесте в день бракосочетания. Законным временем для брака считаются часы тотчас после обедни.
Направляясь в церковь к обручению и венчанию, нужно взять с собой иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы, белое полотенце, кольца и венчальные свечи. Перед отъездом в церковь шафер жениха вручает невесте от его имени букет цветов, который должен быть: для девицы-невесты — из померанцевых цветов и мирта, а для вдовы (или второбрачной) — из белых роз и ландышей. При входе в церковь, по обычаю, икону несет мальчик 5–8 лет, который идет впереди невесты. При церемонии могут присутствовать в качестве зрителей все желающие — родственники, гости, но обязательно должны быть свидетели со стороны жениха и невесты, без которых обряд не может быть совершен. В церкви родственники и знакомые со стороны жениха становятся справа (то есть за женихом), а со стороны невесты — слева (то есть за невестой). Выходить из церкви до окончания церемонии считается крайне неприличным. Церемония совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы он был из белого (немонашествующего) духовенства. Обручение означает скрепление пред Богом и Церковью взаимных обещаний вступающих в брак. Обручение — это христианская форма естественного брака. Обручению предшествует благословение родителей и духовного отца. Видимым знаком утверждения этого союза в мире, любви и единомыслии является вручение жениху и невесте колец с молитвой священника о Небесном благословении их обручения. В древности обручение жениха и невесты совершалось их родителями и родственниками. Соизволение родителей признавалось не менее важным, чем согласие жениха и невесты. А так как христиане кроме родителей по плоти имели духовного отца в лице епископа или иерея, то вскоре вошло в благочестивый обычай заручиться еще и их благословением. С древности чин обручения (подготовительная часть службы венчания) совершается в притворе, где и служба оглашения перед крещением, потому что это лишь подготовительный шаг к тому, чтобы двое соединились в одно целое и вступили в полноту церковную. Жених и невеста становятся рядом друг с другом; священник приносит из алтаря освященные кольца, которыми они обмениваются три раза, как бы три раза говоря: «Да, я всерьез это делаю, это не мгновенное движение души, это продуманное действие…» И священник произносит: «Обручается раб Божий (раба Божия) рабе Божией (рабу Божию) такой-то во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
В древности многие люди не умели писать, а только могли удостоверить письмо или документ печатью; и решающую роль играло то кольцо, на котором была личная печать. Документ, запечатленный этим кольцом, был неоспорим. Вот это кольцо и упоминается в службе обручения. Когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему доверяет безоговорочно все — свою жизнь, свою честь, свое имущество. И вот, когда венчающиеся обмениваются кольцами (именно обмениваются, потому что каждый из них сначала надевает кольцо и затем три раза его передает своему супругу, прежде чем оставить на своей руке), они как бы говорят друг другу: «Я тебе доверяю безусловно, я тебе доверяю во всем, я себя доверяю тебе…» И конечно, не может быть такого обмена кольцами между людьми, которые совершают только условный брак или брак без намерения строить общую жизнь от начала и до последнего дня. Кольца несут в себе и еще один символический смысл. Вручением колец, принесенных от святого престола, жениху и невесте священник выражает веру Церкви в непрерывность их союза, даруемого им благодатью Божией. Кольца надеваются на персты правых рук, знаменуя тем свободную волю жениха и невесты, восприемлющую обет верности, трудовой деятельности, молитвы и благословения. Потом священник выносит свечи для жениха и невесты. Горящие свечи новобрачных символизируют духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати, нисходящие на них. Свет — источник Божией святости. Пламень свечей озаряет начало новой жизни, в которую вступают двое, чтобы стать одним существом, одной плотью. Затем священник совершает каждение жениха и невесты, то есть отдает им то же самое почитание, какое отдается в богослужении иконе или священнику (который представляет собой образно икону Христа), потому что Церковь видит в них живой образ Божий, и этому образу воздается честь в виде каждения. Далее священник возглашает: «Благословен Бог наш…» Как не благодарить Бога за то, что в мире, где так много розни, напряжения, взаимного отрицания, вражды, непонимания, два человека полюбили друг друга, друг в друге увидели взаимно вечную красоту и решили превзойти, превозмочь все, что может их разделять, решили стать одним целым, одной личностью в двух лицах?! Как не благодарить Бога за то, что на земле совершается такое чудо, которое Таинственно говорит нам о том, что рознь пришла к концу и единство осуществлено?!
Затем Церковь молится о мире, который может быть послан только с небес; молится о спасении жениха и невесты; молится о мире во всем мире, о храме, где совершается богослужение, и о всех, которые с верой, благоговением, страхом Божиим, то есть с трепетным сердцем, пришли в него. Церковь молится о женихе и невесте — о том, чтобы им даны были совершенная любовь, любовь мирная, и помощь от Бога, потому что жизнь, полная невзгод и испытаний, будет стремиться разорвать хрупкое, еще не созревшее единство, которое между ними образовалось. Церковь молится и о том, чтобы им сохранить единомыслие, чтобы у них были одни желания, одно сердце, одна направленность и чтобы им была дана твердая вера — вера друг в друга, вера в Бога, вера в возможную победу, в преодоление всех трудностей, возникших между ними или вокруг них. Молится Церковь о том, чтобы им были даны в результате этого непорочная, целомудренная жизнь и честный брак. Этим завершается первый шаг соединения жениха и невесты. Теперь они стоят со свечами и с кольцами.
Венчание
Венчание — богослужение, во время которого совершается таинство брака, благословляется и освящается. Это один из самых красивых обрядов в православии. Привыкшие к легкости и необязательности сегодняшних отношений, многие и не задумываются, какую ответственность берут на себя, идя к венцу. Не зря на Руси говорили: «Повенчает поп, развенчает Бог». При венчании существуют свои формальности, которые надо учитывать. Во-первых, о своем желании венчаться надо сообщить в храм заранее, не позднее чем за 3 дня до церемонии. Во-вторых, перед обрядом необходимо исповедаться в назначенное священником время. Чтобы записаться на венчание, при первом церковном браке надо запастись следующими документами: • паспорта жениха и невесты; • свидетельства о крещении; • свидетельство о браке (по предварительной договоренности его можно предъявить перед самым венчанием, а не заранее, как другие документы). При вступлении во второй церковный брак кроме вышеперечисленных документов понадобятся: • свидетельство о вдовстве или разводе; • разрешение правящего архиерея для вступления во второй брак. Выбирая день для венчания, надо учитывать, что обряд не совершается: • накануне среды, пятницы и воскресенья в течение всего года (то есть во вторник, четверг и субботу); • в двунадесятые, храмовые и великие праздники; • в период постов Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; • в период Святок (7—20 января); • в период Сырной седмицы (Масленицы); • начиная с недели мясопустной и в неделю сыропустную; • в период Пасхальной (светлой) седмицы; • в день (и накануне) памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи. Всем известно, что в церковный брак без препятствий вступают лица православного вероисповедания. Но, вопреки расхожему мнению, православная церковь разрешает также браки православных с католиками или протестантами (правда, только при получении положительной резолюции на их прошение от правящего архиерея). Но такой брак считается неполным: являясь одним телом-церковью между собой, такие супруги не могут соединиться в главном таинстве Церкви — причастии, так как они принадлежат к разным телам-церквям. По канону Церкви брак не может быть заключен между близкими кровными родственниками, между родственниками по супругу (между сводными братом и сестрой, между детьми и родителями; сын и отец или братья не могут брать в жены девушек, которые являются сестрами, а сестры или мать и дочь не могут выйти замуж за братьев); между духовными родственниками (крестником и восприемником, восприемниками и родителями крестника, между восприемниками). Жених по церковным канонам не должен быть моложе 14, а невеста — 12 лет. Итак, после обручения жених и невеста стоят посередине храма, пред аналоем с крестом и Евангелием, на разостланном на полу белом полотенце (символ единства и радости нераздельного жительства в супружестве). По окончании слова иерей вопрошает сначала жениха: «Имеешь ли, имярек, произволение благое и непринужденное и крепкую мысль взять себе жену сию?» Этот вопрос задается жениху для того, чтобы он понял свою ответственность за создание семьи. Те же вопросы задаются иереем и невесте. От нее также требуется осмысленное и ответственное отношение к избраннику, ведь ей предстоит быть помощницей мужу, взяв на себя обязанности единомыслия и послушания. Невеста понимает, что она принимает на себя попечение о семье и несет одинаковую с мужем ответственность. Вопросы и ответы эти нужны еще и для того, чтобы Церковь стала свидетелем добровольности вступления в совместный брак супругов и чтобы никто не мог потом заподозрить, что венчание совершено по принуждению. В самый торжественный момент венчания на молодых людей возлагаются венцы — знаки чистоты и верности (вот почему грешно поступают те, кто сближается и живет вместе до венчания). В древности люди надевали венцы из цветов во всякий праздник. Постепенно венец превратился в элемент церковного обряда. В греческой церкви до сих пор при венчании надевают венцы из живых цветов. Благодаря венцам этот обряд приобрел два других значения. Общество в Древней Руси состояло как бы из союза не зависимых друг от друга семей. Они были свободны выбирать свою судьбу, каждая семья имела свой голос и свои права. По тогдашним представлениям, пока человек не был женат, он являлся членом своей семьи и был во всем подвластен старшему — отцу ли, деду ли. Когда же человек вступал в брак, он становился хозяином своей жизни. В день, когда совершалось венчание, устанавливалась, с точки зрения древних, новая единица — суверенная, свободная, полноправная. Происходило в полном смысле «венчание на царство». Потому в день венчания на Руси, когда невеста и жених надевали венцы, величали их князем и княгиней. Но есть и другое значение венцов. Как бы люди друг друга ни любили, они живут в семье, полной проблем. Жизнь требует терпения, стойкости, а единство — любви, мужества, а порой и подвига. Чтобы выдержать испытание жизни во всей ее сложности — а сложнее, чем осуществление совершенной любви, ничего нет, — жених и невеста венчаются в вечности венцами мученичества. Как правило, мученичество воспринимается как страдание, но мученик в первую очередь — это тот, кто свидетельствует перед всем миром о неких ценностях, в данном случае о любви, правде, истине, красоте, и кто ни перед чем не останавливается ради того, чтобы донести это свидетельство до тех, кто в нем нуждается. Далее уже увенчанные жених и невеста слушают два чтения. Первое чтение — из последней главы «Послания к Ефесянам» святого апостола Павла, в котором говорится не о владычестве мужа и подчиненности жены, как часто толкуют этот фрагмент Священного Писания, а о такой взаимной любви, которая является жертвенной героической любовью мужа и на которую жена должна ответить такой же жертвенной любовью. Другое чтение — из «Евангелия от Иоанна». По прочтении апостольского послания при торжественном пении священник трижды обводит молодых вокруг аналоя. Это означает, что они должны нерушимо пройти рядом весь жизненный путь. После чтения Евангелия, как и в литургии, начинается короткая ектения (ряд молитв), в которой приносятся Богу прошения о новобрачных. Это естественно вытекает из всякого чтения Евангелия, где говорится о том, что нам заповедана взаимная любовь. А взаимная любовь всегда выражается для верующего в горячей, сердечной молитве о тех, кого он любит. С другой стороны, смысл молитвы заключается в том, чтобы сделать жизнь новобрачных достойной и всячески поддержать все благородное, что в них есть. И вот эта ектения, в частности, заканчивается молитвой Господней «Отче наш». Брак рассматривается Церковью как начало Царства Божия, а эта молитва является по преимуществу молитвой Царства Божия. По ее окончании молодым подносят чашу с вином, которую они испивают в три приема. Общая чаша означает общую судьбу с общими радостями, бедами и скорбями. Это воспоминание о том периоде, когда бракосочетание совершалось во время литургии, и эта чаша — то, что осталось от древнего обычая жениху и невесте причащаться вместе. С тех пор чин развился. Так как православие допускает до венчания и верующих инославных, которые не могут вместе с православными причаститься от одной чаши, эта чаша как бы издали символизирует их приобщенность. С другой стороны, эта чаша представляет собой человеческую судьбу. «Пить чашу до дна» — значит разделить судьбу с близким человеком до самой глубины приобщенности. Жених с невестой так именно и приобщаются этой чаши, которая перед тем коротко благословляется священником. Затем они с надетыми венцами обходят три раза вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие, вслед за священником, несущим крест и держащим их за скрестившиеся руки. С одной стороны, Евангелие — Слово Божие, проповедуемое нам Христом, а с другой — оно икона, потому что Христос есть Слово Божие и Он должен быть в центре того шествия, которое представляет собой человеческая жизнь. Число «три» и в Ветхом Завете, и в Новом означает полноту времени. В начале венчания три раза ставится вопрос: «Хочешь ли ты?..» Первый раз человек может быть застигнут врасплох, второй раз он может ответить неуверенно, а в третий раз должен говорить с совершенной уверенностью. В три приема испивается чаша с вином. Так же три раза жениха и невесту ведут вокруг аналоя. Когда жених и невеста после шествия встают на свои места, с них с краткой молитвой снимаются венцы. Жениху предписывается ходить в мире и совершать в правде заповеди Божии, невесте — радоваться о своем муже и жить достойно по тем же заповедям. И затем читаются две короткие молитвы. В самом конце чина венчания приносится молитва Божией Матери, Деве Богородице, Которая так возлюбила мир, что Своего Сына свободно отпустила на жизнь ради людей и на смерть крестную, мучительную ради спасения человечества. Она все может понять в Своей чистоте и святости: и безбрачного, и женатого — всю тайну человеческой природы с ее борением и неизмеримой красотой. На этом заканчивается церемония венчания. В древности по закону Церкви новобрачные жили первую неделю как брат и сестра, носили церковные венцы, что способствовало более глубокому осмыслению любви и брака. Ведь телесное единство двух любящих друг друга людей знаменует не начало, а полноту взаимных отношений. И лишь когда новобрачные проникнутся друг к другу сердцем, умом, духом, это может вырасти в телесное соединение, которое тогда становится таинством. Надо сказать, что Церковь рассматривает первый брак, по выражению святителя Григория Богослова, как закон, а второй — как снисхождение к человеческой немощи. Следовательно, второй брак с точки зрения Церкви менее почетен, что отразилось и на его укороченном обряде венчания. Существует чин и для тех, которые прожили много лет без венчания. Он тоже несколько отличается от начального: больше звучат покаянные слова. Задумываясь над вопросом, стоит ли венчаться в церкви или ограничиться только регистрацией брака в ЗАГСе, надо помнить, что Церковь относится к разводам резко отрицательно. Разрешение на развод может дать только епископ, к которому приходят лишь тогда, когда исчерпаны все попытки сохранить семью, мужа и жену, обвенчанных, но решившихся на развод. Поэтому венчание нельзя рассматривать только как красивый обряд. Оно устанавливает определенные моральные требования, которые надо соблюдать в течение всей совместной жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|