Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие культуры, культура и цивилизация

Новейший философский словарь дает следующее толкование культуры. Культура (от лат. – возделывание (обработка), развитие, воспитание, обучение, почитание)

1) исторически начальное (исходное) значение – обработка и уход земли;

2) уход, улучшение и облагораживание телесно-душевно-духовных сил, склонностей и способностей человека; соответственно выделяют культуру тела, культуру души и культуру духовную;

3) совокупность способов и приемов организации, реализации и развития жизнедеятельности человека, способов его бытия;

4) совокупность материальных и духовных достижений, которые выражаются в исторически достигнутых уровнях развития общества и человека, которые воплощены в результатах деятельности человека;

5) локализованные в пространстве и времени социально-исторические, общественные образования, которые выделяются или по историческим типам, или по этническим, континентальным, или по региональным характеристикам общества.

В широком смысле, которое зафиксировал еще Д. Вико, культура – это то, то совершается человеком в отличие о того, что совершается природой. Культура во всей ее мировой эпохальной, региональной, национальной, групповой и личной структуре и динамике настолько сложный феномен, что чрезвычайно трудно, даже невозможно, определить здесь глубинное, главное, поэтому сразу заметим, что однозначного определения, формулировки понятия "культура" даже философский словарь не дает. Утверждение о том, что какой социум, такова и его культура и наоборот – какая культура, такой и социум одинаково справедливо. Поэтому эволюция взглядов на культуру в разные этапы развития общества может быть понятным только в конкретно-историческом контексте. Причем надо заметить, что часто подменяют понятие "культуры" понятием "цивилизация". Что общего и в чем их отличие мы рассмотрим позже. Сейчас только укажем, что понятие «цивилизация» возникло раньше, чем понятие "культура". Впервые понятие «цивилизация» возникло в античном обществе от слова латинского происхождения civis – гражданин полиса. Родового понятия культуры еще не существовало, но видовые его разновидности (физическая культура, например) уже совсем близко подводят к пониманию самой сути этого феномена. Ученые той эпохи фиксируют целый ряд культур – от культуры земледелия и правовой культуры к культуре духа – философии. В Средневековье культура трактовалась как преодоление человеческого дуализма – борьба духа и плоти. Преодоление инстинктов плоти культивировалось как необходимое условие духовного освобождения. Это было, конечно, шагом назад по сравнению с идеалом гармоничного человека, который культивировался античностью, и, вместе с тем, яркое достояние способности человека к духовной дисциплине, усвоения духовных принципов жизни, которых древний человек не знал. Европейское Возрождение вернулась к античному идеалу, но трансформировала его в культе Человека ее действенной, свободной, творческой личности – центра Вселенной. Основные варианты такого же понимания культуры в эпоху Просвещения мы находим в философии Канта и Гегеля. Для Канта основа культуры – в моральной деятельности. Это способность человека преодолевать чувственные инстинкты. Цель жизни человека определяется внешними условиями нравственного существования, жизни, когда человек действует свободно, исходя из цели, поставленной внутренним моральным долгом. Для Гегеля культура также не в природной необходимости, а в приобщении к мировой духовной жизни. Такой подход предполагает культуру как приоритетную ценность, однако ограничивает ее только духовной сферой. 20 в. перенял от Просвещения культуру понимания, стремление именно в нем (в понимании) увидеть суть культуры. Однако прошлый век с его глобальными проблемами и катастрофами – это время "разочарования в прогрессе" (Р. Арго), воздействия натуралистических и иррациональных концепций (Фрейд, Малиновский). Структуралисты (Уайт, Парсонс) вообще отрицали гуманизм. Наконец, следует отметить, что, независимо от той или иной эпохи, наиболее трудной для культурологических знаний оказалась проблема соотношения цивилизации и культуры.

Чтобы понять, что такое цивилизация, сошлемся на тот же "Новейший философский словарь". Цивилизация (от лат. – гражданский, государственный)

1) форма существования живых существ, наделенных разумом;

2) синоним культуры, совокупность духовных и материальных достижений общества;

3) степень развития материальной и духовной культуры, общественного развития вообще;

4) процесс становления гражданского общества;

5) относительно самостоятельное социально-историческое образование, локализованное в пространстве и времени, которое может иметь иерархические уровни (например, античная цивилизация, афинская цивилизация и т.д.).

Термин введен в научный обиход В.Р. Мирабо (1757), потом использован Морганом и Энгельсом в периодизации истории для обозначения высшей, после варварства, эпохи.

Как следует уже даже из определения культуры и цивилизации, у них есть много общего, но существуют и глобальные отличия. Общее у них то, что они – надбиологические формы жизни, "мира человека". Неразрывны и "родственные" связи между ними: культура создает цивилизацию. Предельную разницу между культурой и цивилизацией сформулировал Бердяев. Он, как и Шпенглер, с которым был солидарным, "признавал цивилизацию роком всякой культуры... Культура не развивается бесконечно. Она несет в себе семя смерти. В культуре находятся начала, которые неодолимо ведут ее к цивилизации. Цивилизация же есть смерть духа культуры... динамичное движение внутри культуры с ее кристаллизованными завершенными формами неотвратимо ведет к выходу за пределы культуры... На этом пути и происходит переход культуры в цивилизацию...".

Культура – творческая деятельность человека. 1) В культурном творчестве человек приобретает свою субъективность, своеобразие, оригинальность. Цивилизация же все превращает в шаблон, схему и фразу.

2) Культура – религиозна по своей природе, она рождается от культа, связано с культом предков, ее невозможно представить без священных преданий и мифов. Цивилизация – стремление к могуществу, господству, превращению земного пространства.

3) Культура – национальна, цивилизация – интернациональна.

4) Культура – органична, цивилизация – механична;

5) Культура основана на неравенстве, для нее важным является качество созданного продукта. Цивилизация стремится к равенству, она добивается количественных показателей.

6) Культура – аристократична, цивилизация – демократична.

И все же между культурой и цивилизацией нет ни абсолютной гармонии, ни фатальной несовместимости. Реальные взаимосвязи между ними выступают в трех основных формах.

1 – генетическая. Культура делает, работает на цивилизацию. Культура не будет полной и завершенной, пока не воплотится, а не объективируется в цивилизацию.

2. форма их взаимосвязи – структурно-функциональная. И культура и цивилизация являются различными сторонами деятельности человека как системы, и ни одна из них не может существовать без другой.

3. В конце концов между ними наступает и дисфункциональная связь. Достигнутые результаты, становясь стереотипами, шаблонами приводят к потере смысла "высоты" данных культурных ценностей, формируют иллюзию самодостаточности и самоудовлетворения цивилизации. Во взаимоотношениях с культурой она стремится играть роль лидера. Происходит подмена функций. Культуре достается роль аутсайдеров. В такие "падающие эпохи" цивилизацию оставляет "душа" культуры. Это эпоха распада и тупика во взаимоотношениях культуры и цивилизации. Для культуры – это сигнал к обновлению своего извечного смысла и его реализации в новой цивилизации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...