Предмет возрастной физиологии и гигиены
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема. Предмет возрастной АНАТОМИИ, физиологии и гигиены. Закономерности роста и развития организма учащихся
План 1. Предмет возрастной физиологии и гигиены: 2. Понятие о росте и развитии организма. Понятие об онтогенезе. 3. Физическое и психическое развитие подростков и юношей. 4. Антропометрические исследования и их прикладное значение.
Ключевые понятия и термины: анатомия, физиология, гигиена, рост, развитием, пренатальный и постнатальный периоды, онтогенез, ранний, зрелый и заключительный (период старения) этапы развития, физическое развитие, психическое развитие, гетерохронность и гармоничность развития
Литература 1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов. – М.: Высш. шк., 1985 (с. 12 - 21) 2. Гигиена / В.Д. Ванханен, Г.А. Суханова. – К.: Вища шк. Головное изд-во, 1986. (с. 3 - 7)
Предмет возрастной физиологии и гигиены
Анатомия – это наука о форме и строении живых организмов, в частности строение человеческого тела, его органов. Название «анатомия» происходит от греческого слова anatome – рассечение, расчленение, что указывает на один из основных методов анатомии – рассечение (препаровка). Анатомия и физиология тесно связаны между собой, так как форма и функции взаимно обусловлены. Анатомия изучает организм человека как целостную систему, которая находится в единстве с условиями существования. Физиологи я (от греч. физис – природа, логос – учение) – наука о функциях или процессах жизнедеятельности, протекающих в организме на всех его структурных уровнях: клеточном, тканевом, органном, системном и организменном. Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии человека.
Задача возрастной физиологии - изучение закономерностей становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни. Возрастная физиология как учебный предмет. Возрастную физиологию как науку не следует отождествлять с курсом возрастной физиологии, являющимся учебной дисциплиной в педагогических вузах. Задача возрастной физиологии как науки — познавать и открывать новое, ее задача как учебного предмета — сообщить студентам известные знания и методы, созданные наукой. Предмет курса возрастной физиологии – 1. Физиологические особенностей подростков и юношей 2 Закономерности их становления в процессе индивидуального развития 3. Особенности реакции физиологических функций на педагогические воздействия. Наибольшее значение в практической деятельности преподавателей и мастеров ПО имеют закономерности высшей нервной деятельности подростков и юношей и функциональные особенности их нервной системы. Курс возрастной физиологии имеет большое практическое и теоретическое значение и является одним из важнейших и необходимых компонентов педагогического образования. Прежде всего физиологические знания необходимы педагогу для участия в работе по охране здоровья подростков и юношей и созданию оптимальных условий в процессе их обучения. Знание анатомо-физиологических особенностей подросткового и юношеского возраста помогут педагогу рационально организовать всю учебно-воспитательную работу в процессе учебно–производственной деятельности учащихся.
Гигиена — наука о здоровье, основа профилактической медицины. Задачи гигиены: 1. изучение влияние окружающей среды на организм человека 2. разработка на основе этого мероприятий по предупреждению вредного воздействия среды и развития заболеваний.
Цель - предупреждение заболеваний, а не лечение больного человека. Среда, окружающая человека, чрезвычайно сложна: ее определяют природные, социальные, бытовые факторы, а также производственно-общественные отношения. Объект изучения гигиены - факторы окружающей среды с точки зрения влияния их на здоровье населения. К физическим факторам относят: - температуру, - влажность и движение воздуха, - атмосферное давление, - солнечную радиацию, - шум, - вибрацию и др. Влияние химических факторов выражается в воздействии на организм различных веществ, являющихся составной частью факторов окружающей среды, например воздуха, воды, продуктов питания. Биологические факторы: - патогенные микроорганизмы (вирусы, бактерии, грибки), - гельминты, - клещи, воздействие которых может вызвать заболевание человека. Психофизиологические: -нервно-психическая загрузка; -психологический климат в коллективе; -изменение сознания в результате опьянения. Большое значение имеют также условия жизни, которые связаны с социальным укладом общества,— характер трудовой деятельности, питания, жилищные условия и т. д. (рис. 1).
Рис. 1. Воздействие внешней среды на здоровье человека
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|