Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спрос-определение, xарактеристика,функция,закон спроса.

Спрос – способность потребителей купить определённое кол-во этого товара или услуги по определённой цене в определённый период времени.

Индивидуальный спрос на товары отражает желания и возможности отдельного потребителя.

Общий рыночный спрос будет суммарным, отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.

Изменение рыночного спроса зависит от численности; различия в доходах; соотношении в общем числе покупателей лиц с разным уровнем дохода.

В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.
Зависимость между ценой и спросом описывается законом спроса, согласно которому между ценой (Р) и спросом (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении – растет.

Qd = f(P) < 0.

Кривая спроса

Соотношение рыночной цены товара и денежно­го выражения спроса на него наливается графиком, или кривой спроса.
Кривая спроса - кривая, показывающая, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент. Предельная максимальная цена, за которую покупатель еще согласен купить товар, называется ценой спроса. На графике кривая Dтопускается сверху вниз. Это обусловлено законом падающего спроса.
спрос является функцией всех факторов:

D = F(P,I,Z,W,Psub,Pcom,N,B)

Отсюда функция спроса — это функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него различ­ных факторов.
Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется тремя причинами, т.е. неценовыми факторами:
1. Эффектом дохода. Чтобы понять эффект дохода необходимо различать два понятия: номинальный доход – доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход – то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос его возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар.
2. Эффектом замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет замещаться другими товарами и спрос на первый товар упадет.
Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.
3. Действием закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то и потребитель готов платить за нее меньшую цену.
Нет правила без исключения. Существуют так называемые товары Гиффена, спрос на которые при повышении цен растет: спрос на товары низшего качества, занимающие большой удельный вес в доходах потребителей, может возрастать и при повышении цен.
2.Неценовые детерминанты спроса, и влияние на положение кривой спроса
Неценовые факторы изменяют спрос при постоянной цене товара

1. Цены на товары заменители

2. Цены на дополняющие товары

3. Доходы покупателей

4. Мода, вкусы, предпочтения, реклама

5. Сезонные изменения

6. Ожидания покупателей (по отношению к цене)

7. Число покупателей

 

 


Если все определяющие факторы кроме цены постоянны, то при изменении цены происходит изменение объёма спроса (изображается движением вдоль кривой спроса)

При изменении неценовых факторов и постоянной цене происходит изменение самого спроса.

3.Эластичность спроса:виды,способы расчета,интерпритация значений коэф эластичности,факторы ценовой эластичности
Эластичность спроса  – это чувствительность спроса к изменению одной из его переменных, определяемая как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению переменной.
Спрос зависит от качества продукции, её цены, доходов покупателей, цен на аналогичные товары, потребительских вкусов и предпочтений. С повышением цен на продукцию производитель может ожидать при прочих равных условиях снижения спроса на неё.
Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, показывает, на сколько процентов измениться величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.
Если обозначить цену P, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса EP равен: Ep =
Где - изменение величины спроса (%);

- изменение цены (%);

p (price) в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров, как правило, является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается, то величина спроса растёт, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто применяется абсолютная величина показателя.
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше единицы, то мы имеем дело с эластичным спросом. Изменение цены в данном случае приведёт к большему количественному изменению величины спроса. Это означает, что рост цен приводит к снижению выручки производителя.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше единицы, то спрос будет неэластичным. В этом случае изменение цены повлечёт за собой меньшее изменение величины спроса, а выручка производителя уменьшится при росте цен.
При коэффициенте эластичности равным единице говорят о нейтрально эластичном спросе. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса, а выручка производителя не меняется.
Различия в эластичности спроса объясняются значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости обычно бывает неэластичным, а спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичный.
Виды эластичности.
1. Эластичность спроса по цене.
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
•Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
•Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
•Консерватизм покупателей во вкусах;
•Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание - тем выше эластичность);
•Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).
На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остаётся неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена.
Товары с эластичным спросом по цене:
•Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)
•Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)
•Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)
Товары с неэластичным спросом по цене:
•Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)
•Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)
•Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)
2.Точечная эластичность спроса по цене.
Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле:

= ,

Где верхний индекс D означает что это эластичность спроса, а нижний индекс p говорит о том, что это эластичность спроса по цене. То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар. Значение обычно получается отрицательным, поскольку, как следует из закона спроса, с ростом цены спрос на товар убывает.

В зависимости от этих показателей различают:

Совершенно неэластичный спрос =0 объём спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости).
Неэластичный спрос -1< <0 когда объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены).
Единичная эластичность спроса = -1 изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объёма спроса.
Эластичный спрос -∞< <-1 объём спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).
Совершенно эластичный спрос = -∞ объём спроса не ограничен при падении цены ниже определённого уровня.

3.Дуговая эластичность спроса по цене.

В случаях, когда изменение цены и/или спроса значительные (более 5 %), принято рассчитывать дуговую эластичность спроса:

= ,

Где и – среднее значение соответствующих величин.

То есть, при изменении цены от p1 до p2 и объёма спроса c Q1 до Q2среднее значение цены будет составлять = , а среднее значение спроса =

4.Эластичность спроса по доходу.

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

•значимость товара для бюджета семьи.

•является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.

•консерватизм во вкусах.

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежду, обувь, высококачественные продукты питания, товары длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешёвая колбаса, приправа). Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом:

= ,

где верхний индекс D означает что это эластичность спроса, а нижний индекс I говорит о том, что это эластичность спроса по доходу. То есть эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса в ответ на изменение доходов потребителей. В зависимости от свойств благ эластичность спроса на эти блага по доходу может быть различной. Классификация благ по значениям E приведена в следующей таблице:

Нормальное (полноценное) благо ˃ 0 Объём спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя.
Предмет роскоши ˃ 1 Объём спроса изменяется на больший процент, чем доход.
Товар первой необходимости 0< <1 Объём спроса изменяется на меньший процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определённое число раз, спрос на заданный товар увеличится в меньшее число раз.
Неполноценное (низшее) благо <0 Объём спроса падает, при увеличении дохода потребителя. Примером может служить рынок потребления перловки.
Нейтральное благо =0 Нет прямой зависимости между потреблением этого блага и изменением дохода.

5.Перекрёстная эластичность спроса

Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).

=

где верхний индекс D означает что это эластичность спроса, а нижний индекс AB говорит о том, что это перекрёстная эластичность спроса, где под A и B подразумеваются какие-то два товара. То есть перекрёстная эластичность спроса показывает степень изменения спроса на один товар (A) в ответ на изменение цены другого товара (B).

В зависимости от значений, принимаемых переменной E, различают следующие связи между товарами A и B:

Товары субституты ˃ 0 Потребители теоретически могут заменить потребление товара A на потребление товара B. Например, две марки стирального порошка.
Комплементарные блага < 0 Потребители теоретически не могут изменить потребление товара A без изменения в ту же сторону потребления товара B. Хороший пример — это ноутбуки и комплектующие к ним.
Независимые друг от друга товары = 0 Изменение цены товара B никак не воздействует на потребление товара A.


Ценовая эластичность спроса – масштаб изменения спроса при изменении цены на 1%.

Факторы:

1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тек эластичней спрос на данный товар;

2. удельный вес товара в бюджете потребителя: чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность;

3. размер дохода;

4. вид товара: является ли товар предметом роскоши (спрос и такие товары эластичен) или предметом первой необходимости (спрос на них неэластичен);

5. размер запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос;

6. рассматриваемый период: в краткосрочном периоде благо неэластично, в долгосрочном – эластично. Например, в краткосрочном периоде потребление электроэнергии неэластично, так как мы можем быстро отказаться от имеющихся электроприборов, а в долгосрочном – довольно эластично, поскольку мы будем заменять электроемкие приборы более экономичными.

4.Закон Энгеля,эффект Гиффена – понятие
Закон Энгеля — экономический закон, согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на

 

Эффект Гиффена (Giffen effect, парадокс Гиффена) — снижение цены на отдельные виды товара приводит к снижению на них спроса. Справедливо и обратное: повышение цены на отдельные виды товара приводит к повышению на них спроса.
Эффект Гиффена относится к реакции покупателей на экономическую или политическую ситуацию и распространяется на товары первой необходимости. Различное поведение покупателей в отношении товаров, позволило сформулировать разделение товаров на две группы: обычные товары и "товары Гиффена".
Товар Гиффена — товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены. Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление. У товара Гиффена всё наоборот — при повышении цен на товар, люди начинают покупать этого товара больше. В этом заключается парадоксальный эффект Гиффена. Характерными примерами товаров Гиффена можно считать: рис, макароны, хлеб, кратковременный эффект наблюдается при повышении цен на бензин.
Характеристика товаров Гиффена:

· малоценный товары;

· занимают в потребительском бюджете значительное место;

· отсутствует равнозначный товар-заменитель;

· потребители товара, в большой мере, люди с низким и средним достатком.

Основной закон спроса/предложения провозгласил постулат: "увеличение цены товара, при прочих равных условиях, ведет к снижению спроса на него и наоборот". Однако явление Гиффена не является исключением из совокупности всех экономических законов. Эффект Гиффена не противоречит основному закону спроса/предложения, поскольку для его наступления должны измениться в худшую сторону внешние условия. Эффект Гиффена наблюдается в неблагоприятных экономических условиях, когда люди скупают товары, опасаясь их дальнейшего удорожания, но, при этом, сокращая расходы на более дорогие продукты в пользу дешевых. Например, приобретают больше хлеба и макаронных изделий, при снижении покупок мяса и фруктов. Другими словами, наблюдается эффект замещение одних товаров - другими (как правило на товары из потребительской корзины).
5.Предложение,определение, xарактеристика,функция.Закон предложения.
Предложение
(в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях
Функция предложения
определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения. В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) технология, 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики, 4) размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов и др. Величина предложения является функцией всех этих факторов

Qs=f(P, Рг, К, Т, N, В),

где Рг — цены ресурсов;

К — характер применяемой технологии;

Т — налоги и субсидии;

N — количество продавцов
В — прочие факторы.

Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения. Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения.
Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном – некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменные (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).
В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом. В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.


 

6. Неценовые детерминанты предложения, и x влияние на положение кривой предложения
К неценовым детерминантам предложения относятся: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке. Рассмотрим подробнее.
1. Цены на ресурсы.
Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, т. е. переместит кривую предложения впра­во. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т. е. сместит кривую предложения влево.
2. Технология.
Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний по­зволяет более эффективно произвести единицу продукции, т. е. с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся издержки и уве­личится предложение.
3. Налоги и дотации.
Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки произ­водства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собствен­ность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напро­тив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, то оно фактически снижает издержки и уве­личивает его предложение.
4. Цены на другие товары.
Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую пред­ложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера вы­ращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров со­кратить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спор­тивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.
5. Ожидания.
Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. На­пример, ожидание существенного повышения на продукцию автомобильной фирмы способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.
6. Число продавцов.
При данном объеме производства каждой фирмы, чем больше число по­ставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное пред­ложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предло­жения будет смещаться влево.
Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса. Изменение в предложении выража­ется в смещении всей кривой предложения: увеличение предло­жения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смеща­ет ее влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения. Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной та­кого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.

 

 

7.Эластичность предложения,расчет,факторы
Закон предложения:

При прочих равных условиях объём предложения увеличивается, если увеличивается цена и наоборот.

Эластичность предложения – показатель степени чувствительности предложения к изменению цены, который отражает меру изменения величины предложения блага в зависимости от изменения его цены.
Факторы:
Величина издержек: если расширение выпуска товара связано мим удорожанием производства, то эластичность будет низкой, производитель

1. пойдет на увеличение выпуска только в случае значительного роста цены на данный товар.

2. Вид предлагаемых к реализации товаров и услуг: т.е. товары и услуги, технологии производства которых могут быстро меняться без значительных дополнительных капиталовложений, имеют более эластичное предложение, чем товары, технология производства и ним выпуска которых не могут быстро меняться;

3. Наличия незагруженных производственных мощностей – у фирмы, имеющей больший объем незагруженных производственных мощностей, предложение более эластично.

4. Наличие свободной рабочей силы;

5. Скорость перелива капитала из одной отрасли в другую

6. Возможность длительного хранения изготавливаемой продукции – в случае длительного хранения продукции фирма может увеличить объемы предлагаемой продукции за счет накопленных запасов и предложение будет более эластично по цене

7. Протяженности рассматриваемого периода: эластичность предложения возрастает по мере увеличения рассматриваемого периода

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...