Классификация по критериальным основаниям
Инновации в образовании В начале XX в. формируется новая область знания - наука о новом, о нововведениях, которая изучает закономерности их возникновения, развития и внедрения новшеств в материальном производстве. Однако, в скором времени нововведения шагнули в социальную сферу, а следовательно, и в образование, где и закладываются основы педагогической инноватики. Проблемам создания, развития и распространения педагогических новшеств посвящены работы: К. Ангеловски, Н. Р. Юсуфбековой, М. В. Кларина, О. Г. Хомерики, М. М. Поташника, А. В. Лоренсова, С. Д. Полякова, А. И. Пригожина и др. Ученые рассматривают инновации с различных позиций: основ теории инновационных процессов в воспитании, проблематики и классификации нововведений в образовании, инновационных методов и технологий в зарубежной школе, развития инноваций в современной школе и управления ими. П едаг огическая инноватика - сфера науки, изучающая процессы развития школы, которые связаны с созданием новой практики образования. Новизна в педагогике может быть от носитель ной, то есть уже известной в мировой или отечественной практике, но при этом совершенно новой для данного региона, школы или отдельного педагога, и абсо лютной - не имеющей аналогов ни в российской, ни в зарубежной практике. Одной из важных задач современной педагогической инноватики является классификация нововведений, знание которой совершенно необходимо для современного педагога, и прежде всего для того, чтобы научиться разбираться в объекте развития школы, суметь выявить всестороннюю характеристику осваиваемого новшества, понять то общее, что объединяет его с другими, и то особенное, что отличает его от других новшеств. Наконец, для того, чтобы, пользуясь полученным объемом знаний, наиболее точно выбирать необходимое новое для освоения, наилучшим образом разрабатывать технологию освоения всего нового - технологию, учитывающую специфику нововведения (49, 14}*.
Рассмотрим различные подходы к понятию инновация. В литературе понятие инновация трактуется различным образом. В энциклопедическом словаре инновация рассматривается (лингв.) также, как и новшество. Наиболее полное определение, раскрывающее суть инноваций, трактуется в работе «Новые ценности образования». Инновации - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективным для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, также на развитие более широкого пространства образования. Инновации (от лат. innovations) -существенный элемент развития образования. Они выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Инициативы возникают в ходе естественной эволюции сферы образования, в поиске более перспективных форм и средств педагогической деятельности, апробирования новых методики приемов обучения. Инициативы закрепляются при обмене и распространении опыта, в формировании массовых починов и социальных движений педагогов, в среде которых происходит становление групп инициаторов и новаторов, генерирующих новые социально-педагогические, психологические, проективные и социокультурный идеи. Инновационные механизмы развития образования включают: • создание творческой атмосферы в различных образовательных
• создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений; • инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки; • интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктовых проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем («Новые ценности образования») (28,43) Остановимся на специфике педагогических инноваций, Сохранял основные черты инновационных процессов, педагогические инновации отличаются от других прежде всего тем, что предметом их деятельности является личность ученика либо педагога, личность, обладающая неповторимыми особенностями и спецификой, личность, постоянно развивающаяся. Именно на совершенствование процесса развития этой личности и направлены любые педагогические нововведения. Когда педагог осуществляет изменения в содержании, методах, средствах и технологиях, он должен понимать, что делается это с целью развития (изменения) личности. Осуществить эти изменения в личности, перевести ее на более высокий, новый уровень развития возможно с помощью нового содержания, методов, технологий, технических средств, а это и есть основной смысл, суть, цель педагогических инноваций. Интенсификация инновационных процессов в педагогике связана как с социальным заказом и имеющимися в теоретических исследованиях и новаторском опыте средствами, способными обеспечить его выполнение, так и со значительными изменениями в сфере сознания педагогического сообщества в целом. По своему основному смыслу понятие инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в сфере деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан. Из чего следует, что наиболее значимым условием успешности инновационной деятельности является психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения (41). Итак, отличительными чертами и особенностями педагогических инноваций являются:
• предмет инновационной деятельности - личность: неповторимая, • зависимость от объективных условий в виде социального заказа • психологическая готовность педагога к принятию и реализации Инновационные процессы складываются в циклы развития (становления, активного формирования, трансформирования), в ходе которых формируется инновационный потенциал образовательных систем: их стремление к саморазвитию. Жизненные стадии инновации тесно связаны с педагогическим проектированием инновационной деятельности, разработкой инновационного проекта различного уровня сложности: созданием образовательной системы регионального, муниципального уровней и отдельного учебного заведения; воспитательной системы (системные инновации); проектирование новых образовательных технологий (модульные инновации) и т. п. При классификации нововведений в образовании следует учитывать, что инновации - один из важнейших видов человеческой деятельности. Эта деятельность не терпит строгих разграничений и делений, И хотя достаточно трудно и почти невозможно включить все компоненты и аспекты образования в классификацию, еще труднее объединить их в один компонент. Так, новшества в содержании образования обязательно влияют на управление, организацию и, соответственно, методологию (технологию) работы и наоборот. Трудно провести четкую грань между плановыми (систематическими) и спонтанными новшествами или между теми, которые возникают извне либо появляются изнутри самого образования. Посему инновации в образовании зачастую требуют помощи, поддержки и влияния, подкрепления от родителей, общественных и других организаций. Это касается и крупных (больших), и мелких (малых) нововведений. Конечно, любая классификация страдает схематизмом, недостаточной полнотой и последовательностью, поскольку практически невозможно несколькими категориями описать все возможные новшества. Тем не менее, независимо от очевидных трудностей, необходимо и возможно провести классификацию, но при условии предварительного утверждения критер иев, на основе которых она будет проводиться.
Первый критерий зависит от сферы, в которой осуществляются новшества. По первому критерию, то есть в зависимости от того, в какой области, в каком секторе образования проводятся нововведения (что обновляется), можно выделить новшества: в содержании образования в технологии, в организации, в системе управления, в экономических механизмах. Вторым общим критерием можно было бы считать способ возникновения новаторского процесса. В зависимости от способа осуществления нововведения их mi >жм< разделить на: систематические, плановые, заранее задуманные i ц хийные. спонтанные, случайные. Третий критерий - широта и глубина новаторского процесса. В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий можно говорить о: массовых, крупных, глобальных, радикальных, фундаментальных, стратегических, существенных, глубоких и других инновациях: частичных, малых, мелких инновациях. Четвертым критерием служит основа, на которой появляются, возникают новшества. В зависимости от происхождения новшества можно представим, как внешние и внутренние. Пятым критерием является процесс распространения педагогических идей и нововведений (или способ распространения), который состоит из трехсамостоятельных потоков: стихийного, целенаправленного, общественного. Целенаправленный государственный поток - это продуманные усилия, действия органов народного образования по внедрению педагогических новшеств. Общественный нововведенческий поток - результат активности общественных организаций. Наряду с целенаправленным распространением идеи есть еще и стихийный, спонтанный протекающий в русле личного общения педагогов. Шестой критерий - масштаб осуществляемых инновационных преобразований, который может быть представлен в виде системных нововведений (построение новой воспитательной системы, образовательной системы различного уровня и т. п.), частных (локальных, единичных или точечных) и модульных, представляющих комплекс частных инноваций, объединенных по каким-либо общим основаниям. Очень важным основанием (критерием) группировки, седьмым критерием. является инновационный потенциал. В соответствии с рассматриваемым критерием выделяются модификационные, комбинаторные и радикальные инновации. Модификационные нововведения связаны с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением модернизацией того, что имеет аналог или прототип.
Комбинаторные нововведения предполагают новое конструктивное соединение элементов из ранее известного, которые в данном сочетании прежде не использовались. Предполагается не эклектическое соединение, а конструктивное, при котором появляются новые, ранее не существовавшие системные свойства, порождающие новый интеграционный эффект. Радикальные инновации предполагают новый или радикально противоположный подход к имеющимся разработкам или решениям какого-либо направления, проблемы и т. п. (49, 16). Конечно, такое деление - относительное, инновационная деятельность творческих педагогов - это и государственный поток, и общественный одновременно. Передача педагогических идей в личном общении (стихийный поток) может быть стимулирована прессой и телевидением, то есть государственными и общественными институтами.
Классификация по критериальным основаниям
В ходе развития инновационной образовательной среды создаются различные модели дистанционного образования, на базе которых развиваются современные институциональные формы дистанционных учебных заведений. На базе новых институциональных форм образования появляются организационные инновации, в которых используются новые педагогические технологии, методы, приемы, средства, функционирование которых осуществляется с использованием новых экономических механизмов. Список использованной литературы 1. Ангеловски К. Учителя и инновации. Пер. с макед.- М.: Просвещение, 1991. 2. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - М., 1991. 3. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982. 4. Веселова Н. В., Глушанкова В. С, Зерганииова Т. Е. и др. 5. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа Пресс, 1995. 6. Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и 7. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. - М., 1980. 8. Загвязинский В. И., Гильманов С А. Творчество в управлении 9. Инновации в российском образовании: Высшее профессиональное образование. - М., 2000.
10. Инновации в школе: характер и результаты // Народное образование, 1993, № 6. 11. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. 12. Инновационные учебные заведения России. Информационно- 13. Инновации в образовании: от идеи до воплощения. - Пермь, 1995. 14. Инновации и традиции в образовании. - Москва - Белград, 1996. 15. Инновации и традиции в реформируемой школе. - Томск, 1995. 16. Инновационные процессы в образовании. - СПб., 1997. 17. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / Под ред. Г. Н. Прозументовой - Барнаул - Томск, 1997. 18. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий 19. Краевский В. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. - М., 1977. 20. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных 21. Лазарев В. С, Поташник М. М. Как разработать программу 22. Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. - М., 1992. 23. Лапин Н. И. Актуальные проблемы исследования нововведений // 24. Лапин Н. И., Пригожий А. И., Сазонов Б. В., Толстой В. С. Нововведения в организациях // Структура инновационного процесса. - М., 1981. 25. Методическая работа в школе: организация и управление / 26. Некрасова Н. И. В помощь педагогу, приступающему к экспериментально-исследовательской работе. - Калининград, 1989. 27. Новикова Л. И., Куракин А. Т. Путь к творчеству. -М,: Педагогика, 1966. 28. Новые ценности в образовании: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М.: ИПИ РАО, 1995, вып. 1. 29. Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. - Новоибирск - Барнаул, 1995. 30. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1985. 31. Подымова Л. С. Введение в инновационную педагогику: учебное пособие. - Курск, 1994. 32. Полонский В. М. Критерии теоретической и практической значимости исследований //Советская педагогика, 1988, № 11. 33. Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. - М., 1993. 34. Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. -М., 35. Поташник М. М., Хомерики О. Г. Структуры инновационного 36. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. - М.: Политиздат, 1989. 37. Пригожин А. И. Управленческое консультирование нововведений (индивиде организации). - М., 1990. 38. Российская школа на рубеже 90-х годов: социологический анализ. - М: Центр социологии образования РАО, 1993. 39. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. - 40. Сиденко А. С. Как создать авторскую педагогическую разработку? // Народное образование, 1998, № 7-8. 41. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная 42. Слободчиков В. И. Характеристика этапов социально-педагогического проектирования //Учительская газета, 1992, № 41-45. 43. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989. 44. Структура инновационного процесса. - М., 1981. 45. Третьяков П. И. Школа: управление по результатам. - М.: Новая школа, 2001. 46. Пискунов А. И. и др. Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. - М.: Педагогика, 1979. 47. Управление развитием школы: Пособие для руководителей oобразовательных учреждений. /Подред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. - М., 1995. 48. Хекхаузен X. Мотивация деятельности. - М., 1992. 49. Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие 50. Шукшунов В. Е. Инновационное образование: парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения // Высшее образование в России, 1994, № 2. 51. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики
2. Проектирование в инновационной образовательной деятельности До недавнего времени термин проект использовался преимущественно в технической сфере, и с ним связывалось представление о разработках сложной документации. В настоящее время любая научно-исследовательская деятельность связана с выполнением различных проектов. Проекты разрабатываются в общественной, политической, международной, технической, театральной, литературной и, естественно, педагогической сферах деятельности. Процесс создания проекта называется проектированием. «Проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде» (Дж. К. Джонс, 1976). В широком смысле проектирование -это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проблема проектирования чрезвычайно многоаспектна в силу своей интегративной функции, поэтому в равной степени и значима для любой деятельности. Проектирование является важнейшим компонентом способа жизнедеятельности любого человека. В жизни каждому изнас приходится намечать какие-либо способы реализации идей или их воплощения, пути продвижения, поиска и составления планов и пр. И эти процессы не зависят от сферы деятельности, то есть они представляют собой культурно-исторический феномен (23). Все эти действия, носящие интеллектуальный (творческий) характер, и составную проектирование. Педагогическое проектирование - это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняющую друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технике технологические и организационно-управленческие аспекты (13). Образование неотделимо от социокультурного контекста с характерными для него моделями деятельности, коммуникации и социальных отношений. Именно через эту связь формируются когнитивные стереотипы, образ мышления, которые ищут воплощения в действия. Знание социокультурных характеристик означает верное понимание целей, которые преследуются в образовательном процессе. Только на этом основании возможно выстраивание эффективных образовательных стратегий, ведь дифференцирующая способность систем образования является во многом причиной социальных и прочих конфликтов, и крайне важно знать, каких причин можно избежать уже на уровне проектирования и корректировки образовательных систем и программ (11). Продуктивная и ответственная работа по проектированию инновационной деятельности состоит, прежде всего, в ответственном выборе способа осознания связи прошлого, настоящего и будущего и ее конструктивной формы. «Как культурная деятельность проектирование предполагает определенное соотношение традиций и новаторства, нормы и творчества» (8, 28). Учет психолого-педагогических аспекта педагогического проектирования позволяет создать пространство культуры проектирования, способствующего достижению основных целей проекта и продвижению в личностном развитии его участников, созданию психологического климата и атмосферы творческой активности и работоспособности членов команды, формированию из участников общности людей, заинтересованных в индивидуальном саморазвитии и в достижении коллективных целей и задач. Учет организационно-управленческих аспектов позволяет обеспечить оптимальное распределение функциональных обязанностей, ответственности и ролей участников проектирования, а также адекватное целям и задачам проекта управление. Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Этот процесс охватывает: образовательные системы различного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития учреждения, и многое другое. В педагогической инноватике можно выделить следующие направления проектирования: проекты в области финансирования образовательно-воспитательных учреждений и управления ими, проекты в организации школ и обучения, проекты по разработке содержания образования, проекты по образовательным технологиям, формам и методам обучения, проекты по структурированию системы воспитания и образования и др. Основные черты проекта Анализ работ по вопросам проектирования позволяет определить основные черты проекта, к которым относятся: • отнесенность проекта к будущему; • ориентация проекта на желаемое состояние будущего; • представление проекта как системы средств достижения будущего; • определенность начала и окончания проектной работы; • четко и ясно сформулированные критерии эффективности (10). проектирования: • непосредственную связь с актуальными потребностями и определенным комплексом объективных условий; • заданный характер, непосредственную связь с необходимостью • итерационный характер, когда для приближения к удовлетворен • наукоемкий характер, постоянную опору на использование научных основ и поиск необходимой научной информации; «практико-ориентированный характер. В своих целях и критериях завершенности проектирование исходит из реализуемости своих объектов; • интеллектуальный характер; • информационный характер; • готовность использовать разнообразные практико-ориентированные и научно необоснованные схемы деятельности. 2.2. Факторы, влияющие на проектирование Рассматривая инновационный проект как сложный синтезированный продукт проектно-практической деятельности, направленный на создание или преобразование существующей действительности, который в силу своей сложности и специфичности содержит немало направлений, как структурных, так и содержательных, для разработки и реализации инновационного проекта необходимо и целесообразно учитывать факторы и специфические особенности, влияющие на проектирование, 2.3. Факторы, оказывающие влияние на процесс проектирования Основными факторами, необходимыми для успешной проектной деятельности, являются: • участие руководства в организации или поддержке проектной деятельности (согласованного руководства на всех уровнях управления: • желание и готовность педагогического (или какого-либо другого) • наличие стратегии инновационной деятельности (в зависимости • объединение специалистов и разделение труда; • обеспеченность ресурсами: научными, кадровыми (профессиональными), финансовыми, материально-техническими, информационными, а также стратегией их использования; • отлаженность в организации действий по управлению системой, • предельная четкость постановки цели проекта, постановка множества целей или их дополнение в процессе проектирования приводит к тому, что они реализуются лишь частично, с минимальной степенью эффективности; • учет специфических особенностей при проектировании (местных Исследования показывают, что на самом деле факторов этих значительно больше, но здесь указываются лишь самые значимые на начало разработки проекта. 2.4. Специфические особенности педагогических проектов (или специфика педагогических проектов) Педагогические проекты могут быть рассмотрены как социальные проекты с их специфическими особенностями: «'цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов. Однажды сформулированные цели не должны рассматриваться как нечто неизменное. В ходе реализации инновационного проекта под воздействием изменений в окружении проекта и получаемых промежуточных результатов цели проекта могут претерпевать изменения. Поэтому целеполагание нужно рассматривать как непрерывный динамичный процесс, в котором анализируются сложившиеся ситуации, тенденции, а при необходимости осуществляется корректировка целей; • количественная и качественная оценка социальных (педагогических) проектов существенно затруднена. Во-первых, при работе с людьми достаточно сложно оценить, какой из факторов оказал существенное воздействие на субъект, а во-вторых, воздействие того или иного фактора часто бывает отсрочено по времени; • сроки и продолжительность проекта, которые зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению. Необеспеченность инновационной деятельности научными и профессиональными кадрами, несвоевременное выделение средств: как финансовых, так и материально-технических; стихийные бедствия и чрезвычайные происшествия могут оказывать существенное влияние на изменение сроков проекта и его отдельных составляющих; • расходы на проект, как правило, зависят от бюджетного финансирования (ассигнований); • ресурсы выделяются в рамках возможного обеспечения. В соответствии с обеспеченностью ресурсами (кадровыми, материально-техническими, информационными) и определяются масштаб разработки проекта, его цели и задачи. Что такое проект? Приступая к проектированию, необходимо рассмотреть основные подходы к понятию самого проекта. На сегодня какого-то единого общепринятого определения проекта нет, но существует множество трактовок этого понятия. Рассмотрим некоторые из них. Проект - (от лат. projektus, буквально - брошенный вперед): 1. Совокупность документов (расчетов, чертежей) с целью создания какого-либо сооружения или изделия. 2. Предварительный текст какого-нибудь документа. 3. Замысел, план (16). Проект - это предприятие (намерение), которое, в значительной степени характеризует неповторимость условий в их совокупности (см. Projektmanagement, 1987). Проект означает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете поставленных задач с четко выраженными целями (см. информацию Мирового Банка). Проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (2). Под педагогическим проектом мы будем понимать комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданною периода времени, при установленном бюджете, с ориентацией на четкие требования к качеству результатов, и специфической организации. Цели и задачи проекта Одним из центральных понятий, связанных с инновационным проектом, является понятие целей и задач проекта. «Бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» с «хорошим содержанием», если нет четкого определения конечной цели (18, 8). Большинство теорий и концепций совместной деятельности сходится на том, что первым и непременным условием существования любой организации является формирование общей цели» (9). И действительно, понятие общей цели в психологическом анализе трудно переоценить. «Представленная в форме утверждения, в котором с большей или меньшей конкретностью отражены некоторые желательные для организации результаты», цель выступает ключевым фактором, определяющим поведение ее членов (25). Общей организационной целью может стать лишь такая цель, субъект которой опирается на некую силу или процесс, способные обеспечивать ее главенство над индивидуальными целями членов организации. Но если подобное обеспечение отсутствует, даже самая талантливая и продуктивная цель имеет мало шансов подняться над «частоколом» других, пусть даже совершенно бездарных намерений и планов. И, наоборот, самая нелепая и низкая затея может одержать верх над блестящими и благородными планами, если она базируется на процессе, обеспечивающем ее приоритетность (7, 6). Цель - это желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоего интервала времени. Она должна отвечать следующим требованиям: быть реалистичной, то есть проект не должен превратиться в прожект; быть ранжируемой, то есть может быть разделена на более мелкие составляющие, согласованные между собой в зависимости от этапа работы (они могут быть представлены как задачи); быть диагностируемой, то есть иметь определенные измерители (критерии и методики замера). Для каждого инновационною проекта может быть определено множество взаимосвязанных целей, отражающих структуру самого проекта и его участников. Чтобы определить степень достижения целей инновационного проекта, необходимо выбрать соответствующие критерии. На основе этих критериев можно оценивать альтернативные решения по достижению целей инновационного проекта. Они должны находиться в области допустимых решений проекта. Описание цели инновационного проекта определяет сущность проекта. Задача - желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата. Из чего следует, что для решения поставленных задач необходимо указать предполагаемые сроки их достижения и задать количественные характеристики желаемого результата.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|