Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опера-сказка Римского Корсакова «Снегурочка».

Варианты сказок «Снегурочка».

Существует множество вариантов сказок «Снегурочка». Одной из таких сказок является сказка Братьев Гримм «Снегурочка».

В ней рассказывается о девушке по имени Снегурочка, мать которой умерла при её рождении. Спустя пару лет король (отец Снегурочки) женится на очень красивой королеве, но очень злой и самолюбивой. У королевы было зеркальце, у которого она постоянно спрашивала:

«Зеркальце, зеркальце на стене, кто всех красивей в нашей стране?» -зеркальце всегда отвечало, что королева красивее всех, но шло время Снегурочка подросла и стала в 1000 раз красивее королевы. Королева же узнав об этом ужасно рассердилась и приказала убить Снегурочку, но егерь которому она приказала убить Снегурочку отпустил девочку в лес. Девочка долго шла по лесу и когда она нашла избушку карликов. Карлики оставили Снегурочку с условием, что она будет держать их дом в чистоте. Тем временем королева узнала, что Снегурочка жива и решила её убить сама. Так королева пыталась убить девочку целых три раза, но всё было без успешно

Сказка Братьев Гримм «Снегурочка» напоминает по своему сюжету, сказку «Белоснежка и семь гномов», только в ней были карлики, а не гномы и мачеха пыталась убить девушку три раза, а не один вот и все различия.

Второй версией является сказка В. И. Даля "Девочка Снегурочка." В сказке рассказывается про добрую девочку, которая появилась из комочка снега у одиноких стариков. Также у стариков была собака Жучка, но однажды дед выгнал собаку со двора из-за того, что Жучка пожалела лису, пустила в курятник погреться, а та всех кур съела. Однажды летом подруги пошли в лес за ягодой и взяли Снегурочку с собой. Снегурочка потерялась в лесу, стала подружек звать, никто не откликнулся. Залезла она на дерево и кричит «Ау-ау». Услышала её Жучка, прибежала и отвела к старикам. Обрадовались старики от радости, простили Жучку. Стали они все вместе дальше жить.

Пьеса для театра Островского «Снегурочка».

"Снегурочка" (Весенняя сказка) - пьеса-сказка в четырёх действиях с прологом Александра Островского. Напечатана в журнале "Вестник Европы", № 9 (1873год).

Окончена драматургом 31 марта 1873 года. В первый раз поставлена в Москве, на сцене Большого театра, 11 мая 1873 года. Это сочинение - кульминация в творческом союзе великого композитора Петра Ильича Чайковского и великого русского драматурга Александра Николаевича Островского. И, что самое примечательное, этот творческий союз состоялся по совершенно формальному поводу. В начале 1873 года Малый театр закрылся на капитальный ремонт. Все три труппы императорских московских театров, драматическая, оперная и балетная должны были выступать на сцене Большого театра. Понадобились спектакли, в которых все три труппы могли быть задействованы. С предложением сочинить такой спектакль Дирекция обратилась к А. Н. Островскому. Музыку же по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории. Он уже начал свой композиторский путь как оперный композитор, был автором двух симфоний.

В качестве сюжета "Снегурочки" Островский разработал и развил известную русскую народную сказку. Правда, Островский изложил известный сюжет не просто как поучительную притчу, а с огромным философским подтекстом. Как кредо драматурга звучит начало монолога царя Берендея: "Полна чудес могучая природа!".

И Островский, и Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением, постоянно общались, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский выступал в роли заинтересованного заказчика, постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши. Как признавался сам Чайковский, ему пьеса Островского так нравилась, что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели.

 

Музыка Чайковского к одноименному спектаклю «Снегурочка».

 

"Снегурочка" Чайковского стала его подлинным шедевром, одним из самых вдохновенных сочинений, наполненных светом, богатством красок, буйным цветением сказочных колоритных образов. Это сочинение - кульминация в творческом союзе великого композитора и великого русского драматурга. И, что самое примечательное, этот творческий союз состоялся по совершенно формальному поводу. В начале 1873 года Малый театр закрылся на капитальный ремонт. Все три труппы императорских московских театров, драматическая, оперная и балетная должны были выступать на сцене Большого театра. Понадобились спектакли, в которых все три труппы могли быть задействованы. С предложением сочинить такой спектакль Дирекция обратилась к А. Н. Островскому. Музыку же по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории. Он уже начал свой композиторский путь как оперный композитор, был автором двух симфоний. "Снегурочка" стала на его творческом пути мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к "Лебединому озеру", "Евгению Онегину".

В качестве сюжета "Снегурочки" Островский разработал и развил известную русскую народную сказку. Правда, Островский изложил известный сюжет не просто как поучительную притчу, а с огромным философским подтекстом. Как кредо драматурга звучит начало монолога царя Берендея: "Полна чудес могучая природа!". А вслед драматургу вторили хоры - гимны Чайковского великой и могучей силе природы, чистой и бесстрашной, самозабвенной любви девочки-Снегурочки, её чистоте и самопожертвованию.

И Островский, и Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением, постоянно общались, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский выступал в роли заинтересованного заказчика, постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши. Как признавался сам Чайковский, ему пьеса Островского так нравилась, что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели.

На премьере дирижировал Н. Г. Рубинштейн. Участвовали знаменитые русские драматические актеры и певцы, хор и оркестр Большого театра.

Но жизнь на сцене совместного творения Островского-Чайковского была недолгой. Спектакль вскоре перестал идти. А ставить в других театрах его было практически невозможно: ведь для его исполнения требовались огромные силы, которых не было в драматическом театре, а драматические актеры отсутствовали в оперных театрах. Музыка Чайковского постепенно стала звучать как самостоятельные музыкальные фрагменты на концертной эстраде, что продолжается и по сей день.

 

Опера-сказка Римского Корсакова «Снегурочка».

СНЕГУРОЧКА — весенняя сказка Н. Римского-Корсакова в 4 д. с прологом, либретто композитора по одноименной пьесе А. Островского. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 29 января 1882 г., под управлением Э. Направника.

В оперном творчестве Римского-Корсакова, как и во всей русской музыке, «Снегурочка» занимает исключительное место. По поэтической прелести и проникновенности, глубине воплощения русского народного духа это одна из вершин национального искусства.

Драматическая сказка Островского, вызвавшая к жизни музыку Чайковского, получила в опере Римского-Корсакова конгениальное воплощение, хотя трактовка образов у композитора и драматурга далеко не во всем совпадает. По Островскому, Снегурочка, дочь Мороза и Весны, своим рождением нарушает извечный, незыблемый порядок. Разгневанное Солнце отворачивает свое лицо от земли. Зима не хочет уступить прав Весне. В сердцах людей царит холод. Снегурочка не знает любви, но, приглядываясь к жизни людей, начинает тянуться к ним. Отвергнутая Лелем, она испытывает ревность и обиду. Только дар Весны — способность чувствовать — вызывает у нее любовь к Мизгирю. Но, узнав любовь, Снегурочка погибает. Ей не место в кругу людей. Гибнет и Мизгирь. А мудрый царь Берендей славит вечный и неизменный правопорядок.

Сохраняя верность Островскому в последовательности развития действия, лишь сократив текст, отбросив второстепенные фигуры, Римский-Корсаков разошелся с драматургом в понимании образа Снегурочки. Если героиня Островского в большей мере дочь Мороза, то героиня Римского-Корсакова прежде всего дочь Весны. Выросшая в глухом лесу, охраняемом Лешим, среди снегов и льдов, жадно тянется она к людям, внимательно вслушивается в доносящиеся к ней людские голоса и песни, стремится войти в звонкий и пестрый реальный мир. То, что просто и естественно для людей, мучительно трудно для Снегурочки. Она завоевывает право называться человеком.

Музыка показывает, как оттаивает ее сердце; в финальном ариозо, вершине лирического вдохновения Римского-Корсакова, во всей прелести раскрывается тепло ее сердца. Но это час гибели Снегурочки. Композитор отнюдь не утверждает правоту извечных законов природы. Развитие музыкальной драматургии оперы показывает, что законы эти, приведшие Снегурочку к гибели, не столь уж справедливы: ведь она виновна только в том, что хотела быть человеком. Музыка рисует образы русской природы, с первых тактов передавая пробуждение земли от зимней спячки. Духом сказки овеяны не только фантастические образы (Снегурочка, Весна, Мороз, Леший), но и реальные люди: порывистая, простодушно-доверчивая, бесхитростная Купава, мудрый царь Берендей — поэт и художник, пастух Лель — олицетворение животворящей силы любви и песни, развеселый пропойца и лентяй бобыль Бакула и бобылиха. После Руслана и Людмилы Глинки ни в одной опере не было такой яркой, многоцветной картины русской старины. Вместе с тем «Снегурочка» отнюдь не стилизация, в ее музыке нет эстетского любования архаикой. Это сказочный эпос, утверждающий неразрывность жизни человека и природы.

В опере нашли воплощение многие характерные для последующего творчества композитора краски и приемы. Не прибегая, за немногими исключениями, к фольклорным цитатам, композитор создает попевки и мелодии, неотличимые от народных. Распевность характеризует образы основных героев. Мелос самой Снегурочки первоначально носит инструментальный характер. Но по мере того как ее душа раскрывается навстречу людям, песенность вторгается и в ее партию.

Весенняя сказка Римского-Корсакова — плод стремительного творческого процесса (вчерне она написана за шесть недель) и высокого мастерства. Неисчерпаемо мелодическое и гармоническое богатство партитуры, красочен ее оркестровый наряд.

Театр не сразу нашел достойную этой оперы сценическую форму. Первая постановка была малоудачна, как и некоторые последующие. По существу, начало сценической жизни «Снегурочки» было положено в Московской частной опере, где впервые произведение предстало в достойной его декоративной оправе (художник В. Васнецов). Спектакль, показанный в 1885 г., не сходил со сцены долгие годы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...