Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Д) антропологический материализм.

История философии

 

1. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»

а) знать все и невозможно;

б) знания увеличивают скорбь;

в) знать что-то вовсе и не нужно;

г) попытаюсь узнать;

д) другие не знают и этого.

2. Майевтика— это:

а) ироничное подтрунивание;

б) форма назидания;

в) легкая беседа «ни о чем»;

г) эксперимент;

Д) общение с собеседником с целью обретения им истины.

3. По Аристотелю, человек— это:

а) двуногое без перьев;

б) нравственное существо;

в) душа в темнице тела;

г) смеющееся существо;

Д) политическое животное.

 

4. Определите учению какого философа принадлежат следующие первона­чала:

Первопричина бытия 1. Вода 2. Апейрон 3. Огонь 4. Число 5. Гомеомерии 6. Атомы Философ а) Демокрит 6 б) Анаксимандр 2 в) Анаксагор 5 г) Фалес 1 д) Гераклит 3 е) Пифагор 4

 

5. Определите, в концепциях каких философов главенствующую роль играют следующие категории:

Философ 1. Платон 2. Гераклит 3. Аристотель 4. Демокрит 5. Эмпедокл   Основные категории а) Логос 2 б) Идея 1 г) Форма 3 д) Атом 4 е) Любовь 5 ж) Ненависть 5

6. "Государство" Платона было:

а) демократическим государством равных возможностей;

б) религиозным государством;

в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;

г) абсолютной монархией;

д) деспотией восточного типа.

 

7. Истинное познание по Платону есть:

а) логически четкое, рациональное познание;

б) мистический опыт;

в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;

г) знание, основанное на эксперименте;

д) истинное познание невозможно.

 

8. Онтология Демокрита строится на принципе:

а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов;

б) первоэлементом мира является апейрон;

в) любая вещь мира есть соединение материи и формы;

г) первоэлементом мира является число;

д) познание мира невозможно.

 

9. В своей этической концепции стоики выдвинули:

а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы;

б) анархические принципы социальной жизни;

в) идеал верующего, безропотно сносящего удары судьбы в надежде на загробную жизнь;

г) идеал героя, противостоящего всему миру;

д) идеал «страдающего бога».

 

10. Один из основных императивов античной философии:

а) «Познай самого себя»;

б) «Узнай как можно больше»;

в) «Следуй установленным правилам»;

г) «Не лги»;

д) «Надейся и жди».

 

11. Этот античный философ писал: "Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительно­го в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все осталь­ное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать".

а) Аристотель;

б) Зенон из Кития (стоик);

в) Платон;

г) Скептики;

д) Пифагор.

 

12. Число в пифагорейской школе это:

а) абстракция;

б) первоначало мира, тождественное вещи;

в) создание разума;

г) творение Бога;

д) психическая иллюзия.

 

13. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».

а) Анаксимен;

б) Эмпедокл;

в) Фалес;

г) Платон;

д) Аристотель.

14. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:

а) Пифагор;

б) Платон;

в) Сократ;

г) Аристотель;

д) Демокрит.

15. Этот античный мыслитель является основоположником атомизма:

а) Сократ;

б) Демокрит, Левкипп;

в) Платон;

г) Аристотель;

д) Демокрит.

 

16. Кому из античных философов принадлежит авторство этой социально-философской концепции:

«...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчело­век, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»

а) Аристотель;

б) Платон;

в) Плотин;

г) Демокрит;

д) Сенека.

17. Позднейший автор так описывает учение этого философа:

"Он в согласии с теми, кто дока­зывает единство (целого), признал, что движение невозможно без пустоты, а пустота — это несуществующее, однако ничуть не менее реальное, чем суще­ствующее, но то, что существует в прямом смысле слова, является наполнен­ным. Тем не менее подобная вещь не едина, а представляет собой бесконеч­ное по числу (частицы), невидимые вследствие малости каждой из них. Эти частицы носятся в пустоте, ибо пустота существует; соединяясь, они приво­дят к возникновению (вещей), а разъединяясь, к уничтожению".

а) Демокрит;

б) Анаксимандр;

в) Фалес;

г) Платон;

д) Аристотель.

 

18. Идея, согласно Платону:

а) материальна и умопостигаема;

б) нематериальна, но умопостигаема;

в) материальна, но неумопостигаема;

г) нематериальна и неумопостигаема;

д) конструкция сознания.

19. Фрагмент "Все течет, все изменяется" выражает суть:

а) диалектических мыслей Гераклита;

б) метафизической концепции Парменида;

в) релятивизма софистов;

г) логики Аристотеля;

д) критической позиции скептиков.

20. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:

а) Протагор;

б) Сократ;

в) Ксенофан;

г) Эпикур;

д) Демокрит.

21. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:

а) диалектический материализм;

б) механистический материализм;

в) антропологический материализм;

г) стихийный материализм.

 

22. Представителей милетской школы называют стихийными мате­риалистами, потому что они:

а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;

б) открыто утверждали примат материи над духом;

в) отрицали наличие материального;

г) сформулировали атомистическую концепцию;

д) отрицали возможность познания мира.

 

23. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:

а) бедных, состоятельных, богатых;

б) крестьян, ремесленников, мещан;

в) дворян, священников, крестьян;

г) философов, воинов, ремесленников;

д) крестьян, рабочих, интеллигенцию.

24. В центре внимания школы Пифагора было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это:

а) порядок;

б) Бог;

в) разум;

г) число;

д) материя.

 

25. По мнению Аристотеля всякая вещь есть:

а) сложное единство мельчайших частиц – атомов;

б) чувственный образ идеи;

в) единство материи и формы;

г) создано из воды;

д) конструкция сознания.

 

26. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что:

а) религия и философия несовместимы;

б) все догматы религии должны быть доказаны разумом;

в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна;

г) философия должна быть упразднена;

д) религия должна быть упразднена.

 

27. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой:

а) дух;

б) душа;

в) разум;

г) тело;

д) воля.

28. В центре размышлений философов средних веков стоит:

а) природа;

б) личность;

в) Бог;

г) идеальный мир;

д) процесс познания.

29. Фома Аквинский придерживался концепции:

а) о несовместимости веры и знания; в) о гармонии веры и знания;

б) о превосходстве знания над верой; г) о превосходстве веры над знанием.

30. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

в ) найти рациональные доказательства веры;

г) сформулировать теорию познания;

д) обосновать научный метод.

31. В схоластике провозглашалось различие между:

а) верой и разумом; в) сознательным и бессознательным;

б) чувством и мыслью; г) разумом и интуицией.

32. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

а) атомизмом;

б ) томизмом;

в) августинизмом;

г) папизмом;

д) протестантизмом.

33. В своих рассуждениях о боге Фома Аквинский:

а) безоговорочно защищал идею личного бога;

б) признавал бога полностью непозна­ваемым;

в) считал, что познание бога опосредовано его влиянием в природе;

г) полагал, что бог — это и есть природа;

д) считал, что бог – это перводвигатель.

 

34. Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский ис­ходил из того, что:

а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна;

б) душа является частью тела, выступая его формирую­щим принципом;

в) душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом;

г) душа есть проявление надиндивидуального духа, пото­му она неуничтожима.

35. Средневековая философская мысль:

а) отвергала полностью античную философию;

б) продолжала традиции античных философов;

в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соот­ветствии с собственными запросами;

г) использовала мотивы античной мифологии;

д) не знала античной философии.

36. Наиболее важный раздел знания в средневековье:

а) философия;

б) теология;

в) наука;

г) логика;

д) математика.

37. Основной догмат христианства:

а) дуализм;

б) триединство;

в) деизм;

г) пантеизм;

д) скептицизм.

 

38. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога:

а) Августин Блаженный;

б) Фома Аквинский;

в) Ансельм Кентерберийский;

г) Альберт Великий;

д) Тертуллиан.

39. Центральным объектом философского осмысления Августин делает:

а) человека;

б) Бога;

в) природу;

г) логику;

д) математику.

40. Основой духовной жизни в концепции Августина является:

а) разум;

б) воля;

в) переживание;

г) вера;

д) страсть.

 

41. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название:

а) «О причине, начале и едином»;

б) «О достоинстве и приращении наук»;

в) «Об ученом незнании»;

г) «О бесконечности Вселенной и мирах»;

д) «О величии души».

42. Философия природы Дж. Бруно— это:

а) деизм;

б) креационизм;

в) пантеизм;

г) дуализм;

д) материализм.

 

43. В основе средневековой гносеологии лежит идея:

а) творения;

б) предопределения;

в) откровения;

г) грехопадения;

д) спасения.

44. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:

а) абсолютной истины;

б) относительной истины;

в) недостижимой истины;

г) конвенциональной истины;

Д) двойственной истины.

45. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:

а) идеализма и стоицизма;

б) объективизма и скептицизма;

в) материализма и эмпиризма;

г) позитивизма и прагматизма;

д) панматематизма.

46. Основной рабочий метод Ф. Бэкона— это:

а) анализ;

б) синтез;

в) дедукция;

г) индукция;

д) диалектика.

47. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:

а) «верую, потому что нелепо»;

б) «во всем должно сомневаться»;

в) «любовь движет солнца и светила»;

г) «знание — сила»;

д) «познай самого себя».

48. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:

а) созерцательный анализ;

б) эмпирическую индукцию;

в) рациональную дедукцию;

г) спекулятивный синтез;

д) диалектический метод.

49. Кант обосновывает нравственный за­кон, согласно которому человек является «целью в себе», по­скольку:

а) связь между чувственным стимулом и поведением име­ет характер прямой необходимости;

б) человек — это существо, способное к абсолютно сво­бодной автономной мотивации поведения;

в) человек должен согласовывать свою автономную моти­вацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

г) человек должен согласовывать свою автономную моти­вацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;

д) человек создан по образу и подобию божьему.

 

50. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего пове­дения на основе твоей воли могла стать...»:

а) привычной формой твоего поведения;

б) принципом инстинкта самосохранения;

в) общим законом;

г) примером для подражания других;

д) юридическим законом.

51. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

а) соответствует действующему закону;

б) доставляет личное удовлетворение;

в) подчинен абстрактному чувству долга;

г) подчинен воле бога;

д) связан с гуманными или дружескими чувствами.

52. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное с точки зре­ния:

а) потребности;

б) творческой способности;

в) практики;

г) незаинтересованности;

д) удовольствия.

53. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:

а) Гегелем;

б) Декартом;

в) Кантом;

г) Ницше;

д) Бэконом.

54. Философия К. Маркса есть:

а) диалектический материализм;

б) феноменология;

в) историософия;

г) критический реализм;

д) эмпиризм.

 

55. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:

а) стихийный материализм;

б) наивный материализм;

в) механистический материализм;

г) диалектический материализм;

д) антропологический материализм.

56. Диалектика в философской системе Гегеля:

а) спекулятивно-идеалистическая;

б) экзистенциальная;

в) материалистическая;

г) негативная;

д) метафорическая.

57. Первооснова всего сущего есть, по Гегелю:

а) материя;

б) сознание;

в) абсолютная идея (мировой дух);

г) бог;

д) у сущего нет первоосновы, все безосновно, преходяще.

58. По мнению Канта, "вещь в себе" – это:

а) Бог;

б) реальное существование потенциального мира;

в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания:

г) то же, что феноменальное субъективное бытие;

д) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл "миром идей".

60. По мнению Канта, категорический императив – это:

а) выведенный им закон соотношения масс планет;

б) критикуемый им христианский догмат;

в) занимаемая им гражданская позиция;

г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний;

д) непреложное нравственное требование, моральный закон, сформули­рованный Кантом.

61. В системе Гегеля мировое развитие есть:

а) развитие духа (абсолютной идеи);

б) процесс закономерной смены общественно-экономических формаций;

в) воплощение Божественного замысла;

г) процесс самоорганизации материи;

д) Гегель отрицал развитие.

 

62. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:

а) докритический и критический;

б) материалистический и диалектический;

в) логический и онтологический;

г) рациональный и иррациональный;

д) метафизический и диалектический.

 

63. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:

а) все, что существует — разумно;

б) все, что существует — действительно;

в) все, что разумно – существует;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...