Д) антропологический материализм.
История философии
1. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...» а) знать все и невозможно; б) знания увеличивают скорбь; в) знать что-то вовсе и не нужно; г) попытаюсь узнать; д) другие не знают и этого. 2. Майевтика— это: а) ироничное подтрунивание; б) форма назидания; в) легкая беседа «ни о чем»; г) эксперимент; Д) общение с собеседником с целью обретения им истины. 3. По Аристотелю, человек— это: а) двуногое без перьев; б) нравственное существо; в) душа в темнице тела; г) смеющееся существо; Д) политическое животное.
4. Определите учению какого философа принадлежат следующие первоначала:
5. Определите, в концепциях каких философов главенствующую роль играют следующие категории:
6. "Государство" Платона было: а) демократическим государством равных возможностей; б) религиозным государством; в) государством кастового типа, с четким сословным разделением; г) абсолютной монархией; д) деспотией восточного типа.
7. Истинное познание по Платону есть: а) логически четкое, рациональное познание; б) мистический опыт; в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире; г) знание, основанное на эксперименте; д) истинное познание невозможно.
8. Онтология Демокрита строится на принципе: а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов;
б) первоэлементом мира является апейрон; в) любая вещь мира есть соединение материи и формы; г) первоэлементом мира является число; д) познание мира невозможно.
9. В своей этической концепции стоики выдвинули: а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы; б) анархические принципы социальной жизни; в) идеал верующего, безропотно сносящего удары судьбы в надежде на загробную жизнь; г) идеал героя, противостоящего всему миру; д) идеал «страдающего бога».
10. Один из основных императивов античной философии: а) «Познай самого себя»; б) «Узнай как можно больше»; в) «Следуй установленным правилам»; г) «Не лги»; д) «Надейся и жди».
11. Этот античный философ писал: "Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительного в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все остальное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать". а) Аристотель; б) Зенон из Кития (стоик); в) Платон; г) Скептики; д) Пифагор.
12. Число в пифагорейской школе это: а) абстракция; б) первоначало мира, тождественное вещи; в) создание разума; г) творение Бога; д) психическая иллюзия.
13. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается». а) Анаксимен; б) Эмпедокл; в) Фалес; г) Платон; д) Аристотель. 14. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»: а) Пифагор; б) Платон; в) Сократ; г) Аристотель; д) Демокрит. 15. Этот античный мыслитель является основоположником атомизма: а) Сократ; б) Демокрит, Левкипп; в) Платон; г) Аристотель; д) Демокрит.
16. Кому из античных философов принадлежит авторство этой социально-философской концепции:
«...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...» а) Аристотель; б) Платон; в) Плотин; г) Демокрит; д) Сенека. 17. Позднейший автор так описывает учение этого философа: "Он в согласии с теми, кто доказывает единство (целого), признал, что движение невозможно без пустоты, а пустота — это несуществующее, однако ничуть не менее реальное, чем существующее, но то, что существует в прямом смысле слова, является наполненным. Тем не менее подобная вещь не едина, а представляет собой бесконечное по числу (частицы), невидимые вследствие малости каждой из них. Эти частицы носятся в пустоте, ибо пустота существует; соединяясь, они приводят к возникновению (вещей), а разъединяясь, к уничтожению". а) Демокрит; б) Анаксимандр; в) Фалес; г) Платон; д) Аристотель.
18. Идея, согласно Платону: а) материальна и умопостигаема; б) нематериальна, но умопостигаема; в) материальна, но неумопостигаема; г) нематериальна и неумопостигаема; д) конструкция сознания. 19. Фрагмент "Все течет, все изменяется" выражает суть: а) диалектических мыслей Гераклита; б) метафизической концепции Парменида; в) релятивизма софистов; г) логики Аристотеля; д) критической позиции скептиков. 20. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»: а) Протагор; б) Сократ; в) Ксенофан; г) Эпикур; д) Демокрит. 21. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского: а) диалектический материализм; б) механистический материализм; в) антропологический материализм; г) стихийный материализм.
22. Представителей милетской школы называют стихийными материалистами, потому что они: а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы; б) открыто утверждали примат материи над духом; в) отрицали наличие материального; г) сформулировали атомистическую концепцию; д) отрицали возможность познания мира.
23. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия: а) бедных, состоятельных, богатых;
б) крестьян, ремесленников, мещан; в) дворян, священников, крестьян; г) философов, воинов, ремесленников; д) крестьян, рабочих, интеллигенцию. 24. В центре внимания школы Пифагора было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это: а) порядок; б) Бог; в) разум; г) число; д) материя.
25. По мнению Аристотеля всякая вещь есть: а) сложное единство мельчайших частиц – атомов; б) чувственный образ идеи; в) единство материи и формы; г) создано из воды; д) конструкция сознания.
26. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что: а) религия и философия несовместимы; б) все догматы религии должны быть доказаны разумом; в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна; г) философия должна быть упразднена; д) религия должна быть упразднена.
27. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой: а) дух; б) душа; в) разум; г) тело; д) воля. 28. В центре размышлений философов средних веков стоит: а) природа; б) личность; в) Бог; г) идеальный мир; д) процесс познания. 29. Фома Аквинский придерживался концепции: а) о несовместимости веры и знания; в) о гармонии веры и знания; б) о превосходстве знания над верой; г) о превосходстве веры над знанием. 30. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы: а) исследовать социальную действительность; б) исследовать природу; в ) найти рациональные доказательства веры; г) сформулировать теорию познания; д) обосновать научный метод. 31. В схоластике провозглашалось различие между: а) верой и разумом; в) сознательным и бессознательным; б) чувством и мыслью; г) разумом и интуицией. 32. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется: а) атомизмом; б ) томизмом; в) августинизмом; г) папизмом; д) протестантизмом. 33. В своих рассуждениях о боге Фома Аквинский: а) безоговорочно защищал идею личного бога; б) признавал бога полностью непознаваемым; в) считал, что познание бога опосредовано его влиянием в природе;
г) полагал, что бог — это и есть природа; д) считал, что бог – это перводвигатель.
34. Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский исходил из того, что: а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна; б) душа является частью тела, выступая его формирующим принципом; в) душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом; г) душа есть проявление надиндивидуального духа, потому она неуничтожима. 35. Средневековая философская мысль: а) отвергала полностью античную философию; б) продолжала традиции античных философов; в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соответствии с собственными запросами; г) использовала мотивы античной мифологии; д) не знала античной философии. 36. Наиболее важный раздел знания в средневековье: а) философия; б) теология; в) наука; г) логика; д) математика. 37. Основной догмат христианства: а) дуализм; б) триединство; в) деизм; г) пантеизм; д) скептицизм.
38. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога: а) Августин Блаженный; б) Фома Аквинский; в) Ансельм Кентерберийский; г) Альберт Великий; д) Тертуллиан. 39. Центральным объектом философского осмысления Августин делает: а) человека; б) Бога; в) природу; г) логику; д) математику. 40. Основой духовной жизни в концепции Августина является: а) разум; б) воля; в) переживание; г) вера; д) страсть.
41. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название: а) «О причине, начале и едином»; б) «О достоинстве и приращении наук»; в) «Об ученом незнании»; г) «О бесконечности Вселенной и мирах»; д) «О величии души». 42. Философия природы Дж. Бруно— это: а) деизм; б) креационизм; в) пантеизм; г) дуализм; д) материализм.
43. В основе средневековой гносеологии лежит идея: а) творения; б) предопределения; в) откровения; г) грехопадения; д) спасения. 44. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции: а) абсолютной истины; б) относительной истины; в) недостижимой истины; г) конвенциональной истины; Д) двойственной истины. 45. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского: а) идеализма и стоицизма; б) объективизма и скептицизма; в) материализма и эмпиризма; г) позитивизма и прагматизма; д) панматематизма. 46. Основной рабочий метод Ф. Бэкона— это: а) анализ; б) синтез; в) дедукция; г) индукция; д) диалектика. 47. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:
а) «верую, потому что нелепо»; б) «во всем должно сомневаться»; в) «любовь движет солнца и светила»; г) «знание — сила»; д) «познай самого себя». 48. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал: а) созерцательный анализ; б) эмпирическую индукцию; в) рациональную дедукцию; г) спекулятивный синтез; д) диалектический метод. 49. Кант обосновывает нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку: а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости; б) человек — это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения; в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей; г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе; д) человек создан по образу и подобию божьему.
50. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»: а) привычной формой твоего поведения; б) принципом инстинкта самосохранения; в) общим законом; г) примером для подражания других; д) юридическим законом. 51. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он: а) соответствует действующему закону; б) доставляет личное удовлетворение; в) подчинен абстрактному чувству долга; г) подчинен воле бога; д) связан с гуманными или дружескими чувствами. 52. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное с точки зрения: а) потребности; б) творческой способности; в) практики; г) незаинтересованности; д) удовольствия. 53. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан: а) Гегелем; б) Декартом; в) Кантом; г) Ницше; д) Бэконом. 54. Философия К. Маркса есть: а) диалектический материализм; б) феноменология; в) историософия; г) критический реализм; д) эмпиризм.
55. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название: а) стихийный материализм; б) наивный материализм; в) механистический материализм; г) диалектический материализм; д) антропологический материализм. 56. Диалектика в философской системе Гегеля: а) спекулятивно-идеалистическая; б) экзистенциальная; в) материалистическая; г) негативная; д) метафорическая. 57. Первооснова всего сущего есть, по Гегелю: а) материя; б) сознание; в) абсолютная идея (мировой дух); г) бог; д) у сущего нет первоосновы, все безосновно, преходяще. 58. По мнению Канта, "вещь в себе" – это: а) Бог; б) реальное существование потенциального мира; в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания: г) то же, что феноменальное субъективное бытие; д) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл "миром идей". 60. По мнению Канта, категорический императив – это: а) выведенный им закон соотношения масс планет; б) критикуемый им христианский догмат; в) занимаемая им гражданская позиция; г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний; д) непреложное нравственное требование, моральный закон, сформулированный Кантом. 61. В системе Гегеля мировое развитие есть: а) развитие духа (абсолютной идеи); б) процесс закономерной смены общественно-экономических формаций; в) воплощение Божественного замысла; г) процесс самоорганизации материи; д) Гегель отрицал развитие.
62. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды: а) докритический и критический; б) материалистический и диалектический; в) логический и онтологический; г) рациональный и иррациональный; д) метафизический и диалектический.
63. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис: а) все, что существует — разумно; б) все, что существует — действительно; в) все, что разумно – существует;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|