Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребление, сбережения и инвестиции.




Создатель современной теории анализа взаимосвязи потребления, сбережения и инвестиций- Кейнс. По Кейнсу, положительно воздействовать на расширение производства и предложение товаров, способствовать уменьшению безработицы можно лишь путем активизации совокупного спроса, т.е. формирования эффективного спроса- совокупный платежеспособный спрос, определяющий высокий уровень занятости. Главные составляющие эффективного спроса: доход, потребление, сбережение и инвестиции.

Потребление- индивидуальное и совместное использование потребительских благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Зависимость это прямая- Чем выше доход, тем выше уровень потребления, и наоборот, чем ниже доход, тем ниже уровень потребления. Личное потребление растет в меньшей степени, чем растет доход. Это обусловлено действием объективных и субъективных факторов, влияющих на общее количество ресурсов, используемых на потребление. Это могут быть:

-желание обеспечить себя на старости лет;

-желание купить дорогостоящую вещь

-стремление застраховать себя на «черный день».

Таково проявление «основного психологического закона», согласно которому с ростом дохода склонность к потреблению падает, а склонность к сбережению возрастает. Соотношение между изменением потребления и вызываемым им изменением дохода называется ПРЕДЕЛЬНОЙ СКЛОННОСТЬЮ К ПОТРЕБЛЕНИЮ.

Изенение в потреблении = Λ(дельта)C

МРС= изменение в доходе ΛY

Величина МРС всегда колеблется между 0 и 1.

Сбережения- этота часть дохода, которая в настоящее время не потребляется, а предназначена для удовлетворения будущих потребностей. Представляет собой разницу между располагаемым доходом и потребительскими расходами. Подобно предельной склонности к потреблению можно определить ПРЕДЕЛЬНУЮ СКЛОННОСТЬ К СБЕРЕЖЕНИЮ(marginal propensity to save- MPS). MPS = Изменение в сбережении = Λ(дельта)S

изменение в доходе ΛY

Предельная склонность к сбережению является дополняющей до единицы величиной по отношению к предельной склонности к потреблению. Например, если МРС=0,7, то MPS=0,3.

Накопление- это откладывание части дохода, прибыли на будущие нужды. Оно само по себе для экономики не опасно, если сбереженные деньги пускаются в оборот, т.е. инвестируются. Размер инвестиций является главным фактором эффективного спроса, ибо рост инвестиций способствует увеличению национального дохода как источника благосостояния людей и привлечению в производство дополнительных работников, т.е. сокращению безработицы. Т.о. обеспечить нормальный размер инвестиций- это значит перевести все сбережения в реальные капиталовложения, или, др.словами, инвестиции должны быть равны сбережениям:

J(инвестиции)=S(сбережения)

Обеспечить такое равенство, считал(Кейнс), можно только при низкой норме процента, которая стимулирует предпринимателя брать больше ссуд и вкладывать их в развитие производства.

41. Совокупное предложение (СП) и его факторы. Обозначается AS. СП – это кол-во благ и услуг, представленное всеми производителями на рынке; это сумма индивидуальных предложений всех хозяйствующих субъектов. СП представляет реальный V пр-ва при данном уровне цен: повышение цен стимулирует увеличение производства товаров, снижение сопровождается уменьшением V пр-ва товаров (прямая зависимость). Кривая СП дел-ся на 3 сегмента: кейнсианский (горизонтальный), промежуточный (отклоняющийся вверх) и классический (вертикальный) отрезки. Гор. отр. Показывает потенциальный уровень реального V пр-ва при полной занятости населения. Потенциальный характер выражается в том, что на гор. отр. отражено состояние производства меньшее, чем при полной занятости. Экономика находится в состоянии глубоко кризиса: недозагрузка произв. мощностей, незадействованная раб. сила. Эти неиспользуемые ресурсы можно привести в действие без изменения уровня цен. Издержки пр-ва останутся на прежнем уровне, а пр-во начнет расшир-ся. Верт. отр: произв мощности загружены, полная занятость, дост. выс. уровень цен. Промеж. отр: одновременное движение вправо реального V пр-ва и вверх ров ровня цен. Неравномерное развитие: одни производства развиваются при совершенной технологии и полной занятости, другие вынуждены эксплуатировать устаревшее оборудование и нанимать неквалифицированных работников, что увеличивает издержки пр-ва и повышает уровень цен. Кривая совокупного предложения AS устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства при прочих равных условиях, таким образом наблюдается движение по самой кривой.

При влиянии неценовых факторов сама кривая СП перемещается или влево или вправо. Неценовые факторы: цены на ресурсы (при увеличении – сокращение СП, при снижении – увеличение), рост или падение производительности труда (если возрастает, то СП увеличивается), изменения в правовых нормах (в случае ужесточения налоговой системы или сокращения субсидий – снижается СП, если налоги сокращаются или субсидии увеличиваются – наоборот). Действие неценовых факторов: если СП растет, кривая сдвигается вправо; если сокращается – влево.

42. Макроэкономическое равновесие – состояние национальной экономики, при котором достигается равенство совокупного спроса (СС) и совокупного предложения (СП). Наиболее оптимальное: достижение максимально возможного V пр-ва, полной занятости и умеренного уровня цен. Точка пересечения кривых СС и СП показывает равновесный уровень цен и равновесный реальный V национального производства. Равновесие может быть нарушено за счет смещения как кривой СС, так и кривой СП. Смещение кривой AD. На гор. отр. расширение СС (от AD1 до AD2) приведет к существенному увеличению реального V национального пр-ва (от Q1 до Q2) и занятости без повышения уровня цен (Р1).

На верт. отр. расширение СС (от AD5 до AD6) окажет воздействие только на уровень цен, повышая его от Р5 до Р6. Реальный V национального пр-ва останется на уровне полной занятости Qf.

На промеж. отр. расширение совокупного спроса (от AD3 до AD4) приведет к увеличению реального объема национального производства (от Q3 до Q4) и повышению уровня цен (от Р3 до Р4).

Смещения кривой AS: если влево – сокращение реальн. V пр-ва, повышение уровня цен, усиление инфляции (ситуация, при которой под воздействием падения СП происходит одновременное падение реального национального пр-ва и повышения ур. цен, наз-ся стагфляцией); если вправо – снижение ур-ня цен, увеличение V пр-ва, выход экономики из кризисной ситуации.

На пром. и верт. отр. цены на товары и ресурсы достаточно мобильны при движении вверх, но не гибки в обратном направлении. Подобная закономерность полу получила название эффект храповика.

43.Классический подход к макроэкономическому равновесию. Макроэкономическое равновесие предполагает взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения для определения общего уровня цен и валового национального продукта в условиях свободного рынка. Это, в свою очередь, позволит обсудить два наиболее важных вопроса, стоящих как перед обществом в целом, так и перед правительствами стран, имеющих рыночную экономику: инфляцию и безработицу.

 

 

График AS – представление совокупного предложения в классической теории. Механизмы обеспечения равновесия: гибкость цен и гибкость процентных ставок. Гибкость товаров можно проиллюстрировать с помощью рынка факторов пр-ва.

Здесь устанавливаются равновесные значения ставки реальной зарплаты w* и занятости N*.

Гибкость процентных ставок отр-ся с пом. рынка капитала. Гибкость проц. ставки гарантирует равенство вкладов (сбережений в банках) и инвестиций (S – сбережения; I – инвестиции).

Итак, формирование условий равновесия в классической модели про­исходит по принципу саморегулирования, без вмешательства госу­дарства, что обеспечивается тремя встроенными стабилизаторами: гибкими ценами, гибкой номинальной ставкой зарплаты и гибкой ставкой процента. При этом денежный и реальный сектор незави­симы друг от друга.

44. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию. Специфика данного подхода заключается в следующем:

- равновесие национального дохода возможно и в условиях полной занятости;

- жесткость цен;

- сбережения являются функцией дохода, т.е. S=Сo+(1-МРС) х Y, то есть на сбережения воздействует не проц. ставка, а уровень дохода. Если вспомнить, что произведенный национальный доход определяется как Y=С+S, где Y – доход, С – потребление, S - сбережения.

Данное равенство и является условием макроэкономического равновесия. Таким образом, наряду с классической моделью равенства совокупного спроса и совокупного предложения можно вывести вариант равновесия в модели "доходы-расходы", называемую еще "кейнсианский крест".

Данная биссектриса под наклонном 45 градусов показывает точки макроэкономического равновесияТочка Е0 показывает такое положение равновесия национальной экономики, когда НД равен потребительским расходам, а S=0, т.е. ситуация стагнирующей экономики, т.е. совокупный спрос равен совокупному предложению. При добавлении частных инвестиций (Y=С+I), а затем и государственных расходов (Y=С+I+О) национальная экономика будет стремиться к состоянию полной занятости (Р). Наклон графика функции потребления C определяется ставкой подоходного налога t: c= a + (1-t)y, где (1-t)y - располагаемый доход.

Свойства макроэкономического равновесия:

1. Инфляция всегда является следствием превышения совокупного спроса над совокупным предложением, так как при отсутствии превышения совокупного спроса нет основания для роста цен. Хотя превышение совокупного спроса может происходить по различным причинам, в том числе и вследствие дефицита госбюджета и денежной экспансии

2. Макроэкономическое равновесие не гарантирует полной занятости.

3. В состоянии макроэкономического равновесия объем импорта может превышать объем экспорта, следовательно государство накапливает внешний долг. В противоположной ситуации увеличиваются валютные запасы.

4. В условиях макроэкономического равновесия правительство несет расходы по предоставлению общественных товаров и услуг своим гражданам. Если государственные затраты превышают поступление от налогов, дефицит финансируется или за счет внешних займов, или за счет дополнительной эмиссии денег.

45. Кривая Филлипса. Инфляция спроса возникает в результате увеличения совокупного спроса в условиях полной загрузки производственных мощностей, а значит, и невозможности отреагировать увеличением выпуска продукции. Причинами увеличения спроса могут быть; увеличение государственных заказов и рост заработной платы, а также рост покупательной способности населения. В обращении появляется масса денег, не обеспеченная товарами. Инфляция предложения (издержек) возникает вследствие роста цен из-за увеличения издержек производства. Причинами роста издержек могут быть – увеличение цен на сырье, действия профсоюзов по повышению заработной платы, монополистическое или олигополистическое ценообразование на ресурсы и др. Инфляционное ожидание – это тот уровень инфляции, который ожидается в ближайшее время. Взаимосвязь между фактическим уровнем инфляции и инфляционными ожиданиями между инфляцией спроса и предложения, а также между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде, можно представить с помощью уравнения кривой Филлипса

 

 

Если ожидаемый темп инфляции увеличивается, то кривая сдвигается вверх, что означает увеличение темпа инфляции для любого уровня безработицы.

Выбор между инфляцией и безработицей существует только в краткосрочном периоде. По мере адаптации населения к растущей инфляции кривая Филлипса вырождается и превращается в вертикальную прямую. Это означает, что в долгосрочном периоде безработица возвращается к своему естественному уровню, и реальный объем потенциального выпуска достигается при любом уровне цен, то есть дилемма между инфляцией и безработицей в долгосрочном периоде отсутствует.

Долгосрочная кривая Филлипса представлена на графике в виде вертикальной прямой:

Наклонная прямая - краткосрочная кривая Филлипса (PhSR1).

 

 


В. 46. Гос. бюджет.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов влас­ти) и, во-вторых, связаны с формированием и использова­нием централизованного фонда денежных средств, предназначен­ного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

В процессе функционирования бюджетные отношения получа­ют соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкрет­ная величина бюджетного фонда, отражающая степень централи­зации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйство­вания на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

Дж.С.Миль считал, что налоги должны способств. установл. принципа соц. справедл. На основе этих принципов к наст. времени сформул. две концепции налогооблож. Первая – налогоплат. должны уплачивать налоги пропорцио­н. тем выгодам, кот. они получ. от гос-ва, вторая - налоги должны зависеть от размеров получ. дохода.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и нацио­нального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народ­ного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

В каждом гос-ве сущ. своя налоговая система – совок. налогов, установл. законо­дат. властью и взимаемых исполнит. органа­ми, а также методы и принципы построения налогов. Налоговая система включ.разл. виды налогов, в основу классиф. кот. полож. разн. признаки. В завис. от объекта облож., взаимоотнош. плательщика и гос-ва налоги подраздел.я на пря­мые и косвенные. Прямые налоги устан. непосред­ств. на доход и имущество. К косвенным налогам отно­с. налоги на тов. и услуги, включ. в их цену и тариф. В отдельный вид относ. взносы на соц. страхов., поскольку это целевой налог.

Особенности ГБ:

1.ГБ является особой экономической формой

перераспределительных отношений, связанной с обособ­лением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

2.С помощью бюджета происходит перераспределение нацио­нального дохода, реже - национального богатства между отрас­лями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

3. Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задача­ми, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

4. Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Ф-ции ГБ: 1) распределительная (перераспределительная); 2) контрольная.

К основным показателям ГБ отно­сятся:

1. Доходы (Доходы бюджета выраж. эк. отношения, возни­к. у гос-ва с предпр., организац. и граж­д. в процессе формир. бюдж. фонда страны. Формой проявл. этих эк. отнош. служат разл. виды платежей предпр., организаций и насел. в гос. бюджет, а их матер.-вещест. вопло­щ. - денежный ср-ва, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы являются, с одной стороны, рез-том распредел. стоимости обществ. продукта между разл. участника­ми воспроизводст. процесса, а с другой – выступ. объектом дальнейш. распредел. сконцентрированной в руках гос-ва стоимости, т.к. последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Доходы —это обязательные безвозврат­н. платежи, поступ. в бюджет. Доходы подраздел. на теку­щие и капитальные.К текущим доходам относятся налоговые и неналого­вые поступления).

2. Официальные трансферты (это безвоз­мездн., невозвратн., необязательные поступления (имеющ. нерегу­лярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, да­рений, репарации), получ. от других учреждении гос. уп­равления (отеч. и заруб.) или междунар. организаций. Включ. в категорию доходов.)

3. Расходы (это эк. отнош., возник. в связи с распредел. фонда ден. ср-в гос-ва и его использ. по отраслевому, целевому и территор. назнач.).

4. Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включ. опера­ции учреждений гос. управления с финанс. требова­ниями к др. секторам, осущ. в целях проведения гос. политики. В данную категорию включ. предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм получ. кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

5. Превышение доходов над расходами (профицит) или превышение рас­ходов над доходами (дефицит). Бюджетный дефицит - это финанс. явл., не обяза­тельно относящ. к разряду чрезвычайных, исключит. событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджет­ным дефицитом.

Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величи­не дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как:

Дефицит = (Заимствование — Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

Профицит – существ. превышение доходов над расходами, явл. следствием большого поступления налоговых платежей во время подъема пр-ва.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...