Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 21. Аллергия, механизмы развития, клинические проявления, диагностика, лечение, профилактика

 

Аллергия относится к I типу иммунопатологического повреждения тканей. Аллергия – это опосредованное IgE повреждение тканей, развивающееся в ответ на проникновение антигена (аллергена), который в обычных случаях элиминируется из организма комплексом неспецифических физиологических реакций.

Аллергия – это реакция с полигенным детерминированием. Почти всегда она имеет черты наследственного происхождения. В основе регуляторных механизмов аллергии – изменение реактивности иммунной системы (гиперпродукция ИЛ-4 и др. факторов), нарушение целостности и процессов регенерации покровных тканей и т.д.

Аллергия протекает в 3 стадии – стадию сенсибилизации, стадию разрешения, стадию десенсибилизации.

Стадия сенсибилизации развивается при первом проникновении аллергена в организм. Этот первый контакт в большинстве случаев не известен, эта стадия не имеет клинических проявлений. Её суть заключается в развитии обычного гуморального иммунного ответа, когда в спектре антител преобладают IgЕ.

Молекулы IgЕ фиксируются через рецептор в Fc-фрагменту IgЕ на ЦПМ тучных клеток. В таком состоянии молекулы антител класса Е сохраняют жизнесопособность до 9 и более месяцев.

Тучные клетки располагаются в организме преимущественно в прибарьерных тканях – в подслизистом слое, подкожной клетчатке, рыхлой соединительной ткани, окружающей мелкие капилляры и в других биотопах. Поэтому именно эти биотопы являются основными шоковыми органами при аллергии.

Вторая стадия – стадия разрешения – возникает при повторном проникновении аллергена в организм. Эта стадия имеет клинические проявления и создаёт характерную для аллергии картину заболевания.

Стадия разрешения протекает в 3 фазы – иммунологическую, патохимическую и патофизиологическую.

Во время иммунологической фазы стадии разрешения повторно проникший в организм аллерген проникает в прибарьерные ткани, и взаимодействует с фиксированными на поверхности тучной клетки IgЕ. Для развития аллергической реакции нужно, чтобы аллерген был бивалентен, и каждым своим эпитопом связал один паратоп двух рядом расположенных молекул антител класса Е.

Такое связывание аллергена приводит к активации тучной клетки, что сопровождается её дегрануляцией.

Дегрануляция тучной клетки составляет патохимическую фазу стадии разрешения. В тучной клетке содержится широкий спектр биологических активных веществ (гистамин, серотонин, ацетилхолин, гепарин, триптаза, химотриптаза и другие). Когда эти вещества оказываются в тканях, начинается патофизиологическая фаза стадии разрешения.

Каждое вещество тучной клетки оказывает ряд патофизиологических эффектов – зуд, возникающий от раздражения рецепторов гистамином, увеличение проницаемости капилляров и отёк, который провоцируется этой реакцией, усиление продукции слизи, сокращение гладкой мускулатуры и т.д.

Кроме биологически активных веществ гранул тучных клеток имеется ещё один патофизиологический ресурс – активация цикла арахидоновой кислоты с образованием лейкотриенов и простагландинов.

В стадии разрешения возникает воспалительное повреждения тканей. Оно может приобрести характер аутоиммунного хронического повреждения, что приводит к постепенному нарушению функции тканей.

Стадия десенсибилизации развивается вслед за стадией разрешения. Её развитие обусловлено утратой эффекторного потенциала (тучные клетки дегранулировали, им нужно время для восполнения ресурса гранул). Если в стадию десенсибилизации в организм проникнет аллерген, то аллергической реакции не будет. Время стадии десенсибилизации колеблется у разных индивидов от минут до часов, недель и даже лет.

Аллергия может быть локальной (ограниченный аллергический дерматит, аллергический ринит), системной (крапивница, сенная лихорадка, бронхиальная астма), генерализованной (анафилактический шок и др. схожие реакции).

Аллергенами бывают самые разные вещества. В зависимости от пути попадания в организм выделяют аэрогенные аллергены, пищевые аллергены, парентерально попадающие аллергены.

В зависимости от происхождения аллергены можно разделить на несколько групп:

· бытовые — домашняя и бытовая пыль, мел и его раствор в воде, продукты переработки нефти;

· эпидермальные — шерсть, пух, перо, перхоть, экскременты, слюна домашних животных (кошек, собак, морских свинок, хомяков, птиц, кроликов, лошадей, овец и др.), эпидермис человека;

· инсектные — синантропные микроклещи, тараканы, жалящие и кровососущие насекомые, паукообразные;

· пыльцевые — пыльца различных растений, чаще злаковых, сорных трав, деревьев;

· пищевые — потенциально любой пищевой продукт может быть аллергеном. Высокая степень аллергизирующей активности укоровьего молока, рыбы и морепродуктов, яичного белка, куриного мяса, клубники, малины, цитрусовых, шоколада, орехов;

· лекарственные — аллергенами могут быть любые лекарственные препараты, включая и противоаллергические средства;

· грибковые — основной компонент домашней пыли, чаще речь идет о плесневых и дрожжевых грибках;

· гельминтные — антигены аскарид, остриц власоглава и других гельминтов.

 

Для диагностики аллергий осуществляют определение специфичности главного патогенетического фактора – IgE, благодаря чему устанавливается, какое вещество является для пациента аллергеном. Для установления особенностей патогенеза аллергии определяют концентрацию в биологических материалах (крови, слюне, моче, слёзной жидкости, носовом секрете и проч.) биологически активных компонентов тучных клеток (гистамина, триптазы, химотриптазы и др.). Диагностическое значение имеет также исследование продукции интерлейкина-4 и ряда других показателей. Показатели иммунного статуса являются вспомогательными критериями, они, как правило, не имеют непосредственного отношения к аллергии.

В лечении важно предотвращение контакта с аллергеном, в ряде случае эффективна специфическая иммунотерапия, применяются блокаторы гистаминовых рецепторов, и другие подходы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...