Глава 1. Обобщенный теоретический анализ проблемы раннего детского аутизма
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Обобщенный теоретический анализ проблемы раннего детского аутизма 1.1 Причины, механизмы возникновения РДА, существенные признаки РДА 1.2 Особенности развития познавательной сферы у детей с синдромом РДА 1.3 Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы аутичных детей 1.4 Особенности деятельности ГЛАВА 2. Экспериментальные изучение ребенка с синдромом раннего детского аутизма (монографическое исследование) 2.1 Психологическая диагностика аутичного ребенка 2.2 Психолого-педагогические приемы коррекционной работы с аутичным ребенком 2.3 Использование поведенческой терапии с целью улучшения адаптации ребенка с синдромом РДА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Выбранная мной тема является актуальной, так как дети с синдромом раннего детского аутизма составляют основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые, требующие специальной психолого-педагогической, а иногда и медицинской помощи, нарушения в социально-личностном развитии. В центре внимания данного направления является разработка системы комплексного психологического сопровождения детей и подростков, испытывающих трудности адаптации и социализации, вследствие нарушений в эмоционально-личностной сфере. Возможности социализации лиц с аутизмом определяются многими факторами, основными среди которых являются: - ранняя диагностика; - тяжесть и глубина аутических расстройств; - возможно раннее начало специализированной коррекции, ее комплексный медико-психоло-педагогический характер;
- адекватный и гибкий подход к выбору методов коррекционной работы, ее последовательность, продолжительность, достаточный объем; - единство усилий специалистов и семьи. По данным Института коррекционной педагогики и психологии РАО, при своевременной и правильной коррекционной работе 60 % аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30 % - по программе специальной школы того или иного из существующих типов и 10 % адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75 % вообще социально не адаптируются, 22-23 % адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке), и лишь 2-3 % достигают социальной адаптации. Данная тема недостаточно разработана, так как аутизм встречается чаще, чем изолированные глухота и слепота, вместе взятые, однако статистические данные о его распространенности неоднозначны, на что есть свои причины: - недостаточная определенность диагностических критериев, их качественный характер; - различия в оценке возрастных границ синдрома (в России не старше 15 лет, странах Западной Европы, США и Японии – без возрастных ограничений); - Различия в понимании причин раннего детского аутизма, механизмов его развития, самой сущности аутизма. В последние годы в отечественной и зарубежной литературе называют цифру 15-20 случаев аутичных детей на 10 тысяч новорожденных, причем у мальчиков аутизм встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Исследования выбранной темы позволили выявить противоречия: - между потребностью общества в адаптации лиц с аутизмом с одной стороны, и недостаточной разработанностью методов коррекции детей с синдромом раннего детского аутизма, с другой стороны. Исходя из отмеченных противоречий, вытекает проблема исследования: - каковы же возможности психокоррекционной и психотерапевтической работы в повышении уровня социальной адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма.
Цель исследования: - определить возможности коррекционной и психотерапевтической работы в повышении уровня социальной адаптации аутичного ребенка. Объект исследования – развитие ребенка с синдромом раннего детского аутизма. Предмет исследования – психолого – педагогические условия коррекции ребенка с синдромом раннего детского аутизма. Гипотеза исследования: - коррекция аутичного ребенкабудет эффективной, если реализуется ряд психолого – педагогических условий: - будет создана обстановка эмоционального комфорта и психического благополучия в семье; - будут использованы правильно подобранные коррекционная программа и психотерапия по преодолению определенных трудностей для адаптации аутичных детей в обществе, исходя из тяжести и глубины данной патологии. В соответствии с целью и предметом исследования, а так же исходя из рабочей гипотезы определяются и задачи исследования: - провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления причин аутизма; - выявить механизмы возникновения аутизма у исследуемых детей с синдромом раннего детского аутизма; - рассмотреть клинико-психологическую характеристику аутических расстройств; - разработать коррекционную программу по преодолению трудностей в адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма. Задачи выдвигаемые в исследовании могут быть решены с помощью следующих методов: - метод опроса родителей детей с аутизмом; - метод наблюдения психологических явлений у детей с синдромом раннего детского аутизма; - теоретический анализ психолого-педагогической литературы; - обработка результатов. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке коррекционной программы с целью повышения адаптации детей с аутизмом в обществ, а так же использование метода холдинг-терапии для улучшения социальных контактов аутичных детей. Результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами в работе с детьми с ранним детским аутизмом, а так же данное исследование открывает новые возможности в реальной помощи семье аутичного ребенка.
Теоретико-методологическая база исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов [1; 8; 23; 25 и др.], в которых впервые был рассмотрен и описан в 1943 году американским психиатром Л.Каннером в работе «Аутические нарушения аффективного контакта». Им был сделан вывод о существовании особого клинического синдрома «экстремального одиночества», который он назвал синдромом раннего детского аутизма и который впоследствии стали называть синдромом Каннера по имени ученого его открывшего. Г.Аспергер тоже занимался исследованием детей с синдромом РДА, но несколько другой категории, он назвал ее «аутическая психопатия», что в отличии от раннего детского аутизма проявляется после трехлетнего возраста. Наиболее известные отечественные подходы к коррекции аутизма были предложены К.С.Лебединской и О.С.Никольской и их методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции, основанная на представлении об аутизме прежде всего как об аффективном расстройстве. В отличие от зарубежных методов коррекции в отечественной коррекционной работе большое значение отводится комплексности – постоянному взаимодействию педагогов, психологов и врачей-психиатров. Считается, что синдром раннего детского аутизма (РДА) изучается в России более 50 лет, со времени выхода в 1947 году статьи С.С.Мнухина «О невро- и психопатических изменениях личности на почве тяжелого алиментарного истощения у детей». В дальнейшем РДА на протяжении более 30 лет рассматривался в нашей стране только как медицинская проблема. Однако помещение аутичных детей с психиатрический стационар не давало, как правило, положительных результатов, а нередко за счет отрыва от семьи, изменения привычного окружения приводили к ухудшению состояния. И лишь со второй половины 70-х гг. благодаря работам ленинградских (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган и др.) и особенно московских (К.С.Лебединская, В.В.Лебединский, О.С.Никольская и др.) психиатров и психологов постепенно стало скалываться представление о РДА как об особом отклонении психического расстройства, из чего следовала необходимость не только и не столько медикаментозного лечения, сколько коррекционного обучения и воспитания с использованием особых, специфических для раннего детского аутизма форм и методов. Однако, несмотря на значительные успехи в научных медицинских и психологических исследованиях, а также на интересные, обнадеживающие результаты экспериментально-методической работы, государственной системы комплексной помощи детям и подросткам, страдающим ранним аутизмом, в России не создано.
Данная дипломная работа состоит из: введения, двух глав: глава 1. Обобщенный теоретический анализ проблемы раннего детского аутизма; глава 2. Экспериментальные изучения детей с синдромом раннего детского аутизма, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ОБОБЩЕННЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|