Особенности знания в культурах Древнего Востока
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Место научных исследований в современном университете В XI веке открылась первая высшая светская медицинская школа в Салерно (Италия). В XI—XII вв. появились светские высшие школы в Европе, в которых обучение и научная работа были взаимосвязаны в едином учебном процессе. В основе обучения в этих школах были положены как теоретические исследования, так и наблюдения и опыт. Массачусетский технологический институт (1861) – стал пионером в использовании инструкций для лабораторных работ. Во всех передовых странах наука развивается, прежде всего, в университетах и приносит огромный доход. Современный университет может и должен оказывать непосредственное влияние на развитие, фундаментальных знаний и практически нацеленных инноваций. Поэтому сегодня в числе первостепенных задач - развитие и поддержка фундаментальной науки и университетского образования. Интеграция науки и образования в живом учебном процессе способствует повышению качества подготовки кадров, развитию творческой инициативы молодежи, ее активному участию в решении вопросов, связанных с изобретательской и рационализаторской деятельностью, поиску эффективных, передовых, нестандартных решений научных и технических проблем. С помощью создаваемых на предприятии филиалов кафедр университета по основным специальностям повышается качество подготовки специалистов. Они успешно решают задачи по скорейшей адаптации будущих инженеров за счет всестороннего учета потребностей производства и перспектив развития предприятия, использования современного производственного оборудования в учебном процессе и проведении научных исследований. Это помогает также вовлекать студентов в инновационную деятельность. Показатель значимости современного вуза в научных исследованиях - 81 член сообщества МИТ являются лауреатами Нобелевской премии, это рекордный показатель.
Наука как тип дискурса
В ХIХ веке науку принято было определять как "систему знаний", независимую, в принципе, от социального контекста и форм коммуникации. Сегодня науку все чаще определяют как коммуникативный феномен, тип дискурса, диалога, подчиняющийся определенным правилам. Н.Д. Арутюнова дает следующее определение дискурса: «Дискурс (от франц. discours – речь) – связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, текст, взятый в понятийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Дискурс – это речь, «погруженная в жизнь». Поэтому термин «дискурс», в отличие от термина «текст», не применяется к древним и дру- гим текстам, связи которых с живой жизнью не восстанавливаются непосредственно». Текст – это и часть дискурса, и предметнознаковый аспект коммуникации, а дискурс – деятельностный аспект коммуникации. Дискурс порождает текст. Дискурсивное мышление или речь характеризовались такими признаками, как вербальность, логичность, рациональность, безличность. Д.Н. Гилберт и М. Маклей, изучавшие коммуникацию в науке, объединяют в понятии дискурса все формы выражения мысли ученых - от журнальных публикаций и сообщений на конференциях - до личных разговоров. В.И. Карасик выделяет два типа дискурса: личностно-ориентированный (персональный) и статусно-ориентированный (институциональный) дискурс. Институциональный дискурс – это общение, ограниченное рамками того или иного социально-го института, где каждый из собеседников играет определенную социальную роль. Основная задача автора научного дискурса заключается в демонстрации истинности своей точки зрения в процессе познания объекта научного исследования. При построении высказывания автор должен убедить адресата текста, отсюда и такое свойство научных текстов, как наличие элементов полемики. От других типов дискурса научный отличается еще и тем, что уровень подготовки аудитории вполне соотносится с уровнем подготовки автора текста, автору не нужно заинтересовывать адресата, так как он сам мотивирован к восприятию в силу своей профессиональной принадлежности. Принцип статусного равноправия участников должен обязательно соблюдаться во всех проявлениях научного дискурса. Научный институциональный дискурс – это определенным образом клишированная разновидность общения между учеными, которые могут и не быть знакомы лично, но вынуждены взаимодействовать в соответствии с нормами социума, который можно определить как научное сообщество. Главной целью научного дискурса, согласно В.И. Карасику, является «процесс вывода нового знания о предмете, явлении, их свойствах и качествах, представленный в вербальной форме и обусловленный коммуникативными канонами научного общения – логичностью изложения, доказательством истинности и ложности тех или иных положений, предельной абстракцией предмета речи».
Особенности знания в культурах Древнего Востока
Становление восточного философствования происходит в двух автохтонных традициях – китайской и индийской. Восточная мысль во многом сходна с античной. Эти системы мысли имеют сходный генезис и общее проблемное поле. Однако, сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, но, напротив, развивает, усложняет, легализуетих, привлекая для этого логический аппарат. Однако и логико-дискурсивный уровень восточных философских текстов имеет свою специфику. Дискурс не всегда выстраивается доказательно, иногда рассуждения сменяются фрагментами символико-метафорических сюжетных текстов, призванных не просто подкрепить мысль, но высказать ее. Это смешение специфически философского и дофилософского способов построения текста - не просто реликт мифологического мышления, но намеренное использование освященных традицией архаических историко-культурных форм выражения. На формирование древневосточной философии оказали влияние такие характерные черты восточной цивилизации, как традиционализм (относительная устойчивость общественных отношений, передача духовных ценностей от поколения к поколению), попечительское отношение правителей и чиновников к подданным государства, деспотизм (абсолютизация государственной власти), сакрализация (сближение с религиозным учением). В духовном освоении мира подчеркивалась роль наставника (гуру), призванного помочь ищущему идти по правильному пути. Акцент делается на познание ценностного значения и смысла явлений и стремление к личному самосовершенствованию при соблюдении традиций социальной группы, к которой принадлежит индивид.Философские поиски были направлены прежде всего на человека и его душу, на разработку этической проблематики. Вместе с тем по мере развития производства и торговли передовая общественная мысль начинала критически относиться к традиционным религиозным верованиям (например, к египетской «Песне арфиста» о загробной жизни). В папирусе «Беседа разочарованного со своим духом» предпринималась первая попытка заглянуть во внутренний мир человека, показать взаимоисключающие мысли и настроения. На фоне господствующих идеалистических взглядов в египетских памятниках ставился вопрос о материальной первооснове природных явлений (вода, воздух). В Вавилоне во II в. до н. э. высказывалась догадка о гелиоцентрическом строении мира. Поступательное же развитие Индии и Китая было замедлено иерархической организацией общества (кастовость в Индии, чиновно-бюрократическая система в Китае), что способствовало консервации религиозно-мифологических представлений, сохранению их роли в формировании философских учений. Природа трактовалась в основном как объект религиозно-нравственной рефлексии; учение о мире представлялось как вариация и продолжение этического учения о человеке, натурфилософия искала в сущем не естественные причинно-следственные связи, а вселенский нравственный миропорядок. Таким образом, особенности восточной философии связаны со специфичным для индийской и китайской культур пониманием места человека в мире. Идеалом человеческого бытия в этих традициях выступает не столько реализация себя в предметной области, сколько нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир, что и обуславливает рационально-практическую направленность философии Древнего Китая и религиозно-мифологический характер основных философских школ древней Индии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|