Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История становления психологической профессии.

Раздел 2.

«Общая характеристика психолого-педагогической профессии»

Общая характеристика понятия «профессия»

Профессия – есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества, и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию …и признается за профессию личным самосознанием данного лица (Богословский С.М.)

Аспекты рассмотрения понятия «профессия» (Климов Е.А.):

§ Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (профессия накладывает «отпечаток на всю жизнь человека»);

§ Профессия как область приложения сил связана с выделением и уточнением объекта и предмета профессиональной деятельности психолога (решение вопроса о реализации себя как профессионала в определенных сферах жизнедеятельности).

§ Профессия как деятельность и область проявления личности. Профессия позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для этого потенциала;

§ Профессия как исторически развивающаяся система. Профессия меняется в зависимости от культурно-исторического контекста;

§ Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Человек сам должен определять место своей профессии в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции» (зачастую действовать не «благодаря», а «вопреки» складывающимся обстоятельствам).

Характеристики понятия «профессия»:

§ Это ограниченный вид труда (что для психолога предполагает сотрудничество со смежными специалистами);

§ Это труд, требующий специальной подготовки и постоянной переподготовки (профессия психолог предполагает только высшее образование);

§ Это труд, выполняемый за вознаграждение (в этом главное отличие профессии от непрофессиональных видов деятельности и досуга);

§ Это общественно полезный труд (направлен на благо других);

§ Это труд, дающий человеку определенный статус в обществе (я – психолог и это кое-что значит).

Основные понятия:

Специальность – это более конкретная область приложения сил (в психологии – «социальная психология», «клиническая психология» и др.).

Должность (трудовой пост) – более конкретное понятие, предполагающее работу в конкретном учреждении и выполнение конкретных функций.

Занятие – широкое образование, включающее в себя и профессию, и специальность, и конкретные должности.

Профессиональная и «любительская» психология

Принципиальные отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя»:

1. Наличие теоретической базы у специалиста (систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии).

2. Опора специалиста на метод научного познания (способность ориентироваться в многообразных научных проблемах и уметь находить их там, где обыватель их просто не способен распознать).

3. Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств – методик, научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение определенной цели – научной, диагностической, формирующей (важно выбирать методики, адекватные поставленным задачам).

4. Особая ответственность психолога-профессионала (формирование чувства ответственности у консультируемых клиентов).

5. Психолог-профессионал поддерживает связь со своими коллегами, со смежными специалистами, бывшими сокурсниками, преподавателями (обмен опытом благодаря психологическим профессиональным сообществам).

6. Наличие у психолога-профессионала документа о высшем психологическом образовании (диплом служит знаком профессионализма).

7. Особый профессиональный такт и следование профессионально-этическим нормам у психолога-профессионала (уважение к личности клиента, создание условий для самостоятельного решения своих жизненных сложностей).

8. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию психолога-профессионала (умение мобилизовываться для самостоятельного освоения знаний или новой методики, делать это осмысленно и систематизированно).

9. Развитая профессиональная гигиена труда у психолога-профессионала (сохранение своего психического и физического здоровья при оказании психологической помощи другим людям).

10. Осторожное и критичное отношение к существующим и нарождающимся в немалом количестве новым методам, которые претендуют на то, чтобы считаться психологическими, но не являющиеся таковыми (астрология, хиромантия и др.) Профессиональная психология должна удерживать свой предмет и свои научные критерии анализа.

 

История становления психологической профессии.

Для того чтобы можно было говорить о возникновении профессии психолога необходимо:

§ существование понятия «психология» как особой сферы человеческой деятельности;

§ существование сообщества людей, занимающихся этой деятельностью;

§ наличие системы подготовки специалистов в этой области.

I. Выделение психологии в самостоятельную научную область /1879г., В. Вундт, Лейпциг/ → Лейпцигский психологический институт /прошли подготовку В.М. Бехтерев, Г.И. Челпанов, Н.Н. Ланге, Д.Н. Узнадзе/.

II. Предпосылки становления современной зарубежной профессиональной психологии:

конец 18 века Франция Ф.Пинель новый подход к психически нездоровым людям
конец 19 века Франция Австрия Россия И.Бернгейм З.Фрейд В.М.Бехтерев разработка психотерапевтических методов /гипноз/
конец 19 начало 20 века Англия Франция Ф.Гальтон А.Бине развитие психологического тестирования и психодиагностики
начало 20 века США К.Бирс возникновение общества умственной гигиены
начало 20 века мировая наука   становление основных отраслей психологии
начало 20 века США Ф.Парсон возникновение консультирования, связанного с выбором профессии
начало 20 века мировая наука   становление основных научных школ
начало 20 века США   открытие института религиозного попечительства и социальных работников /оказание помощи людям в сложных личностных или житейских ситуациях/
40-е годы 20 века США К.Роджерс становление гуманистической психологии и консультативной практики

III. Предпосылки становления современной отечественной профессиональной психологии:

1885 год Казань В.М.Бехтерев открытие первой отечественной экспериментальной лаборатории
1895 год Санкт-Петербург   открытие экспериментальной лаборатории
1908 год Санкт-Петербург   открытие Психоневрологического института, первого в мире центра комплексного исследования человека
1914 год Москва Г.И.Челпанов открытие первого в России и крупнейшего в мире психологического института
1912-1936 годы     развитие педологии /науки о ребенке/ - практико-ориентированного направления комплексного изучения ребенка
20-е годы 20 века     становление отечественной психологии труда и психотехники
1925 год Москва И.Д.Ермаков создание Психоаналитического института
20-30 годы 20 века     становление основных научных школ отечественной психологии
1943 год Москва С.Л.Рубинштейн воссоздание кафедры психологии и отделения психологии на философском факультете МГУ
1945 год Москва С.Л.Рубинштейн создание Сектора психологии в Институте философии АН СССР
1966 год Москва Ленинград А.Н.Леонтьев Б.Ф.Ломов открытие первых факультетов психологии в Московском и Ленинградском университетах
1966 год Москва   проведение XVIII Международного психологического конгресса
1971 год Москва Б.Ф.Ломов создание Института психологии АН СССР
80-90 годы     интенсивное развитие и оформление отечественной практической психологии (психологических служб, консультирования и немедицинской психотерапии)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...