Правовой статус апатридов и иностранцев в России.
Апатриды (лица без гражданства) — это особое правовое состояние индивида. Как правило, является следствием коллизий национальных законов о гражданстве. Это правовой статус, который характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство считается правовой аномалией, поскольку в международном праве закреплено право лица на гражданство.
Безгражданство может быть абсолютным (апатрид по рождению) и относительным (утрата гражданства). Например, рождение у родителей, государство гражданства которых придерживается принцип почвы, ребенка на территории государства, законодательство которого основано на принципе крови; вступление в брак с иностранцев женщины, национальный закон которой предусматривает в таких случаях автоматическую утрату гражданства, а национальный закон мужа не предусматривает автоматического приобретения гражданства.
Апатриды подчиняются юрисдикции того государства, на территории которого они имеют постоянное место жительства.По своему' правовому положению они приравнены к иностранным гражданам, но при этом не пользуются защитой и покровительством какого-либо государства.Апатриды обладают меньшим объемом гражданских прав и свобод, чем граждане государства пребывания (отсутствие конституционных и политических прав, лишение возможности обратиться к консульской или дипломатической защите). Как и иностранные граждане, апатриды не несут воинской обязанности, на них распространяются те же профессиональные ограничения.
Конституция РФ (ст. 62) содержит норму, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
Международное сотрудничество демонстрирует тенденцию к сокращению количества апатридов и к установлению определенного правового статуса этих лиц. Конвенция о статусе апатридов 1954 г. закрепляет обязанность государств предоставлять апатридам такой же статус, что и иностранным гражданам. Цель Конвенции 1954 г. — не устранение самого явления безгражданства, а установление для апатридов определенного правового режима. Защищаются их личный статус, имущественные права, свобода предпринимательства, право на труд и образование.
В Конвенции 1954 г. подчеркивается, что у каждого апатрида существуют обязательства в отношении страны места нахождения; он должен подчиняться ее законам и постановлениям (ст. 2). Личный статус апатрида определяется законами страны его домицилия или законами страны его проживания (ст. 12). В некоторых вопросах (авторские и промышленные права, доступ к правосудию, правовая помощь) апатридам должен быть предоставлен национальный режим.
Конвенция о сокращении случаев безгражданства 1961 г. предусматривает, что лицу, родившемуся на территории государства (в том числе найденышу), должно быть предоставлено гражданство этого государства, если в противном случае такое лицо может стать апатридам; утрата гражданства в связи с изменениями в личном статусе быть связана с условием получения нового гражданства; лишение гражданства не может иметь места, если это может привести к безгражданству (ст. 1,2). Государство не вправе лишать никакое лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст. 9).
Особенность Конвенции 1961 г. — создание международного органа, в который лица без гражданства могут обращаться с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее норм. Функции такого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев Апатриды могут обращаться к Верховному комиссару с требованиями о помощи (ст. 11).
Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. содержит положения, направленные на сокращение случаев безгражданства. Например, государство-участник может разрешить лицу выход из своего гражданства только в том случае, если это не приведет к утрате лицом гражданства вообще.
Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. отражает общую тенденцию к сокращению случаев безгражданства. Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства апатридами (ст. 4). Российское гражданство ребенка не может быть прекращено, если в результате этого он станет лицом без гражданства.
Иностранец — это физическое лицо, находящееся на территории государства, гражданином которого оно не является, и имеющее доказательства своей правовой связи с другим государством, своей принадлежности к его гражданам. Правовое положение иностранцев определяется совокупностью правовых норм, определяющих права и обязанности иностранных граждан. Эти нормы содержатся как в национальном законодательстве, так и в международно-правовых актах.
Основными международными документами, регулирующими правовой статус иностранцев, являются Международные пакты о правах человека 1966 г. В обоих Пактах (ст. 2) зафиксировано, что каждое государство обязано обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам признаваемые в Пакте права без какого бы то ни было различия. Статья 13 Пакта о гражданских и политических правах содержит специальную норму об основаниях высылки иностранцев, законно находящихся на территории какого-либо государства. Коллективная высылка иностранцев запрещена.
В Российской Федерации действует Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации 2002 г. Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные документы, предусмотренные федеральным законом или международным договором, подтверждающие его право на пребывание в Российской Федерации.
На территории государства пребывания иностранные граждане пользуются определенными режимами. Правовой статус иностранцев, определяющий объем их прав и обязанностей, обозначается термином «режим иностранцев».; Виды режимов, установленных для иностранцев:
1. Национальный режим предполагает уравнивание иностранцев в правах и обязанностях с местным населением (ст. 62 Конституции РФ). Формулировка российского законодательства типична и имеет множество аналогов в зарубежном законодательстве. Абсолютный и полный национальный режим иностранцам не предоставляется ни в одном государстве, — иностранные граждане лишены избирательных прав в другом государстве, права занимать государственные должности и т.п. Такое положение вещей не представляет собой дискриминации. Однако в международном праве не существует запрета предоставления избирательных прав иностранным гражданам. В законодательстве отдельных государств можно найти примеры наделения иностранцев избирательными правами. Иностранцы не могут быть в принудительном порядке привлечены в другом государстве на военную службу. Исходное начало этого запрета — индивид не может быть поставлен в положение, когда он будет вынужден поднять оружие против своего государства (в некоторых национальных законах есть отступления от этого принципа).
2. Специальный режим предполагает предоставление иностранным гражданам определенных прав, установленных для них в национальном законе или международном договоре. Общепринято предоставление иностранцам национального режима в сфере экономических, социальных, гражданско-процессуальных и частично гражданских прав, специального режима — в сфере политических, трудовых, административных, семейных и частично гражданских прав. Специальный режим предполагает наделение иностранцев правами и обязанностями, отличными от прав и обязанностей местных граждан.
Специальный режим может носить негативный характер, и в этом случае он представляет собой совокупность правовых ограничений, вторые распространяются только на иностранцев (практически во всех странах иностранцы не могут быть капитанами водных судов и членами экипажей воздушных судов).
Специальный режим может иметь позитивный (преференциальный) характер, т.е. иностранные граждане в целом или граждане отдельных государств обладают преимуществами в какой-либо сфере деятельности (безвизовый въезд жителей пограничных областей на территорию соседнего государства, беспошлинная приграничная торговля и т.п.). Принято предоставление преференциального режима для иностранцев по сравнению с гражданами из других государств, но не по сравнению с собственными гражданами.
3. Режим наибольшего благоприятствования представляет собой уравнивание граждан всех иностранных государств в правах и обязанностях друг с другом в какой-то определенной области на территории определенного государства. Права и привилегии, которыми пользуются граждане одного государства, на данной территории автоматически распространяются на граждан всех остальных государств. В современном мире предоставление режима наибольшего благоприятствования для иностранцев — наиболее распространенное явление.
Любой из перечисленных режимов предполагает возможность введения по распоряжению властей соответствующего государства ограничений и изъятий, особенно в случае применения реторсий — ответных ограничительных мер по отношению к гражданам тех государств, на территории которых граждане данного государства подвергаются какой-либо дискриминации.
В международном праве господствует тенденция уравнивания в правах всех иностранцев, проживающих на территории данного государства, с местным населением, приближение их правового статуса к статусу собственных граждан.
В Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, 1985 г. содержатся следующие положения:
1. Государства устанавливают правовой режим для иностранцев, учитывая свои международные обязательства.
2. Иностранцы обязаны соблюдать законы государства места нахождения; нарушение законов предполагает ответственность иностранцев наравне с местными гражданами.
3. Иностранцы на территории других государств пользуются определенным объемом гражданских прав и свобод, установленных в национальном законодательстве и в международных договорах.
4. Не допускается массовая высылка иностранцев, законно находящихся на территории данного государства; индивидуальная высылка возможна только во исполнение официального решения и по основаниям, предусмотренным в законе.
5. Иностранец имеет право на защиту со стороны государства своего гражданства. Это норма обычного происхождения, в настоящее время закрепленная в международно-договорном порядке на универсальном уровне: Венские конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и о консульских сношениях 1963 г. Данное положение закрепило и в большинстве национальных законов (ст. 61 Конституции РФ). Иностранцам предоставлено право свободного доступа в дипломатические и консульские представительства своего государства.
На иностранцев распространяются все законы государства пребывания. Кроме лиц с особым статусом (особые иностранцы — лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами), все иностранные граждане подлежат уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства места нахождения. За совершение уголовных преступлений вне территории государства пребывания иностранцы привлекаются к ответственности на основании международных обязательств и национальных законов данного государства. В национальном уголовном праве любого государства предусмотрены составы уголовных преступлений и административных правонарушений, субъектами которых могут быть только иностранцы (шпионаж, нарушения режима пребывания в данном государстве).
С точки зрения международного права иностранцы находятся в двойном подчинении, подчиняются двум различным началам — территориальному (юрисдикция государства пребывания) и экстерриториальному (юрисдикция государства гражданства). При противоречии законов государства места нахождения лица законам государства его гражданства может возникнуть ситуация конкурирующей юрисдикции. При этом общепризнанно, что иностранец может выполнять обязанности или пользоваться правами, соответствующими его национальному праву, только в той мере, в какой это не противоречит суверенитету, безопасности и законодательству государства пребывания.
В международном праве существуют минимальные стандартные правила обращения с иностранцами, т.е. тот правовой уровень, которому минимально должно соответствовать национальное законодательство, касающееся правового статуса иностранцев. Эти минимальные стандарты представляют собой совпадающие установления договорной практики и международных обычаев. Общепризнанных стандартных правил обращения с иностранцами на международно-правовом уровне пока не выработано, но присутствует тенденция связи этих стандартов с минимальными стандартами в области прав человека. Это касается политических прав иностранцев, их военной службы, регулирования въезда и выезда, установления пределов уголовной юрисдикции государства пребывания и защиты со стороны государства гражданства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|