Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Следуя Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением: - данная категория граждан не может занимать посты государственных служащих, а также ряд должностей (Президент России, командир экипажа воздушного судна и пр.); - их нельзя допустить к деятельности, которая связана с государственной тайной; - воинская обязанность на них не распространяется; - административная деликтоспособность в отношении данных лиц имеет определенную специфику (за некоторые правонарушения к ответственности привлекаются только иностранцы и лица без гражданства; к примеру, применение такого административного взыскания, как выдворение; - они не могут состоять в политических общественных объединениях; - иностранные граждане и лица без гражданства кроме граждан стран СНГ, с которым было заключено соглашение о безвизовом въезде и выезде, должны въезжать в Российскую Федерацию только после получения визы. В получении визы могут отказать, при угрозе безопасности или по иным причинам, определенным в законодательстве; - данная категория граждан проживает и осуществляет деятельность основываясь на специальных документах (вид на жительство, заграничный паспорт своего государства и др.); - их могут ограничить в перемещении и выборе места жительства, при необходимости обеспечения общественного порядка, государственной безопасности, защиты прав и законных интересов граждан; - данная категория граждан может получить статус беженца, право на политическое убежище, а также стать гражданином России. Необходимо указать, что применение иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб законным интересам Российской Федерации и ее гражданам.
Что касается обязанностей, которые иностранные граждане и лица без гражданства несут на территории Российской Федерации, то в данном случае работает то же общее правило, что и в отношении прав: иностранцы несут равные с гражданами Российской Федерации обязанности, кроме случаев, определенных международным договором или федеральным законом РФ. В первую очередь, иностранные граждане и лица без гражданства должны соблюдать нормы Конституции РФ и ее законодательства. Они, в том числе, должны платить сборы и налоги в общем порядке с гражданами РФ, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. Федеральным законом от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ» устанавливается три основных категории граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие. Временно пребывающий гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы, не имеющее вид на жительство. К особым категориям временно прибывших лиц относятся: ходатайствующие о признании беженцы, признанные беженцы либо беженцы, получившие временное убежище. Временно проживающий гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание. Постоянно проживающий иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство. Особую категорию составляют граждане, получившие политическое убежище в Российской Федерации. 27. Конституционно-правовой статус Российской Федерации: понятие и структура.
Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., федеральными законами и Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий от 31 марта 1992 г
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти ее субъектов. Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция, федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она определяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа. Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее единое гражданство. Российская Федерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации означает наличие общих для всей Федерации органов государственной власти. Россия имеет Президента — главу государства; Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть Российской Федерации; Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, осуществляющие высшую судебную власть в России. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой федеральной системы права, которая включает федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. К системе права Российской Федерации относятся также некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противоречат действующему законодательству России. Составной частью системы права Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные Российской Федерацией международные договоры. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). В число федеральных нормативных правовых актов входят Конституция РФ; федеральные конституционные законы; Федеративный договор; федеральные законы; кодексы; нормативные акты Президента РФ; нормативные постановления Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов и других ведомств; соглашения о делегировании полномочий Российской Федерации ее субъектам; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения Российской Федерации и т.д.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием собственности Российской Федерации. В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к объектам исключительно федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, и прочие объекты. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы. К числу наиболее важных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится наличие единых Вооруженных Сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Российская Федерация определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, разрабатывает и проводит оборонную политику Федерации. К числу основных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей Российской Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта. Существенным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является государственный язык. В Конституции (ч. 1 ст. 68) установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|