Конституционный суд Болгарии встал на сторону оппозиции.
Конституционный суд Болгарии поставил окончательную точку в споре о правовой природе «института доверия Правительству». Данное решение Конституционного суда является фундаментальным для теоретиков конституционного права и непосредственно самих практиков – парламентариев. Суть спора, по которому Конституционный суд принял решение, заключалась в следующем: группа депутатов Народного Собрания обратилась в суд с цель проверки конституционности ст. 98 Регламента Народного Собрания, которое содержало положение, что если при голосовании о доверие или при отклонении предложения о недоверии Министерскому Совету, новое предложение о недоверие на тех же основаниях не может быть направленно в следующее 6 месяцев. По мнению депутатов, это положение в Регламенте противоречит ст. 83 и 112 Конституции в той части, в которой установлен шести месячный срок для выдвижения вотума недоверия, в случае, когда Правительство поставило перед Парламентом вопрос о доверии ему, и Парламент проголосовал за вотум доверия. Данное Положение Регламента имело уже практическое применение в политической жизни Болгарии. Зимой 2011 года в Болгарии разразился политический скандал, когда СМИ опубликовали записи телефонных разговоров между высшими государственными служащими, в том числе самого премьер-министра, в которых якобы демонстрировалось покровительство нелегального бизнеса. Премьер-министр Бойко Борисов на фоне данного скандала, для обеспечения стабильности против атаки от дискредитации своей правящей партии ГЕРБ и от назревавшего со стороны оппозиция выдвижения вотума недоверия Правительству, предпринял опережающий ход. Двадцать первого января 2011 года премьер-министр Бойко Борисов воспользовавшись положением ст. 112 Конституции, потребовал и получил вотум доверия своему Правительству. С учетом раскладки сил в Народном Собрании премьер-министру не составило труда получить данную поддержку, где его партия имела абсолютное большинство мест в Парламенте. Получив данный вотум доверия, премьер-министр избежал ни только политические дебаты в Парламенте со стороны оппозиции, которые предусмотрены только при выдвижении вотума недоверия, но и получил шестимесячную гарантию неприкосновенности политического курса Правительства от Парламента. Таким образом, оппозиция, намеревавшиеся выдвинуть вотум недоверия Правительству и раскритиковать политику Правительства на дебатах на фоне появившегося в СМИ информации о коррупции, могла уже воспользоваться данным правом только по истечении 6ти месяцев, когда для избирателей уже не будет это так актуально.
Шестнадцатого мая 2011 года Конституционный суд Болгарии, рассмотрев положения Регламента Народного собрания и статей Конституции, принял следующее решение: «объявить противоречащие Конституции статью 89 Регламента Народного собрания в части «при голосовании о доверие или». Суд при вынесении решения руководствовался следующим: во-первых, разграничил «вотум недоверии» и «вотум доверии», указав, что они являются двумя самостоятельными правовыми институтами. Субъектами инициативы выдвижения вотума недоверия выступает не менее 1/5 от общего числа депутатов Народного собрания, а инициатором вотума доверия выступает только Министерский совет в лице премьер-министра. Вотум недоверия проводится в большей степени в интересах оппозиции, чем правящей партии, а вотум доверия в интересах Правительства с целью консолидации и подтверждения парламентского доверия к политике кабинета в ситуациях, когда намечается раскол в правящей коалиции, общественной напряженности или изменения политического курса Правительства. Вотум недоверия считается принятым при наличии больше половины голосов от всех депутатов Народного собрания, когда как для принятия вотума доверия достаточно обыкновенного большинства голосов от всех присутствующих на заседании (согласно ч.1 ст. 81 Конституции - кворум составляет больше половины от всех депутатов). Однако при двух гипотезах, когда Парламент голосует за вотум недоверие или отказывает при голосовании вотума о доверии, правомочия Правительства прекращаются, т.е. в этом случае наступают одинаковые правовые последствия, что, по мнению суда, подтверждается в п. 1 ч. 1 ст. 111 Конституции, где определены основания прекращения правомочий Правительства при голосовании вотума недоверия Министерскому совету или премьер-министру.
Во-вторых, суд признал, что Конституция не содержит основания выдвижения вотума недоверия, в отличие от вотума доверия, где закреплены такие основания как вся политика кабинета, политическая программа или конкретный повод. В этой ситуации суд посчитал, что эти же основания нужно применять и в отношении вотума недоверия. В дополнении к этим основаниям суд определил случаи, когда шестимесячный срок не распространяется на вотум недоверия, а именно, если Правительство нарушило ч. 1 ст. 105 Конституции, в которой установлено, что Министерский совет руководит и осуществляет внутреннею и внешнею политику страны в соответствии с Конституцией и законами. Таким образом, суд установил своеобразный конституционный баланс. С одной стороны, гарантирует Правительству безопасно проводить свою политику в течение шести месяцев при отклонении вотума недоверия до выдвижения нового вотума недоверия на тех же основаниях. С другой, гарантирует уважение к верховенству Конституции и с учетом установленной государственной формы управления, при которой деятельность Правительства должна осуществляться в соответствии с Конституцией. В связи с этим всякое нарушение Конституции может быть основанием для выдвижения вотума недоверия без ограничения по времени. В-третьих, Конституционный суд определил, что вотум недоверия является формой парламентского контроля. Данная позиция суда, внесла существенный вклад в развитие конституционной науки в Болгарии, в которой по настоящее время, как и в России, шли споры о том, что вотум недоверия является не формой парламентского контроля, а одной из форм ответственности Правительства перед Парламентом. Также суд определил сущность данной формы парламентского контроля, определив, что этот институт часто используется оппозиционными силами в парламенте. Цель использования вотума недоверия оппозицией, ни сколько отправить в отставку Правительству, т.к. оппозиционное меньшинство априори не имеет достаточного количество голосов для этого, сколько привлечь общественное внимание к существенным проблемам в управлении и политики правящей власти. Этот акт оппозиционного меньшинства направлен на формирование определенных общественных отношений и политической оценки, в которых будут обсуждаться общественные процессы, политические действия и решения Правительства. В этом смысле складывается устойчивая парламентская практика, когда оппозиция вносит вотум недоверия и когда Правительство пользуется поддержкой своего большинства. Дебаты при вынесенном вотуме недоверия служат так называемом правом оппозиции, которое имеет политическое меньшинство в демократических державах, что является важным инструментом для осуществления парламентского контроля. В тоже время, чтобы защитить конституционную систему от политической дестабилизации и блокирования деятельности исполнительной власти от злоупотребления со стороны оппозиции при вынесении вотума недоверия, Конституция создает ряд защитных механизмов и гарантий Правительству. К ним относится, установленная Конституцией, абсолютное большинство голосов для принятия вотума недоверия (согласно ст. 89 Конституции больше половины от всех депутатов Народного собрания). Также к ним относится ограничение по инициированию вотума недоверия на тех же основаниях в течение 6 месяцев после отклоненного вотума недоверия, за исключением, если инициирование проходит по основанию нарушения Конституции страны, на который не распространяется вышеуказанный срок.
Подводя итог вышеизложенному можно сделать следующие выводы: во-первых, Конституционный суд Болгарии разграничил в конституционном праве институт «вотум доверия» и «вотум недоверия», во-вторых, суд определил, путем применения аналогии закона, основания для выдвижения вотума недоверия, заимствовав их при вынесении Правительством вотума доверия (вся политика кабинета, политическая программа или конкурентный повод), а также указал специальное основание как нарушение Правительством Конституции страны, в-третьих, суд определил вотум недоверия как форму парламентского контроля и главный инструмент оппозиционного меньшинства для привлечения общественного внимания к политическим действиям и решениям Правительства.
Проводя аналогию данных институтов в российском праве, то тут складывается неоднозначная ситуация. С одной стороны, в ст. 117 Конституция России имеется положения как выражение Государственной Думой недоверия Правительству, так и поставка Правительством перед Государственной Думой вопроса о доверии Правительству. Следовательно, можно было бы утверждать, что Конституция России имеет два института доверия Правительству по аналогии с Болгарией, однако, при анализе норм Конституции, положений Регламента ГосДумы и практики Конституционного суда России складывается иная ситуация. В частности в ч. 1 ст. 103 Конституции определены предметы ведения Государственной Думы, где согласно пункту «б» относится решение вопроса о доверии Правительству, но не прописывается отдельно положение вопроса о недоверии, т.е. Конституция объединяет два института в один - институт доверия Правительству. Данное же обстоятельство отражено и в ст. 154 Регламента Государственной Думы, согласно которому если решение вопроса о доверии Правительству, поставленного Председателем Правительства, не принимается, на голосование ставится вопрос об отказе в доверии Правительству Российской Федерации и если решение вопроса об отказе в доверии тоже не принято, то рассмотрение вопроса прекращается. Следовательно, можно сделать вывод, что отказ в доверии тождественен выражению вотуму недоверия Правительству, т.е. отказ в доверии влечет за собой постановку вопроса о выражении недоверия. Также имеются и другие неясности в этом вопрсе, так Конституция России, Регламент Госдумы и ФКЗ «О Правительстве РФ» не содержит основания для выдвижения недоверия и поставка вопроса о доверии. не содержит требование по количественному составу для выдвижения инициаотивы
Однако принятое Государственной думой вотум недоверия Правительству отнюдь не означает обязательной его отставки. Вопроса об отставке Правительства в итоги решает только Президента России, который может либо отправить в отставку Правительство либо распустить Государственную Думу и назначит новые выборы. В итоги сложившейся парламентарной практики ГосДума не
Предложение о выражении недоверия Правительству, согласно ст. 149 Регламента Государственной Думы, депутатской группой, численность которой должна составлять не менее одной пятой от общего числа Практика работы российского парламента показала, что право Государственной Думы отказать в доверии Правительству - недостаточный и не всегда эффективный инструмент. Казалось бы, решение вопроса о доверии либо недоверии Правительству является очень сильным средством в руках законодательной ветви власти, однако, в соответствии с принципами, лежащими в основе парламентарной системы, отставка Правительства, вызванная потерей доверия со стороны законодательного органа, сопровождается досрочным роспуском последнего, который депутатский корпус старается все-таки избежать. Осуществление полномочий депутатами Государственной Думы в данном случае имеют весьма жесткие рамки. Всякая постановка вопроса о доверии чаще всего превращается в открытый нажим на парламентариев (хотя, предполагался контроль за органами исполнительной власти), которые становятся перед дилеммой -либо поддержать правительство, либо отдаться воле случайностей избирательной борьбы. Статья 13. Общие полномочия Правительства Российской Федерации
Статья 28. Вопросы, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации Статья 32. Особенности руководства некоторыми федеральными органами исполнительной власти (в ред. Федерального конституционного закона от 19.06.2004 N 4-ФКЗ) Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации. Статья 35. Отставка Правительства Российской Федерации и сложение Правительством Российской Федерации своих полномочий Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, в том числе и в предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации.
Также Конституция не регламентирует из существенных конституционных положения каков необходим минимум депутатов для выдвижения вотума недоверия Правительству. Этот количественный состав определен в разделе 18 Регламента Госдумы, который устанавливает 1/5 от общего количества депутатов. Однако по настоящее время не ясна юридическая природа регламентов палат Федерального собрания России. Конституционный суд РФ тоже не дал четко определения по этому поводу, лишь указав, что регламент Госдумы считается нормативным актом, но не понятно каким именно носящим локальный характер или правовой? Также в регламенте Госдуме установлено, что в случае если поставленный правительством вопрос о доверии не будет принят Госдумой, Госдума ставит вопрос на голосовании о недоверии. Таким образом, регламент Госдумы можно считать объединил эти институты в один, указав, что в отставку отправить Правительство можно только путем голосования через недоверия. Ни конституции ни в регламенте не содержится основания для выдвижения вотума недоверия или вотума доверия, однако регламент определи одно основание для выдвижение вотума недоверия, в случае если вынесенный правительством вотум доверия не наберет необходимых голосов в палате.
Чл. 89. Чл. 112. Статья 103
1. К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
Статья 117
1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. 2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
О толковании части 3 статьи 117 Конституции РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 N 2-П.
3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. 4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. 5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.
Статья 149 Статья 150 Статья 151 Статья 152 Статья 153 Статья 154
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|