Искусство Древнего царства
Пирамиды и Большой сфинкс
В период Раннего царства (3000—2800 гг. до н.э.) начинают складываться принципы древнеегипетского искусства, ставшие основой его развития на несколько тысячелетий вперед. Формируется иерархия видов и жанров искусства. В системе искусств ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с заупокойным культом. Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывают влияние на развитие связанных с архитектурой скульптуры и живописи. Основным видом культовой архитектуры этого времени является мастаба — прямоугольная в плане наземная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй.
В период Древнего царства возникает новый архитектурный тип — пирамида. Первая пирамида была построена в Саккаре зодчим Имхотепом для основателя III династии фараона Джосера. Это была ступенчатая пирамида, она состояла из шести уменьшающихся кверху мастаб. В отличие от традиционной мастабы, пирамида Джосера сложена из тесаного камня — белых известняковых блоков. Пирамида Джосера — первое гигантское архитектурное сооружение Древнего Египта, в ее основании лежит прямоугольник 140 х 118 м, высота пирамиды достигала около 60 м. Пирамида была центром единого комплекса заупокойных сооружений, включавшего ряд более скромных гробниц, молельни, святилище, заупокойный храм и другие ритуальные строения. Весь этот погребальный ансамбль по периметру был обнесен двухкилометровой стеной. Внутри пирамиды находится погребальная камера, в которой некогда хранился саркофаг фараона, а также другие помещения, соединенные коридором, имеющим форму лабиринта.
Погребальный ансамбль фараона Джосера положил начало строительству грандиозного некрополя в Саккаре. На протяжении III, IV, V, и VI династий египетские фараоны строили там свои пирамиды, а их приближенные — знать и высшие должностные лица — возводили величественные мастабы. В период конца V — VI династий, с усилением позиций местной знати, их мастабы превращаются в настоящие погребальные дворцы со множеством ритуальных помещений. Таковы, например, мастабы Мерерука, Ти, Кагемни, Нефера, выделяющиеся своей грандиозностью и роскошным убранством.
Что касается архитектурного типа пирамиды, то в дальнейшем ее форма совершенствовалась; стены пирамиды выравнивались, приобретая геометрическую ясность и чистоту. Во времена IV династии фараонами Хеопсом (египет. — Хуфу), Хефреном (Хафром) и Микерином (Менкаурой) были возведены крупнейшие пирамиды Древнего Египта. Пирамиды были построены в Гизе, на западном берегу Нила. Основание пирамид имеет форму квадрата, а грани образуют равнобедренные треугольники. Когда-то пирамиды были облицованы гладко отполированными плитами белого известняка (частично облицовка сохранилась на вершине пирамиды Хефрена).
Самая грандиозная пирамида из трех — пирамида Хеопса; древние греки считали ее первым из семи чудес света. Пирамида построена в XXVII в. до н.э. племянником фараона Хемиуном. Сторона основания пирамиды равняется 230 м, высота — 147 м. Сложена она из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн, которые удерживаются на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра. На северной стороне пирамиды неприметный вход ведет в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошенным саркофагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии.
Геродот (История, II, 124) рассказывает, что сооружение Большой пирамиды длилось 30 лет, из которых 10 лет заняло строительство дороги для подъема каменных блоков, остальные 20 лет велось строительство самой пирамиды. На стройке постоянно находились 100 тысяч рабочих, которые сменялись каждые три месяца.
Пирамида фараона являлась главным элементом целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона на ладьях переправлялась на западный берег Нила. Здесь, в нижнем заупокойном храме, происходила первая часть погребальной церемонии. От нижнего храма по крытому коридору участники церемонии проходили в верхний храм, где продолжались погребальные церемонии, главной из которых была церемония «открытия рта», посредством которой ка усопшего воссоединялось с его телом (мумией). Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона по потустороннему миру. Из храмовых сооружений Гизы сохранился лишь нижний заупокойный храм фараона Хефрена. Храм представляет собой прямоугольный зал с двумя рядами четырехгранных колонн из розового мрамора, на которые опиралась плоская кровля с узкими прорезями для освещения. Стены зала с внутренней стороны украшали 23 статуи фараона.
К концу Древнего царства композиция заупокойных храмов усложняется. К ним добавляется двор, обнесённый стеной и окруженный внутри рядом монументальных колонн с капителями, воспроизводящими различные растения Египта — пальму, папирус, лотос. В эпоху Древнего царства возник и иной тип храма, обычно посвящавшийся главному божеству Египта — богу солнца Ра. Такой храм, прямоугольный в плане, имел, как правило, открытый двор со святилищами по сторонам и с обелиском, вершина которого была обита золотом.
Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, отражает господствовавшие в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, так же как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона располагались мастабы царских приближенных, влиятельных сановников и высших должностных лиц, для которых возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, величайшей честью, ибо таким образом и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти.
Частью архитектурного ансамбля в Гизе является статуя Большого сфинкса — гигантского льва с человеческим лицом. Эта символическая статуя фараона Хефрена построена вблизи его пирамиды. Длина статуи достигает 57 м, высота — 20 м. В основной своей части статуя высечена в известняковой скале, поэтому туловище сфинкса оказывается естественным образом включенным в ландшафт пустыни. Лицо сфинкса украшено клафтом — царским головным платком — и церемониальной бородой (Большой сфинкс). Гигантская статуя смотрит строго на восток, где рождается бог Солнца, с которым отождествляли фараона Хефрена. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. Он выступает также покровителем Земли — выполняет роль стражника, отгоняющего злых духов от усыпальниц египетских царей. Большого сфинкса неоднократно засыпали пески, и его приходилось откапывать. В начале XIX в., во время наполеоновских войн, лицо сфинкса было обезображено французскими солдатами. Именно тогда сфинкс лишился своего носа, величина которого достигала роста среднего человека. Арабы называли сфинкса «Отцом Ужаса».
Скульптура в храмах и погребениях
В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Обилие статуй в гробницах и храмах диктовалось нуждами погребального ритуала: статуи, изображавшие усопших, служили вместилищем их душ, их наличие в гробницах было непременным условием, обеспечивающим покойнику вечную жизнь. Статуи ставились также в заупокойных храмах и других погребальных помещениях, с тем чтобы душа умершего, войдя в ту или иную статую, могла наблюдать за разного рода церемониями, а также «участвовать» в тех обрядах, которые требовали ее «присутствия».
С момента возникновения скульптуры установились принципы, определявшие приемы изображения. Эти принципы считались универсальными и просуществовали длительное время без каких-либо изменений. Все египетские скульптуры, независимо от их размера, отвечали одним и тем же изобразительным законам, главные из которых сводились к следующему. Первое: всякая скульптура создается для того, чтобы быть созерцаемой исключительно с фронтальной стороны. Второе: основные объемы скульптуры должны распределяться симметрично относительно вертикальной оси.
Египетские скульпторы начинали свою работу с того, что из каменных глыб изготавливали призмы правильной формы. На лицевой стороне призмы намечалась сетка, которая служила разметкой при изготовлениии фигуры. Эта сетка чертилась с двух сторон блока — в фас и в профиль. Исходя из этих двух чертежей и высекалась скульптура.
Для изображения лиц, имеющих божественный сан, использовались строго определенные приемы. Портретные изображения фараонов являются воплощением торжественности, монументальности и величия. Фараон мог быть изображен сидящим или стоящим. В сидящей модели части туловища соединяются под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах, либо скрещены на груди; причем, зазоры между руками и туловищем отсутствуют. Ноги слегка расставлены и располагаются параллельно с босыми ступнями; нередко между ними остается каменный материал. Симметрия объемных масс является совершенной. Примером сидящей модели фараона является статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе.
В стоящей модели туловище фараона полностью выпрямлено, его объем равномерно распределяется по обе стороны вертикальной оси симметрии. Как правило, руки фараона вытянуты вдоль тела, кулаки сжаты, левая нога выставлена вперед, как будто фараон делает шаг. Примером стоящей модели фараона может служить статуя фараона Микерина, богини Хатхор и богини — покровительницы нома из заупокойного храма в Гизе. Как правило, фараоны изображались с обнаженным торсом, одетыми в плиссированную юбку и с головой, покрытой двумя коронами — белой, в форме кегли (символ Верхнего Египта), и цилиндрической красной, с высоким закругленным выступом сзади (символ Нижнего Египта). Атрибутами фараона были также: жезл и плеть — символы власти; клафт — полосатый платок со спускающимися на плечи концами; немес — головная повязка. На повязке в середине лба укреплялся урей — изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. Непарадный головной убор, хепреш, имел вид синего шлема.
При наличиии определенного портретного сходства изображения фараонов идеализированы: в изваяниях фараоны всегда предстают молодыми, с крепкими, идеально сложенными телами.
Лица, не обладавшие божественным саном, такие как чиновники, представители низших сословий, семейные группы — ваялись с большим реализмом. Это проявляется в более свободных позах и жестах, зачастую определяемых родом занятия человека или жизненными обстоятельствами; в более живом и естественном выражении лиц; в отражении индивидуальных особенностей личности, таких как возраст, комплекция, внешность, прическа, одежда, украшения.
В одной из гробниц Саккары была найдена статуя писца Каи. Скульптура изображает писца, сидящего со скрещенными ногами и держащего на коленях развернутый свиток папируса. Это изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. При внешне сдержанной позе лицо писца выражает глубокую сосредоточенность, пристальный взгляд обнаруживает внутреннюю напряженность.
Одним из прекраснейших образцов деревянной скульптуры является статуя вельможи Каапера из мастабы Каапера в Саккаре. Скульптура изображает дородного и степенного пожилого египтянина, держащего в руке посох из египетской смоквы. Статуя настолько поразила нашедших ее рабочих удивительным сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название — «Сельский староста».
Достаточно распространенной скульптурой является семейная группа, в частности супружеская пара, которая может изображаться стоя или сидя (чаще всего мужчина изображается сидя, а женщина — стоя). Нередко супруги обнимают друг друга за талию. Примером семейной группы могут служить статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет, восседающих на тронах. По традиции статуя мужчины окрашена в красновато-коричневый цвет, статуя женщины — в светло-желтый. Царевна изображена в белой облегающей тунике и коротком черном парике, на шее у нее разноцветное ожерелье. У Нофрет плотная фигура, округлое, несколько тяжеловатое лицо и выразительные глаза.
Иногда в семейных группах фигурируют дети. Как, например, в семейной группе карлика Сенеба, найденной в одной из гробниц в Гизе. Карлик сидит, поджав под себя ноги, со сложенными на груди руками. Его жена сидит рядом, обнимая мужа за плечи. Дети — мальчик и девочка — стоят, прислонившись к каменному сиденью в том месте, где располагались бы ноги Сенеба, не будь он карликом. Скульптор придал членам группы разные выражения лиц: у Сенеба оно серьезное, у его жены — сладострастное, у детей — робкое.
В гробницах достаточно часто встречаются небольшие статуэтки, изображающие прислугу в момент совершения ею разнообразных хозяйственных работ. Скульптуры, изображающие людей из низшего сословия, полностью нарушают канонические принципы, применявшиеся для изображения фараонов. Таковы относящиеся ко времени V династии статуэтка служанки, стоящей на коленях и перемалывающей зерно, а также статуэтка женщины-пивовара, наклонившейся над чаном для выжимки ячменя.
Настенная живопись и рельефы
Настенное изображение является важнейшим элементом древнеегипетской культуры. Выполненные в гробницах росписи и рельефы выступали как бы «двойником» действительности. Изображенные на стенах сцены повседневной жизни служили гарантией того, что и в загробной жизни усопший будет располагать всеми теми благами, которыми он был окружен в жизни земной. Столь очевидная утилитарность объясняет отсутствие художественного интереса как такового. Вследствие этого египетское искусство не воспроизводит пейзажей и не передает чувств и эмоций. С другой стороны, магические свойства изображения в большой степени зависели от качества росписи — отсюда та тщательность, с которой они выполнены, и изобилие бытовых деталей. В настенные росписи органично включались надписи, поясняющие изображаемые сцены.
Чаще всего изображались сцены сельскохозяйственных работ, труда ремесленников, разного рода хозяйственных работ, охота, рыбная ловля, погребальные шествия, заупокойный культ, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей, плывущие лодки, животные и так далее. Разумеется, росписи изобилуют портретами самого хозяина гробницы. Как правило, он принимает подношения или следит за исполнением хозяйственных работ.
Создание рельефов и росписей на стенах гробниц, храмов и погребальных часовен подчинялось строгим нормам, диктовавшимся жрецами. При изображении фигуры человека использовался традиционный прием плоскостного расположения: ноги и лицо изображались в профиль, глаз и плечи — в фас, нижняя часть туловища — в трехчетвертном развороте Таким образом художники пытались показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора. Изображения фараонов и богов снабжались соответствующими символическими атрибутами.
По канону изображение человека должно было быть вневременным, то есть художник не должен был передавать ни чувств, ни действий. Однако, как и в случае со скульптурой, неподвижность и невозмутимость фигуры прямо пропорциональны ее социальному рангу. Чем ниже общественное положение персонажа, тем большая степень свободы наблюдается в формах и композиции. По сравнению с фараонами и знатью, ремесленники, слуги, дровосеки, пастухи и крестьяне обретают большую живость — как во взглядах, так и в жестах и позах.
Фараон, вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением. Так, в рельефе гробницы Мерерука жена Мерерука едва достает ему до колена.
В отличие от изображения человека, при воспроизведении зверей и птиц использовались все возможные средства для достижения максимального натурализма. Животные выписаны в живой и естественной манере; они представляют резкий контраст со скованностью и искусственностью поз человеческих фигур. Достоверно и узнаваемо передается окружающий человека мир предметов: орудия труда и музыкальные инструменты, одежда, украшения и т.п.
Весьма распространенной в мастабах является сцена охоты в болотистых водах. Одним из наиболее красивых является рельеф гробницы чиновника Ти в Саккаре. Ти изображен плывущим в лодке, его слуги, вооруженные копьями, преследуют речных гиппопотамов Фоном картины служат заросли папируса.
В египетской настенной живописи изображение делилось на полосы, располагавшиеся одна над другой; каждая представляла собой повествовательный ряд (рельеф гробницы Нефера). Фигуры располагались вереницами — в схожих позах, с одинаковыми жестами (рельеф гробницы Мерерука); на светлом фоне четко выделялись кирпично-красные тела мужчин и желтые — женщин (рельеф гробницы Мерерука).
В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Стена предварительно зачищалась и покрывалась слоем штукатурки. Затем опытный художник намечал общую композицию на стене, которую завершали в деталях его помощники. После этого резчики переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. В изображении главную роль играла линия, а не цвет.
В древнеегипетском искусстве использовались две различные техники рельефа — барельеф и углубленный рельеф. Процедура создания барельефа сводилась к тому, что с поверхности стены удалялся материал вокруг очерченного контура фигуры или предмета; таким образом получалось, что фигура немного выступает над поверхностью, служащей ей фоном. При углубленном рельефе, наоборот, лишний материал удалялся таким образом, что силуэты фигур и предметов оказывались углубленными в плоскость, служившую им фоном.
В правление VI династии, последней династии Древнего царства, государство распалось; начался так называемый Первый период распада, характеризовавшийся частыми войнами между представителями знати, правившими
эпоху Среднего царства (ок. 2050 — ок. 1700 гг. до н.э.) политический центр страны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествленный с древним богом Ра. В эпоху Среднего царства возросла самостоятельность номов (областей) и их правителей (номархов), что привело к расцвету местных художественных школ. Присвоив себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти полной независимости, номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами пирамиды утратили свою грандиозность. Теперь они строятся, главным образом, из кирпича, щебня и песка, что приводит к их быстрому разрушению.
Недостаток ровных площадок в окрестностях новой столицы — Фив — способствует развитию нового типа погребального строения — скальной гробницы, вырубленной в склонах гор, вход в которую обычно оформляется в виде портика с несколькими колоннами. Колоннады и портики играют большую роль в архитектуре поминальных храмов этого времени, которые часто отделяются от гробницы и имеют удлинённую осевую композицию (храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри). В эпоху Среднего царства расширяется строительство ирригационных сооружений (каналы, плотины, дамбы, водохранилища в районе Файюма), усиливается рост городов.
В изобразительном искусстве Среднего царства усиливаются реалистические тенденции. В стенных росписях гробниц номархов изображения приобретают большую композиционную свободу, в них появляются попытки передачи объёма, цветовая гамма обогащается. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, а также растений, зверей и птиц. К наиболее известным произведениям этого времени относятся изображения сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях (росписи гробницы Хнумхотепа, конец XX в. до н.э.). Рыбу ловят острогой, на птиц охотятся с бумерангом и сетью. Дикая кошка прячется на прогнувшемся под ее тяжестью стебле папируса, стая птиц с ярким оперением укрывается в ажурной листве деревьев, среди них выделяется красавец-удод, оранжевый, с черно-белыми крыльями.
Начиная с царствования Сенусерта I преимущественное распространение получает техника углубленного рельефа (гробница Саренпута I). Рельефами начинают украшать саркофаги и другие предметы погребального культа. Одним из самых утонченных образцов углубленного рельефа является рельеф саркофага принцессы и жрицы Кавит (Египетский музей, Каир). На одной из сцен изображен процесс дойки коровы, на соседнем рисунке жрица пробует молоко, в то время как служанка одевает свою госпожу.
Тенденция к индивидуализации изображения наиболее ярко проявляется в скульптурном портрете. Статуи фараонов при сохранении традиционных канонов композиции отчетливо фиксируют индивидуальные возрастные и физические особенности модели, а иногда и особенности характера (статуя фараона Сенусерта III, статуя фараона Аменемхета III). Появляются скульптуры, изображающие различные сцены из жизни фараона, как например, в некоторых статуях Сенусерта III (Египетский музей, Каир). Получают распространение скульптуры, назвываемые «сфинксами» — голова фараона с телом лежащего льва (сфинкс фараона Аменемхета III). Во времена Среднего царства необычайно распространилась так называемая «малая» скульптура — небольшие изваяния из дерева, изображающие прислугу за выполнением различного рода хозяйственных работ: пекари, пивовары, пахари, женщины, несущие корзины либо выполняющие работу по дому.
При Сенусерте III наступил расцвет придворного ювелирного искусства. Его великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатхор. В прямоугольном ларце для драгоценностей из эбенового дерева, инкрустированном слоновой костью и розовым сердоликом, лежали бронзовое, украшенное золотом зеркало, сосуды для благовоний из обсидиана и золота, блюдечко из серебра. В гробнице были найдены также головной убор царевны в виде золотого обруча с уреем (изображением священной кобры), пояс из золотых раковин и другие украшения. Из множества ювелирных изделий, относящихся к этой эпохе, самым изысканным является так называемая пектораль — нагрудное украшение в виде прямоугольной, слегка скошенной вверх пластины, украшенной полудрагоценными камнями и изображениями различных божеств (часто на пекторали изображался жук-скарабей — символ солнца и воскресения из мертвых). Пектораль была одним из обязательных предметов заупокойного культа, ее клали на грудь умершему. Несомненным шедевром ювелирного искусства является пектораль Сенусерта III, вырезанная из листового золота и украшенная бирюзой, лазуритом и сердоликом.
Около 1700 г. в Египет с северо-востока вторглись племена гиксосов, захвативших большую часть страны почти на 120 лет. Египет переживает второй период распада. Гиксоские цари, обосновавшиеся в Аварисе (северо-восточная часть Дельты), образовали XV и XVI династии. В Фивах удержались местные правители (XVII династия). Принадлежавшие к ним фараоны Секененра и Камос начали освободительную войну, завершенную их преемником, основателем XVIII династии Яхмосом I (Амасисом), который около 1580 г. изгнал гиксосов
После периода упадка, вызванного нашествием гиксосов, искусство Египта переживает яркий расцвет в эпоху Нового царства (ок. 1580 — ок.1085 гг. до н.э.). Успешные походы в Азию и приток богатств обусловливают исключительную роскошь быта египетской знати этого времени. Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменяются утончённо-аристократическими. Усиливается стремление к изяществу и декоративной пышности.
Заупокойный храм царицы Хатшепсут
В архитектуре получают развитие традиции предыдущего периода. Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них — заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н.э.) — находится в Дейр-эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Нила. Храм был посвящен Хатхор — богине любви, музыки и танца, дочери бога Ра, глубоко почитавшейся египтянами. Сама же царица Хатшепсут (XVIII династия) была личностью незаурядной. Захватив власть у пасынка, будущего Тутмоса III (XVIII династия), она не столько воевала, сколько восстанавливала старые и строила новые храмы. С ее именем связана также морская экспедиция в страну Пунт (вероятно, территория современного Сомали). В своих многочисленных изваяниях Хатшепсут, хрупкая, миниатюрная женщина с характерным очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, удлинненными краской глазами, — всегда изображалась в образе мужчины, с традиционной для изображений фараонов бородкой. После смерти Хатшепсут Тутмос III приказал уничтожить ее статуи, а в надписях сбить ее имя.
Храм в Дейр-эль-Бахри — выдающийся памятник древнеегипетского зодчества — построил архитектор Сененмут, царский фаворит. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые, служа сооружению оригинальным фоном, в то же время сливаются с ним в единое, неповторимое целое. Храм состоит из двух ярусов террас, соединенных пандусами и обрамленных портиками, обнесенного колоннадой открытого двора и вырубленного в скалах святилища. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в образе Осириса, колонны, на капителях которых была высечена голова богини Хатхор, а также росписи и рельефы. На террасах располагались водоемы, росли деревья.
Храм в Карнаке
Наряду с полускальными храмами в архитектуре Нового царства получают распространение храмы-святилища открытого типа. Наиболее совершенными воплощениями культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Сут и Ипет Рес, посвященные богу Амону-Ра. Ныне они известны как храмы в Карнаке и Луксоре.
Храм Амона в Карнаке строился на протяжении многих веков — от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Результатом этого является множество пилонов, площадей, ворот, залов, обелисков, коридоров и т.п. Большая часть построек возведена в эпоху Нового царства. Храм, имеющий в плане форму буквы «Т», в основной своей части (идущей с запада на восток) имеет структуру, типичную для храмов Нового царства — с его пилонами, открытым двором, гипостильным залом и святилищем.
В наше время вход на территорию храма Амона начинается на древней пристани, от которой к первому пилону ведет аллея сфинксов (с телом льва и головой барана), созданная при Рамсесе II (XIX династия). Справа от пристани располагается небольшое святилище для ладей, возведенное царем Хакором (XXIX династия) и использовавшееся в качестве места остановки божественных процессий, когда священная ладья Амона покидала храм или, наоборот, возвращалась в свою обитель после очередного празднества.
Первый пилон, открывающий вход в большой открытый двор, был сооружен при фараоне Нектанебо I (XXX династия). Это гигантское сооружение высотой 40 м осталось незаконченным.
Большой двор храма Амона содержит целый ряд построек. У боковых стен двор украшен папирусовидными колоннадами. С левой стороны от прохода находится трехчастное песчаниковое святилище Сети II (XIX династия), некогда украшенное колоссами царя, вывезенными в XIX веке в Европу. Напротив святилища стоит небольшой сфинкс с портретными чертами Тутанхамона (XVIII династия). В центре двора некогда возвышался грандиозный павильон Тахарки (XXV династия), использовавшийся для хранения священных лодок. Павильон состоял из десяти папирусовидных колонн высотой 21 м, соединенных у баз небольшими стенками. Ныне сохранилась лишь одна колонна. В центре павильона находится массивный алебастровый алтарь. Восточнее колонны располагается второй пилон, открывающий вход в гипостильный зал. Справа от входа в Большой двор находится скромный по размерам храм Рамсеса III (XX династия), представляющий собой уменьшенную копию заупокойного храма этого фараона в Мединет Абу. Первый двор храма Рамсеса III по сторонам декорирован осирическими пилястрами фараона, стены покрыты рельефами со сценами различных ритуалов и празднеств. За южным портиком находится маленький гипостильный зал и темные святилища для священных ладей. С востока к храму Рамсеса III примыкают так называемые «Ворота Бубастидов», покрытые знаменитыми рельефами с изображением фараона Шешонка I (XXII династия), побивающего азиатов.
Перед вторым пилоном храма Амона в древности стояли два колосса Рамсеса II, ныне от них остались одни обломки. Третий колосс изображает фараона вместе с его дочерью Бент-Анат.
Гипостильный зал храма Амона, находящийся за вторым пилоном, принадлежит к вершинам мирового зодчества. Зал размером 103 м х 52 м насчитывает сто сорок четыре колонны. Колонны, обрамляющие центральный проход, высотой свыше 20 м и диаметром около 3,5 м, имеют капители в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 кв. метра и отделаны листами золота. Не существующие ныне потолки густо-синего цвета были украшены желтыми звездами и парящими священными коршунами. В древности между колоннами гипостильного зала стояли статуи царей и богов. Окончательное декорирование и отделка гипостильного зала были завершены лишь при Рамсесе II. Внешние стены гипостильного зала покрыты рельефами, иллюстрирующим азиатские войны Сети I (XIX династия) и Рамсеса II, внутренние — сохранили сцены великого праздника Опет, ежедневной храмовой службы, иллюстрации к мифологическим сюжетам.
Третий пилон был заложен Аменхотепом III (XVIII династия) и достроен при царях XIX династии. За этим пилоном при Тутмосе I (XVIII династия) и Тутмосе III (XVIII династия) были возведены четыре обелиска, из которых сохранился лишь один. В пространстве между третьим и четвертым пилоном начинается перпендикулярная вторая ось храма, которая ведет на юг — по направлению к Луксорскому храму.
Четвертый и пятый пилоны основной оси храма, идущей на восток, были сооружены при Тутмосе I. Между ними был сооружен т. н. «Зал Инени», украшенный осирическими пилястрами фараона; при Тутмосе III зал был перестроен. Здесь же находятся и знаменитые обелиски Хатшепсут (XVIII династия), дочери Тутмоса I, выполненные из розового гранита и украшенные великолепными рельефами. В древности обелиски были покрыты золотом и электрумом. Сохранился лишь один обелиск, который ныне является высочайшей из египетских «солнечных игл» (ок. 30 м).
Практически ничего не осталось от шестого пилона, возведенного при Тутмосе III; на его нижней части все еще видны списки покоренных царем народов Африки и Азии. За пилоном находится величественный «Зал Анналов», на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах, первоначально записанные на кожаных свитках личным летописцем фараона. В центре «Зала анналов» были установлены две стелы-пилястры с изображениями папируса и лотоса, священных растений Нижнего и Верхнего Египта.
С востока к «Залу Анналов» примыкает гранитное святилище для священной ладьи Амона, сооруженное при Филиппе Арридее, преемнике Александра Великого, на месте более древнего святилища Тутмоса III. Святилище состоит из двух частей: передней, где богу подносились жертвы, и внутренней, где находится пьедестал, на котором некогда стояла священная ладья Амона. Внутренняя часть святилища украшена рельефами, иллюстрирующими различные элементы ритуала жертвоприношения, а внешняя — изображениями празднеств в честь бога (рельеф). В святилище разрешалось входить только фараону и жрецам. Лишь во время общенародного многодневного весеннего праздника Амона изваяние этого бога, установленное на солнечной ладье, торжественно выносилось из святилища для совершения ритуального плавания по Нилу до храма в Луксоре.
За святилищем располагается обширный «внутренний двор», на месте которого когда-то находилась древнейшая часть храма, созданная в эпоху Среднего царства; позднее здесь была Святая святых храма, где была установлена культовая статуя бога. От этой части храма практически ничего не осталось, сохранился лишь его гигантский алебастровый фундамент.
С востока к «внутреннему двору» примыкает большой юбилейный храм, построенный Тутмосом III. Здесь во время правления этого фараона проводились ритуалы празднества Сед, а в более позднее время — процедура посвящения в жрецы бога Амона (зал празднеств Тутмоса III). Уникальные колонны храма выполненны в виде огромных расписных шестов, поддерживающих крышу царского тента, традиционно использовавшегося при церемонии Сед. В восточной части комплекса находилjсь небольшое подобие царского поминального храма: дополнительные помещения, посвященные Амону-Ра, богу мертвых Сокару и солнечному культу. Преддверием к юбилейному храму служил знаменитый «Ботанический сад» — помещение, на стенах которого были изображены сотни различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в Сирии-Палестине, где Тутмос III провел многие годы своей жизни, захватывая вражеские города и земли. Самая восточная часть храма Тутмоса III — «святилище слушающего зов», в котором находились алебастровые статуи царя и бога Амона. В таких святилищах, обычно расположенных в непосредственной близости к стене, завершающей ось храма, изображались уши бога, готового услышать молитву просящего. По сторонам святилища в древности находились обелиски Хатшепсут, от которых сохранились только базы. Чуть дальше к востоку расположены алтарь и небольшой храм Рамсеса II, посвященный восходящему солнцу, украшенный колоссами царя, в центре которого стоял обелиск. Перед храмом Рамсеса II располагались гигантские восточные ворота храма Амона, высотой 20 м, воздвигнутые фараоном Нектанебо I.
К югу от основной оси храма расположено большое священное озеро длиной 120 м и шириной 77 м, на котором в древности по ночам разыгрывались священные представления из жизни богов и которое снабжало храм чистой водой. С южной стороны к озеру примыкают туннели, по которым к воде спускались священные гуси бога Амона из особого сада, расположенного на южной стороне озера. Около северо-западного угла озера находится солнечное святилище Тахарки, в подземельях которого обнаружены рельефы, повествующие о ночном путешествии бога Солнца через иные миры и о его ежедневном возрождении в образе скарабея Хефри. Неподалеку от этого сооружения при Аменхотепе III было установлено колоссальное изваяние жука-скарабея.
Около северо-западного угла озера расположен седьмой пилон, открывающий вторую ось храма, идущую на юг. Пилон был сооружен при Тутмосе III и частично декорирован в более позднее время. Тутмос III воздвиг перед ним два колосса и обелиски, один из которых в настоящее время находится в Стамбуле. Южную поверхность пилона украшают рельефы, изображающие триумф Тутмоса III, побивающего палицей «пучок» врагов в присутствии бога Амона и Уасет — богини-персонификации Фив. Во дворе перед пилоном был найден знаменитый тайник, в котором в 1903 г. было обнаружено более 20 тысяч скульптур царей и вельмож, а также стелы, которые некогда украшали дворы Карнакского комплекса.
Восьмой пилон на этой оси был сооружен при Хатшепсут, IX и X — Аменхотепом III и Хоремхебом (XVIII династия). В стену, соединяющую IX и X пилоны, встроено недавно отреставрированное юбилейное святилище Аменхотепа II (XVIII династия). У десятого пилона, который служил южными воротами в храм Амона, стояли два известняковых колосса этого царя. Отсюда аллея сфинксов вела на юг, к хр<
Воспользуйтесь поиском по сайту: