современной отечественной и зарубежной культуре
Этого достаточно Пасха в русской классике, современной отечественной и зарубежной культуре Пасха, или Воскресение Христово - древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Он установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно - солнечному календарю и в 2016 году приходится на 1 мая. Так уж сложилась традиция, что за несколько дней до Пасхи Андрей Гриев, настоятель храма в честь св. великомученика и целителя Пантелеимона, всегда поздравляет коллектив библиотеки со светлым и радостным праздником. Желает бодрости духа, крепкого здоровья, «радости земной и радости вечной», а еще «помощи Божией» наших добрых делах, чему мы, люди светские, бесконечно рады, потому что, во -первых, муниципальной библиотеке ничья помощь не помешает, а во - вторых обычно религия и христианская вера призывают к терпению и смирению. Понятное дело, что без любви и терпения – никуда, это основа, стержень, фундамент. А вот так ли уж важно смирение? На мой взгляд, важно не столько смирение, сколько желание созидать, учиться, творить, мыслить позитивно. Дурные мысли, как известно, - пустая трата драгоценной энергии. Зачем рыть яму себе самому? Быть счастливым и так довольно трудно, даже когда наши мысли нам не препятствуют. Фраза, вынесенная в заголовок, удивительно совпадает с моим внутренним мироощущением. Спасибо за тот опыт, который у меня есть, даже если этот опыт был не всегда легким. Спасибо за каждый урок, ведь мы приходим в мир учиться. И, если кажется, что жизнь не удалась, значит, какие-то уроки еще не пройдены. Мы все влияем на окружающий нас мир, мы все творим его историю. Наша энергия, наши мысли и действия не уходят бесследно. Все они попадают в общую копилку мироздания. Мы все связаны…
Но самый главный, самый глубинный процесс происходит внутри нас. На смену романтикам и мечтателям, доверчивым и сомневающимся - приходит новое поколение. Каким оно будет? Циничным и расчетливым или разумным, уверенным в себе, свободным от предрассудков и рефлексии? Одно понятно: в их руках - знание, их оружие - информация, а это значит - возможность мыслить и учиться. Хочется верить, что будущее не за теми, кто хочет разделять, чтобы властвовать и обогащаться. Что будущее должно принадлежать тем, кто сможет почувствовать наши невидимые связи и поймет, что свобода духа - это не анархия, а высшая степень ответственности за наш общий, такой хрупкий мир. Почему так часто, вместо того, чтобы найти в себе силы на то, чтобы изменить ситуацию, мы лишь молим о помощи, взываем к небесам и высшим силам, забывая о том, что от нас самих многое зависит! Почему забываем говорить «спасибо!», делать выводы и учиться? В предпасхальные дни самое время подумать об этом, перечитать классику, понять и попробовать измениться.
Итак… Отнеситесь к ближним хоть раз в году по-христиански! Праздник Пасхи нашел свое отражение в русской классике и современной отечественной и зарубежной культуре. В творчестве Ф. М. Достоевского, например, большую роль играет мотив воскрешения Лазаря («Братья Карамазовы»). Тему воскресения автор раскрывает от противного - через тему тления: или Христос воскрес, или жизнь бессмысленна (искушение иноков смрадом от тела старца Зосимы, затхлая баня как ад Свидригайлова, Смердяков как главный отрицательный персонаж). Князь Мышкин в романе «Идиот », рассматривая в доме Рогожина картину Гольбейна «Мёртвый Христос», восклицает: «Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!».Вот как в «Братьях Карамазовых» старец Зосима рассказывает о внутреннем обновлении его старшего брата на Пасху: «Услышав, рассердился и выбранил храм Божий, однако задумался: догадался сразу, что болен опасно и что потому-то родительница и посылает его, пока силы есть, поговеть и причаститься. … Прошло дня три, и настала Страстная неделя. И вот брат со вторника утра пошёл говеть. … Но не долго походил он в церковь, слёг, так что исповедывали и причастили его уже дома. Дни наступили светлые, ясные, благоуханные, Пасха была поздняя. Всю-то ночь он, я помню, кашляет, худо спит, а на утро всегда оденется и попробует сесть в мягкие кресла. Так и запомню его: сидит тихий, кроткий, улыбается, сам больной, а лик весёлый, радостный. Изменился он весь душевно - такая дивная началась в нём вдруг перемена! … Скончался же на третьей неделе после Пасхи, в памяти, и хотя и говорить уже перестал, но не изменился до самого последнего своего часа: смотрит радостно, в очах веселье, взглядами нас ищет, улыбается нам, нас зовёт». Иван Шмелёв в повести «Лето Господне» показывает восприятие праздника маленьким мальчиком: «- Хрис-тос воскре-се из мёртвых…
Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стёклышко. Мреет в моих глазах, - и чудится мне, в цветах, - живое, неизъяснимо-радостное, святое… - Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, - и усыпляющий перезвон качает меня во сне.
Главные герои рассказов русских писателей в обыденной жизни обязаны поступать с людьми в соответствии со своим социальным статусом, тогда как на Пасху стараются отнестись к ближним хоть раз в году по-христиански. Приведу несколько отрывков в подтверждение.
«- А скажи, господин городовой, какой нынче у нас день? (Отрывок из рассказа Леонида Андреева «Баргамот и Гараська») «Митька тоже причёсан и одет по-праздничному. Я весело гляжу на его оттопыренные уши и, чтобы показать, что я против него ничего не имею, говорю ему:
(Отрывок из рассказа А. П. Чехова «На страстной неделе») «Как услышу, что отпустный звон прозвонят и люди из церкви пойдут, я поздороваюсь - скажу: «Ребята! Христос воскресе!» и предложу им это моё угощение. … по часам я сообразил, что уже время церковной службы непременно скоро кончится… Я встал, чтобы обойти посты, и вдруг слышу шум… дерутся. … Что такое? Кто меня бьёт? Бог! Он ведь старше и выше самого Сакена. Сакен откомандует, да когда-нибудь со звездой в отставку выйдет, а Бог-то веки веков будет всей вселенной командовать! А если он мне не позволяет убить того, кто меня бил, так что мне с ним делать? Что сделать? С кем посоветуюсь?.. Всего лучше с тем, кто сам это вынес. Иисус Христос!.. Тебя самого били?.. Тебя били, и ты простил… а я что пред тобою… я червь… гадость… ничтожество! Я хочу быть твой: я простил! я твой… (Отрывокиз рассказа Н. С. Лескова «Фигура»)
Особое значение Пасха имеет в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Действие романа происходит в течение Страстной недели и заканчивается перед началом Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями покидают Москву:«- Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора». Внешний ряд событий романа в Москве представляет собой «пародию» на чин православного богослужения Страстной Седмицы (вынос Плащаницы и похороны безголового Берлиоза). Пасха нашла отражение в творчестве таких поэтов Серебряного века, как С. Есенин - «Пасхальный благовест» («Колокол дремавший разбудил поля…»), К. Д. Бальмонт - «Вербы», И. Северянин - «Пасха в Петербурге». И. С. Бах написал к лютеранским богослужениям Страстной седмицы «Страсти по Матфею», «по Иоанну» и «по Марку» (частично), а к Пасхе «Пасхальную ораторию».
Действие «Фауста» И. Гёте начинается в Пасхальную ночь. Воспоминание о пасхальной радости отвращает Фауста от самоубийства.
Хор ангелов Фауст
Корни пасхальных традиций ищет Стэн в эпизоде «Чудесная пасхальная история» в сериале «South Park ».«Думали, что всё, но только началось, стали мы дождём…Пасха началась, колокольный звон, дышит медным ртом», - поет Юрий Шевчук (группа «ДДТ»). Стихи о Пасхе можно найти у многих тольяттинских авторов - Константина Рассадина, Семена Краснова, Нины Рябининой, Тамары Кириллиной, Евгения Ивненко и других. Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, и на 90% - из того, что мы об этом думаем. Давайте же сохранять тепло своей души и увеличивать процент добрых, бескорыстных поступков не только в предпасхальные дни, но и каждый день.
ЛИТЕРАТУРА: 1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F1%F5%E0 - Википедия: Электронная энциклопедия. 2. Виноградова М. Время подумать// Домашний очаг. - 2012.-№4.- Стр.10. 3. Воскресение Иисуса Христа //Православная энциклопедия. Том IX. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005.- С. 414-423. - 752 с. - 39000 экз. 4. Интернет: http://claus.msk.ru «Часовня» - можно зайти и поставить свечку, выбрать и прочесть молитву, послушать колокольный звон.
25.04.16. Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail: rossinskiye@gmail.com
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|