Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

современной отечественной и зарубежной культуре

Этого достаточно

Пасха в русской классике,

современной отечественной и зарубежной культуре

Пасха, или Воскресение Христово - древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Он установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно - солнечному календарю и в 2016 году приходится на 1 мая.

Так уж сложилась традиция, что за несколько дней до Пасхи Андрей Гриев, настоятель храма в честь св. великомученика и целителя Пантелеимона, всегда поздравляет коллектив библиотеки со светлым и радостным праздником. Желает бодрости духа, крепкого здоровья, «радости земной и радости вечной», а еще «помощи Божией» наших добрых делах, чему мы, люди светские, бесконечно рады, потому что, во -первых, муниципальной библиотеке ничья помощь не помешает, а во - вторых обычно религия и христианская вера призывают к терпению и смирению. Понятное дело, что без любви и терпения – никуда, это основа, стержень, фундамент. А вот так ли уж важно смирение?

На мой взгляд, важно не столько смирение, сколько желание созидать, учиться, творить, мыслить позитивно. Дурные мысли, как известно, - пустая трата драгоценной энергии. Зачем рыть яму себе самому? Быть счастливым и так довольно трудно, даже когда наши мысли нам не препятствуют.

Фраза, вынесенная в заголовок, удивительно совпадает с моим внутренним мироощущением. Спасибо за тот опыт, который у меня есть, даже если этот опыт был не всегда легким. Спасибо за каждый урок, ведь мы приходим в мир учиться. И, если кажется, что жизнь не удалась, значит, какие-то уроки еще не пройдены. Мы все влияем на окружающий нас мир, мы все творим его историю. Наша энергия, наши мысли и действия не уходят бесследно. Все они попадают в общую копилку мироздания. Мы все связаны…
Земля уже не кажется такой огромной тем, кто может, набрав нужную ссылку в Интернете, посмотреть на нее сверху со спутника. И проблемы становятся общими, и границы - условными: в виртуальном пространстве так просто общаться.
Мы живем в то время, когда разрушаются все созданные идеалы. Рушатся системы, устои и диктатуры. То, во что веками верили наши предки, к чему стремились, за что воевали, на наших глазах превращается в догмы и заблуждения. Мир трещит по швам.

Но самый главный, самый глубинный процесс происходит внутри нас. На смену романтикам и мечтателям, доверчивым и сомневающимся - приходит новое поколение. Каким оно будет? Циничным и расчетливым или разумным, уверенным в себе, свободным от предрассудков и рефлексии?

Одно понятно: в их руках - знание, их оружие - информация, а это значит - возможность мыслить и учиться. Хочется верить, что будущее не за теми, кто хочет разделять, чтобы властвовать и обогащаться. Что будущее должно принадлежать тем, кто сможет почувствовать наши невидимые связи и поймет, что свобода духа - это не анархия, а высшая степень ответственности за наш общий, такой хрупкий мир.
Разве попытка разобраться в истине, понять себя, осознать реальность - лишь проявление гордыни? Разве жажда знаний, сомнения и вопросы не есть тот самый стимул и двигатель, позволяющий нам развиваться? Разве от нас самих ничего не зависит и наш разум не является неотъемлемой частью мироздания?

Почему так часто, вместо того, чтобы найти в себе силы на то, чтобы изменить ситуацию, мы лишь молим о помощи, взываем к небесам и высшим силам, забывая о том, что от нас самих многое зависит! Почему забываем говорить «спасибо!», делать выводы и учиться?

В предпасхальные дни самое время подумать об этом, перечитать классику, понять и попробовать измениться.

Итак…

Отнеситесь к ближним хоть раз в году по-христиански!

Праздник Пасхи нашел свое отражение в русской классике и современной отечественной и зарубежной культуре.

В творчестве Ф. М. Достоевского, например, большую роль играет мотив воскрешения Лазаря («Братья Карамазовы»). Тему воскресения автор раскрывает от противного - через тему тления: или Христос воскрес, или жизнь бессмысленна (искушение иноков смрадом от тела старца Зосимы, затхлая баня как ад Свидригайлова, Смердяков как главный отрицательный персонаж).

Князь Мышкин в романе «Идиот

», рассматривая в доме Рогожина картину Гольбейна «Мёртвый Христос», восклицает: «Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!».

Вот как в «Братьях Карамазовых» старец Зосима рассказывает о внутреннем обновлении его старшего брата на Пасху:

«Услышав, рассердился и выбранил храм Божий, однако задумался: догадался сразу, что болен опасно и что потому-то родительница и посылает его, пока силы есть, поговеть и причаститься. …

Прошло дня три, и настала Страстная неделя. И вот брат со вторника утра пошёл говеть. … Но не долго походил он в церковь, слёг, так что исповедывали и причастили его уже дома. Дни наступили светлые, ясные, благоуханные, Пасха была поздняя. Всю-то ночь он, я помню, кашляет, худо спит, а на утро всегда оденется и попробует сесть в мягкие кресла. Так и запомню его: сидит тихий, кроткий, улыбается, сам больной, а лик весёлый, радостный. Изменился он весь душевно - такая дивная началась в нём вдруг перемена! …

Скончался же на третьей неделе после Пасхи, в памяти, и хотя и говорить уже перестал, но не изменился до самого последнего своего часа: смотрит радостно, в очах веселье, взглядами нас ищет, улыбается нам, нас зовёт».

Иван Шмелёв в повести «Лето Господне» показывает восприятие праздника маленьким мальчиком:

«- Хрис-тос воскре-се из мёртвых…
- Ну, Христос воскресе… - нагибается ко мне радостный, милый Горкин.
Трижды целует и ведёт к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником.
…сме-ртию смерть… по-пра-ав!.. Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная …Я рассматриваю подаренные мне яички. … И вот, фарфоровое, отца. Чудесная панорамка в нём. За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стёклышком в голубом ободке видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стёклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка.

Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стёклышко. Мреет в моих глазах, - и чудится мне, в цветах, - живое, неизъяснимо-радостное, святое… - Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, - и усыпляющий перезвон качает меня во сне.
- Поздняя у нас нонче Пасха, со скворцами, - говорит мне Горкин - как раз с тобой подгадали для гостей. Слышишь, как поклычивает?»

 

Главные герои рассказов русских писателей в обыденной жизни обязаны поступать с людьми в соответствии со своим социальным статусом, тогда как на Пасху стараются отнестись к ближним хоть раз в году по-христиански. Приведу несколько отрывков в подтверждение.

 

«- А скажи, господин городовой, какой нынче у нас день?
- Уж молчал бы! - презрительно ответил Баргамот. - До свету нализался.
- А у Михаила-архангела звонили?
- Звонили. Тебе-то что?
- Христос, значат, воскрес?
- Ну, воскрес.
- Так позвольте… - Гараська, ведший этот разговор вполоборота к Баргамоту, решительно повернулся к нему лицом… потом упал лицом на землю и завыл, как бабы воют по покойнике….
- Яи-ч-ко… Я… по-благородному… похристосоваться… яичко. а ты… - бессвязно бурлил Гараська, но Баргамот понял. Вот к чему, стало быть, вёл Гараська: похристосоваться хотел, по христианскому обычаю, яичком, а он, Баргамот, его в участок пожелал отправить. … Баргамот голосом, не оставлявшим ни малейшего сомнения в твёрдости принятого им решения, заявил:
- Пойдём ко мне разговляться.
- Так я к тебе, пузатому чёрту, и пошёл!
- Пойдём, говорю!
Изумлению Гараськи не было границ».

(Отрывок из рассказа Леонида Андреева «Баргамот и Гараська»)

«Митька тоже причёсан и одет по-праздничному. Я весело гляжу на его оттопыренные уши и, чтобы показать, что я против него ничего не имею, говорю ему:
- Ты сегодня красивый, и если бы у тебя не торчали волосы и если б ты не был так бедно одет, то все бы подумали, что твоя мать не прачка, а благородная. Приходи ко мне на Пасху, будем в бабки играть.
Митька недоверчиво глядит на меня и грозит мне под полой кулаком».

(Отрывок из рассказа А. П. Чехова «На страстной неделе»)

«Как услышу, что отпустный звон прозвонят и люди из церкви пойдут, я поздороваюсь - скажу: «Ребята! Христос воскресе!» и предложу им это моё угощение. … по часам я сообразил, что уже время церковной службы непременно скоро кончится… Я встал, чтобы обойти посты, и вдруг слышу шум… дерутся. … Что такое? Кто меня бьёт?
И главное дело - темно.
- Казаки, ваше благородие, винища облопались!.. дерутся.
… Убить его, этого казака, я должен!.. зарубить его на месте!.. А я не зарубил. Теперь куда же я годен? …
А в глубине кто-то и говорит: «Не убий!» Это я понял, кто! - Это так Бог говорит: на это у меня, в душе моей, явилось удостоверение. Такое, знаете, крепкое несомненное удостоверение, что и доказывать не надо и своротить нельзя.

Бог! Он ведь старше и выше самого Сакена. Сакен откомандует, да когда-нибудь со звездой в отставку выйдет, а Бог-то веки веков будет всей вселенной командовать! А если он мне не позволяет убить того, кто меня бил, так что мне с ним делать? Что сделать? С кем посоветуюсь?.. Всего лучше с тем, кто сам это вынес.

Иисус Христос!.. Тебя самого били?.. Тебя били, и ты простил… а я что пред тобою… я червь… гадость… ничтожество! Я хочу быть твой: я простил! я твой…
Вот только плакать хочется!.. плачу и плачу!
Люди думают, что я это от обиды, а я уже - понимаете… я уже совсем не от обиды… Солдаты говорят: - Мы его убьём!
- Что вы!.. Бог с вами!.. Нельзя человека убивать!»

(Отрывокиз рассказа Н. С. Лескова «Фигура»)

 

Особое значение Пасха имеет в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Действие романа происходит в течение Страстной недели и заканчивается перед началом Пасхальной ночи, когда Воланд

со свитой и главными героями покидают Москву:

«- Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора». Внешний ряд событий романа в Москве представляет собой «пародию» на чин православного богослужения Страстной Седмицы (вынос Плащаницы и похороны безголового Берлиоза).

Пасха нашла отражение в творчестве таких поэтов Серебряного века, как С. Есенин - «Пасхальный благовест» («Колокол дремавший разбудил поля…»), К. Д. Бальмонт - «Вербы», И. Северянин - «Пасха в Петербурге».

И. С. Бах написал к лютеранским богослужениям Страстной седмицы «Страсти по Матфею», «по Иоанну» и «по Марку» (частично), а к Пасхе «Пасхальную ораторию».

Действие «Фауста» И. Гёте начинается в Пасхальную ночь. Воспоминание о пасхальной радости отвращает Фауста от самоубийства.

 

Хор ангелов

Христос воскрес!
Преодоление
Смерти и тления
Славьте, селение,
Пашня и лес…

Фауст

Я плакал, упиваясь счастьем слёз,
И мир во мне рождался небывалый.
С тех пор в душе со светлым воскресеньем
Связалось всё, что чисто и светло.
Оно мне веяньем своим весенним
С собой покончить ныне не дало.
Я возвращён земле. Благодаренье
За это вам, святые песнопенья!

 

Корни пасхальных традиций ищет Стэн в эпизоде «Чудесная пасхальная история» в сериале «South Park

».

«Думали, что всё, но только началось, стали мы дождём…Пасха началась, колокольный звон, дышит медным ртом», - поет Юрий Шевчук (группа «ДДТ»).

Стихи о Пасхе можно найти у многих тольяттинских авторов - Константина Рассадина, Семена Краснова, Нины Рябининой, Тамары Кириллиной, Евгения Ивненко и других.

Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, и на 90% - из того, что мы об этом думаем. Давайте же сохранять тепло своей души и увеличивать процент добрых, бескорыстных поступков не только в предпасхальные дни, но и каждый день.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F1%F5%E0 - Википедия: Электронная энциклопедия.

2. Виноградова М. Время подумать// Домашний очаг. - 2012.-№4.- Стр.10.

3. Воскресение Иисуса Христа //Православная энциклопедия. Том IX. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005.- С. 414-423. - 752 с. - 39000 экз.

4. Интернет: http://claus.msk.ru «Часовня» - можно зайти и поставить свечку, выбрать и прочесть молитву, послушать колокольный звон.

 

25.04.16. Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail: rossinskiye@gmail.com

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...