Экспрессионизм задал глобальную парадигму эстетики ХХ века, эстетики поисков границ между вымыслом и иллюзией, текстом и реальностью.
Экспрессионизм Экспрессионизм (лат. expressio – «выражение») — модернистическое художественное направление, получившее развитие в первые десятилетия XX века. Вариант национальной школы (Германия и Австрия), приобретшей интернациональный характер (не входившие в худ. объединения экспрессионистов, но близкие им по мироощущению или худ. языку мастера – Хаим Сутин, Амадео Модильяни, Жорж Руо, Марк Шагал и проч.). Понятие “экспрессионизм” стало применяться к явлениям искусства, в которых изображение действительности деформируется ради сугубой выразительности в передаче духовного мира художника. Термин впервые употребил в печати в 1911 г. Х. Вальден – основатель экспрессионистического журнала «Штурм». Наиболее яркими представителями, которые сознательно придерживались эстетики экспрессионизма можно считать участников групп «Мост», 1905 года и «Синий всадник», 1911 года. Принципиальные положения экспрессионизма: - Антонин Матейчек (1910): «Экспрессионист желает, превыше всего, выразить себя … Экспрессионист отрицает мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры. Впечатления и умственные образы проходят через человеческую душу как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность и объединяются, сгущаются в более общие формы, типы, которые он переписывает через простые формулы и символы». - развитие выразительности в ущерб изобразительности (отсюда – истоки прихода Кандинского к абстракции) - подчинение объективно воспринимаемой реальности внутреннему переживанию художника, содрогающаяся в унисон душевному страданию мертвая материя Своей кульминации направление достигает в период между двух мировых войн. Первая волна экспрессионизма – предчувствие катастрофы, вторая волна – непосредств. впечатления от нее (Оскар Кокошка, Отто Дикс, Георг Гросс, Кетэ Кольвиц, Макс Бекман). Вероятно, экспрессионизм «длится» до сих пор.
Истоки: § Корни нового мироощущения крылись в общеевропейских тенденциях смены позитивистских воззрений иррациональными, интуитивистскими теориями Артура Шопенгауэра, Анри Бергсона, Николая Лосского, философией персонализма и экзистенциализма. § Социальный пласт – особенно в межвоенный период (в отличие от фовизма, сосредоточенного на гедонизме и радости бытия): отклик на острейшие противоречия эпохи, выражение общественного разочарования, выражение индивидуалистического протеста против тотального отчуждения, отсутствие очевидных путей выхода из сложившегося положения § состояние удрученности, разочарования, фокусирование на образах изоляции, зла, уродства, насилия § Нац. истоки: немецкое изобразительное искусство характерно поиском эстетики уродства. Еще во времена средневековья художники Германии могли находить красоту в безобразном и прекрасное – в отвратительном. Экспрессионизм во многом опирался на опыт готических мастеров, таких как Грюневальд, Кранах и Дюрер, Питер Брейгель Старший и Эль Греко § художественное влияние экзотического искусства Дальнего Востока, Африки и Океании § опора на творчество постимпрессионистов (Ван Гога) и символистов (Дж. Энсора, Э. Мунка, Ф. Ходлера) § Связь с фовизмом. «Фовизм – фр.экспрессионизм». Однако первая экспрессионистическая группа «Мост» возникла в Дрездене одновременно с фовистским движением – в 1905 г. (Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф, отчасти – Эмиль Нольде, Кес Ван Донген). Вторая группа - «Синий всадник» создана в 1911 (Василий Кандинский, Август Макке, Франц Марк) - Мюнхен.
§ «Крик» Мунка – протоманифест экспрессионизма. Творчество Э.Шиле – не изображение тела, но мучительное пребывание в теле. Не только живопись, но театр, литература (журналы «Штиль», «Аукцион», отчасти – Ф.Кафка), автобиографии и теор. труды (наследие эпистолярных исповедей Ван Гога), киноискусство «Кабинет доктора Калигари» Р. Вине, 1919), музыка (А. Шенберг). Проблематика: Экспрессионизм задал глобальную парадигму эстетики ХХ века, эстетики поисков границ между вымыслом и иллюзией, текстом и реальностью.
Изобразительные приемы:
Хаим Сутин
Сутин пишет так, как будто до него живописи не было. Сжатые голодным спазмом селедки, вилки – спазм мертвой материи. В детстве видел ритуальный забой домашней птицы – шхита. Помнил, что хотел закричать, и не смог. Позже говорил, что все свои работы потому и пишет, чтобы выпустить, наконец, тот самый застрявший сгустком ужаса в горле крик. Жизнь как страдание, живопись – как средство преодолеть его. Сутин говорил, что если бы он не смог стать художником, то стал бы тореадором/боксером. Устремленность к жизни через познание ее распада. «Падаль» Бодлера – эстетизация «всего». Потроха сутиновских туш трактованы как сверкающие драгоценности. О «Маленьком кондитере»: Потом он бережно взял кисть и нанес два-три сильных и ровных мазка на поверхность холста. Показалось, будто на холст попала струя крови. Модильяни так впечатлился, что закричал. Хаим обозначил вокруг «раны» контуры человеческого тела и водрузил ему на голову нечто несуразное, похожее на цилиндр, который через мгновение превратился в белый колпак поваренка. Хаим часто переписывал свои полотна, будучи в постоянном состоянии неудовлетворенности и стремлении к идеальному. Часто выкупал свои уже проданные работы у владельцев и, либо дорабатывал их, либо уничтожал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|