Технико экономические показатели качества материалов
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 К этим показателям относятся групповые показатели стандартизации и унификации, технологичности, экономичности.
Показателя стандартизации определяют степень соответствия текстильных материалов стандартным показателям структуры, качества и нормам (волокнистый состав, поверхностная плотность, линейная плотность нитей основы и утка, плотность ткани, разрывная нагрузка и разрывное удлинение, влажность и др.); показатели унификации определяют уровень соответствия параметров строения материалов определенным требованиям (ширина, линейные размеры штучных текстильных изделий и др.).
Показатели технологичности (конструкторско-технологические) характеризуют свойства материалов, влияющие на производство — моделирование, конструирование и технологию изготовлении одежды (толщина, жесткость, драпируемость, сминаемость и несминаемость, осыпаемость и прорубаемость нитей, раздвижка нитей в швах, полная деформация). Эти показатели определяют выбор конкретной модели и ее конструкцию, трудоемкость изготовления изделия из конкретного материала, влияют на расход материала, количество отходов, припуски на обработку, конструкцию швов, выбор оборудования, швейных ниток и игл. Показатели экономичности определяют экономическую целесообразность в использовании конкретного материала для конкретного вида одежды, устанавливают стоимость и обеспечивают доступность изделия (цена, материалоемкость, трудоемкость переработки, рациональность использования, сорт и др.). Экономические показатели составляют существенную
часть общих требований к материалам. Они определяют возможность изготовления и существования того или иного изделия. И это устанавливается уже на стадии проектирования.
Но экономические требования отражают и процесс существования изделия. Удовлетворяющее эстетическим и функциональным требованиям, соответствующее модным тенденциям изделие первоначально получает высокую цену. Но проходит определенное время, меняются критерии моды или появляются новые материалы, лучше обеспечивающие те или иные функции изделия, и стоимость изготовленной ранее одежды резко падает: утрачивается ее социальная (моральная) ценность, хотя физическая ценность может оставаться прежней. Установление значимости единичных показателей качества Для определения качества отдельных видов материалов используют довольно таки большое число единичных показателей (номенклатура их состоит из 20—30 наименований). Это в значительной мере затрудняет проведение сравнительного анализа уровня качества даже небольших групп (до 10 наименовании) материалов одного назначения. Возникает необходимость в суммарной оценке, когда в одном показателе объединяется целый комплекс наиболее важных (основных) показателей качества материала, определяющих ее пригодность к использо- ванию но назначению. Такой комплексный показатель позволяет оценивать уровень качества значительного числа различных материалов для одежды. Свойства продукции, которые учитывают при построении комплексного критерия, имеют различную весомость, т. е. важность в обшей оценке качества.
Под весомостью какого-либо показателя понимается количественная характеристика значимости данного свойства и его показателя среди других показателей по отношению к качеству продукции в целом. Следовательно, коэффициент весомости
характеризует долевой вклад каждого из показателей свойств в обобщенный показатель качества. Для определения коэффициентов весомости отдельных показателей свойств и выделения наиболее значимых свойств используется экспертный метод, основанный па опросе группы специалистов-экспертов. При этом для установления комплексного показателя качества ставится условие, чтобы сумма коэффициентов весомости единичных показателей была равной единиц: коэф=1. При выборе показателей свойств не включаются показатели, заведомо имеющие низкую значимость в оценке качества материалов конкретного назначения. Эстетические показатели качества Эстетические показатели качества текстильных материалов дли одежды не включаются в обобщенный показатель качества, так как они не могут оцениваться инструментальными методами. Эти показатели, как правило, оцениваются в баллах, что является очень субъективной оценкой. Группа этих показателей обычно занимает первое или разделяет первое и второе места с показателями гигиеничности или формоустойчивости. Объясняется это тем, что внешний вид бытовой одежды, а следовательно, и материалов для нее оказывает решающее значение на формирование потребительского спроса на изделия, на их конкурентоспособность. Приобретая ту или иную вещь, покупатель в первую очередь обращает внимание на внешнее оформление изделия, стремясь удовлетворить свои эстетические потребности. При этом он руководствуется своими субъективными ощущениями - нравится изделие или не нравится, соответствует современной моде или не соответствует, подходит к его имиджу и индивидуальным особенностям или нет. Учитывая важность внешнего оформления материалов в общей оценке их качества, и стандартах на текстильные изделия бытового назначения установлены требования к художественно-эстетическим показателям. Эти требования распространяются на такие органолептические показатели, как: • художественно-колористическое оформление (соответствие рисунка и цвета современному направлению моды); • структура (волокнистый состав,
переплетение, плотность и т. д.); • отделка (наличие специальных обработок, наполненность аппретом, качество крашения, набивки, ворсования, туше и др.). Конфекционный подбор пакета материалов заключается во взаимоувязанном подборе компонентов для конкретной модели швейного изделия, т. е. в обеспечении комплектации конкретного изделия (или определенного количества однотипных изделий) основным материалом, подкладкой, прикладом, фурнитурой и т. д. с учетом общих втаимоувязанных требований к изделию и материалам в соответствии с конфекционной картой, согласно графикам запуска моделей и заказу торговых организаций или согласно поступлению единичною заказа. Конфекционные карты составляются на каждую модель изделия и представляют собой форму (бланк), к которой делается зарисовка модели, указываются размеры и роста и прикрепляются образцы основных и подкладочных материалов (возможных артикулов и цветов) для данной модели. На больших предприятиях при массовом или серийном изготовлении одежды образцы фурнитуры н отделки материалов могут быть представлены в конфекционной карте вместе с основными и подкладочными материалами.
Главенствующими в процессе конфекционирования являются два элемента - модель и основной материал — они преимущественно и определяют связи между изделием и соответствующими компонентами (комплектующими материалами) этого изделия 5 лекция Торговая классификация Виды одежды По половозрастному признаку одежда делится на группы: мужская, женская и детская (для новорожденных, детей ясельного возраста, для дошкольников, младших школьников, старших школьников, подростков).
В зависимости от времени года и климатических зон группы одежды делят на подгруппы: весенне-летняя, летняя, зимняя, всесезонная (используемая в любое время года).
Бытовую одежду можно подразделить в зависимости от использования ее в конкретной обстановке на повседневную (рабочий костюм, для улицы,
деловой), домашнюю, для торжественных случаен, для эстрады, для отдыха и др.
Спортивная одежда подразделяется на подклассы — по видам спорта, на группы — по половозрастному признаку. Она включает в себя одежду для профессионального и любительского спорта. Одежда для профессионального спорта должна не только максимально удовлетворять потребности конкретного вида спорта (коньки, бокс, велоспорт и др.), но и служить ути- литарным функциям (практической, эргономической). Одежда для любительского спорта наряду с утилитарной функцией н значительной степени выполняет эстетические функции.
Производственная одежда подразделяется на три подкласса: специальную, ведомственную (форменную) и технологическую (санитарно-гигиеническую). Специальная одежда предназначена для зашиты работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Она относится к числу индивидуальных средств зашиты. Эта одежда, в свою очередь, подразделяется на группы и подгруппы в зависимости от ее защитных свойств (от механических повреж- дений повышенных и пониженных температур, радиоактивных веществ, ренгеновских излучений, нефтепродуктов и др.). Специальная одежда, так же как и бытовая, делится на виды — куртки, брюки, комбинезоны, полукомбинезоны, плащи и т. д. Ведомственная одежда включает форменную одежду для военнослужащих, железнодорожников, связистов и др. Основные виды — шинель, китель, пальто, платье, головные уборы. Технологическая (санитарная) одежда предназначена для гигиенической защиты предметов труда от работающего и самого работающего от общих производственных загрязнений. Все многообразие требований к качеству одежды оценивают двумя груп- пами показателей потребительскими и производственными, или технико- экономическими показателями качества. Потребительские показатели качества и требования к одежде определяют непосредственную, общественную и индивидуальную ценность одежды для человека. К этим показателям относятся: • социальные; • функциональные; • эстетические; • эргономические; • эксплуатационные. Технико-экономические (производственные) показатели качества одежды определяют степень технического совершенства конструкции, методов проектирования и технологии одежды с учетом затрат на ее изготовление и потребление. К этим показателям относятся: • показатели стандартизации и унификации конструкции;, определяющие степень конструктивной и технологической преемственности проектируемой
конструкции одежды • показатели технологичности (степень прогрессивности конструкции и технологии, механизации, автоматизации, трудоемкость и материалоемкость изделия); • показатели экономичности Социальные показатели указывают на соответствие размерно-ростовочного ассортимента одежды потребительскому спросу, на конкурентность одежды на внутреннем и мировом рынке, а также на соответствие прогнозу потребительского спроса; • Функциональные показатели определяют степень соответствия изделия конкретному назначению, условиям эксплуатации; степень соответствия размерным и полнотно-возрастным характеристикам потребителя, его внешнему облику и психологическим особенностям; • Эстетические показатели определяют художественную концепцию одежды и степень соответствия ее сложившемуся общественному эстетическому идеалу, новизну модели и конст- рукции (т. е. соответствие современному стилю и моде), степень совершенства композиции модели, товарный вид; одежда должна быть отражением своего времени; • Эргономические показатели определяют степень соответствия одежды, ее отдельных частей антропометрическим и психофизическим особенностям человека; ее гигиеническое соответствие санитарно-гигиеническим нормам; удобство пользования изделием в различных бытовых и производственных условиях; • Эксплуатационные показатели определяют степень стабильности сохранения качества одежды при эксплуатации, ее надежность (устойчивость материалов и соединительных швов к разрывным нагрузкам, формоустойчивость деталей и краев одежды, износостойкость материалов и элементов конструкции, т. е. долговечность). • Показатели стандартизации и унификации конструкции определяют степень конструктивной и технологической преемственности проектируемой, конструкции одежды (сведение всех возможных решений к наиболее рациональным;повышение серийности продукции и создание предпосылок для снижения затрат на ее проектирование, изготовление и эксплуатацию и т. д.). • Показатели технологичности определяют степень прогрессивности конструкции и технологии, степень механизации и автоматизации, трудоемкость и материалоемкость изделия.
• Показатели экономичности характеризуют затраты на проектирование, технологическую подготовку, раскрой и изготовление одежды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|