Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет» Факультет психологии и социальной работы Кафедра психологии труда, организационной и клинической психологии
Рабочая программа дисциплины Тренинг профессиональной идентичности
Для студентов 1 курса
Направление подготовки Психология»
Квалификация (степень) Бакалавр
Форма обучения Очная
Тверь 2011 II. Пояснительная записка В современной психологической практике достаточно остро стоит проблема повышения уровня профессиональной идентичности психологов в различных сферах. Её неполное решение приводит к возникновению трудностей в трудоустройстве, в профессиональной адаптации и профессионально-личностном росте. Подготовка современного специалиста должна быть ориентирована «на его профессиональное саморазвитие и самоизменение его личности». Согласно теории Дж. Сьюпера о «конгруэнтности Я-концепции и профессии», человек неосознанно ищет профессию, в которой будет сохранять соответствие своим представлениям о себе, а «входя в профессию», будет искать осуществление этого соответствия. Нужно, чтобы человек увидел себя в том малом (вещи или деле), что он в данный момент делает. Таким образом, профессиональная идентичность будет сформирована тогда, когда обретет свойства отражать и воплощать через себя личность.
Важнейшую роль в достижении профессиональной зрелости играет деятельность профессионального самосознания. Результатом деятельности профессионального самосознания является профессиональное самоопределение, выражающееся в профессиональной идентичности. «Тренинг профессиональной идентичности» дает возможность активизации процесса профессионального самоопределения через культивирование различных форм планирования, прогнозирования жизненных и профессиональных стратегий, что позволяет сформировать у студентов профессиональную идентичность, связанную со способностью «экстраполировать себя в будущее». Главная идея тренинга – это концепция профессиональной идентичности, как многомерного и интегративного психологического феномена, обеспечивающего человеку целостность, тождественность и определенность, который развивается в ходе профессионального обучения совместно со становлением процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации, а также обуславливается развитием рефлексии.
Цель дисциплины: · выработка каждым студентом образа будущей профессиональной деятельности, включающего образ профессии и опосредованного получаемой профессией образа Я; · выработка каждым студентом своего профессионального стиля, осознание своих профессиональных возможностей, определение путей профессионального роста. Задачами дисциплины является: · получение студентами системных знаний в области профессиональной деятельности; · формирование позитивного и дифференцированного образа Я профессионала; · обучение через исследование личностных особенностей, рефлексивных и эмоциональных проявлений; · анализ профессиональной направленности; · развитие идентификации с профессией.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Курс «Тренинг профессиональной идентичности» является дисциплиной по выбору вариативной части профессионального цикла. Данный курс закладывает основы для освоения и углубления знаний по дисциплинам базовой части профессионального цикла «Введение в профессию», «Психология личности», «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях», «Психология труда, инженерная психология и эргономика»; вариативной части профессионального цикла «Психологическое консультирование», «Психологические технологии работы практического психолога»; дисциплин по выбору «Профессиональная деятельность психологических служб» и т.д., учебной и производственной практик. ___________________________________________________________________ (Указывается цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (модуль). Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками). Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей). Указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее). 3. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу (36 часов). 4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: · Владеть навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6); · Описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3); · Самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: иметь представление о: · современных методах познания и самопознания; · основных научных подходах к изучению профессиональной идентичности; · факторах, влияющих на формирование профессиональной идентичности; · основных методиках диагностики профессиональной идентичности;
понимать значение развития способности к прогнозированию как условия формирования профессиональной идентичности и формирования образа будущей профессиональной деятельности студентов, тем самым, обеспечивая качество подготовки специалистов. знать: · определения основных понятий, используемых в ходе тренинга по формированию профессиональной идентичности; · основные научные подходы к изучению профессиональной идентичности; · методики диагностики в исследовании профессиональной идентичности; уметь: · вести дискуссию, добиваться продуктивности мышления посредством ухода от линейного мышления и развития способности к «лучистому» мышлению, а также способности к антиципации; · применять методы решения прогностических задач на практике; · выражать свои мысли как в устной, так и письменной форме; · подбирать и проводить игры и упражнения, направленные на формирование профессиональной идентичности; владеть: · навыками осознания собственных потребностей, возможностей, профессиональных интересов и ценностей; · навыками создания позитивных образов и перспективы профессионального и личностного будущего; · навыками постановки целей для поддержания и развития образа Я; · навыками подбора и применения диагностических методик; · навыками интерпретации полученных данных.
5. Образовательные технологии В рамках тренинга используются разнообразные интерактивные методы обучения: тренинги; ролевые игры, моделирующие реальные профессиональные и жизненные ситуации; диспуты; деловые игры, направленные на обучение проектированию жизненной и профессиональной стратегии; решение прогностических задач; психологическая диагностика; работа в малых группах; кейс-метод. Тренинг проводится в тренинговом классе.
______________________________________________________________________ (Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее ___ % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более ___ % аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)). Формы контроля Итоговая форма отчета - нет
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|