Современное состояние и направления развития науки административного права
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Советское административное право потеряло свою актуальность после появления в 1993 году (12 декабря) новой Конституции Российской Федерации. Данная конституция содержала новое понятие «исполнительная власть». Это позволяло выделить важные политико-правовые принципы конституционного (правового) государства. Теперь статья 10 Конституции РФ гласит: государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В настоящее время главное место в государственно-управленческой деятельности занимает: 1) реализация государственной политики через программы всех уровней федерации; 2) установление и регулирование правовых и организационных основ хозяйственной жизни; 3) управление предприятиями и учреждениями государственного сектора; 4) регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора; 5) координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного и административного строительства; 6) обеспечение реализации прав (включая их охрану) и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления; 7) государственный контроль и надзор за работой управляемой и регулируемой сферой. Говоря о предмете административного права, в России есть: в сфере государственного управления и новых форм государственно-управленческой деятельности, а также наличие в нем органа исполнительной власти (органа), практического осуществления своих обязанностей, предусмотренных для осуществления государственно-управленческой деятельности. В настоящее время, только с оглядкой на государственное устройство Российской Федерации, можно классифицировать управленческие отношения в административно-правовой аспект.
Как уже было сказано выше, под предметом административного права понимают многообразные одиночные общественные отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти, внутриорганизационные управленческие отношения в процессе деятельности субъектов законодательной и судебной власти, а также органов прокуратуры, управленческие отношения с участием субъектов местного самоуправления, отдельные управленческие отношения в сфере общественных отношений, негосударственных формирований (внешние и внутренние). Исходя из такого понимания предмета, современное административное право рассматривается в РФ как отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.[12] Нельзя не отметить, что проблема методов правового регулирования и по сей день является широко обсуждаемой. В первую очередь своей недопустимостью в наличии советских методов, содержавших партийное руководство – прямое непосредственное предписание и иные правовые средства. Сущность методов административно-правового регулирования управленческих социальных взаимоотношений может быть подытожена к следующему: 1) установление определенного порядка действий, предусмотренных административно-правовой нормой; 2) запрещение отдельных действий под страхом юридических средств воздействия (дисциплинарной либо административной ответственности); 3) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. 4) предоставление возможности действовать (не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать (не совершать) предусмотренные нормой действия в определенных его условиях. Особо важное средство при реализации субъективных прав – "мягкий" вариант дозволения. По нашему мнению, разрешительный метод является наиболее перспективным в российском административном праве.
Традиционного деления административного права на две части: общий и специальный в России - это несколько модернизированный, хотя стоит отметить, с сохранением такого общего отдела, бывший Советский Общая часть курс современного административного права представлен в виде основных методологических позиций, позволяющих понять важнейшие части промышленности. Поэтому она называется "Сущность и основные институты административного права". Правовые положения объединяются в общей части с необходимым теоретическим обоснованием. Экс-особенная часть теперь представлена в рамках "административно-правовая Организация управления экономикой, социально-культурной и административно-правовое регулирование в различных сферах общественной жизни". Кроме того, сфер общественной жизни остаются такими же, как было представлено в Советском административном праве. Ведется дискуссия о выделении из общей части бывшего советского административного права – административно-процессуального права.[13] Кодификация административного законодательства – спорный вопрос, и даже проблема, нынешнего законодательства. В Указе Президента РФ "О разработке концепции правовой реформы в РФ" от 6 июля 1995 года[14] определена концепция развития и административного законодательства. Важнейшей частью представляется улучшение системы и способов государственного управления. Разнообразие выражений деятельности в сфере управления считается первостепенным фактором, обеспечивающим многообразие, разветвленность и гибкости административного законодательства. По моему мнению, изменения аппарата управления, с 1993 по 2008 года были совершенны без необходимой законодательной поддержки. Но нельзя не отметить, что в последние годы законодательство административной ветви было существенно обновлено. Распределение предметов под надзор федерации и ее субъектов, конституцией дало большое количество осложнений, которые требуют законодательного продолжения и закрепления. Среди таких проблем:
1) уточнение юридико-операционной расшифровки конституционных понятий, закрепленных в ст. 71 – 72 Конституции. Понятие "установление", "управление", "регулирование", "обеспечение", "координация", "общие вопросы", "разграничение", "защита" должны выражаться в соответствующем объеме и характере полномочий органов различных по форме законодательных актах, методах регулирования; 2) нет системной связи актов по их уровням с учетом федеративного устройства. Закон еще не занимает ведущее положение в правовом регулировании отношений управления. Продолжается процесс децентрализации и передача функций от органов управления непосредственно хозяйствующим субъектам. Однако самой правовой регламентации, равно как и процедур делегирования полномочий, здесь пока явно недостаточно; 3) требует новых подходов оценка состояния и развития особенной части административного права. Традиционно она включала правовые средства управления в разных его сферах и отраслях. Сейчас эти отрасли приобретают свойства самоорганизации, а управление еще не может быть фокусом их развития, становясь одним из его элементов. В ближайшие пять-семь, а то и более лет законодательство в этих сферах и отраслях, по нашему мнению, еще будет формироваться, что может привести к выделению новых самостоятельных отраслей законодательства. Первостепенными целями в совершенствовании науки административного права следует считать: 1) приведение в соответствие с Конституцией РФ основ государственного управления; 2) формирование нового нормативного массива с обязательной согласованностью с конституционными федеральными законами; 3) развитие управленческих отношений и поиск их правильного соотношения с законами, актами управления; 4) законодательное закрепление нового статуса органов исполнительной власти, сужение области ведомственных актов, содержательное изменение функций данных органов, усиление элементов согласования в управленческих отношениях;
5) перевод на новую законодательную основу сфер деятельности, подлежащих нормативно-правовому регулированию (организация исполнительной власти, введение единообразного применения административных норм, перестройка управления экономикой, социально-культурной сферы, а так же сфер безопасности, обороны и внешних сношений); 6) совершенствование нормативного материала административного права требует крупных решений по кодификации процессуальных норм в сфере управления, кодификация потока административных правонарушений с последующим созданием процессуального Кодекса и многое другое. Вывод: изданные в 1992 – 2008 годы законы и внесение в них изменения и дополнения дают лишь небольшой процент пользы. Правотворчество в области административного законодательства идет противоречиво и достаточно медленно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задачи, которые были, поставлены в начале изучения темы были выполнены, в полном объеме. А именно: - исследовали процесс складывания и прогрессирования науки административного права в России, новых реформ административного права, обуславливающих современные тенденции и направления развития современной науки административного права; - определили понятие науки административного права, ее системы; вывели определение административного права как учебного предмета, отрасли права и отрасли законодательства, сравнение указанных определений; - изучили предмет административного права, анализ понятия управленческих отношений, выявление особенностей административно-правовых отношений; - проанализировали сегодняшнее состояния, тенденции и направлении реформирования и развития науки административного права в новых экономических и политических условиях. Подводя итог по курсовой работе, хочу внести такие предложения как: 1) увеличить количество часов по изучению административного права в высших учебных заведениях. 2) в современности просто необходим научный анализ полученных результатов, а также научная проработка дальнейших направлений реформирования государственного управления в Российской Федерации. 3) так как все науки, а также и наука административного права, развивается на трех базовых постулатах - что было, что есть и что будет, то новое поколение ученых, которые занимаются изучением административного права, в своих работах не могут не обратиться к творениям таких известных ученых советского периода, как: С.С. Студеникин, И.Н. Ананов, Ц.А Ямпольская, Г.И. Петров, Ю.М. Козлов, В.М. Манохин, Н.Г. Салищева, Б.И. Лазарев, М.И. Еропкин и др. Их идеи, концепции, предвидения образуют тот научный фундамент, на котором возможно решение современных значимых проблем науки административного права
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК I. Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12.12.1993г.: с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30.12.2008 г № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г № 2-ФКЗ, от 21.07.2014г № 11- ФКЗ] // Рос. Газ. – 1993. № 237; - 2009. № 7; -2008. № 267.
II.Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, законы Российской Федерации, указы
2. Указ Президента РФ от 06.07.1995 N 673 "О разработке концепции правовой реформы в Рос. Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 10.07.1995, N 28, ст. 2642.
III.Учебная литература и материалы периодической печати
3. Бельский К.С. Феноменология административного права / Отв. ред.: Кремень С.А. - Смоленск: Изд-во Смол. гуманитар. ун-та, 2014. - 144 c. 4. Миндагулов А.Х. Управление, политика, право: диалектика взаимодействия. - М.: Изд-во Акад. МВД России, 2011. - 24 c.
IV.Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов 5. Бачило И.Л. О некоторых аспектов административной реформы в России и задачах административного права // Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития. Материалы научной конференции (Москва, 28 ноября 2001 г.). – М.: ВНИИСЗ, 2015.- 87 с. 6. Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. № 11. 2013.- 56 с. 7. Волович В.Ф. Советское административное право и дисциплина управления // Доклады итоговой научной конференции юридических факультетов (декабрь 1966 г.). – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015.- 569 с. 8. Галачан Д. К вопросу о понятии и системе административного права // Административное право Российской Федерации. Проблемные вопросы развития отрасли правовой системы и преподавания курса: Сборник статей. – Новгород: Изд-во Новгор. ун-та, 2014.- 167 с. 9. Маилян С.С. Концептуальные основы управленческой политики государства // Предупреждение коррупции в полиции (милиции). Материалы международного научно-практического семинара (11-12 февраля 2002 г.). – М.: Моск. акад. МВД России, 2012.- 458 с. 10. Старилов Ю.Н. Административная юстиция в системе формирования новой доктрины современного российского административного права // Правовая политика и правовая жизнь. № 3. 2013.- 236 с. 11. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник, 3-е изд. – М.: Эксмо, 2016. – 528 с. 12. Бачило И.Л., Хаманева Н.Ю. Административное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов / Под ред. Хаманевой Н.Ю. Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Юристъ, 2015. – 554 с. 13. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та, 2014. - 474 c. 14. Бельский К.С. О предмете и системе науки административного права / К.С. Бельский // Государство и право. 2013. № 10. С. 22-27. 15. Гришковец А.А. К вопросу о служебном праве / А.А. Гришковец // Государство и право. 2013. № 4. С. 5–12. 16. Дегтярева Е.А. Понятие административно-правового регулирования / Е.А. Дегтярева // Юристъ - Правоведъ. 2013. № 8. С. 92-97. 17. Князев С.Д. Предмет и система административного права Российской Федерации: традиционные взгляды и современные реалии / С.Д. Князев // Административное право. 2011. № 5. С. 48-55. 18. Леженин А.В. Административно-процессуальное право как совокупность норм: обзор точек зрения в российской публично-правовой доктрине / А.В. Леженин // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2015. № 1-2. С. 51-57. 19. Поздняков Е.В. К вопросу об административных методов правового регулирования общественных отношений / Е.В. Поздняков // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2012. № 10. С. 88-93. 20. Старилов Ю.Н. О сущности и новой системе административного права: некоторые итоги дискуссии / Ю.Н. Старилов // Государство и право. 2012. № 5. С. 17-23. 21. Старилов Ю.Н. Российское административное право: к вопросу о соотношении материальных и процессуальных норм / Ю.Н. Старилов // Российский юридический журнал. 2013. № 1 (37). С. 53-58. 22. Труфанов М.Е. Нормативно-деятельностная природа норм админисративного права. / М.Е. Труфанов // Общество и право. 2012. № 3(40). С. 325-329.
[1]"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Рос газ", N 237, 25.12.1993. [2] Волович В.Ф. Советское административное право и наука управления // Доклады итоговой научной конференции юридических факультетов (декабрь 1966 г.). – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1966.С. 34-37. [3] Миндагулов А.Х. Управление, политика, право: диалектика взаимодействия. - М.: Изд-во Акад. МВД России, 1992. С 12-14. [4] Маилян С.С. Концептуальные основы управленческой политики государства // Предупреждение коррупции в полиции (милиции). Материалы международного научно-практического семинара (11-12 февраля 2002 г.). – М.: Моск. акад. МВД России, 2002.С. 92-101. [5] Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник, 3-е изд. – М.: Эксмо, 2007. С. 12. [6] Бачило И.Л. О некоторых аспектов административной реформы в России и задачахадминистративного права // Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития. Материалы научной конференции (Москва, 28 ноября 2001 г.). – М.: ВНИИСЗ, 2002.С. 32. [7] Бачило И.Л., Хаманева Н.Ю. Административное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов / Под ред. Хаманевой Н.Ю. Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Юристъ, 2005. С. 9. [8] Галачан Д. К вопросу о понятии и системе административного права // Административное право Российской Федерации. Проблемные вопросы развития отрасли правовой системы и преподавания курса: Сборник статей. – Новгород: Изд-во Новгор. ун-та, 1999.С. 31-32. [9] Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. № 11. 1997.С. 16. [10] Бельский К.С. Феноменология административного права / Отв. ред.: Кремень С.А. - Смоленск: Изд-во Смол. гуманитар. ун-та, 1995. С. 44. [11] Старилов Ю.Н. Административная юстиция в системе формирования новой доктрины современного российского административного права // Правовая политика и правовая жизнь. № 3. 2003.С. 26-37. [12] Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник, 3-е изд. – М.: Эксмо, 2007. С. 24. [13] Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та, 2002. - 474 c [14]Указ Президента РФ от 06.07.1995 N 673 "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 10.07.1995, N 28, ст. 2642.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|