Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 11. Монополизм в российской экономике:теория и практика




Исследование рынка с точки зрения его монополизации, претендующее на

практическое применение, в конечном счете должно дать ответ на несколько общих вопросов: что такое монополия, какими чертами должен обладать производитель или потребителям свои условия реализации?

Прежде всего, в курсовой работе необходимо раскрыть сущность монополии и ее виды. Этому поможет обращение к следующим литературным источникам: Введение в рыночную экономику /Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. Гл. 12; Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. Учебник XXI века. Гл. 15; Экономика и бизнес / Под ред. В.Д. Камаева. Гл. 8.

Отметим, что процесс концентрации экономической власти обусловливает

необходимость количественной определенности монополии. Степень рыночного могущества фирмы зависит от ее доли на рынке. Рынок, в пределах которого для данного предприятия складываются действительные отношения конкуренции и монополии, в экономической теории называют "релевантным", имеющим технологические и географические границы.

В зависимости от рыночной структуры и формы конкуренции существуют

разные виды монополий: естественная, административная и экономическая. Современная теория выделяет также три типа монополий:

· монополия отдельного предприятия;

· монополия как соглашение;

· монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

При характеристике видов монополий необходимо более подробно остановиться на естественных монополиях, проанализировать их влияние на воспроизводственный процесс в России.

Далее в работе необходимо проанализировать особенности российского монополизма, который существенно отличается по своим масштабам, устойчивости и причинам от аналогичного явления в странах с развитой рыночной экономикой. Из современной теории и практики хорошо известна разница между горизонтально и вертикально интегрированными монополиями. Если первые, создаваемые в целях установления контроля над рынком, подавляют конкуренцию и ведут к снижению эффективности, то вторые, часто направленные на повышение эффективности по линиям снижения трансакционных издержек и укрепления кооперационных связей, образуются в целях повышения конкурентоспособности соответствующих производств. Возникая естественным путем в высокотехнологических отраслях, вертикально интегрированные структуры обычно ориентированы не на подавление конкуренции, а на повышение конкурентоспособности и поэтому, как правило, не только не подвергаются антимонопольным ограничениям, но и, напротив, поддерживаются в странах, где проводится политика экономического роста.

Наличие устоявшихся монопольных отношений, соответствующих им структур, четко просматривающаяся система монополистических интересов их субъектов требуют последовательного проведения антимонопольной политики государства, опирающейся на систему правовых основ. В связи с этим в работе необходимо проанализировать экономические последствия монополизации рынков, а также антимонопольное законодательство за рубежом и в России, обратив внимание на то, что в современный период антитрестовское законодательство в значительной степени основывается на принципах, в соответствии с которыми и сама компания, и ее деятельность, которую с чисто популистских позиций можно было бы трактовать как монополистическую, оцениваются, прежде всего, с точки зрения воздействия на эффективность экономики.

Если признано, что подобная деятельность способствует повышению эффективности, она не подвергается антимонопольным санкциям. Все реже монополия ассоциируется с ростом концентрации; в ряде случаев ее стали теоретически оправдывать, особенно когда достигаемый с ее помощью рост эффективности перекрывает издержки, связанные с уменьшением конкуренции. В целом акценты явно сместились от осуждения монополии как таковой к объективному определению экономических последствий монополизации рынков (отраслевых и региональных), методов ценовой и неценовой конкуренции и т.п.

Примерный план

Введение.

1. Сущность и виды монополии.

2. Особенности российского монополизма.

3. Экономические последствия монополизации рынков.

4. Антимонопольное законодательство за рубежом и в России.

Заключение.

Темы курсовых работ

Темы курсовых работ по Микроэкономике

 

1.Собственность: экономический и правовой аспект.

2.Рыночная система: особенности функционирования и развития.

3.Рыночный механизм: основные элементы и особенности действия.

4 Социально ориентированная рыночная экономика.

5. Основные функции цены в рыночной экономике.

6.Рыночное равновесие: понятие, виды и модели.

7. Место и роль конкуренции в рыночной экономике.

8. Эластичность: понятие, виды, методы измерения и практическое применение.

9. Место и роль государства в рыночной экономике.

10. Экономические теории поведения потребителя.

11. Предпринимательство: понятие, экономическая и социальная функции.

12. Основные виды и организационно-правовые формы предпринимательства.

13. Экономические теории фирмы.

14. Малое предпринимательство: место и роль в российской экономике.

15. Теория конкуренции М.Портера.

16. Фирма как субъект рыночной экономики: издержки производства, валовой доход и прибыль.

17. Издержки фирмы: экономическая природа, основные типы и виды.

18. Прибыль фирмы: экономическая природа, основные виды и источники.

19. Типы рыночных структур: сравнительный анализ.

20. Монополия: характерные особенности и основные виды.

21. Монопольная (рыночная) власть и способы ее реализации.

22. Естественные монополии в России: особенности функционирования и развития.

23. Модели некооперированной олигополии.

24. Модели кооперированной олигополии.

25. Заработная плата: экономическая природа, виды и формы.

26. Особенности рынка труда в России.

27. Понятие капитала в истории экономической науки.

28. Основной и оборотный капитал. Амортизация, физический и моральный износ.

29. Доход на капитал (процент) и его экономическая природа.

30. Экономические теории процента на капитал.

31. Инвестиции, дисконтирование и принятие инвестиционных решений.

32. Особенности рынка капитала в России.

33. Экономические теории земельной ренты и цена земли.

34. Рынок земли в России: современное состояние и перспективы развития.

35. Происхождение, сущность и функции денег.

36. Место и роль государства в рыночной экономике.

37.Естественные монополии и антимонопольное регулирование в России. особенности функционирования и развития.

38. Сущность и формы современной безработицы.

39. Безработица в России: особенности и основные тенденции.

40. Рынок труда и занятость населения.

41. Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики.

42. Макроравновесие и денежная политика государства.

43. Теории экономического роста.

44. Банковская система и регулирование рыночной экономики.

45.Монетарная политика и экономический рост.

46. Денежно-кредитная политика и особенности ее осуществления в России.

47.Сущность, формы и социально-экономические последствия инфляции.

48.Современные инфляционные процессы в экономике Российской Федерации.

49.Антиинфляционная политика и особенности ее осуществления в России.

50. Экономические кризисы перепроизводства и недопроизводства: сущность, причины, последствия.

51.Структурные кризисы, их сущность и последствия.

52. Финансово-кредитные кризисы: сущность, причины, последствия.

53.Госбюджет и проблема бюджетного дефицита.

54. Налоговая система государства. Налоги и их виды.

55.Налогово-бюджетная политика и особенности ее осуществления в России.

56. Формы и методы регулирования рыночной экономики в развитых странах.

57. Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании национального рынка.

58.Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества.

59.Домохозяйства как субъекты рыночных отношений. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике.

60. Семейный бюджет, источники его формирования.

61. Особенности ценообразования на факторы производства.

62. Аренда и лизинг как формы хозяйствования и лучшего использования капитала.

63.Проблемы формирования и использования человеческого капитала.

64.Информационная экономика и становление нового типа экономического развития.

65. Конкуренция, ее виды, место и роль в современной экономике.

66. Современные конкурентные стратегии фирм и методы обеспечения их конкурентных преимуществ.

Выбор темы курсовой работы студентом, осуществляется согласно его номера по списку в журнале, затем через число студентов в группе, можно выбрать другую тему. Например если фамилия студента записана в журнале под №1, а студентов в группе 16, то соответственно ему предлагается выбрать тему его курсовой работы из тем под № 1,17,33,49,65. Если фамилия студента записана в журнале под № 12, то соответственно ему предлагается выбрать тему его курсовой работы из тем под № 12,29,45,61.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...