Тема 11. Монополизм в российской экономике:теория и практика
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Исследование рынка с точки зрения его монополизации, претендующее на практическое применение, в конечном счете должно дать ответ на несколько общих вопросов: что такое монополия, какими чертами должен обладать производитель или потребителям свои условия реализации? Прежде всего, в курсовой работе необходимо раскрыть сущность монополии и ее виды. Этому поможет обращение к следующим литературным источникам: Введение в рыночную экономику /Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. Гл. 12; Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. Учебник XXI века. Гл. 15; Экономика и бизнес / Под ред. В.Д. Камаева. Гл. 8. Отметим, что процесс концентрации экономической власти обусловливает необходимость количественной определенности монополии. Степень рыночного могущества фирмы зависит от ее доли на рынке. Рынок, в пределах которого для данного предприятия складываются действительные отношения конкуренции и монополии, в экономической теории называют "релевантным", имеющим технологические и географические границы. В зависимости от рыночной структуры и формы конкуренции существуют разные виды монополий: естественная, административная и экономическая. Современная теория выделяет также три типа монополий: · монополия отдельного предприятия; · монополия как соглашение; · монополия, основывающаяся на дифференциации продукта. При характеристике видов монополий необходимо более подробно остановиться на естественных монополиях, проанализировать их влияние на воспроизводственный процесс в России. Далее в работе необходимо проанализировать особенности российского монополизма, который существенно отличается по своим масштабам, устойчивости и причинам от аналогичного явления в странах с развитой рыночной экономикой. Из современной теории и практики хорошо известна разница между горизонтально и вертикально интегрированными монополиями. Если первые, создаваемые в целях установления контроля над рынком, подавляют конкуренцию и ведут к снижению эффективности, то вторые, часто направленные на повышение эффективности по линиям снижения трансакционных издержек и укрепления кооперационных связей, образуются в целях повышения конкурентоспособности соответствующих производств. Возникая естественным путем в высокотехнологических отраслях, вертикально интегрированные структуры обычно ориентированы не на подавление конкуренции, а на повышение конкурентоспособности и поэтому, как правило, не только не подвергаются антимонопольным ограничениям, но и, напротив, поддерживаются в странах, где проводится политика экономического роста.
Наличие устоявшихся монопольных отношений, соответствующих им структур, четко просматривающаяся система монополистических интересов их субъектов требуют последовательного проведения антимонопольной политики государства, опирающейся на систему правовых основ. В связи с этим в работе необходимо проанализировать экономические последствия монополизации рынков, а также антимонопольное законодательство за рубежом и в России, обратив внимание на то, что в современный период антитрестовское законодательство в значительной степени основывается на принципах, в соответствии с которыми и сама компания, и ее деятельность, которую с чисто популистских позиций можно было бы трактовать как монополистическую, оцениваются, прежде всего, с точки зрения воздействия на эффективность экономики. Если признано, что подобная деятельность способствует повышению эффективности, она не подвергается антимонопольным санкциям. Все реже монополия ассоциируется с ростом концентрации; в ряде случаев ее стали теоретически оправдывать, особенно когда достигаемый с ее помощью рост эффективности перекрывает издержки, связанные с уменьшением конкуренции. В целом акценты явно сместились от осуждения монополии как таковой к объективному определению экономических последствий монополизации рынков (отраслевых и региональных), методов ценовой и неценовой конкуренции и т.п.
Примерный план Введение. 1. Сущность и виды монополии. 2. Особенности российского монополизма. 3. Экономические последствия монополизации рынков. 4. Антимонопольное законодательство за рубежом и в России. Заключение. Темы курсовых работ Темы курсовых работ по Микроэкономике
1.Собственность: экономический и правовой аспект. 2.Рыночная система: особенности функционирования и развития. 3.Рыночный механизм: основные элементы и особенности действия. 4 Социально ориентированная рыночная экономика. 5. Основные функции цены в рыночной экономике. 6.Рыночное равновесие: понятие, виды и модели. 7. Место и роль конкуренции в рыночной экономике. 8. Эластичность: понятие, виды, методы измерения и практическое применение. 9. Место и роль государства в рыночной экономике. 10. Экономические теории поведения потребителя. 11. Предпринимательство: понятие, экономическая и социальная функции. 12. Основные виды и организационно-правовые формы предпринимательства. 13. Экономические теории фирмы. 14. Малое предпринимательство: место и роль в российской экономике. 15. Теория конкуренции М.Портера. 16. Фирма как субъект рыночной экономики: издержки производства, валовой доход и прибыль. 17. Издержки фирмы: экономическая природа, основные типы и виды. 18. Прибыль фирмы: экономическая природа, основные виды и источники. 19. Типы рыночных структур: сравнительный анализ. 20. Монополия: характерные особенности и основные виды. 21. Монопольная (рыночная) власть и способы ее реализации. 22. Естественные монополии в России: особенности функционирования и развития. 23. Модели некооперированной олигополии. 24. Модели кооперированной олигополии. 25. Заработная плата: экономическая природа, виды и формы. 26. Особенности рынка труда в России.
27. Понятие капитала в истории экономической науки. 28. Основной и оборотный капитал. Амортизация, физический и моральный износ. 29. Доход на капитал (процент) и его экономическая природа. 30. Экономические теории процента на капитал. 31. Инвестиции, дисконтирование и принятие инвестиционных решений. 32. Особенности рынка капитала в России. 33. Экономические теории земельной ренты и цена земли. 34. Рынок земли в России: современное состояние и перспективы развития. 35. Происхождение, сущность и функции денег. 36. Место и роль государства в рыночной экономике. 37.Естественные монополии и антимонопольное регулирование в России. особенности функционирования и развития. 38. Сущность и формы современной безработицы. 39. Безработица в России: особенности и основные тенденции. 40. Рынок труда и занятость населения. 41. Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики. 42. Макроравновесие и денежная политика государства. 43. Теории экономического роста. 44. Банковская система и регулирование рыночной экономики. 45.Монетарная политика и экономический рост. 46. Денежно-кредитная политика и особенности ее осуществления в России. 47.Сущность, формы и социально-экономические последствия инфляции. 48.Современные инфляционные процессы в экономике Российской Федерации. 49.Антиинфляционная политика и особенности ее осуществления в России. 50. Экономические кризисы перепроизводства и недопроизводства: сущность, причины, последствия. 51.Структурные кризисы, их сущность и последствия. 52. Финансово-кредитные кризисы: сущность, причины, последствия. 53.Госбюджет и проблема бюджетного дефицита. 54. Налоговая система государства. Налоги и их виды. 55.Налогово-бюджетная политика и особенности ее осуществления в России. 56. Формы и методы регулирования рыночной экономики в развитых странах. 57. Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании национального рынка. 58.Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества. 59.Домохозяйства как субъекты рыночных отношений. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике.
60. Семейный бюджет, источники его формирования. 61. Особенности ценообразования на факторы производства. 62. Аренда и лизинг как формы хозяйствования и лучшего использования капитала. 63.Проблемы формирования и использования человеческого капитала. 64.Информационная экономика и становление нового типа экономического развития. 65. Конкуренция, ее виды, место и роль в современной экономике. 66. Современные конкурентные стратегии фирм и методы обеспечения их конкурентных преимуществ. Выбор темы курсовой работы студентом, осуществляется согласно его номера по списку в журнале, затем через число студентов в группе, можно выбрать другую тему. Например если фамилия студента записана в журнале под №1, а студентов в группе 16, то соответственно ему предлагается выбрать тему его курсовой работы из тем под № 1,17,33,49,65. Если фамилия студента записана в журнале под № 12, то соответственно ему предлагается выбрать тему его курсовой работы из тем под № 12,29,45,61.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|