Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержательная классификация топосов.




Итак, если нам нужно отыскать наиболее п.одходящий для этой аудитории топос любого уровня, мы должны апеллировать к благу этих людей, а для этого постараться ответить себе на такие вопросы:

– Что считает полезным, выгодным эта аудитория? - прагматический топос

– Что считает интересным, каких убеждений и взглядов придерживается эта аудитория? - интеллектуальный топос

– Что считает приятным эта аудитория? - эмоциональный топос

– Что считает нравственным эта аудитория? - морально-этический топос

– Что считает прекрасным эта аудитория? - эстетический топос

Интерес, а тем более польза и удовольствие определяются с позиции аудитории. Это не всегда совпадает с объективно оцениваемым наличием пользы или удовольствия.

В жизни редко можно встретить какой-нибудь топос в чистом виде. Оценить однозначно имеющийся топос обычно бывает сложно. Однако эти вопросы полезно задавать в тех случаях, когда оратор готовит речь, ищет топосы для будущего выступления.

Поиск топосов — это содержательный отбор аргументов, основывающийся на той системе ценностей, которая принята в данной аудитории.

Последовательность действий оратора.

· определяется задача речи

· ставим вопрос почему

· тезис, топосы

· аргументация

Чем объемнее и сложнее речь, тем больше разделены понятия тезис-топос-аргументы; напротив, чем меньше и проще речь, тем более тезис совмещается с топосом.

Тезис — это мысль для себя, а топос — мысль для аудитории. Существует специальный вид эмоциональных аргументов — психологические аргументы, которые должны воплощать топосы в воздействующей речи. Тезис и доводы — формальные компоненты структуры аргументации, в то время как топос — это идея, ценностное суждение, которое в небольшой речи может совпасть либо с тезисом, либо с психологическим аргументом, а может и ни с чем не совпасть, а остаться в подтексте.

Для построения риторической аргументации сначала определяется ценностная система слушателей, затем отбираются те ценности, которые являются особенно важными в связи с темой речи и ситуацией общения, на их основе создается топос, который в дальнейшем используется в речи. Именно с позиции ценностей данной аудитории оценивается и степень удачности аргументации, поскольку такая оценка никогда не бывает универсальной.

Классификация топосов с точки зрения взаимодействия с аудиторией

1. Подлинный — фальшивый топосы. Подлинный топос — это то, что действительно объединяет людей, это мнения, взгляды, идеалы на самом деле присущие как говорящему, так и собеседнику. Фальшивый топос — это мнение, идеал, который оратор сам не разделяет, но считает нужным высказать как свое убеждение для того, чтобы объединиться с собеседником. Причиной фальшивого топоса может быть лицемерие оратора, но может быть и стремление наладить хорошие отношения с человеком, сделав ему приятное. Особенно часто фальшивые топосы появляются в этикетном общении: люди говорят комплименты друг другу потому, что так принято, из вежливости, а не потому, что на самом деле так думают. Промежуточное положение занимают случаи, когда к фальшивым топосам прибегают представители профессий, требующих постоянного контакта с людьми (чиновники, продавцы, врачи, адвокаты).

2. Положительный — отрицательный топос. Положительный топос встречается гораздо чаще и строится на том общем, что одобряет, принимает и оратор, и аудитория. Отрицательный топос — это то, что мы одинаково отвергаем, что кажется нам неправильным, неприемлемым. Отрицательные топосы самые нестойкие: после того, как мы вместе разрушили то, против чего боролись, мы тут же разойдемся.

3. Понятийный — формальный топос. Понятийный топос относится к убеждениям, взглядам, мыслям, чувствам и т. п. человека. Формальный топос не затрагивает идеи, а строится на принадлежности говорящего и слушающего к одной партии, социальной группе, научному направлению; на наличии общих друзей, знакомых, родственников.

Важность употребления топосов.

Поиск и использование разного рода топосов — это показатель желания договориться, найти общий язык с партнером, повлиять на его взгляды и убеждения.

Важно отыскивать топосы при решении сложных проблем.

Риторика софистов обращена к толпе и играет на ее инстинктах. Риторика Сократа апеллирует к свободному гражданину, действующему на благо своему государству.

Софистика — риторическая система, построенная на оправдании намеренного обмана аудитории.

Граница между истинной риторикой и софистикой должна быть проложена, во-первых, по линии: искренне верит сам в то, что говорит — намеренно обманывает аудиторию, а во-вторых, по линии этического выбора оратором средств аргументации, независимо от того, доказывает ли он истину или убеждает согласиться со своим мнением. Если это условие соблюдено, то качество речи оценивается по тому, достигнута ли поставленная цель.

Сократовское понятие об истине должно быть положено в основу логической теории доказательства. В то же время учение о благе Аристотеля может быть признано краеугольным камнем риторической теории убеждения.

14.11.11

Лекция

Принципы отбора топосов

Изобретая содержание воздействующей речи, оратор должен помнить о ее главных принципах:

1. Характер говорящего представлен категорией «нравы». Эта часть изобретения, по Аристотелю, состоит в демонстрации своей нравственности, предъявлении того, что оратор считает важным, полезным и нужным. Целью его является убеждение аудитории в том, что оратор достоин того, чтобы за ним идти. Ценности оратора должны отражаться и в самом отборе средств убеждения и даже в построении речи. Для оценки любого высказывания с риторической точки зрения вводится два параметра: интенция и средства. За интенциями угадываются цели говорящего, а за средствами — системы ценностей, накладывающие ограничения на его средства.

2. Специфика слушателей представлена категорией «страсти». Аудитория должна захотеть услышать предлагаемое оратором содержание. Этого можно добиться только одним способом: показать, как то, что мы сообщаем, лично касается людей, поможет им разрешить какую-нибудь насущную проблему. При этом необходимо учитывать в речи ценности слушателей и не посягать на них.

3. Речь представлена у Аристотеля категорией «аргументы». В риторическом произведении нельзя ограничиваться только логическими аргументами, они обязательно должны быть соединены с топосами, органически связанными с тезисом.

 

В общественной жизни часто используется такой спекулятивный прием: соединять то, что является бесспорным топосом со спорной мыслью, необходимой для оратора, хотя на деле они совершенно не связаны. Привлечение далекого по смыслу топоса может сочетаться с обширным набором других спекулятивных средств внушения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...