Лекция 1. Инновации и цикличность
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Накопленные человечеством знания, навыки, богатства культуры, система этических ценностей, религиозных представлений передаются из поколения в поколение по двум каналам: путем воспитания и общения в семье, через ближайшее окружение и специализированную систему обучения, образования. Древнейшей инновацией можно считать первый речной канал, унаследованный от животного мира. Коренной особенностью человека, способствовавшей его отделению от остального животного мира и ускоренному интеллектуальному развитию, стала речь, вторая сигнальная система — эпохальная инновация доисторической эпохи. Другая подобная инновация — письменность, позволившая сохранять на столетия и тысячелетия и передавать накопленные знания и опыт. Оба этих переворота (их можно считать первыми информационными революциями) создали предпосылки для следующей эпохальной инновации, произошедшей в III тысячелетии до н.э., для очередной ступени в общественном разделении труда, в результате которой выделился особый вид деятельности (в дальнейшем — отрасль экономики) — образование. Возникли образовательные учреждения, где учителя в систематизированном виде передавали ученикам сумму знаний и навыков. Это было первой революцией в образовании, огромным шагом вперед в развитии человечества, создало предпосылки для рождения науки как системы знаний, для дальнейшего совершенствования техники, а также для других видов деятельности, связанных с овладением профессиями скульпторов, архитекторов и т.д. Уже в Шумере, Древнем Египте создавались школы писцов, землемеров и т.д. до наших дней дошло наставление отца сыну, который отправлялся в школу писцов: «Я постиг тяжелый физический труд — отдай свое сердце буквам. Я также любуюсь человеком, который свободен от физического труда, поистине нет ничего более ценного, чем буквы. Как человек бросается в воду, так и ты погружаешься в самую глубь литературы Египта... Человек, который знает искусство письма, — высший в силу одного этого».
Следующей образовательной революцией, базисным образовательным нововведением античной эпохи стало создание школ философов, Академии Платона (387 г. до н.э.) и Ликея (Лицея) Аристотеля (335 г. до н.э.). Академия Платона просуществовала до 252 г. и, по оценке английского физика Джона Бернала, явилась родоначальником образовательных учреждений высшего типа: «Ее величайшее значение состоит в том, что она была родоначальником всех университетов и научных обществ нашего времени». Лицей Аристотеля соединил обучение с исследовательской деятельностью. Система обучения чиновников сложилась в Древнем Китае. Никто не мог занять государственную должность, не сдав экзамена, на котором проверялись знания Конфуция и других необходимых для этой должности предметов. После распада Западной Римской империи функционировавшая в ней система образования пришла в упадок (она сохранилась в Византии). ее возрождение происходило под эгидой Церкви и носило религиозный характер. Базисным нововведением этой эпохи стало учреждение в конце VIII в. Академии Карла Великого в Аахене, резиденции франкских королей, и школы в монастыре Св. Мартина в Туре. Оба образовательных учреждения возглавлял ученый и педагог Алкуин. Школы создавались в Германии, Италии. Вторым базисным образовательным нововведением средневековой эпохи явилось создание сети университетов: в XII в. — в Париже, Болонье, Оксфорде, в XIII в. — в Кембридже, Падуе, Неаполе, Саламанке, в XIV в. — в Праге, Кракове, Вене. в университетах осуществлялось систематическое обучение, которое принимало все более светский характер, проводились диспуты, велись научные исследования. По сути дела здесь формировалась интеллектуальная элита той эпохи.
Это создало предпосылки для взлета духовной жизни эпохи Возрождения, когда университетское образование было дополнено специализированным обучением профессиям мореходов, купцов, финансистов и т.п. Ученые эпохи Возрождения обратили внимание на то, что «не бывало торгового капитализма без ученичества, без предварительного обучения, без ознакомления со средствами, весьма далекими от примитивизма... Практическое и техническое обучение становилось необходимым повсюду». Сформировалась педагогика — наука об обучении. ее выдающимся представителем был Ян Амос Каменский. Базисным образовательным нововведением индустриальной эпохи стало распространение обязательного начального образования, готовившего кадры рабочих, и высшего образования для подготовки инженеров, агрономов, конструкторов, технологов, финансистов, менеджеров для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли, банков и т.д. Научно-технический прогресс органически объединяет развитие науки и техники. Превращение науки в непосредственную производительную силу означает, что каждый очередной шаг в развитии техники опирается на предшествующую ему научную разработку, что технический прогресс становится материализацией прогресса научного. Великий физик И. Ньютон говорил, что видел далеко потому, что стоял на плечах титанов. Современные исследователи утверждают: это относится как к эволюционному пути развития науки и техники, так и к революционному, получившему воплощение в научно-технической революции. Научный прогресс немыслим без использования новой техники исследования и обработки данных, воплощающих высшие достижения техники[1]. Проблемы инновации неотделимы от такого явления как цикличность, однако до сих пор не существует единой концепции по поводу причины существования этого явления. Вопрос о причинах цикличности современных национальных экономик в зависимости от типов цикличности трактуется разными экономическими школами с неодинаковой степенью равнозначности. Так, в оценках причин «длинных волн» и структурных кризисов подходы различных экономистов в настоящее время во многом схожи (идеи Кондратьева и Шумпетера признаются фактически всеми). Причины же «классических», т.е. промышленных (экономических), циклов определяются по-разному.
В начале ХХ в. Н.Д. Кондратьев, автор теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры, обосновал идею множественности циклов и разделил их на короткие (продолжительность 3–3,5 года), торгово-промышленные (средние) и (7–11 лет) большие циклы (48–55 лет) (табл. 1.1). Для обоснования больших циклов Н.Д. Кондратьевым были проанализированы статистические данные по четырем ведущим капиталистическим странам — Англии, Франции, Германии, США. Была исследована динамика цен, процента на капитал, заработной платы, объема внешней торговли, а также производства основных видов продукции промышленности. После обработки полученных кривых зависимостей указанных показателей от времени по методам математической статистики были обнаружены хорошо выраженные циклы экономической динамики длиной 48–55 лет. Периоды колебаний и основные (верхние и нижние) точки кривых зависимостей разных показателей совпадают (3 года). Таблица 1.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|