Венчурная деятельность малых предприятий
Понятие инноваций и их виды Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги. Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п. Т.о. Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п. Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом. Результат инновационной деятельности можно назвать также инновационным продуктом. В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних. В практике управления инновациями используют различные классификаторы инноваций. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).
По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий). По стимулу появления (источнику) можно выделить: · инновации, вызванные развитием науки и техники; · инновации, вызванные потребностями производства; · инновации, вызванные потребностями рынка. По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить: · инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.); · инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); · инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной). В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют: · радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники; · улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; · модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии. Можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции: · воспроизводственную; · инвестиционную; · стимулирующую. Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов. Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.
Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.
Среди авторов, изучающих инновации можно выделить таких известных специалистов в области экономики и менеджмента как Й. Шумпетер, И. Ансофф и П. Друкер., А. Н. Цветковым, П. Н. Завлиным и А.В. Васильевым, В. В. Горшковым и Е.А. Кретовой, Э. А. Уткиным, Г. И. Морозовой и Н.И. Морозовой, А. И. Пригожиным и др. В силу своей специфики малым предприятиям приходится проявлять большую активность на рынке, используя свою гибкость и способность к быстрой переориентации. Поэтому зачастую именно малые предприятия становятся первооткрывателями новых продуктов и новых технологий в различных отраслях. Как уже было замечено, инновационная деятельность способствует повышению выживаемости компании в конкурентной борьбе, что особенно важно для малого предприятия. Кроме того, при реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги — инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.
Венчурная деятельность малых предприятий В последние годы широкое развитие получил венчурный бизнес. Венчурный бизнес трактуется как рисковый бизнес. Это одна из форм технологических нововведений. Венчурный бизнес характерен для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких и в первую очередь в высокотехнологических областях, где получение эффекта не гарантировано и имеется значительная доля риска. Под венчурной фирмой понимается коммерческая научно-техническая фирма, занятая разработкой и внедрением новых и новейших технологий и продукции с не определенным заранее доходом, т.е. с рискованным вкладом капитала.
Венчурный капитал - это капитал, направляемый на развитие быстрорастущих фирм, возникающих в процессе реализации коммерчески перспективного предпринимательского проекта. Венчурные компании - инновационные компании, созданные на основе венчурного капитала; это инновационные компании, которые из-за повышенного риска не могут получить финансовой поддержки из традиционных источников и прибегают к помощи венчурного капитала. Особенности венчурной деятельности: · высокая степень неопределенности результата из-за возможной ошибочности идеи, лежащей в основе инновационного проекта, трудности его технической реализации и коммерциализации результатов; · риск потери авансированного капитала; · относительно низкая вероятность реализации проекта. Основными субъектами венчурной деятельности являются: · научные работники, которые имеют идеи, инновационные проекты, но не имеют источников финансирования; · инвесторы, которые имеют капитал и хотят получать доход по ставке выше банковского депозита при разумном уровне риска; · менеджеры, которые образуют венчурный фонд. Основными видами деятельности венчурного фонда являются: · финансирование предварительных исследований и разработок, оценка потенциального рынка для инноваций, разработка бизнес-планов будущих компаний, патентирование изобретений; · создание инновационных предприятий, осуществляющих производственное освоение нововведений, финансирование расширения деятельности таких компаний; · реализация мероприятий по обеспечению ликвидности инновационных компаний, реализация их акций на вторичном рынке ценных бумаг. Основными этапами венчурной деятельности являются: 1. отбор проектов в соответствии с разработанными критериями; 2. финансирование и реализация проектов;
3. распределение финансовых результатов. К важнейшим факторам, благоприятствующим привлечению венчурных инвестиций в высокотехнологичные предприятия малого бизнеса, относятся: политическая и экономическая стабильность в стране; благоприятный инвестиционный климат; налоговые льготы инвесторам и законодательное их обеспечение; надежная защита интеллектуальной собственности как важнейшей составляющей высокотехнологичного малого бизнеса; наличие у предприятий малого бизнеса достаточной квалификации и опыта по подготовке четких и экономически привлекательных бизнес-планов; надежная защищенность прав акционеров; обеспечение ликвидности активов малых высокотехнологичных предприятий; наличие достаточно развитой инфраструктуры, в первую очередь финансово-банковской системы и фондового рынка; наличие системы посреднических услуг для субъектов венчурного бизнеса; наличие рынка капиталов. Венчурный бизнес зародился и получил широкое развитие в США. Любой малый инновационный бизнес испытывает недостаток материальных и финансовых ресурсов, слабость научно-технической базы и нуждается в эффективной поддержке со стороны государства. В США разработана и действует комплексная программа государственной помощи малому инновационному бизнесу. Она включает прямое финансирование предприятий малого бизнеса из федерального бюджета, систему контрактного финансирования их министерствами и ведомствами, благоприятные налоговое законодательство и амортизационный климат. Суть венчурного бизнеса в США состоит в том, что инновационные фирмы реализуют свои идеи с помощью средств, предоставляемых инвесторами в обмен на приобретение по льготной цене акций создаваемых компаний. Весьма своеобразное развитие венчурный бизнес получил в Японии. Термин «венчурный бизнес» появился в японской экономике в середине 70-х годов XX в., хотя в других странах, в частности в США, он уже был весьма распространен. В Японии он получил название «бентя-бидзинес». В чем состоял риск «бентя-бидзинес» в Японии? Во-первых, его история только начиналась, и было еще мало опыта; во-вторых, люди относились к такому бизнесу с определенной долей недоверия; в-третьих, инициативным предпринимателям, которые хотели заняться «бентя-бидзинес», часто не хватало инвестиций. Последняя проблема была решена с появлением «бентя-кэпитал» - инвестиционных компаний для этого вида бизнеса. Первой подобной инвестиционной компанией стала Kioto Enterprise Development, которая образовалась в 1972 г. в Киото. В настоящее время в Японии действуют около 100 компаний «бентя-кэпитал». Наглядное представление о реальной силе «бентя-кэпитал» позволяют получить следующие данные. В конце 1997 г. на счетах 55 инвестиционных компаний «бентя-кэпитал» значилось 199 млрд иен, а рост капитала по сравнению с соответствующим периодом 1986 г. составил 30%.
Инвестиции «бентя-кэпитал» направляются в первую очередь в сферу обслуживания, поскольку именно в этой сфере превалирует малый бизнес и здесь можно очень быстро получить отдачу. Японская модель венчурного бизнеса имеет свои особенности по сравнению с западной моделью. Если западная модель объединяет науку и производство, то японская — одно производство с другим. Соответственно, если западный венчурный бизнес работает на основе материалов и информации, полученных от научного центра или вуза, то японский главным образом получает материалы и информацию от крупных фирм. Одной из предпосылок для развития венчурного предпринимательства стала скрытая приватизация государственной интеллектуальной собственности переход сотрудников государственных предприятий и научно-исследовательских организаций в малый инновационный бизнес. татра самосвал К этому еще необходимы: более благоприятный инвестиционный климат; наличие законодательной базы, создающей оптимальные условия для научно-технического прогресса и развития экономики; льготное налогообложение, стимулирующее развитие высокотехнологичного производства конкурентоспособных товаров. Наконец, надо отметить определенный интерес, который проявляют российские предприниматели к нововведениям, не требующим значительных инвестиций. Все это свидетельствует о том, что венчурное предпринимательство, которое в нашей стране только формируется, имеет значительные перспективы роста и может сыграть роль катализатора дальнейшего развития инновационного бизнеса. В качестве основных показателей эффективности инновационного проекта Методические рекомендации устанавливают: · финансовую (коммерческую) эффективность, учитывающую финансовые последствия для участников проекта; · бюджетную эффективность, учитывающую финансовые последствия для бюджетов всех уровней; · народнохозяйственную экономическую эффективность, учитывающую затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников проекта и допускающие стоимостное выражение.
Методические рекомендации по оценке проектов и их отбору для финансирования, методика ЮНИДО и прочие отечественные и зарубежные работы по оценке эффективности проектов предлагают множество применяемых для этой цели методов. Все методы оценки эффективности проекта подразделяются на две группы, основанные на дисконтированных и учетных оценках. Выбор метода определяется сроками осуществления проекта, размером инвестиций, наличием альтернативных проектов и другими факторами. В мировой практике наиболее часто для оценки эффективности проектов применяют методы оценки эффективности проекта, основанные на дисконтированных оценках, поскольку они значительно более точны, так как учитывают различные виды инфляции, изменения процентной ставки, нормы доходности и т.д. К этим показателям относят метод индекса рентабельности, метод чистой текущей стоимости, метод внутренней нормы доходности и метод текущей окупаемости. Что представляет собой «Метод чистой текущей стоимости» (NPV)? Чистая текущая стоимость (NPV) представляет собой величину равную разности результатов и затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному, году, т.е. с учетом дисконтирования результатов и затрат. Напомним, что с течением времени под влиянием инфляции и конкуренции изменяется реальная покупательная способность денег: как для инвестора, так и для инноватора «сегодняшние» и «завтрашние» деньги не эквивалентны. Мерой соответствия при этом выступает дисконтный коэффициент, приводящий финансовые показатели, рассчитываемые для разных периодов времени, к сопоставимым значениям. Дисконтированный доход: Дисконтированные капитальные затраты: Чистая приведенная стоимость:, где — денежные потоки по каждому расчетному году, t -порядковый номер расчетного года. Причем дисконтированный доход и дисконтированные капитальные затраты складываются из всех доходов и расходов соответственно, связанных с реализацией проекта. Как мы уже говорили, коэффициент дисконтирования (учитывает различные виды инфляции, изменения процентной ставки, нормы доходности и т.д. Он определяется на каждый расчетный год как , где Е — норма дисконта равная сумме банковской ставки (в расчет предпочтительнее брать наиболее надежные банки, например Сбербанк), уровня инфляции и риска проекта. Проект эффективен при любом положительном значении NPV. Чем это значение больше, тем эффективнее проект. Чистую текущую стоимость называют также: интегральный эффект, чистый дисконтированный доход, чистый приведенный эффект. Что представляет собой «Метод индекса рентабельности» (PI)? Данный метод позволяет проводить ранжирование различных проектов в порядке убывающей рентабельности. Индекс рентабельности (PI) представляет собой отношение дисконтированного дохода (PVR) к приведенным инновационным расходам (PVK) — те же величины, что мы использовали для получения чистой текущей стоимости (NPV). Другими словами, здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная. По сути, индекс рентабельности показывает величину получаемого дохода на каждый рубль инвестиций. Отсюда видим, что проект будет эффективным при значении индекса рентабельности, превышающем 1. Очевидно, что индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом. Если интегральный эффект положителен, то индекс рентабельности > 1, следовательно, инновационный проект считается экономически целесообразным. И наоборот. Предпочтение должно отдаваться тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности. Индекс рентабельности имеет и другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности. Что представляет собой «Метод внутренней нормы доходности» (IRR)? Внутренняя норма доходности (IRR) представляет собой ту норму дисконта (Е), при которой суммарное значение дисконтированных доходов (PVR) равно суммарному значению дисконтированных капитальных вложений (PVK). За рубежом расчет нормы рентабельности часто применяют в качестве первого шага количественного анализа инвестиций и для дальнейшего анализа отбирают те инновационные проекты, внутренняя норма доходности которых оценивается величиной не ниже 15-20%. Другими словами, норма рентабельности определяется как такое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта (NPV), рассчитанного за экономический срок жизни инноваций. Значение внутренней нормы доходности (IRR) лучше всего определять по графику зависимости чистой текущей стоимости (NPV) от величины нормы дисконта (Е). Для этого Вам достаточно рассчитать два значения NPV при двух любых значениях Е и построить такой график: Искомое значение IRR получаем в точке пересечения графика с осью абсцисс, т.е. IRR = E при NPV = 0. Данный показатель преимущественно используется при необходимости выбора между несколькими альтернативными проектами. Чем выше значение IRR, тем более выгодным считается проект. В любом случае величина IRR должна быть выше банковской ставки, иначе риск инвестирования денег в инновацию не будет оправдан, поскольку проще и без риска деньги можно будет вложить в банк. Отсюда становится понятным, что если инновационный проект полностью финансируется за счет ссуды банка, то значение нормы рентабельности указывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает данный проект экономически неэффективным. Показатель внутренней нормы доходности имеет другие названия: норма рентабельности, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций. Что представляет собой «Период окупаемости» (PP)? Период окупаемости (РР) является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. Он представляет собой временной интервал, за пределами которого чистая текущая стоимость (NPV) становится положительной величиной, т.е. окупаемость достигается в периоде, когда накопленная положительная текущая стоимость становится равной отрицательной текущей стоимости всех вложений. Другими словами, период окупаемости — это число лет, необходимых для возмещения вложенных инвестиций. Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском, и этот риск тем больше, чем более длителен срок окупаемости вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка и цены. Этот подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции. Ни один из перечисленных методов сам по себе не является достаточным для принятия проекта. Каждый из методов анализа инновационных проектов дает возможность рассмотреть лишь какие-то из характеристик расчетного периода, выяснить важные моменты и подробности. Поэтому для комплексной оценки рассматриваемого Вами проекта Вы должны использовать все эти методы в совокупности.
Договоры трансфера технологий
В зависимости от организационной формы трансфера технологии и результатов переговоров со стратегическими партнерами различают следующие формы договоров или соглашений о передаче технологий: Лицензионный договор на использование патента или ноу-хау; · Договор промышленной франшизы; · Договор технической кооперации; · Договор технического содействия; · Создание совместного предприятия.
Лицензионный договор на использование патента или ноу-хау – это договор, согласно которому владелец патента или ноу-хау (лицензиар) предоставляет лицензиату определенные права на производственное и/или коммерческое использование патента или ноу-хау за определенное вознаграждение на определенной территории и в течение определенного срока. Договор промышленной франшизы – это договор, согласно которому франшизат приобретает у франшизора ноу-хау или лицензию на использование патента с целью производства продукции или услуг с использованием торговой марки франшизора на определенной территории и за определенные платежи. Договор технической кооперации – один из наиболее распространенных видов договоров, который может включать широкую гамму производственных и коммерческих условий и задач, например таких, как использование существующей технологии для промышленного применение в новых отраслях промышленности, разработка новой продукции или технологии и др. Договор технического содействия – это договор, согласно которому одна сторона предоставляет другой ряд технических услуг. Договор о создании совместного предприятия – это договор об учреждении нового предприятия с целью совместного использования интеллектуальных, финансовых, материальных и трудовых ресурсов совместного предприятия.
При создании нового или расширении действующего инновационного предприятия предложение по участию в инновационном проекте составляется в форме инвестиционного меморандума. Данная информация предоставляется при подписании инновационной компанией и венчурным инвестором соглашения о неразглашении коммерческой информации.
Оценка стоимости инновационного проекта, как объекта интеллектуальной собственности Извлечение из доклада ЮНИДО в 1994 г.: «Не существует стандартной методики определения цены на технологию, но есть значительное количество рецептов, которые специалисты могут предложить Вам». Подход 1 – расчет цены, исходя из позиций монопольного ценообразования. Владелец научно-технического знания, имеющего правовую охрану, выступая монополистом на рынке, может продать свой товар по той цене, которую он сочтет приемлемой. Однако в реальной ситуации на цену будут воздействовать различные рыночные факторы, которые определят рыночную, а не монопольную цену. «Технология стоит столько за сколько Вам удалось ее продать, не больше и не меньше!!!» (контрактор США). Подход 2 – цена определяется исключительно величиной затрат на проведенные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также получение патентных прав. Подход 3 – смешанный подход, когда используются обе стратегии при оценки снизу выбирается стратегия затратного, вместе с тем используется методика, где при оценки стоимости технологии учитывается реальная прибыль при введении ОИС в хозяйственный оборот. Формы коммерциализации объекта 1. Разработка – производство – рынок. 2. Разработка – передача прав на ОИС. Ситуация 1: у изобретателя-индивидуала – блестящая идея, но нет собственных ресурсов для ее развития, формирования рынка и производства продукта. Ситуация 2: российская фирма, производящая продукцию в своей стране, ищет возможности выхода на другие рынки. 3. Разработка – создание совместного производства (предприятия) – рынок. Факторы, влияющие на ценообразование технологии: · стадия разработки научно-технического новшества; · его правовая охрана; · его техническая и коммерческая ценность; · объем передаваемых прав; · условия платежа; · наличие ноу-хау; · наличие патентной защиты и объем патентных прав; · спрос на рынке на данную технологию и его продолжительность спроса; · наличие на рынке аналогичных решений; · возможность оказания технической помощи; · необходимость поставки сырья, материалов, специального оборудования, комплектующих и т.п.
Факторы, влияющие на успешного выполнение инновационного проекта. 1 Миссия Очевидная значимость проекта 2 Маркетинговые исследования Очевидная полезность результатов инновационного проекта для потенциальных пользователей 3 Коллективность идеи Наличие неформальной группы сподвижников идея 4 Кадровый состав проекта Наличие сложившейся научно-производственной кооперации 5 Динамичность проекта Мотивированная необходимость быстрого завершения проекта 6 Устойчивость проекта Слабая чувствительность к влиянию внешних факторов 7 Бизнес-план Обоснованное прогнозирование ресурсов и организационно-технических мероприятий 8 Менеджмент Наличие специалистов в области управления инновационными проектами 9 Управляемость Возможность изменения бизнес-плана в ходе выполнения проекта 10 Активный маркетинг Подготовка рынка в восприятию продукции
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|