Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсуждена на заседании кафедры

Протокол №___ от «___» _________ 2010 г.

 

РОСТОВ-НА-ДОНУ


I. Учебные и воспитательные цели темы

1. Иметь представление:

об основах военной топографии.

2. Знать:

способы измерений и ориентирования на местности по карте и без карты.

3. Уметь:

читать топографические карты и выполнять измерения по ним;

определять по карте координаты целей и объектов.

4. Воспитывать у студентов:

высокие морально-психологические качества будущего защитника Отечества;

моральную и психологическую готовность к защите Отечества, к точному и строгому выполнению требований уставов, наставлений, положений Российского законодательства;

нетерпимость к нарушениям воинской дисциплины, требований воинских уставов и правовых норм;

уверенность в информационных свойствах и точности отечественных топографических карт;

командные и методические навыки при проведении занятий по тактической подготовке.


II. Общий расчет времени на тему

На изучение темы программой отводится – 9 часов

· лекции – 4 часа;

· практические занятия – 2 часа;

· время на самостоятельную работу, предусмотренную распорядком дня – 3 часа.

III. Основные виды и вопросы занятий

Лекция № 1. Понятие о координатах и системах координат.

1. Понятие о координатах.

2. Система географических координат.

3. Плоские прямоугольные координаты.

Лекция № 2. Полярные координаты и целеуказание по карте.

1. Полярные и биполярные координаты.

2. Определение дирекционных углов и магнитных азимутов.

3. Способы целеуказания по карте.

Практическое занятие № 1. Определение координат и целеуказание по карте.

1. Определение географических и прямоугольных координат точек на карте.

2. Измерение по карте дирекционных углов и азимутов.

3. Целеуказание по карте.


IV. Содержание занятий темы

Лекция № 1. Понятие о координатах и системах координат

Учебные и воспитательные цели:

1. Ознакомить с системами координат.

2. Изучить систему географических и плоских прямоугольных координат.

3. Воспитывать уверенность в информационных свойствах и точности отечественных топографических карт.

4. Воспитывать моральную и психологическую готовность к защите Отечества, к точному и строгому выполнению требований уставов, наставлений, положений Российского законодательства.

Время — 90 минут.

Расчет учебного времени

 

№№ п/п Учебные вопросы Время, мин
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ  
2. Основная часть  
  1. Понятие о координатах.  
  2. Система географических координат.  
  3. Плоские прямоугольные координаты.  
3. ЗаключИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  

Материально-техническое обеспечение:

1. Компьютер.

2. Мультимедиа проектор.

3. Учебно-методические документы на занятие.

Литература:

1. Бызов Б.Е., Коваленко А.Н. Военная топография. Для курсантов учебных подразделений. ― М. Воениздат, 1990.

2. Бубнов И.А., Богатов С.Ф. и др. Военная топография. ― М. Воениздат, 1977.

3. Говорухин А.М., Куприн А.М., Коваленко А.Н., Гамезо М.В. Справочник по военной топографии. ― М. Воениздат. 1980.

4. Герасимов Ф.Я., Говорухин А.М. и др. Краткий топографо-геодезический словарь-справочник. ― М. Издательство «Недра», 1968.

Задание на самостоятельную работу студентам:

Выполнить рекомендации по подготовке к практическому занятию в соответствии с заданием на практическое занятие.

Методические указания по подготовке и проведению занятия:

Тема «Понятие о координатах и системах координат» является одной из основных при изучении дисциплины «Общая тактика» и как следует из названия, должна заложить мировоззренческую базу топогеодезического обеспечения и в этом смысле является своего рода подготовкой к изучению основного материала дисциплины «Общая тактика».

Специфика и особенности темы проявляются в обучении студентов методологии чтения топографических карт, в ее изучении в тесной взаимосвязи с другими военно-профессиональными дисциплинами: «Общевоенная подготовка», «Общественно-государственная подготовка».

Учебные цели занятия заключаются в рассмотрении и изучении систем географических и плоских прямоугольных координат для решения задач по определению положения объектов.

В ходе изучения материала лекции используется исторический опыт частей ВВС в Великой отечественной войне, в военных современных конфликтах, опыт боевой подготовки войск.

По своей структуре лекционное занятие состоит из трех частей: организационная часть (вступление), собственно лекция (введение и учебные вопросы) и заключительная часть.

Организационная часть имеет целью проверку наличия студентов и их готовности к учебной работе. Для обеспечения эффективного контроля наличия студентов на занятии можно заблаговременно закрепить места в аудитории за отделениями. В начале занятий преподавателю достаточно отдать распоряжение командиру взвода составить список отсутствующих. Впоследствии преподаватель непременно делает соответствующие пометки в журнале учета учебных занятий. С тех студентов, кто отсутствовал, следует спросить объяснение на очередных занятиях. Контроль и принятие мер по его результатам составляют важные элементы укрепления дисциплины среди студентов.

Изложение материала занятия производится по концентрической схеме.

Лекция призвана воздействовать на абстрактное мышление студентов, управлять им и способствовать его развитию в нужном направлении. Достигается это за счет четкого, логически связанного материала, умелого использования примеров, объяснений, доказательств, хорошо отработанной речи преподавателя. Лекция читается неторопливо, простым, ясным и доступным языком. Чтение ведется цельно, без остановок для ответов на вопросы. Их нужно задавать в конце лекции. Остановка для ответа нарушает стройность изложения материала и приводит к непроизвольной трате времени.

В случаях крайней утомленности студентов, при небольшой их численности и неуверенности преподавателя в том, что его понимают, рекомендуется ставить вопросы студентам и выслушивать их ответы.

Очень важно в изложении материала соблюдать логическую последовательность. Изложение от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному должно соблюдаться неукоснительно. К изложению нового положения, новой идеи студентов необходимо подготовить кратким вступлением.

Переходя к изложению основного содержания занятия, преподаватель должен повторно сформулировать перед аудиторией первый вопрос занятия как исходный тезис, обоснованию которого будет подчинена вся логика его рассуждений в ходе изложения материала.

Закончив изложение первого вопроса, преподаватель должен сделать вывод по изложенному материалу, предложить студентам задать возникшие в ходе занятия вопросы и кратко на них ответить. Затем, в той же последовательности приступить к изложению следующего вопроса и т.д.

При раскрытии учебных вопросов необходимо подчеркнуть и выделить основные положения вопроса (в тексте занятия эти положения выделены курсивом).

При раскрытии первого вопроса необходимо уделить внимание разъяснению следующих моментов:

системы координат, используемые в топографии.

При раскрытии второго вопроса необходимо разъяснить:

сущность географических координат и порядок их определения по карте.

При раскрытии третьего вопроса необходимо разъяснить:

сущность плоских прямоугольных координат и порядок их определения по карте.

С целью активизации обучаемых, занятие по теме целесообразно проводить активным методом, используя элементы визуальной иллюстрации (применяя показ слайдов или наглядных пособий) и принципа обратной связи, используя в этих целях заранее подготовленные вопросы для обучаемых по изучаемой теме.

В ходе изложения основных вопросов занятия рекомендуется использовать мультимедиа проектор с подготовленным набором слайдов, на которых должны быть представлены:

— название и вопросы занятия;

— рекомендуемая для самостоятельного изучения литература;

— новые понятия, раскрываемые в ходе изложения материала;

— иллюстративный материал.

(Набор слайдов прилагается к тексту занятия).

Особенно убедительным является фактический материал. Факты, события и явления, приводимые преподавателем, должны отличать новизной и соответствовать опыту студентов. Нельзя приводить случайные примеры. Их нужно тщательно продумывать заблаговременно с таким расчетом, чтобы они полностью подтверждали основную идею. Количество примеров должно быть в пределах 3-4.

В процессе изложения материала активно используются технические средства обучения. На занятии используется компьютер, мультимедиа проектор, комплект слайдов.

При рассмотрении второго вопроса:

Рисунок 1. Географические координаты.

Рисунок 2. Шкалы географических координат и километровая сетка
на листе карты масштаба 1:25 000.

Рисунок 3. Географическая сетка и обозначение километровых линий на карте масштаба 1:500 000.

При рассмотрении третьего вопроса:

Рисунок 4. Система прямоугольных координат на топографических картах.

Рисунок 5. Обозначение координатной сетки смежной зоны за рамкой листа карты.

Рисунок 6. Определение по карте прямоугольных координат точки (А) и нанесение цели (Ц) на карту по координатам (с помощью офицерской линейки).

Они облегчают деятельность преподавателя, увеличивают объем информации, усиливают эмоциональную сторону восприятия. Применение технических средств должно естественно вливаться в словесное изложение материала, быть его продолжением и развитием. Управление техническими средствами должно быть полностью сосредоточенно в руках преподавателя. Это обеспечивает естественный переход от изложения материала к демонстрации наглядного материала и обратно.

В заключении преподаватель делает выводы по изученному материалу, дает задание на самостоятельную работу студентов.

 


Введение

Одно из самых главных достоинств карт состоит в том, что они снабжены системой координат.

Для определения положения точек пользуются различными системами координат, которые позволяют установить положение точек на плоскости или в пространстве путем задания соответствующих чисел. Существуют различные системы координат, которые находят применение в топографии, геодезии, астрономии.

Система географических координат удобна для решения задач по определению взаимного положения объектов, расположенных на значительных расстояниях друг от друга. Поэтому в военном деле эту систему используют главным образом для ведения расчётов, связанных с применением боевых средств дальнего действия, например, баллистических ракет, авиации и др.

Система плоских прямоугольных координат более удобна для ведения расчетов как при работе на местности, так и на карте. Поэтому в войсках эта система находит наиболее широкое применение. Прямоугольными координатами указывают положение точек местности, своих боевых порядков и целей, с их помощью определяют взаимное положение объектов в пределах одной координатной зоны или на смежных участках двух зон.

 

 


Вопрос № 1. Понятие о координатах.

Система координат – опорная система для определения положения точек в пространстве или на плоскостях и поверхностях относительно выбранных осей, плоскостей или поверхностей.

Координатами (от лат. со — «с», «вместе»; ordinatus — «упорядоченный») называются угловые и линейные величины (числа), определяющие положение точки на какой-либо поверхности или в пространстве.

В геодезии применяется большое количество систем координат. Основные из них – геодезические общеземные (геоцентрические) и референцные системы координат. Все геодезические данные определяются (измеряются или вычисляются) в конкретной геодезической системе координат.

Геодезическими данными принято называть величины, которые определяют средствами и методами геодезии, навигации, геодезической астрономии и геодезической гравиметрии. К ним относятся координаты, расстояния, азимуты и дирекционные углы, горизонтальные углы и горизонтальные направления, аномалии силы тяжести, уклонения отвесной лини, высоты квазигеоида над эллипсоидом. Все геодезические данные связаны с положениями конкретных точек в пространстве, в том числе на поверхности Земли.

Геодезические данные, относящиеся к точкам в пространстве, могут проектироваться на поверхность эллипсоида, а затем на плоскость проекции. В связи с этим в практической геодезии широко используются математические системы пространственных координат X,Y,Z, геодезических координат B,L,H и плоских прямоугольных координат х,у.

Геодезические общеземные системы координат основываются на следующих положениях:

— начало математической системы пространственных прямоугольных координат расположено в центре масс Земли;

— ось Z параллельна направлению на Международное условное начало;

— плоскость XOZ параллельна плоскости начального астрономического меридиана.

Референцные геодезические системы координат основаны на двух последних положениях. Начало математической системы пространственных прямоугольных координат в них не совмещают с центром масс Земли.

К общеземным (геоцентрическим) системам координат относятся:

— World Geodetic System (WGS-84);

— геоцентрическая система координат «Параметры земли 1990 года» (ПЗ-90);

— геоцентрическая система координат «Параметры земли 1990 года. Уточненная версия» (ПЗ-90.02);

— International Terrestrial Reference Frame (ITRF);

Референцными системами являются:

— Система геодезических координат 1930 года (СК-30);

— Система геодезических координат 1942 года (СК-42);

— Система геодезических координат 1995 года (СК-95);

— национальные системы геодезических координат (имеют свои названия).

В геодезических системах координат эллипсоиды ориентируются относительно математической системы пространственных прямоугольных координат следующим образом:

— центр эллипсоида совпадает с началом математической системы пространственных прямоугольных координат;

— малая ось эллипсоида совпадает с осью Z;

— плоскость начального (нулевого) геодезического меридиана совпадает с плоскостью XOZ.

Геодезические данные на одном и том же эллипсоиде, но в разных системах координат, выражаются разными величинами. Например, высоты квазигеоида над эллипсоидом Красовского в системах координат СК-42 и СК-95 разные.

При геодезических работах в Российской Федерации используется проекция Гаусса-Крюгера с элементами эллипсоида Крассовского. Геодезические данные в проекции Гаусса-Крюгера в системах координат СК-42 и СК-95 разные. Кроме проекции Гаусса-Крюгера применяется проекция Гаусса с местными координатными сетками.

Задание системы геодезических координат на поверхности эллипсоида осуществляется следующим образом. В качестве координат используются криволинейные координаты, известные как широта и долгота. Хотя начало координат определяется как точка на пересечении экватора и Гринвичского меридиана, в действительности для задания отсчета координат используется косвенный метод, когда для некоторой точки на реальной поверхности Земли (так называемого начального пункта) фиксируются значения широты и долготы, производится совмещение нормали к поверхности референц-эллипсоида и отвесной линии в данной точке, а плоскость меридиана исходного пункта устанавливается параллельно оси вращения Земли. Эти исходные данные, называемые также геодезическими датами (datum), жестко фиксируют систему геодезических координат относительно тела Земли. Для эллипсоида Красовского такая точка задана в Пулково (центр круглого зала обсерватории), и этим задается основа Системы координат 1942 г. (СК-42), Системы координат 1995г. (СК- 95).

Геодезические координаты центра круглого зала Пулковской обсерватории:

широта B0 = 59°46'18,55",

долгота L0 = 30°19'42,09",

высота x0 положена равной нулю.

Любые системы координат задаются каталогами координат геодезических пунктов. Общеземные системы задаются координатами пунктов сетей, создаваемых в основном методами космической геодезии. Для создания референцных систем развивают астрономо-геодезические сети.

Применяемые в настоящее время в стране государственные системы координат установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000г. №568:

— система СК-95 – для использования при осуществлении геодезических и картографических работ;

— система ПЗ-90 – для использования в целях геодезического обеспечения орбитальных полетов и решения навигационных задач.

Вывод: В топографии применяют такие системы координат, которые позволяют наиболее просто и однозначно определить положение точек земной поверхности как по результатам непосредственных измерений на местности, так и с помощью карт.

 


Вопрос № 2. Система географических координат.

В системе географических координат положение любой точки земной поверхности относительно начала координат определяется в угловой мере.

Географические координаты – угловые величины (широта и долгота), определяющие положение объектов на земной поверхности и на карте. Их подразделяют на астрономически е, полученные из астрономических наблюдений, и геодезические, полученные из геодезических измерений на земной поверхности.

Астрономические координаты определяют положение точек земной поверхности на поверхности геоида, куда они проектируются отвесными линиями: геодезические координаты определяют положение точек на поверхности земного эллипсоида, куда они проектируются нормалями к этой поверхности.

Расхождение между астрономическими и геодезическими координатами обусловлены уклонением отвесной линии от нормали к поверхности земного эллипсоида. Для большей части территории земного шара они не превышают 3-4" или в линейной мере 100 м. максимальное уклонение отвесной линии достигает 40".

На топографических картах применяются геодезические координаты. На практике при работе с картами их обычно называют географическими.

Географическими координатами какой-либо точки, например, М (рис. 1), являются её широта В и долгота L.

 

 

Рис. 1. Географические координаты

Широта точки B – угол, составленный плоскостью экватора и нормалью к поверхности земного эллипсоида, проходящей через данную точку. Счёт широт ведётся по дуге меридиана в обе стороны от экватора, от 0 до 90 градусов. Широты точек северного полушария называются северными (положительными), а южного – южными (отрицательными).

Долгота точки L – двугранный угол между плоскостью начального (Гринвичского) меридиана и плоскостью меридиана данной точки. Счёт долгот ведётся по дуге экватора или параллели в обе стороны от начального меридиана, от 0 до 180 градусов. Долготы точек, рас­положенных к востоку от Гринвича до 180 градусов, называются восточными (положительными, а к западу – западными (отрицательными).

По международному соглашению за начальный («первый», «нулевой») меридиан в 1884 г. принят меридиан, проходящий через меридианный круг старейшей астрономической обсерватории в Гринвиче (Лондон) до её перевода в замок Хёрстмонсо. Прежде для этой цели служили в разное время меридианы островов Иерро (Канарские острова), Парижской и Берлинской обсерваторий и др. В России в 19 в. счёт долгот вёлся от меридиана Пулковской обсерватории, которая была основана в 1839 г. немного южнее Санкт-Петербурга на Пулковских высотах (теперь эта обсерватория входит в черту города).

Для определения географических (геодезических) координат точек (объектов) и целеуказания используется географическая (картографическая, градусная) сетка – изображение на карте линий параллелей и меридианов. Параллель (от греч. «параллелос» – «идущий рядом») – это любая линия, все точки которой имеют одинаковую широту, а меридиан (от лат. meridi-anus – «полуденный») – линия, все точки которой лежат на одной географической долготе. На топографических картах линии параллелей и меридианов являются внутренними рамками листов: их широта и долгота подписываются на углах каждого листа.

Географическая сетка полностью показывается лишь на топографических картах масштаба 1:500 000 (параллели проведены через 30', а меридианы – через 20') и 1:1 000 000 (параллели проведены через 1°, а меридианы – через 40'). Внутри каждого листа карты на линиях параллелей и меридианов подписаны их широта и долгота, которые позволяют определять географические координаты на большой склейке карт.

На картах масштабов 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000 и 1:200 000 стороны рамок разделены на отрезки, равные в градусной мере 1'. Минутные отрезки оттенены через один и разделены точками (за исключением карты масштаба 1:200 000) на части по 10". Кроме того, внутри каждого листа карт масштабов 1:50 000 и 1:100 000 показывается пересечение средних параллели и меридиана и дается их оцифровка в градусах и минутах, а вдоль внутренней рамки даны выходы минутных делений штрихами длиной 2-3 мм, по которым можно прочертить параллели и меридианы на карте, склеенной из нескольких листов.

Если территория, на которую создана карта, находится в западном полушарии, то в северо-западном углу рамки листа правее подписи долготы меридиана помещается надпись «К западу от Гринвича».

Определение географических координат точки по карте производится по ближайшим к ней параллели и меридиану, широта и долгота которых известны. Для этого по карте масштабов 1:25 000 – 1:200 000 (рис. 2), надо приложить линейку к этой точке так, чтобы она проходила через одноимённые деления (или их доли) на шкалах западной и восточной сторон рамки, и по одной из этих шкал сделать отсчёт. Аналогично, пользуясь шкалами северной и южной сторон рам­ки, определяют и долготу точки.

 

 

Рис. 2. Шкалы географических координат и километровая сетка
на листе карты масштаба 1:25 000

При определении географических координат по карте масштаба 1:500 000 или 1:1 000 000 вместо шкал на рамке карты линейку прикладывают к одноимённым делениям (или их долям), находящимся на меридианах (параллелях), ближайших к определяемой точке (рис. 3).

 

Рис. 3. Географическая сетка и обозначение километровых линий на карте масштаба 1:500 000

Вывод: На топографических картах применяются геодезические координаты. На практике при работе с картами их обычно называют географическими. Для определения географических (геодезических) координат точек (объектов) и целеуказания используется географическая (картографическая, градусная) сетка – изображение на карте линий параллелей и меридианов.


Вопрос № 3. Плоские прямоугольные координаты.

Система плоских прямоугольных координат является зональной; она установлена для каждой шестиградусной зоны, на которые делится поверхность земли при изображении её в проекции Гаусса, и предназначена для указания положения изображений точек земной поверхности на плоскости (карте) в этой проекции.

Началом координат в зоне является точка пересечения осевого меридиана с экватором, относительно которой и определяется в линейной мере положение всех остальных точек зоны. Начало координат зоны и её координатные оси занимают строго определённое положение на земной поверхности. Поэтому система плоских прямоугольных координат каждой зоны связана как с системами координат всех остальных зон, так и с системой географических координат.

За оси координат (рис. 4) в этой системе приняты изображение осевого меридиана координатной зоны — ось абсцисс Х и изображение экватора — ось ординат Y.

 

 

Рис. 4. Система прямоугольных координат на топографических картах:

а — одной зоны; б — части зоны.

 

Оси координат делят зону на четверти, счёт которых ведётся по ходу часовой стрелки от положительного направления оси Х. За положительное направление осей принимают: для оси абсцисс — направление на север, для оси ординат — на восток.

Положение какой-либо точки, например M, указывается её расстоянием от осей координат: абсциссой Х и ординатой Y.

Чтобы не иметь дела с отрицательными ординатами, условились значение ординаты Y осевого меридиана каждой зоны принимать равным 500 км. Этим самым ось Х как бы переносят к западу от осевого меридиана на 500 км.

Так как в каждой зоне числовые значения ординат повторяются, то для того, чтобы по координатам точек можно было определить, к какой зоне она относится, к значению ординаты слева приписывается номер зоны.

Применение линейных величин для определения местоположения точек делает систему плоских прямоугольных координат весьма удобной для ведения расчётов как при работе на местности, так и на карте. Поэтому в войсках эта система находит наиболее широкое применение. Прямоугольными координатами указывают положение точек местности, своих боевых порядков и целей, с их помощью определяют взаимное положение объектов в пределах одной координатной зоны или на смежных участках двух зон.

Определение прямоугольных координат.

На всех листах карт (кроме карты масштаба 1:1 000 000) имеется сетка квадратов (рис. 2), которую называют прямоугольной координатной сеткой. Линии сетки проведены параллельно осям координат через 2 см на картах масштабов 1:50 000 – 1:500 000 и через 4 см на карте масштаба 1:25 000, что соответствует целому числу километров на местности. Поэтому прямоугольную координатную сетку называют также километровой, а её линии — километровыми.

Координатная сетка используется для определения прямоугольных координат точек, отыскания на карте местоположения различных объектов при докладах, постановке задач, составлении донесений, для быстрой глазомерной оценки расстояний, площадей, определения направлений и ориентирования карты.

Километровые линии, ближайшие к углам рамки листа карты, подписываются полным числом километров, остальные — сокращённо, последними двумя цифрами. Таким образом, подпись 5588 (рис. 2) у крайней снизу горизонтальной линии означает, что эта линия проходит в 5588 км к северу от экватора. Подпись 6394 км у крайней слева вертикальной километровой линии означает, что она находится в шестой зоне и проходит в 394 км от начала отсчёта ординат, т.е. на 106 км западнее осевого меридиана зоны.

В том случае, когда приходится пользоваться картой в сложенном виде, определить числовые значения километровых линий можно по подписям, расположенным внутри листа у пересечений горизонтальных линий с вертикальными (рис. 2).

Так как вертикальные километровые линии параллельны осевому меридиану своей зоны, а осевые меридианы соседних зон между собой не параллельны, то при смыкании сеток двух зон линии одной из них расположатся под углом к линиям другой. Вследствие этого при работе на стыке зон могут возникнуть затруднения с использованием координатных сеток, так как они будут относиться к разным осям координат.

 

 

Рис. 5. Обозначение координатной сетки смежной зоны за рамкой листа карты

 

Чтобы устранить это неудобство, в каждой зоне на всех листах карт, расположенных в пределах 2 градусов к востоку и западу от границы зоны, обозначена координатная сетка смежной зоны. Чтобы не затемнять такие листы карты, эта сетка показана на карте лишь её выходами за рамку листа (рис. 5). Её оцифровка представляет собой продолжение нумерации километровых линий смежной зоны. Километровой сеткой смежной зоны пользуются тогда, когда работа ведётся с листами карт на стыке двух зон и требуется пользоваться на всех этих листах единой системой координат. Эту сетку проводят карандашом на листах карт одной из этих зон, соединяя по линейке противоположные концы одноимённых километровых (вертикальных и горизонтальных) линий сетки соседней зоны.

Чтобы указать приближённое местоположение какого-либо пункта на карте, достаточно назвать квадрат сетки, в котором он расположен. Для этого читают (называют) оцифровку сначала горизонтальной километровой линии, образующей южную сторону квадрата, а затем вертикальной линии, образующей его западную сторону, т.е. сначала абсциссу, а затем ординату юго-западного угла квадрата.

Например, при указании положения высоты 118,0 (рис. 5) следует сказать: «Квадрат сорок, сорок два: высота 118,0». В письменной же форме это будет выглядеть так: «Высота 347,1 (4042)».

Для более точного указания положения какой-либо точки определяют её координаты. Для этого к координатам южной и западной линий квадрата, в котором она находится, добавляют расстояния до определяемой точки от этих линий, записывая отдельно абсциссу X и ординату Y точки.

 

 

Рис. 6. Определение по карте прямоугольных координат точки (А)
и нанесение цели (Ц) на карту по координатам (с помощью офицерской линейки)

 

Определяя, например, координаты точки A (рис. 6), сначала записывают абсциссу нижней километровой линии квадрата, в которой находится эта точка (т.е. 78). Затем измеряют по масштабу расстояние (по перпендикуляру) от точки A до этой километровой линии, т.е. отрезок «m», и полученную величину (1,225 км) добавляют к абсциссе линии. Так получается абсцисса X точки A. Для получения ординаты Y точки записывают ординату левой (вертикальной) стороны того же квадрата (т.е. 14) и затем добавляют к ней расстояние, измеренное по перпендикуляру от определяемой точки до этой линии, т.е. отрезок «n» (в нашем примере n = 1,365 км).

Таким образом, координаты точки A:

X = 79225; Y = 15365.

Так как в данном случае при определении координат точки цифровое обозначение километровых линий было записано не полностью, а лишь последними двумя цифрами (78 и 14), то такие координаты называются сокращёнными координатами точки A.

Если же оцифровку километровых линий записывать полностью, то получим полные координаты. Для точки A:

X = 6179225; Y = 8315365.

Если сокращённые подписи километровых линий на данном участке карты не повторяются, а потому положение объектов на нём определяется однозначно, то пользуются сокращёнными координатами. В противном случае применяются полные координаты.

При определении координат точек по карте и нанесении точек на карту по координатам измерения выполняют циркулем или линейкой с миллиметровыми делениями. Для этой цели могут применяться также специальные координатомеры, которые несколько упрощают работу, заменяя циркуль и масштабную линейку. Простейшим координатором служит офицерская линейка, на двух взаимно перпендикулярных краях которой, разбитых на миллиметровые деления, имеются подписи «X» и «Y». Пользование офицерской линейкой для нанесения на карту точки «Ц» по её координатам показано на рис. 6.

Вывод: Для определения плоских прямоугольных координат точек (объектов) и целеуказания используется координатная (километровая) сетка. Координатная сетка используется для определения прямоугольных координат точек, отыскания на карте местоположения различных объектов при докладах, постановке задач, составлении донесений, для быстрой глазомерной оценки расстояний, площадей, определения направлений и ориентирования карты.

 


 

Заключение

Подытоживая материал занятия, следует еще раз напомнить роль и значение топографических карт при решении различных боевых задач в современных условиях.

Важным элементом карты является сеть координатных линий — плоское изображение сети соответствующих линий на земном эллипсоиде.

При изготовлении карты, сетка служит остовом для построения картографического изображения.

При пользовании картой она позволяет определять координаты точек земного эллипсоида, наносить на карту точки по их координатам, измерять направление линий относительно стран света, вычислять масштабы и искажения в любом месте карты.

Практические задачи ― нанесение на карту точек по их географическим координатам или определение координат точек по карте, решаются с относительной простотой только на картах в цилиндрических проекциях, у которых меридианы и параллели образуют две системы взаимно перпендикулярных параллельных линий.

При использовании топографических карт для точного указания положения пунктов, передачи по карте расстояний, быстрого расчета направлений и расстояний и т. п. необходимы простые действия, которые могут быть обеспечены сеткой прямоугольных координат. Последняя показывается на современных топографических картах дополнительно к картографической сетке. С этой целью на земном эллипсоиде выбирают две системы линий, которые в проекции топографической карты изображаются сеткой квадратов. В проекции Гаусса-Крюгера осями такой сетки служат изображаемые прямолинейно осевой меридиан зоны и экватор.

В заключении преподаватель делает выводы по изученному материалу, дает задание на самостоятельную работу студентов.

 


 

Лекция № 2. Полярные координаты и целеуказание по карте

Учебные и воспитательные цели:

1. Ознакомить с системами координат.

2. Изучить углы, применяемые в военной топографии и взаимосвязь между ними, способы целеуказания по карте.

3. Воспитывать уверенность в информационных свойствах и точности отечественных топографических карт.

4. Воспитывать моральную и психологическую готовность к защите Отечества, к точному и строгому выполнению требований уставов, наставлений, положений Российского законодательства.

Время — 90 минут.

Расчет учебного времени

 

№№ п/п Учебные вопросы Время, мин
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ  
2. Основная часть  
  1. Полярные и биполярные координаты.  
  2. Определение дирекционных углов и магнитных азимутов.  
  3. Способы целеуказания по карте.  
3. ЗаключИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  

Материально-техническое обеспечение:

1. Компьютер.

2. Мультимедиа проектор.

3. Учебно-методические документы на занятие.

Литература:

1. Бызов Б.Е., Коваленко А.Н. Военная топография. Для курсантов учебных подразделений. ― М. Воениздат, 1990.

2. Бубнов И.А., Богатов С.Ф. и др. Военная топография. ― М. Воениздат, 1977.

3. Говорухин А.М., Куприн А.М., Коваленко А.Н., Гамезо М.В. Справочник по военной топографии. ― М. Воениздат. 1980.

4. Герасимов Ф.Я., Говорухин А.М. и др. Краткий топографо-геодезический словарь-справочник. ― М. Издательство «Недра», 1968.

Задание на самостоятельную работу студентам:

Выполнить рекомендации по подготовке к практическому занятию в соответствии с заданием на практическое занятие.

Методические указания по подготовке и проведению занятия:

Тема «Полярные координаты и целеуказание по карте» является одной из основных при изучении дисциплины «Общая тактика» и как следует из названия, должна заложить мировоззренческую базу топогеодезического о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...