Теоретические аспекты воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях
Содержание
Введение Глава 1. Теоретические аспекты воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях 1.1. Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста 1.2. Динамика анатомо-физиологического развития детей раннего возраста 1.3. Развитие речи и мышления детей раннего возраста Глава 2. Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста 2.1. Задачи и методы воспитания детей раннего возраста 2.2. Сенсорное развитие детей раннего возраста 2.3. Развитие речи детей раннего возраста 2.4. Развитие игровой деятельности детей раннего возраста 2.5. Методика организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях Глава 3. Взаимодействие персонала дошкольного образовательного учреждения с детьми раннего возраста 3.1. Методическая деятельность в воспитании и обучении детей раннего возраста в ДОУ 3.2. Педагогическо-воспитательная деятельность 3.3. Особенности работы персонала в период адаптации детей раннего возраста к детскому учреждению Выводы Список литературы Приложения Введение
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы. В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.
Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Период от рождения до 6 лет имеет жизненно важное значение для всей будущей жизни ребенка. Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального потенциала ребёнка. Обучение погружает ребёнка в мир информации по всем разделам человеческих знаний в оптимальный возрастной период (от 1 года до 3 лет). Только в результате непосредственного обучения в период от 1 года до 3 лет возникает возможность гармоничного воздействия на умственное созревание благодаря занятиям по следующим направлениям: сенсорное развитие,
развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи), формирование элементарных математических представлений, формирование развития речи, развитие мелкой и крупной моторики, физическое развитие, музыкальное развитие, творческое развитие (обучение лепке, рисованию, конструированию). У детей, с раннего возраста занимающихся в ДОУ по образовательной программе, формируются эстетические мерки в результате усвоения норм и правил поведения, отражающие отношение к универсальным человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе ДОУ у детей возникает важное новообразование - осознание своего социального «Я». Дети, получающие задания от педагога, ненавязчиво с раннего возраста учатся организованности, что ведёт к отсутствию комплексов, к преодолению излишней застенчивости. Правильно построенная воспитательно-образовательная программа учит детей самоорганизованности -формируется предпосылка на всю жизнь к организации своей деятельности, учёбы, работы. Параллельно с получением дошкольного образования и воспитания дети учатся работать в коллективе. Актуальность исследуемой темы связана еще и с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающихся на новых технологиях обучения. Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей. Вместе с тем значительное сокращение ясельных групп в дошкольных учреждениях в 90-е годы ХХ века сказалось на практике работы с детьми раннего возраста. Например, значительно уменьшилось количество научной и методической литературы, раскрывающей специфику организации педагогического процесса с детьми до 3 лет; не обогащалась материальная база дошкольных учреждений пособиями и необходимым оборудованием для работы в ясельных группах. Подавляющая часть развивающих программ, разработанных в последние годы, рассчитана на работу с детьми 4 лет и старше. Поэтому сегодня следует говорить не о развитии системы раннего образования, а о его возрождении, необходимости создания новых программ, методических пособий, подготовки квалифицированных кадров, способных за короткое время решить проблему научной организации процесса развития и обучения детей раннего возраста с учетом новых направлений в педагогической теории и практике.
Целью дипломной работы является изучение воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Объект исследования – процесс воспитания и обучения детей раннего возраста. Задачи исследования: - Рассмотреть психолого-педагогические, методические аспекты воспитания и обучаемости детей раннего возраста; - Изучить возрастную периодизацию и характеристику раннего возраста детей; - Рассмотреть динамику анатомо-физиологического развития детей раннего возраста; - Проанализировать педагогические условия воспитания и обучения детей раннего возраста в ДОУ. В ходе работы были применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогических, методических трудов; подбор и составление методик для воспитательно-образовательного процесса. Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы. В работе использованы книги, учебники и учебные пособия, методическая литература, статьи и публикации по исследуемой теме. Теоретические аспекты воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|