Философская и научная культура
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В период классического средневековья западноевропейские философы (все они были профессиональными теологами, или богословами) и ученые получили возможность читать, поначалу в арабских переводах, сочинения античных греческих и эллинистических философов. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья – схоластика («школьная» философия, от греч. «схоластикос» – школьный). Схоласты исходили из тезиса, что «вечная истина» содержится в Библии и комментариях к ней, написанных отцами церкви (сверхъестественное знание, «откровение»), а также в работах Платона и особенно Аристотеля (естественное знание) и комментариях к ним позднеантичных и арабских философов. Эту истину схоласты и пытались «извлечь», сделать доступной, анализируя и толкуя древние тексты. При этом они широко применяли логику, рациональные рассуждения, используя при анализе противоречащих тезисов и значений опыт римского права. Самые известные представители схоластики – Ансельм Кентерберийский, Абеляр (ранняя схоластика, XI-XII вв.), Альберт Великий и Фома Аквинский (зрелая схоластика, XII-XIII вв.), Дунс Скотт, Оккам и Роджер Бэкон (поздняя схоластика, XIII-XIV вв.). В конце концов схоластика выродилась в бессодержательные формальные рассуждения, оторванные от реальности. Схоласты, настаивая на главенстве религиозных догматов («философия есть служанка богословия»), разработали виртуозную технику анализа текстов, выявления смыслов и различий между ними. Поздняя схоластика указывала на важность человеческой воли, предлагала применять для постижения истины математику, эксперименты (Р. Бэкон). Было сформулировано требование гармонии разума и веры. Всё это подготовило дальнейшее развитие науки.
В собственно научной культуре наиболее заметна в средние века была алхимия, древнее искусство, посвященное преимущественно поискам субстанции, которая могла бы превращать обычные металлы в золото или серебро и служить средством бесконечного продления человеческой жизни. Поначалу попытки достичь этой цели были сугубо эмпирическими, но начиная с IV века н.э. начинают решительно преобладать астрология, магия и колдовские ритуалы. Алхимия была во многих отношениях предшественницей современной науки, особенно химии. Итальянский философ-схоласт Фома Аквинский, каталанский священник Раймонд Луллий, бенедиктинский монах Бэзил Валентин (работавшие в XV веке) также много сделали для будущего прогресса химии, хотя и оставаясь в рамках алхимических подходов, своими открытиями использования мышьяка, получения амальгам, возгонки винного спирта, или этилового алкоголя. Наиболее знаменит был швейцарский алхимик XVI века Филиппус Парацельс. Вместе с тем в средние века некоторые увлеченные люди продолжали астрономические наблюдения, занятия математикой, медициной, систематизацию знаний о Земле, растениях, животных, хотя уровень этих занятий был весьма невысок. В Средние века имели место впечатляющие изменения в технологии. Особенно сильными, буквально поразительными, они были в эпоху Возрождения. Усилия повысить продуктивность сельского хозяйства; развитие оружия, возрастающее умение использовать порох; интенсивное использование морских судов и совершенствование искусства навигации, включая использование телескопов; весь ряд механических искусств Средних веков и Ренессанса, таких, как архитектура, инженерное дело, оптика, конструирование ручных и башенных часов – все это заслуживает самой высокой оценки. Ко времени Коперника и Галилея в XVI веке существовал достаточно широкий фундамент физических наук, в значительной степени эмпирический, но без тех теоретических усложнений, с помощью которых может быть построено здание современной физической науки.
В средневековой медицинской школе и в среде художников Ренессанса велись эмпирические исследования человеческого тела, которые установили основания физиологии. Самым, пожалуй, парадоксальным результатом средневековой научной культуры является возникновение на базе схоластических методов и иррациональной христианской догматики новых принципов познания и обучения. Пытаясь найти гармонию веры и разума, соединить иррациональные догмы и экспериментальные методы, мыслители в монастырях и духовных школах постепенно создавали принципиально новый способ организации мышления – дисциплинарный. Наиболее развитая наука той поры, теология, приобрела впервые в духовной практике все характерные черты научной дисциплины. Именно теологи, обсуждая проблемы синтеза языческой рациональной философии и христианских библейских принципов, нащупали те формы деятельности и передачи знаний, которые оказались наиболее эффективны и необходимы для возникновения и становления современной науки: принципы обучения, оценки, признания истины, которые используются в науке и сегодня. «Диссертация, защита, диспут, звание, сеть цитирования, научный аппарат, объяснение с современниками с помощью опор - ссылок на предшественников, приоритет, запрет на повтор-плагиат, - все это появилось в процессе воспроизводства духовных кадров, где обет безбрачия вынуждал использовать «инородные» для духовной профессии подрастающие поколения» (Петров М.К., 1978, с. 115).
Художественная культура
После падения Рима в 476 году развитие раннефеодальных обществ обусловило возникновение ряда довольно простых стилей в искусстве, которые в целом принято называть «варварскими»; они составляют пра-романский стиль. Эти стили, характеризуемые использованием «звериных» форм и комплексом характерных декоративных приемов, различны в каждом регионе. В Ирландии этот стиль называется «кельтским», в Англии «саксонским», во Франции Меровингским, в Испании Вестготским.
По имени франкского императора Карла Великого франкское искусство VIII и начала IX веков называют каролингским (от Каролюс, латинской формы имени Карла). Для обозначения возрождения искусства и классического образования при Карле Великом многие историки используют термин Каролингский Ренессанс. В конце пра-романского периода наследие римского стиля смешивалось с византийскими; с ближневосточными, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византии; с германскими; с кельтскими; с чертами стилей других северных племен. Различные комбинации этих влияний привели к возникновению в Западной Европе множества локальных стилей, которые, тем не менее, имеют сходные черты. Их часто объединяют под именем романского стиля.
Романский стиль
Название происходит от латинского слова romanus – римский и обозначает совокупность стилей в западноевропейском искусстве Х-ХII веков. Сходство локальных стилей в различных странах Западной Европы возникло как результат религиозного единства: мировоззрение и менталитет жителей этих стран определялись христианством. Христианство модифицировало национальные культуры; его решающее влияние (через церковь) наиболее очевидно в архитектуре, скульптуре и живописи. Кроме того, художественный стиль раннего Средневековья отличается духом воинственности, включая необходимость самозащиты от постоянно ожидавшихся нападений. Основное количество сохранившихся принципиально важных памятников пра-романского и романского стиля являются архитектурными сооружениями. Это объясняется, в частности, и тем, что в 1000 году христианская церковь ожидала конец света, почему особенно усилилось церковное строительство. Наряду с этим активно возводились рыцарские замки. Собственно, как раз храмы и замки и стали наиболее типичными памятниками романского стиля. Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами (арочными поддерживающими конструкциями). Главной причиной для разработки каменных арок была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий пра-романских зданий. Введение вольтовых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов. Здания романского стиля имеют простые, лаконичные геометрические формы и напоминают крепости (мощные стены, небольшое количество маленьких окон). Для украшения частое применялись колоннады античного ордера, остроконечные башенки – пинакли, скульптура. Скульптура романского стиля производит впечатление несовершенной, созданной неумелыми мастерами, так как она принципиально нереалистична.
Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников: колонны с абстрактными орнаментами, украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, как правило, сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В них не соблюдалась перспектива, фигуры были плоскими. Лица рисовались с преувеличенно большими глазами, как на византийских иконах. Позы искусственны, портретное сходство отсутствует. Короли и императоры изображались более крупными по размеру, чем более крупным, чем его вассалы и слуги, а самыми крупными – святые. Пра-романские художники достигли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. Иллюстрированные рукописи этой эпохи следуют образцам Византии и раннего христианства. К византийским и раннехристианским источникам добавились германские звериные мотивы и происходящие из Ирландии узоры сложного плетения, на основе которых были разработаны орнаменты высочайшего уровня.
Готический стиль
Готика, готический стиль возник и господствовал в западноевропейской художественной культуре непосредственно после романского. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года и распространилось по всей Европе в течение следующего столетия. Термин «готика» сегодня применяют к позднему, высокому или классическому средневековью. Готический стиль обслуживал прежде всего церковь. Период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры. Готический стиль наиболее ярко представлен в архитектуре. Характерным признаком готического стиля стали ребристые своды. Средневековые церкви романского стиля имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть стены наружу, что могло обрушить здание. Чтобы держать такие своды, стены романских строений должны были быть толстыми и тяжелыми. В начале 12-го века каменщики разработали ребристые своды: стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно. Эти арки могли опираться просто на колонны, стены перестали быть несущими конструкциями. В строительном деле поэтому произошла настоящая революция. Новый свод, который был тоньше и легче, позволил решить многие архитектурные проблемы. Толстые стены романской архитектуры сменились более тонкими; в них стало возможным устраивать обширные оконные проемы, так что нефы храмов стали освещаться очень ярко. В гигантские окна стали монтировать витражи из цветного стекла, усиливавшие впечатление праздничности, отличности от обыденной жизни.
Готический свод сообщил соборам общий характер легкости, устремленности ввысь. Храмы стали намного более динамичными и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской Богоматери (начат в 1163). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Влияние французской готики быстро распространилось на Испанию, Германию, Англию. В Италии оно было не столь сильным. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Готическая скульптура в 12-м и начале 13-го века была по своему характеру преимущественно архитектурной. С XIV в. к украшениям готических соборов добавилась тончайшая резьба по камню, каменное кружево. Такой стиль иногда называют «пламенеющей готикой». Готические соборы в средневековых европейских городах были самыми заметными, самыми красивыми сооружениями, что подчёркивало роль церкви в жизни и в культуре. Собор был украшением города, а значит, и символом его богатства. В дни религиозных праздников (а их в средние века было множество, и длились они часто не по одному дню) собор становился главным центром общественной жизни, куда горожане приходили на театрализованные представления. Готическая эпоха закончилась в Италии в начале ХV века с приходом Ренессанса. В остальной части Европы готическое искусство и архитектура продолжали существовать в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|