Расходы бюджета на социальные цели
В социальную инфраструктуру общества входят учреждения образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения и т.п. В современных условиях на содержание и развитие социальной инфраструктуры финансовые ресурсы направляются из нескольких источников: бюджета; внебюджетных фондов; средств юр. и физ. лиц. Бюджетные ассигнования составляют более 70% всех финансовых источников, направляемых на социальную инфраструктуру. Это расходы государства на соц.- культурные мероприятия. В их состав входят расходы на образование, культуру, искусство, средства массовой информации, здравоохранение, физическую культуру, социальную политику. Доля вышеперечисленных расходов в бюджетах территорий гораздо выше, чем в федеральном бюджете. Это значит, что всю тяжесть по обеспечению социальной сферы власти на местах должны взять на себя. Если учесть, что более половины территориальных бюджетов дефицитны, то следует один вывод – социальная сфера РФ получает недостаточно ассигнований, она финансируется по остаточному принципу. Образование. Расходы на образование призваны осуществлять в основном бюджеты территорий. Финансирование учреждений образования опирается на государственные и местные нормативы в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу образовательного учреждения. Здравоохранение. С 1993 г. в соответствии с действующим законодательством происходит поэтапное реформирование систем организации, финансирования и управления здравоохранением на основе программно-целевых методов планирования с поэтапным внедрением механизма медицинского страхования. В настоящее время модель финансового обеспечения здравоохранения включает: бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС), фонды медицинских страховых организаций и другие источники.
Порядок финансового взаимодействия субъектов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС): (предприятия и т.п.) перечисляют страховые платежи в ФОМС (федеральный и территориальные); органы исполнительной власти перечисляют платежи в ФОМС на неработающее население 2 раза в месяц в размере шестой части квартальной суммы средств, предусмотренной в террит. бюджете; территориальный фонд (ФОМС) ежемесячно перечисляет средства на счета страховых компаний, работающих в системе ОМС; оплата счетов-фактур медицинских учреждений производится ежемесячно в режиме «аванс – окончательный расчет». Окончательный расчет осуществляется в соответствии с фактически выполненными объемами медпомощи. Соц. защита населения – это деятельность по оказанию услуг (бесплатно или на льготных условиях) престарелым, инвалидам, многодетным, неполным семьям, молодым семьям и др. В связи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задач остановимся на перспективных направлениях реформирования социального комплекса. Поскольку в период формирования рыночных отношений значительно возросли потребности населения в конкретных общественных благах, это не только привело к активизации социальной политики, но и предопределило необходимость внесения корректив в бюджетную политику государства, потребовало выработки особой стратегии оплаты общественных расходов. На социальную политику в 2002 году, было запланировано 430350,5 млн. руб., или 22,1 % всех расходов. Из них было профинансировано увеличение пенсий: так, если трудовая пенсия по старости на 31 декабря 2001 года составляла 1073 руб., то в 2002 г. - 1590 руб., пенсии инвалидов и участников войны выросли с 2671 руб. до 3400руб. С 1 апреля 2004 года пенсии также выросли в среднем на 121 руб.
Было обеспечено повышение денежного довольствия военнослужащих. Оклады по воинской должности увеличились в 2-2,4 раза, кроме того, вдвое выросли надбавки за выслугу лет. В полном объеме обеспечивалась текущая выплата детских пособий гражданам, имеющим детей, предыдущую задолженность удалось сократить (на 4,2 млрд. руб в 2002 году). В 2002 г. сохранялась социальная направленность региональных бюджетов - 46% средств направлялось на финансирования учреждений социально-культурной сферы, 16% - на жилищно-коммунальное хозяйство, 3% - на правоохранительную деятельность, 2% - на сельское хозяйство. Для большинства регионов 2002г. был непростым: произошло снижение доходов в связи с сокращением налогового бремени и увеличением расходов, связанных с повышением заработной платы работникам бюджетной сферы. Фонды оплаты труда увеличились на 60-40%, соответственно доля зарплаты в бюджетах регионов увеличилась с 24,7% в 2001 г. до 32,4% в 2002г. параллельно увеличивался и размер финансовой помощи бюджетам регионов: в 2000 г. финансовая помощь составляла 2,1% ВВП, в 2001г. – 2,3% ВВП, а в 2002 г. - 2,5% ВВП. Выплаты повышенной зарплаты (с декабря 2001г.) производились с одновременным погашением ранее накопившейся задолженности. Своевременно и в необходимом объеме изыскивались и предоставлялись средства на ликвидацию произошедших в 2002 г. стихийных бедствий. На эти цели из федерального бюджета было выделено 4,5 млрд. руб. бюджетных ссуд. В 2002 г. значительно увеличен объем средств, направляемых на предварительную компенсацию гарантированных сбережений граждан. За период с 1996г. по ноябрь 2002г. компенсацию получили граждане РФ в сумме 39 млрд. руб., при этом за 2002 г. - 15,7 млрд. руб. в 2003 г. выплаты должны были составить 20 млрд. руб., что должно позволить расширить группы вкладчиков, получающих компенсационные выплаты. Необходимые финансовые ресурсы в 2002 году выделялись на проведение судебной реформы, в частности увеличение штатной численности судей и работников аппаратов судов, а также введение суда присяжных. В целом на финансирование судебной власти в 2002 году в бюджете предусматривалось 19112 млрд. руб., что составляет 0,17 % к ВВП.
В 2003г. приоритетными направлениями расходования бюджетных средств являлись национальная оборона (345725,5млн. руб. или 14,7% всех расходов), судебная система (25 451,9 млн. руб - 1,1%), наука (40 250,0 млн. руб или 1,7%) и образование (97 627,0 млн. руб. - 4,2 %). В тоже время федеральный бюджет 2003 года характеризовала его социальная направленность. Доля расходов федерального бюджета на национальную оборону и правоохранительную деятельность в 2003 г. в общем объеме федерального бюджета составила 25,1%, что превышает уровень 2002г. на 2,1 процентных пункта. На выплату пенсий, пособий, компенсация военнослужащим и их семьям в 2003г. было предусмотрено 104,6 млрд. руб., что почти в два раза больше чем в 2002г. соответственно доля расходов на эти цели в общем объеме расходов федерального бюджета значительно выросла. Объем ассигнований в 2003г. на судебную систему был предусмотрен в размере 25,5 млрд. руб., что на 27,9% больше уровня 2002г. и позволяет реализовать меры по финансовому обеспечению проводимой реформы судебной власти. Общий объем ассигнований на развитие науки был запланирован в сумме 40,2 млрд. руб., или с ростом против ожидаемой оценки 2002 г. на 34,4%. Расходы на образование в 2003г. были запланированы в размере 97,6 млрд. руб, что на 22,2% больше чем в 2002г. При этом в общем объеме расходов федерального бюджета доля расходов на образование - 4,2% В 2003 году проводилось финансовое обеспечение дальнейшего повышения зарплат работников здравоохранения и образования, а также переход от единой тарифной сетки (ЕТС) к отраслевой системе по оплате труда. В 2002 г. средний оклад врача увеличился на 90%, медсестры - на 84%. Вдове увеличены оклады учителям и на 72 профессорско-преподавательскому составу в ВУЗах. В 2003 г. зарплата медицинских работников увеличилась на 8,2%, а учителей - на 55%. Существенная статья 2003года увеличения социальных расходов - это значительное повышение пенсий, выплачиваемых из бюджета. Прежде всего, это пенсии военнослужащим. Общее повышение составляет по ряду групп пенсионеров полтора - два раза роста пенсии. В целом можно сказать, что за последние годы существенно возрастают расходы государства на оплату труда работников бюджетной сферы, увеличился размер средств, направляемых на оплату всех видов коммунальных услуг, существенно сократилось число федеральных целевых программ и вместе с тем возрос объем ассигнований, направляемых на их реализацию. Увеличились расходы на проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу.
Стоит отметить, что существенный объем расходов федерального бюджета, составляют расходы, проходящие по разделу «Финансовая помощь бюджетам других уровней». Целью предоставления субъектам Федерации средств из Федерального фонда финансовой поддержки (ФФФП) регионов является выравнивание бюджетной обеспеченности регионов на душу населения. При утверждении федерального бюджета устанавливаются ставки отчислений от соответствующих федеральных налогов и доходов в бюджеты субъектов Федерации из ФФФП регионов. Финансовая помощь имеет значительный удельный вес в общей сумме расходов: в 1996г. - 12,5%, в 1997г. - 11,9, в 1998г - 10,1, в2000г - 8,1,в 2001 -17,64,в 2002г - 13,63, в 2003- 30,3 % или 711431,4 млн.руб. В частности, при распределении средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ в 2004 году, Омской области будет выделена дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ в сумме 2 922 991,0 тыс. рублей, из 175 810 866,0 тыс. руб. запланированных федеральным бюджетом 2004 года на финансовую помощь бюджетам других уровней.
2. Расходы бюджета на управление Расходы на управление включают расходы на функционирование органов законодательной и исполнительной власти на всех уровнях государственного управления: 1) на содержание органов государственной власти (выступают в качестве финансовой базы деятельности Администрации Президента и Конституционного суда). Они включают затраты Правительства, республиканских министерств, представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств. Сюда же относятся регулирование и контроль в области финансовой и налогово-бюджетной политики. К институтам, осуществляющим финансовые и фискальные услуги, относятся Казначейство, Министерство финансов, налоговая инспекция и налоговая полиция, таможенные органы. В эту статью следует включать резервные фонды: Резервный фонд Президента РФ, Резервный фонд Правительства РФ, Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; 2) на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Эта группа расходов в РФ значительно возросла в связи с обострением криминогенной ситуации и разрешением межнациональных конфликтов;
3) на проведение выборов и референдумов, т.е. включают в себя затраты на выборы Президента, депутатов Государственной Думы, народных судей. В эту статью включаются также расходы на функционирование Счетной Палаты Российской Федерации и статистической службы; 4) прочие расходы на управление, проходящие по другим разделам бюджетных расходов. Здесь же отражается внешнеполитическая деятельность, включая расходы на реализацию международных договоров Российской Федерации(в т.ч. по ликвидации, сокращению и ограничению вооружений), фундаментальные научные исследования. Наука обособляется в том случае, когда расходы на нее составляют значительную часть государственных расходов. Прикладные исследования классифицируются согласно той функции, к которой относится цель таких исследований. Основными документами, определяющими расходы на управление, являются штатное расписание и смета расходов. В штатном расписании указываются структурные подразделения, должности в соответствии с номенклатурой аппарата управления, количество штатных единиц по каждой должности, оклады, надбавки и месячный фонд заработной платы. В состав затрат расходов на содержание аппарата управления входят: 1) зарплата; 2) начисления на зарплату; 3) хозяйственные, командировочные; 4) на организацию отдыха и лечения; 5) пенсии и пособия; 6) другие расходы. В странах с развитой рыночной экономикой эта группа расходов не превышает 2-4% всех расходов бюджета. Расходы по погашению и обслуживанию государственного долга. Обслуживание государственного долга производится Центральным банком страны и его учреждениями. Оно заключается в операциях по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов в виде процентов поI ним или в иной форме. Иногда платежи по государственным займам производятся в форме аннуитетов, т.е. в виде ежегодных выплат, включающих как проценты, так и часть основной суммы займа. Все связанные с этим затраты производятся за счет средств государственного бюджета. Погашение и обслуживание государственного долга — наибольшая статья расходов федерального бюджета РФ за последние годы. Увеличение расходов по государственному долгу вызвано резким ростом внутреннего и внешнего долга РФ.
3. Расходы бюджета на реальный сектор экономики Экономические расходы имеют важное народно-хозяйственное значение. Они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Экономические расходы планируются по министерствам, ведомствам, предприятиям и одновременно предусматриваются по целевому назначению. 1) Бюджетные средства предоставляются на затраты по расширению производства, на обеспечение простого воспрйиз-водства, на операционные и прочие расходы. Выплата дотаций осуществляется на финансирование: отраслей инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, мелиорация), требующих огромных капиталовложений, поскольку они низкорентабельны и не выгодны частным производителям; 2) новых отраслей, где риск вложений капитала велик; 3) убыточных отраслей — жилищно-коммунального хозяйства, фундаментальных научно-исследовательских работ, сельского хозяйства и пр. Расходы на воспроизводство научного потенциала определяют возможности будущего экономического роста и составляют в федеральном бюджете РФ ничтожно малую величину; 4) социально значимых отраслей, например фармацевтического производства, производства медицинского оборудования, товаров народного потребления и др.; 5) в государственной поддержке всегда будут нуждаться капиталоемкие производства и производства с длительным сроком окупаемости. Выделение дотаций товаропроизводителям должно учитываться с регулированием ценообразования. В настоящее время получило развитие кредитование предприятий посредством выдачи бюджетных ссуд, занимающих промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями. Эти ссуды выдаются на условиях возвратности и платности. Проценты по этим ссудам чаще вообще не взимаются или значительно ниже, чем проценты кредитов банков. Выдаются такие ссуды по специальным распоряжениям правительства РФ на выполнение целевых программ, например на конверсию военного производства или воспроизводство минерально-сырьевой базы. Другое направление расходования денежных средств — это привлечение иностранных инвестиций. 2) Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота. Сюда включаются расходы, связанные с: 1) сельским хозяйством; использованием земельных ресурсов; 2) сохранением, расширением и улучшением использования 3) расходы, необходимые для организации деятельности в области промыслового рыболовства. Здесь должна быть отражена государственная поддержка развития фермерства. Промышленность, энергетика и строительство. Здесь отражаются: 1) затраты на развитие отраслей промышленности; 2) расходы на государственную поддержку угольной отрасли, включая расходы на санацию убыточных угольных шахт и разрезов; 3) расходы на конверсию оборонной промышленности; 4) затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Транспорт и связь. Включаются расходы в форме ссуд, трансфертов или субсидий на проведение строительных работ, осуществляемых в различных отраслях транспорта. Сюда также относятся: 1) расходы по эксплуатации различных видов транспорта; 2) расходы по организации и управлению в области связи (почтовая, телефонная, телеграфная, кабельная, спутниковая). Гидрометеорология, картография и геодезия. Включаются расходы: 1) на организацию и работу службы прогноза погоды; 2) предприятий, занимающихся разведкой и изысканиями в Пополнение государственных запасов и резервов. Включаются: 1) расходы на государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней; 2) государственный материальный резерв (закупки продовольственных и непродовольственных товаров)
Лекция 10. Формы распределения бюджетных средств и сметно-бюджетное финансирование бюджетных учреждений
1. Основные методы и принципы бюджетного финансирования. 2. Формы предоставления бюджетных средств. 3. Финансирование федеральных целевых программ. 4. Особенности финансирования бюджетных учреждений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|