Часть 1. Причины и мотивы заключения альянсового соглашения
По дисциплине «Международный бизнес» «ГЛОБАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ NISSAN И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС С RENAULT» Конкретная ситуация
Nissan - вторая после Toyota автомобильная компания Японии - производила в год почти 3 млн. различных автомобилей (1997), причем почти половину за пределами страны. На своих предприятиях в Японии компания предпринимала беспрецедентные меры по снижению издержек, включая сокращение инвестиций и численности занятых. В феврале 1995г. было закрыто предприятие в г. Дзама - первый случай закрытия завода за всю историю Nissan. Это послужило толчком к изменению стратегии Nissan, превращению компании в глобальную. Несмотря на энтузиазм в отношении глобализации, все же существовала опасность «эрозии» базы знаний, которой обладала компания. Обширная цепочка ценности сдвигалась за рубеж, в первую очередь в Северную Америку (США, Мексика), Европу (Великобритания) и Юго-Восточную Азию (Таиланд, Малайзия). Даже исследовательские центры стали организовываться за рубежом. По мере того как доля компании на рынке своей страны обнаруживала тенденцию к стагнации, становилась все более очевидной необходимость наращивания присутствия компании за пределами страны. Стратегия глобализации: первая половина 1990-х гг. В 1990-е гг. японская экономика переживала период депрессии, последовавшей за крахом так называемой экономики мыльного пузыря. Nissan оказалась одной из компаний, сильно пострадавших от спада. Еще в начале 1990-х гг. в Nissan была создана проектная команда для выработки новой корпоративной стратегии «глобальной эволюции». Цель проекта состояла в том, чтобы закрепить Nissan на важнейших зарубежных рынках в числе трех неместных автопроизводителей.
С точки зрения развития производственных мощностей основная цель международной стратегии Nissan состояла в диверсификации производства. Это объяснялось стремлением избежать тарифных и нетарифных ограничений на экспорт продукции из Японии, сохранить цены, учитывая региональные характеристики, и успешно конкурировать как с японскими «соперниками» на внутреннем рынке, так и с иностранными производителями. Задача проектной команды состояла в выявлении потенциала наиболее важных зарубежных рынков и анализе позиции Nissan на них. Следующим этапом был выбор тех рынков, которые наиболее динамичны и где есть реальные возможности внедрения для Nissan. В качестве целевых были выбраны рынки Северной Америки, Западной Европы и Юго-Восточной Азии. На тот момент не вошли в число приоритетных рынки Восточной Европы и Африки, в то же время потенциал Китая был оценен как значительный, но пока не реализованный. Конкретными целями международного стратегического плана компании Nissan стали следующие: повышение ценовой конкурентоспособности; постоянное увеличение способности конкурировать по качеству; усиление своих позиций на растущих рынках Азии. В результате анализа выкристаллизовались три стратегии глобализации: а) продвижение за рубеж через дочерние компании и филиалы; б) стратегические альянсы; в) развитие сети поставщиков в разных странах. С учетом ограниченности ресурсов дальнейшее расширение сети дочерних компаний в дополнение к уже существующим в Англии, Испании, Мексике и США все еще оставалось актуальным, но выбор на будущее состоял в преимущественном создании кооперационных сетей и сетей поставщиков. В 1994 г. Nissan заключила соглашение о сотрудничестве с корейской компанией Samsung. Первый автомобиль завоевал рынок в 1998 г. Это была модифицированная версия Nissan Maxima. Для корейского автомобильного рынка, все еще закрытого для прямых инвестиций, решение о создании кооперационной сети имело смысл.
Nissan стремилась к тому, чтобы японская идея кооперационных сетей работала и за пределами Японии, даже если и приходилось ее немного адаптировать. Кумэ Юката - в то время президент Nissan - утверждал, что для продвижения по пути глобализации отдельные японские автомобильные компании, равно как и поставщики внутри Японии, должны работать даже в более тесном взаимодействии, ибо новые условия требуют рационализации ценностных цепей и в Японии, и за рубежом. Следовательно, связи между цепями японских производителей усиливаются, а не ослабляются, что даст конкурентное преимущество в будущем. Партнерство Nissan и Renault. В 1990-е гг. компания Nissan имела большие финансовые проблемы, и ее рейтинг стал оцениваться по спекулятивной категории. К 1999 г. дефицит компании достиг 2,1 трлн. иен, доля на рынке в течение 10 лет постоянно снижалась, в 1991-1998 гг. (за исключением 1997 г.) компания не приносила прибыли. И в конце 1990-х гг. она стала подыскивать иностранного партнера, который помог бы поправить ее финансовое положение и укрепить стратегические позиции в Японии и за рубежом. В результате было заключено альянсовое соглашение с французской автомобильной компанией Renault. В марте 1999 г. стало известно, что Renault приобрела 36% акций Nissan и посылает Карлоса Гона в качестве главного оперативного управляющего (СЕО) в Nissan, с тем чтобы он реформировал «бюрократический и вялый» менеджмент Nissan. Сообщение о сделке вызвало большой интерес в Японии. Nissan- одна из наиболее престижных в Японии компаний, которая действует в стратегически важном секторе японской экономики. Однако Nissan, как и Toyota, была традиционно закрыта и находилась под пристальным вниманием Министерства внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии, которое отводило Nissan одно из центральных мест в послевоенной промышленной политике Японии. Поэтому МВТП даже выступило со специальным обращением, где говорилось, что министерство приветствует этот шаг. В японской прессе сравнивали это событие в двумя «открытиями» Японии. В 1853 г. адмирал У. Перри заставил японского сегуна открыть Японию для иностранных судов. В 1945 г. генерал Мак Артур (глава оккупационной администрации) появился в Токио после того, как город разбомбили с воздуха. Каждое событие знаменовало конец одной эпохи и начало другой. В начале третьего тысячелетия К. Гон получил шанс вписать свое имя в историю японского бизнеса.
Стратегический характер альянса. В совместном пресс-релизе Nissan и Renault, который был выпущен по случаю заключения альянсового соглашения, указывалось, что смысл глобальной стратегии новой транснациональной организации состоит в «прибыльном росте на основе синергического эффекта, полученного от объединения усилий двух компаний при сохранении брендов каждой из них. Каждая из компаний должна получить максимум пользы от использования потенциала партнера. В результате должно произойти взаимное усиление и повышение конкурентоспособности каждой из них. Синергический эффект должен проявиться в целом ряде сфер деятельности партнеров, и в первую очередь в таких областях, как продажи, продуктовая стратегия, исследования и разработки. Синергия по видам бизнеса будет серьезно дополнена и подкреплена географической, иными словами, каждая компания будет способствовать усилению позиций другой компании на локальных рынках. В результате общий синергический эффект позволит достичь экономии в издержках около 3,3 млрд. долл. в период 2000-2002 гг. Главные стратегические цели альянса состояли в следующем: • достичь глобального позиционирования на рынке в качестве четвертого мирового производителя с объемом производства 4,8 млн. автомобилей в год; • усилить присутствие на локальных рынках и таким образом быть представленной в качестве группы на всех основных автомобильных рынках; • повысить конкурентоспособность путем повышения качества и сокращения издержек. Достигнуть общих целей предполагалось на основе «стратегии прибыльного роста» и решения следующих задач группы: • быть признанной потребителями как одна из трех ведущих автомобильных групп по качеству и стоимости продукции и услуг в каждом регионе и на всех сегментах рынка;
• быть одной из трех мировых групп по уровню ключевых технологий, при этом каждый партнер должен достичь совершенства в одной из сфер; • быть одним из трех мировых лидеров по валовой операционной прибыли на основе повышения нормы прибыли и стремительного роста (pursuing growth). Помимо общих целей альянсовой группы каждая из компаний, заключая соглашение, конечно, решала собственные стратегические и текущие задачи, которые в основном были взаимно дополняемы, что и стало основой партнерства. Так, Nissan имела сильные позиции в АТР и Северной Америке, в то время как Renault - в Европе и Латинской Америке. Nissan имела преимущества в производственной базе, технологиях и технологическом уровне поставщиков, Renault -в сильном менеджменте, планировании продукта и дизайне. Nissan требовался партнер, который обеспечит ей финансирование и поможет избавиться от долгового бремени (только путем приобретения акций Nissan и ее партнеров Renault практически единовременно инвестировала в партнера более 5,5 млрд. долл.), а также поможет обеспечить такой масштаб деятельности, который позволит использовать имеющийся технологический потенциал только путем приобретения акций Nissan и ее филиалов и компаний, входящих в группу Nissan. Nissan сильна в производстве легких грузовиков и спортивных автомобилей (хотя в целом продуктовый портфель Nissan покрывает все сегменты), в то время как Renault - в разработке легковых автомобилей. Renault, в свою очередь, реализовывала стратегию роста и расширения присутствия на основных автомобильных рынках. Большое значение придается синергии в области использования человеческих ресурсов, которые каждая из компаний считает своим наиболее ценным активом. В этой сфере применяется два основных подхода - обмен персоналом и Программа бизнес-карьеры в альянсе (Alliance Business Way Program). Для того чтобы улучшить командные и индивидуальные показатели, в интернациональных коллективах используются различные формы обучения персонала. Так, программа «Работа с партнером» нацелена на лучшее понимание персоналом культурных основ и стиля работы иностранного партнера (соответственно японского или французского) и включает три направления: коммуникации, проектный менеджмент, преодоление сопротивления и решение проблем, связанных с культурными различиями. Семинары по командной работе проводятся для персонала совместных организаций альянса, с тем чтобы усилить личные связи, повысить степень доверия, достичь командной самоидектификации и научиться разделять общие цели. Изменения в корпоративном управлении Nissan. По мнению К. Гона, нового СЕО (а ныне президента) Nissan, руководство компанией - это не маркетинг, не особая структура компании, а ее собственная философия. Самое важное в руководстве компанией - это не процесс руководства, не командный дух и не дискуссии, а конечный результат. Разумеется, командный дух необходим в процессе получения результата. Но даже если были проведены плодотворные дискуссии, присутствует «дух командности», а результат при этом плохой - все было бесполезно.
В целях обновления менеджмента Гон вводит практику межфункциональных совещаний (cross-functional meeting), в которых участвуют работники различных сфер деятельности. Например, если раньше вопрос о том, как добиться понижения стоимости, обсуждался только на уровне отдела закупок (отдел, отвечающий за покупку комплектующих), то после введения практики межфункциональных совещаний в обсуждении того же вопроса стали принимать активное участие и отдел по дизайну, и сотрудники, отвечающие за производство двигателя, и отдел маркетинга, и руководство компании. Гон убежден в том, что каждый сотрудник должен в равной степени разделять главную цель компании. Если раньше президент компании говорил о необходимости снижения себестоимости, то большинство сотрудников (за исключением отдела по закупкам) считали, что к ним эта проблема отношения не имеет. Самое главное для компании, по мнению К. Гона, - это выработка ценностей. Если компания чересчур много внимания уделяет маркетингу, то в конечном счете начинают страдать технологии. Угодить клиенту тоже очень важно, но это не нужно ставить во главу угла. Компания должна создавать ценности. Для клиента ценность представляют сам автомобиль и технологии, для акционера - доля на рынке и дивиденды, для сотрудника - обеспечение его интересной захватывающей работой с достойным местом в компании и достойной зарплатой. Все это и есть выработка ценностей. Наиболее понятной и простой ценностью являются деньги. Еще есть качественные ценности, которые отвечают за эмоции и чувства клиента. Важным фактором является дизайн, вызывающий определенную реакцию у клиента. Кроме того, существует и количественная ценность. Благодаря ей компания может снизить цену на свой товар. Предприятия, которые не вырабатывают собственных ценностей, не могут существовать. Поэтому главное для деятельности Nissan - создание ценностей. Партнерство Nissan и Renault продемонстрировало слабые места японского менеджмента, который не так давно столь часто превозносили иностранные гуру менеджмента. Nissan давно известна своими качеством и технологиями, ее работники чрезвычайно квалифицированны и дисциплинированны. Несмотря на все это, продажи падали и фирма теряла свою долю на рынке. Возможно, это было связано с тем, что бизнес-стратегия компании направлялась на поддержание многих продуктовых линий и зарубежных рынков. Кроме того, сохранение традиционного стиля и методов управления на фоне происходящих изменений во внешней среде деятельности компании (рецессия в японской экономике, с одной стороны, и стремительная консолидация мирового автомобильного рынка - с другой) не позволяло использовать потенциал компании достаточно эффективно для поддержания международной конкурентоспособности. Акира Сато, один из топ-менеджеров Nissan, «ветеран» компании с 25-летним стажем, в одном из интервью сказал по этому поводу, что Nissan использовала организацию управления, которая работала, пока экономика была в хорошем состоянии. Однако после того как «мыльный пузырь» лопнул, эта модель уже не работает. В результате заключения альянса с Renault в компанию пришел управляющий, который свободен от старых обязательств, может разрушать кэйрэцу* и влить новую кровь в Nissan. Через три месяца после того как Гон встал во главе компании, был принят план возрождения Nissan (ПВН). Большинство действий в рамках плана - это явный отход от традиций японского бизнеса. К. Гон разрушил систему кэйрэцу в Nissan. Приверженность традиционным формам взаимоотношений компании с поставщиками, покупателями, акционерами делала очень трудным для Nissan отказ покупать комплектующие у компаний - членов кэйрэцу, даже если их продукция неконкурентоспособна. К тому же топ-менеджеры компании Nissan Group часто оказывались бывшими наемными работниками Nissan. Новый менеджмент сократил число членов кэйрэцу, связанных перекрестным владением акциями, с 1400 до 4. Активы, которыми владела Nissan в этих компаниях, начали распродаваться с тем, чтобы увеличить денежные фонды компании. Это был крайне тяжелый вариант для компаний - членов кэйрэцу, так как распродажа их активов Nissan снижала рыночную стоимость их акций. После того как К. Гон объявил в конце 1999 г. о намерении продать акции компании Vantec (специализировавшейся на доставке запчастей и в течение 47 лет входившей в группу Nissan) в рамках общей программы реструктуризации бизнеса и избавления от дочерних компаний, не связанных с основным бизнесом, в январе 2001 г. восемь членов Совета директоров Vantec выкупили пакеты акций своей компании, находившиеся во владении Nissan и других компаний группы, на общую сумму 129 млн. долл. Как и раньше в Renault**, в целях экономии и снижения издержек Гон пересмотрел источники снабжения. В результате список поставщиков был сокращен более чем вдвое и им было предъявлено жесткое требование сократить издержки не менее чем на 20%. Эта была атака на кэйрэцу, которую Nissan вряд ли могла бы провести одна. Команда Гона внесла значительные изменения в систему корпоративной культуры Nissan. Одним из наиболее болезненных аспектов реструктуризации компании наряду с разрывом связей с традиционными поставщиками и избавлением от неработающих активов стало сокращение численности занятых. План Гона включал сокращение 21 тыс. рабочих мест и закрытие 5 предприятий в Японии в целях сокращения долгов компании. По мнению Гона, хорошие кадры - это, безусловно, ценность для компании. Но если при этом они не могут показать достойный результат, то не должны продолжать работу. Предприятия, не приносящие прибыли, не в состоянии удержать персонал. Самое важное - результат. В своих интервью К. Гон говорит также о важности международного опыта. Люди, прожившие какое-то время за рубежом, умеют лучше приспосабливаться к новым условиям, способны смотреть на многие проблемы несколько отрешенно и как бы со стороны. Они безболезненно встречают перемены. По мнению Гона, благодаря альянсу Nissan приобретет то, что в будущем станет для него важным конкурентным преимуществом, - «культурную полифонию». И еще одно замечание Гона по поводу персонала: по его мнению, самое страшное для компании - это нейтральные люди. Тот, кто протестует, полезнее для компании, так как он стремится высказать свою позицию, объяснить, почему конкретно выступает против. Люди, относящиеся ко всему нейтрально, не высказывающие напрямую свою точку зрения, как правило, не активны. А для компании крайне важно сделать людей активными. Перемены коснулись и системы принятия решений в Nissan. Как полагает Гон, в чистом виде не работает ни схема «снизу-вверх» (при которой инициатива исходит от сотрудников и направляется в виде предложений руководству), ни обратная схема «сверху-вниз» (при которой руководитель «спускает» директивы подчиненным). Необходим симбиоз. Только тогда можно достичь необходимого баланса, который бы обеспечивал эффективный обмен мнениями в компании и выработку единой концепции, направленной на достижение конечного результата. В качестве одной из причин затруднений в Nissan К. Гон называет также недостаточную «сфокусированность» на потребителе при планировании и продвижении продукта, неопределенность имиджа марки. В Nissan, по его мнению, не всегда четко представляли «целевую аудиторию» разрабатывавшихся моделей автомобилей и часто использовали практику повторения уже признанных моделей или моделей конкурентов. В условиях ужесточения конкуренции на автомобильном рынке в 1990-е гг. это не давало необходимого конкурентного преимущества. В результате маркетинговая стратегия Nissan была существенно переработана, были вложены огромные средства в разработку и реализацию рекламной кампании по всему миру. Совместные проекты и объединение усилий компаний-партнеров в названных сферах обеспечивают продвижение стратегических целей альянса и каждой из компаний - повышение конкурентоспособности и увеличение присутствия на основных рынках, где компании проводят политику скоординированного развития и поддержки торговой марки более слабого на данном рынке партнера. Альянс Nissan и Renault оказался, вероятно, одним из самых успешных на автомобильном рынке. Основные цели, касающиеся присутствия обеих компаний на мировом рынке, были достигнуты. В 2006 г. транснациональной группой было продано 5,9 млн. автомобилей (9% мирового рынка), что позволяет ей прочно удерживать 4-е место в мировом рейтинге. Nissan и Renault в качестве производителей и продавцов представлены на всех континентах. В 2003/04 финансовом году Nissan превратилась в одну из самых прибыльных автомобильных компаний мира с операционной прибылью 11,1%. После нескольких лет сокращения персонала компания стала вновь нанимать людей и наращивать инвестиции. Активизировалась и деятельность по разработке новых моделей: появился на свет потомок легендарного «Datsun Z 240» (с ним компания впервые вышла на американский рынок в 1958 г.) - модель Z 350. ___________________________________________________________________________________ * Кэйрэцу — форма предпринимательской группы закрытого типа. Опирается на систему перекрестного владения акциями, сложившуюся в период высоких темпов экономического роста в 1950—1960-е гг., когда Япония налагала различные ограничения на владение акциями иностранцами. 30—50% акций находилось в перекрестном владении внутри кэйрэцу, что ограничивало приход «чужаков». В таких отраслях, как автомобилестроение, кэйрэцу предполагали длительные отношения между покупателями и поставщиками частей и компонентов. Члены кэйрэцу вместе осуществляли исследовательские проекты, обеспечивали стабильные поставки частей и компонентов и оказывали друг другу помощь в случае необходимости. Кэйрэцу и долговременные связи между поставщиками и покупателями — одни из наиболее важных компонентов японского корпоративного управления. На нарушение связей внутри кэйрэцу существовало табу. ** К. Гон всегда славился способностью сокращать расходы. Например, когда он был президентом Michelin North America и позже — исполнительным вице-президентом Renault, где он в 1998 г. сэкономил 9 млрд франков (1,5 млрд долл.), закрыв предприятия (в том числе в Вилфорде, Бельгия), сократив персонал и прервав отношения с неконкурентоспособными поставщиками. Источники: - Гон К., Риэ Ф. Гражданин мира. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005; - Shift. Inside Nissan's Historic Revival. By С Ghosn and Ph. Ries // Currency Doubleday. 2005; - Magee D. How Carlos Ghosn Rescued Nissan. N.Y.: Harper Collins Publishers Inc., 2003; - Risaburo Nezu. Carlos Ghosn: cost controller or keiretsu killer? // OECD Observer. 2000. April 28; - Richter F.-J. Strategic Networks. The Art of Japanese Interfirm Cooperation // IBP. 2000. P. 154-158; - The Daily Yo-miuri. 12.12.2000, 20.03.2001; The Nikkei Weekly. 11.12.2000, 18.12.2000; - The Japan Times. 30.11.2002; Тэйкэцу сэйко но хикэцу ва дзюси (Залог успешного сотрудничества - придавать важное значение консенсусу). Интервью с К. Гоном // Хитоцубаси бизнес-ревю. 2001. № 49. Вып. 3; - Bargaining with Multinationals. The Investment of Siemens and Nissan in North-East England. By H.B. Loewendahl // Palgrave. 2001. Ch. 7; - President Yoshikazu Hanawa's Speech at the FCCJ (Foreign Correspondents' Club of Japan) // Professional Luncheon. 1999. April 19; - Renault - Nissan Alliance. Booklet. 2004, 2005, 2006. - http://www.nissan-global.com/EN/DOCUMENT/PDF/ALLIANCE/HANDBOOK/2006/AllianceBooklet_2006all.pdf, - Alliance Facts and Figures. 2007. - http://www.nissan-global.com/EN/DOCUMENT/PDF/ALLIANCE/ HANDBOOK/2007/AI-lianceFigureAndFacts2007.pdf; - www.nissan.co.jp/EN/Press Release; - Structure of the Alliance. - http://www.nissan-global.com/EN/COMPANY/PROFILE/ ALLIANCE/RENAULT03; - www.nissan-global.com - www.renault.com
Задание Часть 1. Причины и мотивы заключения альянсового соглашения 1. Чем была обусловлена необходимость выработки глобальной стратегии Nissan в первой половине 1990-х гг.? 2. Чем объясняется изменение приоритетов при выборе альтернативных стратегий компании Nissan в начале и конце 1990-х гг.? Изменилась ли миссия и цель компании? 3. Охарактеризуйте ситуацию в Nissan и Renault, стратегические цели каждой компании перед заключением альянса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|