Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Х1. 2. Психологические особенности тренировочной деятельности




XI.1.2. Психологическая характеристика спорта как вида деятельности

   

Спорт чрезвычайно многообразен. Многообразие его выражается в большом числе видов спорта, разнообразии содержательных и процессуальных проявлений спортивной деятельности, определяемых психологическими, биомеханическими, гигиеническими, энергетическими и другими особенностями соревновательных упражнений и условиями спортивного соревнования.

Для психологического анализа спортивной деятельности все виды спорта необходимо классифицировать и систематизировать. Ниже приводится психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений, принятая в советской психологии (Т. Т. Джамгаров). В ее основу легли следующие критерии:

1) противоборство противников: непосредственное (при жестком, нежестком, условном физическом контакте) и опосредованное (при отсутствии физического контакта);

2) взаимодействие партнеров при совместно взаимосвязанных^ совместно синергических, совместно последовательных и совместно индивидуальных действиях.

Для всех этих случаев характерен контакт психический- одна-' ко в первом случае имеет место конкуренция, а во втором —кооперация.

. Эти критерии позволили выделить девять групп видов спорта!

(рис. 4). Особенностью данной классификации является то что виды спорта, отнесенные к одной группе, имеют много общего в психологическом отношении при очевидных различиях в энергетических, биомеханических и других характеристиках деятель-, ности. ^ Так, внутренняя психическая структура соревновательной деятельности гимнаста, прыгуна на лыжах с трамплина, и слаломиста включает такие моменты, как максимальная концентрация внимания, психическая настройка непосредственно перед выходом на старт, приемы самоконтроля за ключевыми составляющими техники упражнений, умение противостоять сбивающим воздействиям и др. Эта классификация позволяет сравнить психологические особенности соревновательной деятельности, в различных видах спорта.

XI.1.3. Социальные функции спортивной деятельности

Спорт как вид деятельности органически включен в систему социальных отношений и обусловлен в своем развитии социально-экономическими факторами. Философия, социология, психология и другие общественные науки отмечают все возрастающую и многогранную роль спорта в обществе.

Спортивная деятельность выполняет следующие социальные функции:

1. Спорт как соревновательная деятельность.

Спортивная деятельность без соревнования утратила бы свой смысл и свою специфику. Основное в спорте —это достижение максимальных результатов в условиях предельных физических и психических нагрузок.

2. Спорт как средство разностороннего развития человека, воспитания и подготовки к другим видам деятельности. Спорт является средством разностороннего развития человека, совершенствования его физических и психических качеств и способностей, формирования жизненно необходимых навыков и умений. Спортивная деятельность предоставляет большие возможности для воспитания моральных, эстетических, интеллектуальных чувств и качеств личности спортсмена, его воли и эмоций. Занимая существенное место в жизни человека, она является одним из основных факторов его нравственного воспитания и формирования личности. Однако следует отметить, что конкретное воспитательное значение спорта зависит от социальной направленности спортивной деятельности в том или ином обществе.

'6. Оздоровительно-рекреативная функция спорт а. Занятия спортом благотворно воздействуют на здоровье человека. Спорт является одной из самых доступных и популярных! форм активного отдыха, развлечения и организации досуга, источников положительных эмоций. Спорт является прекрасным средством борьбы с такими неблагоприятными явлениями, как гиподинамия, психическое перенапряжение и др.

4. Спорт как зрелище. Эстетическое свойство спорта. Спорт издавна пользуется популярностью в качестве- зрелища. Благодаря развитию средств массовой информации, особенно телевидению, спорт как зрелище стал доступен большим массам зрителей. В связи с этим он приобрел огромную популярность и престижность. Популярность спорта можно объяснить особой эмоциональной доходчивостью, остротой вызываемых пережи ваний, честной, мужественной, бескомпромиссной борьбой за победу, красотой и совершенством форм движений, что отвечает самым
строгим эстетическим критериям.

5. Спорт как сфера широких социальных отнош е н и й. Межличностные, межколлективные, межнациональные международные отношения, обусловленные спортивной деятельностью, способствуют укреплению интернациональных связей, рас
пространению идеи дружбы и мира между народами.

В процессе спортивной деятельности люди вступают в разнообразные взаимодействия и взаимоотношения: между членами одной спортивной команды, соревнующимися спортсменами, спортсменами и судьями, спортсменами и тренером, спортсменами и болельщиками и т. д. Эти специфические отношения включены в широкую систему социальных отношений.

Активные занятия спортом и обусловленная им совокупность различных взаимоотношений и взаимодействий способствуют социализации личности, что проявляется в приобщении занимающихся спортом к общественной жизни, в приобретении ими жизненного опыта, в ускорении социальной адаптации, в более быстром усвоении норм и навыков практической деятельности.

6. Экономическое значение спорта. Экономический эффект спортивной деятельности проявляется в укреплении здоровья занимающихся, снижении заболеваемости, повышении работоспособности и т. п.

Экономическое значение имеют финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортсооружений, проведения спортивных лотерей и т. д.

Х1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   

XI.2.1. Общие психологические особенности тренировочного процесса

Психологические особенности тренировочного процесса определяются конкретными видами подготовки спортсмена, такими, как техническая, тактическая, физическая, теоретическая и др.

Конкретизируя дальше, можно говорить о психологических особенностях, например, мышечной или функциональной подготовки, развития силы или выносливости. В самом общем виде эти психологические особенности представляют собой закономерности совершенствования механизмов нервно-психической регуляции двигательной деятельности, функций организма и поведения спортсмена.

К общим психологическим особенностям тренировочной деятельности можно отнести следующие:

1. Основной задачей спортивной тренировки являются обучение и воспитание, направленные на развитие личности спортсмена—'Гражданина, патриота своей страны, своего народа.

2. В спортивной тренировке решаются задачи совершенствования психических процессов, состояний и свойств личности.

3. Процесс спортивной тренировки связан с перенесением все возрастающих физических и психических нагрузок и с адаптацией
к ним.

4. В процессе спортивной тренировки спортсмен систематически повышает достигнутый привычный уровень физического и психического развития, преодолевая самого себя, особенно когда речь идет о повышении тренированности.

5. Спортивная тренировка требует строжайшей дисциплины, подчинения режима жизни своим задачам и неукоснительного его соблюдения.

6. Результативность спортивной тренировки, как и продолжительность занятий спортом, определяется отношением спортсмена к различным сторонам тренировочного.процесса и совершенством используемой системы мотивации.

7. Процесс спортивной тренировки протекает в условиях специфического общения, во-первых, с тренером, одной из главных задач которого является побудить спортсмена работать много и качественно, часто на пределе возможностей, и, во-вторых, с то
варищами, которые нередко выступают соперниками или конкурентами.

8. Психические напряжения, постоянно сопровождающие тренировочный процесс и являющиеся основой его результативности, при определенных условиях могут привести к психическому перенапряжению.

Х1.2.2. Психическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе

Одним из факторов, обеспечивающих результативность тренировочного процесса, является уровень психического напряжения. Механизмы активизации сложны, но принципиальной основой их является эмоционально-волевая регуляция. Эмоциональная регуляция деятельности обнаруживается при большом желании достичь высокого спортивного результата либо при сильных переживаниях, например под влиянием страха. Часто эмоции вскрывают ресурсы, так сказать, автоматически, неосознанно для спортсмена. В экстраординарных эмоциональных состояниях возникает мощное психическое напряжение, как бы отодвигающее природные ограничители. Таким образом, вскрываются и реализуются в деятельности резервные возможности организма.

Волевая регуляция — факторы сознательного напряжения всех физических и духовных сил, направленных на повышение результативности деятельности. В основе волевой регуляции лежит не только желание, но и долженствование, глубокое понимание необходимости преодоления самого себя ради достижения цели.

Психическое напряжение, сопровождая любую продуктивную деятельность, возникает как в тренировке, так и в соревнованиях, но имеет разную направленность. Напряжение в тренировке связано главным образом с процессом деятельности, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к этому напряжению добавляется психическое напряжение, определяемое целью достижения определенного результата. Условно напряжения в тренировке называют процессуальным, а в соревновании — результативным. Обычно эти виды напряжения проявляются не только в деятельности, но и до нее, с той разницей между ними, что процессуальное напряжение возникает непосредственно перед работой, а результативное может возникать задолго до соревнований. В процессуальном напряжении «работаете! дальняя мотивация, ее результат отставлен в достаточно отдаленное будущее; в результативном напряжении мощно проявляет себя| ближняя мотивация.

Высокие и продолжительные напряжения, особенно в условиях; монотонных тренировочных занятий, могут оказать негативно* влияние на спортсмена. Современная тренировка в спорте высших' достижений использует такие высокие физические нагрузки, чт< нередко спортсмен оказывается в состоянии повышенного психического напряжения. Само по себе психическое напряжение фактор положительный, отражающий активацию всех функций и систем организма, гармонично включающихся в деятельность обеспечивающих ее высокую продуктивность. Однако если напряжение чрезмерно высоко, продолжительно и сопровождается стра-; хом перед нагрузкой, плохими взаимоотношениями с окружающими, недостаточной мотивацией, неуверенностью в себе и т. пя оно перерастает в психическую- напряженность, которая рассматривается уже как фактор отрицательный, поскольку связана с дисгармонией функций, избыточным и неоправданным расходом] энергии, в первую очередь нервной.

Психическое напряжение слабой степени не оставляет последствий и исчезает через несколько дней после максимальных на! грузок. Сильное и длительное перенапряжение может иметь отрицательные последствия через недели и даже месяцы. Оно может проявляться в неблагоприятных отношениях к окружающему и в своеобразных поведенческих актах.

Выделяют три стадии психического перенапряжения: нервозность, порочная стеничность и астеничность. Существуют общие и специфические для каждой стадии признаки психического перенапряжения.

Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна, эпизодические головные боли.

Специфические признаки характеризуют каждую стадию в отдельности.

Нервозность. На этой стадии психическое перенапряжение проявляется капризностью, неустойчивостью настроения, внутренней (сдерживаемой) раздражительностью, возникновением неприятных ощущений (мышечных, интероцептивных и др.). Вначале эти признаки проявляются не часто и выражены не ярко. Когда1 проявляется капризность, спортсмен остается организованным, дисциплинированным, как всегда, качественно выполняет задание тренера, но периодически выражает недовольство то заданием, то тоном обращения, то бытовыми условиями и т. д. Это проявляется в мимике и жестах, «ворчании». Такого рода капризы можно рассматривать как своеобразную адаптацию спортсмена к возрастающим нервно-психическим напряжениям. Однако оставлять их без внимания нельзя. Тренер должен проявить тонкий педагогический такт в общении со спортсменом. Не следует потакать капризам, так как это создает условия для их дальнейших проявлений, но и не надо пресекать их резко, поскольку это может привести к конфликтам; умение мягко корректировать капризы помогает спортсмену сдерживать их, так как он их осознает.

Неустойчивость настроения проявляется в быстрой смене, неадекватности реакции. Незначительный успех вызывает бурную радость, которая, однако, быстро сменяется негативным отношением к окружающему.

Внутренняя раздражительность чаще всего выражается в мимике и пантомимике, но не проявляется в поведенческих актах.

Неприятные {иногда болезненные, но быстро проходящие) ощущения в определенной мере являются оправданием спортсмена в случае, когда он отказывается выполнять какие-то задания или неудачно выступает в соревнованиях. Жалобы на эти ощущения надо мягко, но неуклонно пресекать.

Появление этих признаков психического напряжения в наиболее нагрузочные периоды тренировки можно считать закономерным. Однако они должны насторожить всех, кто общается со спортсменом, и в первую очередь тренера. Для нормализации психического состояния спортсмена необходимо выяснить причину повышенного напряжения, возможно, временно изменить задачи тренировки и соревнований, целенаправленно организовать досуг, использовать методы психорегуляции.

Порочная стеничность. Ее признаки: нарастающая, несдерживаемая раздражительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, беспокойство, напряженное ожидание неприятностей.

Нарастающая, несдерживаемая, часто неадекватная раздражительность выражается в том, что спортсмен все более и более утрачивает самообладание, проявляет гневность, направляя ее на товарищей, на тренера, на совершенно случайных людей; какое-то время он еще пытается объяснить причины своего гнева, а затем теряет самокритичность, все реже испытывает угрызение совести по этому поводу; становится нетерпимым к недостаткам окружающих людей.

Эмоциональная неустойчивость приводит к резким колебаниям работоспособности, к еще более, чем на первой стадии, выраженной неустойчивости настроения. Даже мелкие жизненные коллизии вызывают повышенную возбудимость и неадекватные реакции. Повышенная возбудимость может стабилизироваться.

Внутреннее беспокойство и напряженное ожидание неприятностей выражается в том, что спортсменвоспринимает как отклонение от нормы, как сигнал возможного] неуспеха то, что казалось раньше естественным, само собой разумеющимся.

У некоторых спортсменов стадия порочной стеничности бывает настолько кратковременна и неярко выражена, что можно говорить о переходе первой стадии сразу в третью.

Астеничность. Ее признаки: общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, высокая, ранимость, сенситивность. На этой стадии психического перенапряжения ставится под сомнение запланированный результат, воз-1 можность выигрыша даже у слабых противников, предсоревновательные тренировочные результаты интерпретируются в пессимистических, не предвещающих успеха тонах. Возможно появление страхов.

Общий депрессивный фон н а ст р о е н и я выражается в подавленности, угнетенности, заторможенности, ослаблении проявления привычных желаний, отсутствии бодрости и жизнерадостности, снижении мотивации деятельности.

Тревожность выражается в нарушении внутреннего психического комфорта, переживании беспокойства или даже страха в ситуациях, ранее относительно безразличных для спортсмена.

Неуверенность в своих силах является следствием возникновения мыслей о несоответствии своих возможностей по-| ставленной цели, что в крайних случаях приводит к отказу от достижения цели и уходу из спорта.

Высокая ранимость, сенситивное ть выражается в том, что спортсмен очень чутко реагирует на малейшее недоброжелательство в отношениях, на изменение режима тренировочных занятий, задач соревнований. Его могут раздражать резкие звуки, яркое освещение, жесткая постель и многое другое, чего раньше он не замечал. В этом случае нужен дополнительный отдых, щадящий режим.

Знание признаков психического перенапряжения позволяет тренеру вносить коррективы в тренировочный процесс сообразно с динамикой психических состояний спортсмена. Спортсмен, в свою очередь, должен понимать необходимость пережить это состояние, так как нередко только пройдя через него можно надеяться на| улучшение спортивных результатов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...