Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Но что включено в цену большинства привычных нам товаров и услуг?

Проект «Инновационная модель взаимодействия потребителей и производителей товаров» (ИМВПП)

ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА

РОЛИ:

каждый студент должен выбрать для себя одну из трех ниже представленных ролей:

Частные предприниматели (производители продовольственных товаров) – не менее 4-5 человек.

Задача участника – изучить структуру затрат средней компании по производству популярных потребительских товаров (молочной продукции, йогуртов, колбасных изделий, бытовой химии и т.п.) – сколько такие компании в среднем тратят на закупку сырья, на производство, зарплаты, рекламу и продвижение, перевозку и распространение товаров в торговые сети и т.п. Вы хотите захватить часть рынка производимой вами продукции в СПб, для чего готовы применять самые смелые технологии продвижения продукции.

 

Представители правительства СПб – не менее 4-5 ч.

Задача – оценить предложение (ИМВПП), его преимущества и недостатки (как экономические, так и политические, имиджевые) для правительства. Решить, будете ли вы поддерживать этот проект, а если будете, то какие ресурсы правительства готовы задействовать для этого.

 

Представитель Торгово-промышленной палаты СПб (президент ТПП) – 2-3 чел.

Задача -оценить предложение (ИМВПП), его преимущества и недостатки (как экономические, так и политические, имиджевые) для самой ТПП и отдельных ее представителей. Решить, будете ли вы поддерживать этот проект, а если будете, то какие ресурсы организации готовы задействовать для этого и на какие шаги готовы пойти для внедрения системы.

 

Потребители продовольственных товаров – все остальные – не менее 10 ч.

Задача – представить себе, что вы являетесь главой семьи и принимаете все основные решения относительно трат из семейного бюджета. Именно вы совершаете основные покупки продовольственных (и других) товаров в семье (регулярно ездите в «Ленту», «Пятерочку», на продовольственные рынки и т.п.).

 


Обоснование

Анализирую структуру и характеристики потребления большей части населения, можно вывод о том, что мы, покупая потребительские товары, тратим большую часть предназначенных на это денег, постоянно покупая известные нам, проверенные продукты. Во многом картина схожа при также покупке нами и значительной части услуг.

Мы из раза в раз, из месяца в месяц покупаем знакомые нам продукты питания, многие предметы одежды, оплачиваем услуги мобильной и стационарной связи, интернета, оплачиваем коммунальные услуги и т.д. в один и тех же магазинах и службах. А некоторые виды продуктов и услуг многие люди стараются покупать всегда, десятилетиями не меняя своих потребительских привычек. При этом мы стараемся придерживаться товаров известных нам и хорошо зарекомендовавших себя ранее производителей.

Все это связано как с консерватизмом мышления среднего потребителя, так и с нежеланием тратить время, деньги и психологические усилия на поиск новых для нас, не опробованных ранее товаров и услуг. Все люди, конечно же. различаются по данному экономико-психологическому показателю, но в большинстве своем (и большую часть времени) средний потребитель традиционен и консервативен.

По личному наблюдению, подтверждаемому социологическими опросами, на покупку таких традиционных для нас продуктов и услуг мы можем тратить до 50% от суммы наших текущих расходов. При этом для некоторых групп населения, в особенности для малоимущих и пенсионеров, затраты на покупку таких продуктов может возрастать до ¾ от всех потребительских расходов! Также увеличение доли таких продуктов и услуг характерно для регионов с низкими показателями средней заработной платы.

Безусловно, часть своих доходов мы тратим на новые для нас продукты и услуги для того, чтобы либо включить их в будущем в нашу привычную потребительскую корзину или, если они нам не понравятся, отказаться от них навсегда. Однако доля расходов на новые для нас продукты и услуги в большинстве случаев и для большинства людей не велика.

 

Но что включено в цену большинства привычных нам товаров и услуг?

1. Любой производитель перед выпуском любого товара должен провести масштабные маркетинговые исследования;

2. Затем он тратит огромные средства на рекламу, сначала для того, чтобы вы попробовали этот продукт, а затем чтобы включили в вашу потребительскую корзину;

3. Также он тратит значительные средства для поддержания ассортимента своей продукции, для того, чтобы не упустить своего покупателя;

4. Он платит за размещение своей продукции в большом числе магазинов, также для того, чтобы не упустить потенциального покупателя. А не раскупленные товары затем списывает, включая их стоимость в цену будущей продукции.

Для некоторых групп товаров, таких как, например, популярные марки йогуртов, бритвенные наборы или какие-нибудь косметические средства, доля затрат производителя на указанные цели может достигать более 60-70% от цены продажи.

5. К тому же, в российской экономике производитель вынужден делать значительные траты за пользование кредитными ресурсами. За любой банковский кредит, например, для расширения производства, производитель вынужден платить значительные комиссионные банку-кредитору. Это также, естественно, увеличивает цену производимого продукта.

 

Очевидно, что все эти затраты производителяне связаны с улучшением потребительских качеств самого продукта и с точки зрения рядового потребителя тратятся как бы впустую. Но при этом потребитель вынужден за все это платить из своего собственного кармана.

Можно ли изменить эту, казалось бы, привычную для всех, но явно несправедливую и не очень эффективную схему? Безусловно, да!

 

Концепция

Решением этой проблемы может стать система предварительного заказа потребителями большей части продуктов и услуг своей традиционной потребительской корзины на будущее, на длительный период времени в несколько месяцев.

- Необходимо создание организации с разветвленной сетью филиалов (для того, чтобы охватить существенную долю потребителей города или региона), в которой потребители могли бы заказывать известные продукты и услуги известных им производителей на несколько месяцев вперед. Это будет своеобразный «стол заказов».

- Создается широкая электронная база данных потребителей и их заказов. В этих же филиалах потребитель будет и получать заказанные продукты с некоторой периодичностью, например, раз в неделю.

- При этом для успешной работы данной модели потребитель должен не только заказать набор продуктов на несколько месяцев вперед, но сразу же и оплатить его полностью. При этом вы лишаетесь права отказаться от получения этого заказа.

- Но если у вас вдруг изменились потребительские предпочтения и вы хотите поменять что-то из того, что заказали и оплатили ранее, то это не является безвыходной ситуацией. Вы можете попробовать подобрать в электронной базе данных в этом же столе заказов какой-либо набор продуктов другого потребителя (на сопоставимую сумму), который также захотел его поменять на что-то другое. В случае если данная система охватит хотя бы несколько тысяч потребителей, это можно будет сделать без затруднений – всегда найдется какой-нибудь набор продуктов, от которого ранее отказались, и который подойдет именно вам.

 

Но что же заставит население (как потребителей) и коммерческие компании (как производителей) участвовать в работе такой системы? Для потребителей важнейшее преимущество данной системы – это цена заказываемых продуктов и услуг. Она будет в 1,5-2 раза ниже, чем в обычном магазине!

 

Цена будет снижаться, поскольку участвуя в такой системе взаимодействия с потребителем, производители могут исключить из себестоимости затраты на целый ряд описанных выше мероприятий:

- Во-первых, им не нужно будет вкладываться в масштабные рекламные кампании, поскольку производитель будет знать, что его продукция гарантированно будет востребована потребителем в течение определенного промежутка времени в будущем.

- Во-вторых, ему не нужно будет больше распространять продукты по широкой розничной сети, ловя тем самым потребителя. Таким образом также снижаются списания производителями стоимости не раскупленных товаров, поскольку все они гарантированно найдут своего потребителя.

- И наконец, в-третьих, производителю не нужно будет больше оплачивать стоимость получения и обслуживания кредитных ресурсов, поскольку в описанной системе потребитель сам будет кредитовать производителя товаров. Оплачивая свой заказ на несколько месяцев вперед, потребитель будет таким образом из своих средств кредитовать производителя по кредитной ставке значительно ниже, чем у банков.

Таким образом, мы видим, что в описанной модели непроизводственные затраты компаний-производителей можно значительно снизить, что и приведет к существенному снижению цены продуктов – до 2-х, а может быть и более раз для отдельных типов продуктов.

 

Величина снижения цены при заказе набора продуктов будет зависеть также и от срока, на который вы их заказываете. Если человек делает заказ на 3 месяца, например, (минимальный срок заказа) – скидка не превышает 25% от стандартной розничной цены. А если заказывает на 12 месяцев – то скидка может доходить и до 50%.

По мере того, как все больший пул производителей будет подключаться к участию в программе, а сама программа получать все большее признание в обществе (а соответственно и рекламу производителям), начнется конкуренция между производителями уже внутри программы – они будут стараться предложить еще более выгодные условия по снижению цены в зависимости от сроков их заказа.

К тому же производитель должен получить возможность рекламироваться бесплатно (поскольку это социальный проект) в помещениях «столов заказов» и позиционировать себя в глазах потребителей региона как участник, например, «социальной программы снижения цен на продукты».

Можно смело предположить, что при условии получения солидных гарантий надежности данной системы (например, ее надежность гарантирует региональное правительство или крупная корпорация, представленная в регионе) огромная доля потребителей предпочтет из-за низкой цены продуктов участвовать в этой программе. Причем чем ниже уровень доходов потребителя, тем выше будет его желание сэкономить.

Заказ на набор продуктов будет оформляться в виде договора на поставку между оператором проекта и конкретным человеком в столах заказа. Ему будет выдаваться список заказанного, и заказ будет сохраняться в электронной базе данных. Возможно целесообразно организовать работу оператора проекта на базе или при поддержке (например, для сбора заказов с ветеранов и инвалидов) региональных социальных служб.

 

В целом затраты на реализацию проекта и на полномасштабный запуск данной модели будут неизмеримо малы по сравнению даже с первоначальными преимуществами, которые получат потребители, а также с позитивным образом организации – оператора проекта (или местных властей) в глазах населения региона.

Без преувеличения можно утверждать, что тот руководитель, который поддержит внедрение этой модели на практике, а также те коммерческие компании, которые примут участие в запуске этой системы, неизбежно войдут в историю как пионеры, провозвестники новой системы экономических отношений!

 

© Моторин Д.И.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...