Ресурсы и источники политической власти.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. В российской Конституции подчеркнуто, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие. Ресурсы политической власти – это потенциальные возможности, средства власти, которые она использует в процессе осуществления своих полномочий, функций. Ресурсы власти многообразны и разнообразны. В зависимости от этапа общественно - политического развития конкретной страны и политического режима ресурсы власти существенно различаются между собой. Они изменчивы, подвижны. На ранних этапах общественного развития источником и ресурсом власти выступала сила. На стадии капиталистического развития превалировало богатство и деньги. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным ресурсом развития производства, власти и общества в целом. Информационная революция рассматривается в качестве предпосылки антропологической революции. Ресурсами политической власти могут выступать также различные конкретные организационные, традиционные, образовательные и иные факторы. Среди них: занимаемая должность, престижное образование, личностные связи, биографические данные, имидж, общественно - политический и иной опыт и многие другие потенциальные и реальные возможности и способности человека, организации, политического института.
РЕФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ (фр. rиforme; от лат. reformo - преобразовываю) - политическое преобразование, изменение существующих общественно-политических отношений без существенного изменения наличной системы. Реформы в политике по содержанию и форме изменений противоположны понятию революции. Последователи Маркса и Ленина, некоторые другие радикалы считают, что политическая система обусловлена экономическим основанием. При изменении основания возникает необходимость в адекватном изменении политической формы. Реформаторы считают, что изменения необходимо осуществлять постепенно, с минимальными общественными потрясениями (не навреди!). В отличие от них революционеры стремятся все изменить кардинально, быстро, насильственно (цель оправдывает средства!). В идеологиях, отрицающих революционный путь (консерваторы, либералы, умеренные социал-демократы), реформаторская деятельность - инновационная функция политических институтов, направленная на поддержание политической и социальной гармонии. При оценке позитивности различных форм социально-политической коррекции возникает проблема критериев. Критерием успешности реформаторской деятельности можно считать, например, отсутствие социальных конфликтов. Развитие западной цивилизации в XX в. привело к господству реформаторских идей и политической практики. Страны, отстающие от передовых в экономическом и политическом отношении, тяготеют к революционному способу преобразований. Это, в частности, связано с иллюзиями по поводу возможностей революции, поскольку естественным, реформаторским путем разрешить существующие в этих странах противоречия очень трудно. Демократия в развитых странах предполагает реформаторскую политику. Например, в странах с системой всеобщего благосостояния в результате многочисленных реформ, опирающихся на реальные общественные возможности, достигнуто разрешение многих социальных противоречий.
Иная судьба постигла Россию в XX в. В нашей стране сложилась система революционных преобразований. Результатом этих революций к концу столетия стала ситуация социального и политического хаоса. Многие противоречия обострились, их осознание не выдерживает критики, а попытки политиков их разрешить приводит, как правило, к противоположному результату. Поэтому Россия долго еще будет реформироваться путем проб и ошибок.
РЕШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - один из основных моментов политического процесса, содержание которого заключается в идеологическом разрешении наличной проблемы и организации политического действия, направленного на стабилизацию или изменение политической ситуации. Политическое решение может иметь форму политического сознания, усмотрения, использования ритуала или традиции, а также закона. Принятие решения имеет свои закономерности, представляющие некоторый алгоритм, последовательность шагов, которые могут привести к положительному результату. Традиционные шаги следующие: осознание существующей политической реальности; определение политического интереса; постановка цели; формирование соответствующих ценностей и способов достижения цели; принятие решения о конкретной форме деятельности с последующей организацией его выполнения, контроля, корректировки и т. д. В зависимости от политической организации системы решение принимается как волевой акт доминирующего политического субъекта, а может стать коллективным политико-правовым актом системы политических институтов. Оно может быть устным повелением лидера элиты, а может иметь форму всеобщего закона. Современная демократия предполагает принятие политического решения посредством коллективного идеологического и политического творчества. Зачастую этот процесс носит сложный, многосубъектный и многоуровневый характер. Его подготовкой занимаются профессионалы различных научных и идеологических направлений: политологи, правоведы, социологи, психологи, представители самых различных интеллектуальных и партийно-политических корпораций. В рамках системного анализа готовится набор альтернативных вариантов, которые предполагают различия в необходимых для выполнения решения ресурсах, способах действия, его результатах, а также в возможных последствиях для разных институтов, включая все общество.
Для повышения эффективности альтернативный набор вариантов готовят различные структуры, а выбор варианта решения осуществляют представители элиты в результате разнообразных процедур принятия, которые зависят от конкретной ситуации, свойств политического пространства, положения данной элиты и т. д. В системе «Паблик рилейшнз» работа над решением осуществляется гласно и демонстративно на основе доверия участников процесса. Подобная система политического менеджмента и маркетинга превращает процесс выработки и принятия решения в полисубъектный, в котором может принять участие любой активистски ориентированный политический или гражданский субъект.
РИМСКИЙ КЛУБ - международная неправительственная некоммерческая организация, объединяющая в своих рядах бизнесменов, политических деятелей и ученых из нескольких десятков стран мира, занимающаяся обоснованием перспектив развития человечества. Основан в 1968 г. Ученые с мировым уровнем формируют временные рабочие группы, представляющие результаты изысканий в виде "докладов Римскому клубу". Всего подготовлено 18 докладов. Их публикация в различных странах и на разных языках принесла клубу всемирную известность и авторитет. Римский клуб с самого начала поставил перед собой задачу ответить на главный вопрос: можно ли сохранить здоровое состояние региональной и глобальной природной среды, экономическое равновесие, устойчивость общественного развития и благосостояние людей, базу невозобновляемых природных ресурсов, если неизбежные изменения в характере использования энергетических и сырьевых материалов, способах производства и потребления в странах индустриальной периферии будут и дальше идти путем наименьшего сопротивления, руководствуясь только узкими экономическими интересами?
В первом докладе Римскому клубу, подготовленном группой ученых из Массачусетского технологического института во главе с Д.Медоузом под названием "Пределы роста" (1972), был дан однозначно отрицательный. На основе построенной модели мира авторы доклада сделали заключение, состоящее из трех пунктов: 1.если сохраняется постоянный рост населения в мире, рост индустриализации, производства продовольствия и использования природных источников, границы роста на Земле достигнут предела в следующие сто лет; если это произойдет, сократится население и возможности индустриального развития; 2. можно изменить распределение роста населения и сформировать условия экономической и экологической стабильности, которая сохранилась бы в будущем. Можно определить положения глобального равновесия с тем, чтобы основные материальные потребности каждого региона Земли были удовлетворены и при этом все имели равные возможности для реализации своего индивидуального потенциала; 3.если человечество будет делать усилия в этом направлении, есть надежда на успех. Предложенная ранее концепция экономического роста в последующие годы была заменена на новую парадигму - ограниченного роста и развития. В настоящее время проблемное поле и сфера деятельности Римского клуба значительно расширились. Доклады посвящаются интеграционным тенденциям внутри мирового сообщества, изменениям в ценностных ориентациях жителей планеты, вопросам построения целостной прогрессивной цивилизации, в основу которой положен принцип всеобщей солидарности. Так авторы доклада «Первая глобальная революция (1991г.) призвали к «всемирной солидарности» перед лицом обострившихся глобальных и локальных проблем и увидели сущность этой революции не в сокрушении отжившего общества, а в объединении усилий народов на основе значимых для всех нравственно-этических норм и культурных ценностей. Глобальная революция «порождается беспрецедентным сочетанием крупнейших потрясений: социальных, экономических, научно-технических, культурных и нравственных, различные комбинации которых способны создавать непредсказуемые ситуации...» Целью Римского клуба является: «мысленно представить себе мир, в котором мы хотели бы жить, оценить его ресурсную базу, сформировать реалистическое и последовательное видение его перспектив и в итоге сконцентрировать энергию и политическую волю человечества на построение нового мирового сообщества». За более чем четвертьвековую деятельность проведено более 40 международных конференций, советов, консультаций. Члены Римского клуба сегодня обращаются к перспективам дальнейшего развития Европы в рамках проекта "Европа - 2020", роли и ответственности европейских стран в мировых переменах.
РИТУАЛ ПОЛИТИЧЕСКИЙ как неотъемлемая часть любой политической жизни представляет собой стандартизированное повторение политически значимых действий, идеологически (мифологически) санкционированных и драматически инсценированных, с целью регулярного подтверждения и укрепления социально-политических порядков. Все наиболее значимые ритуалы, включая политические, имеют трехчленную структуру: они предполагают отделение участников ритуала от повседневной жизни, помещение их в чрезвычайные условия и, наконец, возвращение в повседневность, но уже в качестве «посвященных». Данная структура ритуала осуществляется посредством процессуальных символов, транспортирующих смыслы коллективных действий в сознание участников ритуала. Тем самым ритуал выступает важнейшим (и древнейшим) способом коллективного внушения. Первоначальный социально-политический смысл этого внушения состоит в усилении коллективности, групповой сплочённости. Структура ритуала позволяет управлять (манипулировать) ценностной ориентацией его участников, вовлекая их в ритуальный опыт крайне интенсивного группового взаимодействия и взаимопонимания. Любые ритуалы служат важнейшим средством социально-психологической легитимации. Высшей легитимирующей(санкционирующей) инстанцией политических ритуалов являете идеология (политическая мифология). Политический миф с его «вечно возвращающимися» образами обожествлённых идей и вождей выступает сценарием ритуала, а этот последний - драматической версией передачи мифа. Благодаря своей структурирующей функции политический ритуал служит незаменимым средством управления социальными конфликтами. Участникам ритуала в идеально-типической и убедительной (как откровение) форме раскрываются их социально-политические роли. Те самым ролевая структура общества получает высшую санкцию и закрепляется в сознании участников ритуала. Характерный для ритуала момент повторения стандартизированных действий вносит успокоение в массовое сознание, освобождает индивидуума от бремени личной свободы и ответственности, особенно в кризисные моменты социального развития. Для подвластной массы политические ритуалы выступают важнейшей формой политической эстетики. Для властвующих групп они служат эффективным средством поддержания эмоционального консенсуса и стабильности в обществе. Надо отличать политические ритуалы, соответствующие своему понятию и политически эффективные, от политических псевдоритуалов. Которые лишены вышеуказанной трехчленной структуры и только по форме воспроизводятся ритуальные действия В политическом смысле такого рода ритуалы бессодержательны и служат лишь временным (компромиссным) фасадом для совершенно иных политических акций и протестов. В тоталитарных обществах особенно востребованы массовые театрализованные ритуалы (праздничные шествия и демонстрации, военные парады, спортивные праздники и т.д.), поскольку они усиливают единообразие, монументальность и коллективизм тоталитарного образа жизни. В современных демократиях политические ритуалы входят в арсенал разнообразных (прежде всего избирательных) политических технологий, широко использующих эстетические возможности новейших СМИ. Как и в прошлые эпохи, современные политические ритуалы придают бунтарским настроениям и политическим конфликтам «законный», упрядоченный характер, выпуская пар стихийного недовольства тем самым стабилизируя существующие политические порядки. Типичным примером этого может служить ритуализация конфликта между работодателями и наёмными работниками, его превращение в «игру по правилам».
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИКЕ – степень, мера влияния личности на политические отношения. Политический процесс. Вытекающие из ее политического статуса и обусловленные политической культурой. Политическим профессионализмом. М.Вебер классифицировал политику по трем видам. В зависимости от участия в каждом из них можно выделить три типа личности-политика. Политика «по случаю» есть один из видов политического участия, при котором личность эпизодически совершает волеизъявление, порой не задумываясь о содержании, характере и направленности политических акций. Политика «по совместительству» осуществляется человеком в случае необходимости и потребности, параллельно с другими видами его деятельности. Для политиков «по совместительству» политическая деятельность не является основной. Политика профессиональная есть профессия личности. Профессионал-политик есть прежде всего аналитик, специалист по технологии власти, способный дать политические консультации, советы и рекомендации по эффективной политической деятельности. В зависимости от участия личности в одной из перечисленных «политик» ее роль может быть более или менее значимой. Очевидно. Что от политики по случаю к политике профессиональной роль личности существенно возрастает, что свидетельствует о ее переходе от эпизодического участия к профессиональному. Профессиональное занятие личности политикой имеет еще один важный аспект. Поскольку политика распространяет свои решения на большой круг общественно-политических проблем, то отсюда следует вывод: чем меньше людей занимается политикой непрофессионально, тем хуже самой политике. Лучше не заниматься ею вообще, чем участвовать как попало, с использованием любых средств и методов.
РУКОВОДСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ — определение стратегического направления развития государства, политической системы общества и выбор средств осуществления основных задач и целей общегосударственного и общегражданского значения, их важнейших принципов и путей достижения. В зависимости от уровня политико-властных отношений выделяют субъектов-руководителей федерального, регионального и местного уровней. Чем выше уровень политики, тем более важной является функция руководства и тем более ответственным обязан быть руководитель, выполняющий эту функцию. Это объясняется тем, что политический статус данного руководителя очень высок и характер принимаемых им решений затрагивает огромное число людей. Поэтому высокие должности должны занимать люди грамотные, умные и высокопрофессиональные. Элементы глупости, сквозящие в решениях верхнего этажа руководства, традиционно передаются на нижние этажи, что также усиливает необходимость и потребность рекрутирования «наверх» наиболее талантливых людей. Чем ниже уровень политического руководства. Тем в большей степени руководитель зависит от руководителей верхних этажей. Кроме того, он не только должен вписываться в программу стратегического развития страны, но и руководить ею на региональном, специфическом уровне. Иными словами, руководитель «среднего» уровня имеет дело как бы с двумя стратегическими программами: федеральной и региональной. Которые важно скоординировать и содержательно выразить индивидуально-региональную. Поскольку политическая жизнь очень подвижна, то в стратегию руководства следует вовремя вносить соответствующие коррективы и оперативно менять тактические приемы ее достижения.
САКРАЛИЗАЦИЯ (от лат. sacer - священный) - получение политикой священного, связанного с религиозным культом, статуса. В более мягкой форме сакрализация власти проявляется в традиционной, ритуализированной форме. Политические отношения, имеющие сакральный, сверхъестественный характер сформировались с момента своего возникновения. В традиционном деспотическом обществе сакрализация политики получила свое естественное развитие. В этом обществе все социальные технологии осмысливаются сверхъестественным образом. Политика осуществляется так, а не иначе в соответствии с установлением высших сил. Это может быть наследство «культурного» героя или тотема (начальная форма политики), выражение космического универсума (Древний Китай, Индия, Непал), божественное откровение (Иудея, христианские страны). В классическом сакрализованном обществе функцию аппарата управления осуществляют жрецы. Политика выступает в качестве культового процесса, а религия носит политический характер. Политическая организация, характерная для западной культуры, имеет несколько иной характер. В ней происходит дифференциация политического и культового, религиозного. В то же время религия и политика связаны очень тесно. Они представляют классическое тождество противоположностей, проникая, взаимодействуя друг с другом и, одновременно, различаются, стремятся к собственному господству. Такие взаимоотношения между сверхъестественным и естественным в политике способствовали превращению ее в общественный процесс естественного, светского, земного характера. Освобождение политики от сакральности прослеживается еще в античности, проходит длительный этап развития в христианской традиции. Реальная десакрализация происходит в развитом промышленном обществе западной цивилизации. По форме организации десакрализация совпадает с демократией. Демократическая форма политики высшую сакральную власть заменяет системой права, созданной законодательными органами государства. Высок был уровень сакрализации политики в России до 1917 г. Абсолютная монархия российского царя традиционно являлась воплощением абсолютной божественной воли. Царь, или Император Российской Империи являлся «помазанником» Бога - непосредственным воплощением божественной воли. Советская власть по форме была абсолютно секуляризирована (отделение церкви от государства), но по содержанию сакральность во многом сохранилась - для некоторой части населения место Христа заняла идея коммунизма в образе Ленина. Это обстоятельство ряду исследователей позволяет сделать вывод о высоком уровне сакрализации и коммунистической власти в России.
СВОБОДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - естественное, неотчуждаемое от человека, социальных общностей людей качество, позволяющее им выражать свои мысли и действия в соответствии с правовыми нормами, интересами направленности на стабилизацию, порядок в политико-властных отношениях государства и общества. Политические свободы закрепляются в конституции, других законах и правовых нормах. В Конституции России одной из основ конституционного строя является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ней закрепляется множество политических прав и свобод человека: право на участие в управлении государственными и общественными делами, на равный доступ к государственным и общественным должностям; право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; право на участие в мирных собраниях, митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетированиях; гарантия свободы совести, свободы вероисповедания и т. д. Конституционное закрепление политических прав и свобод — важная предпосылка, условие свободной политической деятельности человека, социальных общностей людей. Но это лишь одна, хотя и важная сторона деятельности человеческих субъектов. Ведь между провозглашением прав и свобод и их осознанной реализацией может быть «дистанция огромного размера». Человек должен быть готов к осуществлению этих прав и свобод, он обязан быть политически культурным. Поэтому следует отметить необходимость формирования у человека культуры свободы, то есть культуры политического выбора, культуры компромисса, консенсуса, понимания возможности и правомерности конкретно-осознанных действий в данной ситуации. Свобода политическая является содержанием политических прав и свобод, признанных государственной властью и закрепленных в правовых нормах. В правовом обществе может существовать только правовая свобода. Не обеспеченная правом, не гарантированная законом свобода может обернуться своей противоположностью. Свобода без права – это произвол, тирания, насилие. Исторический процесс освобождения людей от различных форм угнетения – это и прогресс правовых форм существования этой свободы. Выделяют два аспекта в определении политической свободы. Негативный – свобода от принуждения, давления, вмешательства государства в личную жизнь человека. Позитивный – свобода для чего? Свобода к чему? В этом смысле свобода политическая предстает как сфера реализации человеческих потенций раскрытия творческого потенциала личности во взаимоотношениях между индивидами, социальными общностями и государством. Свобода политическая – это возможность самообновления, самопреобразования общества. Это отрицание целесообразности прошлых форм политической жизни, государственных институтов, идеологии во имя общегуманистических целей, осуществляемое в соответствии с внутренним самоопределением личности.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ( от лат. saecularis - светский) - освобождение политики от религиозной формы, превращение ее в естественноисторический процесс. Секуляризация власти привела к тому, что ценности, авторитет, формообразование, функции и другие моменты политической организации теряют свое сакральное, сверхъестественное содержание. Политика превращается в естественный продукт общественной жизни, исчезает ее трансцендентный, сверхопытный характер. Действительным творцом общественных отношений становится человек, политика подчиняется светскому праву, которое создается органами государства. Развитие демократии приводит к появлению политики, которая становится делом людей, лишается всякого священного ореола. Люди создают законы, люди должны им и подчиняться. Сакральные отношения превращаются в дело церкви, а политика приобретает опытный естественный характер. В то же время рациональное осознание общественного процесса в XX в., философия, наука и здравый политический рассудок оказались не в состоянии полностью осмыслить общественную ситуацию, создать удовлетворительные социологические и политологические теории. Это приводит к тому, что в политике сохраняется неосознанное-иррациональное. Современные психологи (Фрейд, Адлер, Юнг) доказали, что у человека существует объемный массив бессознательного, которое сильно влияет на человеческую жизнь, и не в последнюю очередь, на политику. Политика потеряла священный смысл, с неба спустилась на землю, но на земле нашла массив бессознательного. Идеологи демократии (Монтескье, Локк) для нейтрализации недостатков светской власти предложили естественные механизмы (институты): выборность, гласность, разделение властей, господство права, подотчетность власти контролю и т. д. Идеологи открытого общества (Поппер, Мангейм) настаивают на возможности для гражданина осуществлять персональный выбор жизнедеятельности в политическом пространстве. Закон в таком обществе должен приобрести сакральное значение, он должен быть выше отдельного человека, какой бы пост в политической иерархии он ни занимал.
СИМВОЛ В ПОЛИТИКЕ (от греч. symbolon - опознавательный знак, признак) - знак, образ, в котором опосредованным, неявным образом заключается политическое содержание. Символы являются одним из древнейших, глубинных путей познания и коммуникации. Символ есть единство реального, существующего и нереального, сознательного и бессознательного (К. Юнг). Политический опыт при помощи творческого осмысления гениями перемещается из бессознательного в сферу символов. Затем рациональная и эмоциональная обработка этих символов превращает осознание в идеологию и политические стереотипы. Например, у древних греков символы служили для передачи содержания тайными знаками членам замкнутых, тайных групп. Символы выступают в качестве значимых феноменов политической системы, они выполняют свою функцию как предметы и действия, которые условно обозначают какие-либо политические содержания. Так, самым распространенным политическим символом является знамя, флаг или стяг. Это символ Родины, государства, политической неприкосновенности, суверенности. В обществе с мощным символизмом за знамя патриоты-герои отдают свою жизнь, хранят его как важнейший элемент политической структуры. Кроме государственного флага, каждое государство имеет звуковой символ - гимн и зрительный символ - герб. Символические атрибуты (признаки, обозначения, воплощения) власти включают в себя все, что связано с данной политической системой, ее историей, действительностью и будущим. Особенно наполнены символикой традиции, армия, государственные службы, суды, прокуратура, правительственные процессы и т. д. Символ не может быть полностью понят - это всегда бесконечный процесс, который раскрывается обществу в истории и каждому человеку в его жизни. Чем полнее политическая жизнь, тем глубже проникновение в содержание символов. Символизм требует культуры и активного отношения к символической реальности. В России, в отличие от прагматического, развито символическое сознание.
СИМВОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА представляет собой символическое действие в политических целях. Символическая политика – это не просто действие с применением политических символов, а политическое действие, само выступающее как символ. Данный символ превращает политическое действие в зрелище (часто без всякого отношения к реальному политическому процессу) и лишь инсценирует то, символом чего он по видимости выступает. В условиях асимметричной массовой коммуникации символическое инсценирование политики создает искусственный и эстетически привлекательный мир, который публике кажется еще более реальным, чем сама реальность. Сущность современной символической политики вытекает из связи демократических способов легитимации с визуальными коммуникативными техниками и производством политических «звезд» по аналогии с шоу-бизнесом. На выходе получается символическая политика в виде стратегической формы политической коммуникации, которая весьма часто нацелена не на просвещение и взаимопонимание, а на искусный обман чувств – и посредством этого – на получение массового согласия с политикой властей. Символическая политика – это не специфически современная, а извечная форма политики. Однако в отличие от прошлых эпох современная власть, как и протесты против нее, инсценирует себя не столько при помощи статуй, медалей и шествий, сколько посредством фото- и кинопродукции, прессы, радио и телевидения. Эстетизация повседневности посредством СМИ. Лавинообразный рост препарированной, инсценированной информации ведет к превращению символического инсцениррования в один из решающих факторов современной политической культуры. В политологической литературе описываются различные стратегии и формы символической политики. К примеру, различают «символическую политику сверху» и «символическую политику снизу». Символическая полит ка, осуществляемая «сверху», - это сознательное использование властью ассиметричности массовой коммуникации, когда настоящий обмен информацией между «верхами» и «низами» общества затруднен или невозможен. Символическая политика – это не столько злонамеренный обман чувств, сколько лишь выставленный к массовому потреблению штучный набор желанных иллюзий, пришедших на смену большим утопиям прошлого. Среди наиболее встречающихся форм «символической политики сверху» выделяются следующие: 1. Символические акции. Подтасовки, которые они производят, не являются идеологической ложью, так как адресованы не мысли, а чувству. В этом смысле символические акции власти – это циничная форма коммуникативной манипуляции, организуемая посредством технического производства визуальных иллюзий. 2. Символическое законодательство. Оно также порождает иллюзию глубоко продуманных и решительных действий власти, которые фактически являются невозможными, невыгодными или лишними. 3. Символическая персонализация. Она представляет собой личность политика, представленную в качестве символического эрзаца отсутствующих у него политической программы или политического ума. 4. Символическая идеологизация. Она состоит в инсценировании фундаментальных идеологических противоположностей в условиях сложившегося общественного консенсуса по основным политическим вопросам. «Символическая политика снизу» тоже производит видимость, но, в отличие от «символической политики сверху», не всегда выдает свою видимость за реальность, но иногда использует ее как средство привлечения общественного внимания к реальным социально-политическим проблемам. Одной из наиболее распространенных форм символического инсценирования снизу является символическое нарушение общественных законов (акции гражданского неповиновения). При всех выгодах символической политики (для сохранения социального мира, к примеру), оно несет в себе опасность социально-политического отчуждения. Чем больше разрыв между самомнением власти и отношением к ней массы населения, тем чаще стремится она компенсировать дефицит своей легитимности путем организации политических шоу, спектаклей и других суррогатов политического.
СИСТЕМА ПАРТИЙНАЯ - механизм отношений, существующих между политическими партиями в данном государстве. Основными сторонами партийной системы являются особенности внутренней структуры партий (централизованные и децентрализованные, гибкие и негибкие и т.п.), характеристики, при определении которых учитываются все партии, действующие в стране (количество партий, их относительные размеры, удельный вес в политической жизни и др.). "Система партий, - отмечает один из ведущих специалистов М.Дюверже, - определяется известным отношением между этими характеристиками". Исторически сформировалось всего три основных вида партийных систем: бипартизм (двухпартийная система), система "двух с половиной партий" и многопартийная система. Бипартийная система - это такая, где реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии, причем одной партии обеспечивается объединение вокруг себя абсолютного большинства голосов избирателей, она получает большинство парламентских мест, в результате создается относительно однородное и стабильное парламентское большинство. Двухпартийные системы сложились в англосаксонских странах: Англии, США, Австралии. Однако, это означает, что существуют только две политические партии. Так в США действуют много партий, но их представители, принимающие участие в президентских выборах не в состоянии набрать более миллиона избирательных голосов. Бипартийная система означает, что действует две основные парламентские партии, являющиеся основными соперниками на выборах. Политологи подчеркивают "естественный" характер двухпартийной системы, поскольку практически везде наблюдается два основных политических течения. Привлекательность двухпартийной системы заключается в стабильности политической системы, которая достигается в условиях данной системы. Выделению двух главных партий в условиях бипартизма способствует и мажоритарная избирательная система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, завоевавший хотя бы на один голос больше, чем любой другой его соперник. Применение мажоритарной избирательной системы ведет к уменьшению числа партий на политической арене. Система "двух с половиной партий" является своего рода промежуточной между бипартизмом и многопартийностью. Двухсполовинная партийная система характеризуется тем, что всегда есть третья партия, которая обладает достаточной поддержкой избирателей, чтобы нарушить "привычную игру" двух партий, кандидаты которых вместе собирают 75-80% голосов избирателей. Примерами являются ФРГ, Австрия, где две партии обычно располагают крупными фракциями в парламенте, а еще одна - весьма небольшой фракцией. Для формирования правительства одна из победивших партий приглашает третью партию вступить с ней в коалицию. Для многопартийной системы имеет место, как полагает М.Дюверже, правительство, опирающееся на разнородное и меняющееся парламентское большинство, живет недолго, смена кабинета часто происходит в период между парламентскими выборами. Основное отличие от двухпартийной системы в том, что последняя представляет собой систему образования однопартийных правительств, а многопартийная - систему образования коалиционных правительств. Определенный интерес вызывает типология партийных систем, предложенная итальянским политологом Дж. Сартори, выдвинувшего системы "умеренного" и "крайнего" плюрализма. Система "умеренного" плюрализма включает в себя от трех до пяти конкурирующих между собой партий, формирующих коалиционное правительство. Шесть и более партий, на его взгляд, дает поляризованную систему, где между партиями лежит огромная идеологическая дистанция, что вызывает постоянную политическую напряженность. Отметим, что деятельность политических партий регулируется и регламентируется специальными законами. К примеру, Закон о партиях ФРГ (1967) четко прописывает конституционно-правовой статус партии. Наряду с этим, в ряде индустриально развитых демократических стран отсутствуют по
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|