Роль мастера ПО в процессе формирования ученического коллектива
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В условиях научно-технического прогресса, придающего труду новый характер, необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен к нему, имел профессионально-техническое образование, обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В решении этой задачи ведущее место принадлежит мастерам профтехучилищ - главным наставникам рабочей смены. Они призваны передать юношам и девушкам свои знания и опыт, идейную убежденность, воспитать активную жизненную позицию, сформировать личность растущего гражданина Украины, привить высокие морально-этические качества. Глазами своего первого наставника смотрят его воспитанники на избранную профессию, по его делам учатся уважать ее. В средних профтехучилищах мастер одновременно как организатор, воспитатель, специалист (инженерно-педагогический работник) и руководитель первичного звена - ученической группы. Действуя, как специалист высокой квалификации, знающий свое дело мастер обучает тому, что сам умеет хорошо и доброкачественно делать, передавая учащимся свои знания и умения. Успешная работа мастера во многом зависит от его профессиональных и психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения и воспитания, способности к постоянному совершенствованию, его личностных качеств. Мастер во многом решает вопрос создания работоспособного и сплоченного ученического коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уровнем, коллективистскими общественными отношениями. Старший мастер училища обеспечивает организацию и проведение производственного обучения и производственной практики учащихся в соответствии с требованиями учебных программ. За качество обучения и воспитания будущих молодых квалифицированных рабочих, в первую очередь, ответственны преподаватели и мастера ПО. Их основные обязанности следующие:
- вооружить учащихся прочными и глубокими знаниями, умениями и навыками; - проводить учебную работу на высоком идейном и научном уровне, обеспечивать выполнение учебных планов и программ, вести учет успеваемости учащихся, организовывать и контролировать их самостоятельную работу в училище и дома; - осуществлять идейно-политическое воспитание учащихся во время занятий и во внеурочное время; - оборудование рабочих мест в учебной мастерской, лаборатории и т.д.; - организация помощи общественным организациям учащихся; - забота о здоровье, быте, физическом воспитании и отдыхе учащихся; - отчетность о результатах учебно-воспитательной работы. 60. В процессе ПО применяют различные методы контроля. Мастер учит учащихся не только определять качество выполнения операции, но и прививает навыки проверки качества готовой продукции. Учащиеся должны знать, что подлежит проверки в изделии в соответствии с ГОСТом, и изучить методы приемки той или и но операции и изделия в целом. Например, качество стежков, строчек и швов нужно приучать проверять уже в подготовительный период и методы проверки применять при изготовлении изделия в целиком. Для определения ровноты строчек и швов пользуются методом внешнего осмотра. При клеевом соединении деталей прочность соединения проверяют умеренным оттягиванием скрепленных слоев тканей. В готовом виде проверяют соответствие внешнего вида изделия утвержденному образцу. Мастер показывает, как путем внешнего смотра выполненное изделие сопоставляется с моделью и с требованиями, предусмотренными технической документацией. Проверив правильность установки манекена, изделие надевают на манекен, застегивают, расправляют и просматривают правильность посадки изделия. Немаловажное для значения при определении качества изделий имеет симметричность формы расположение парных деталей. В ходе их обработки и приемки готового изделия мастер проверяет симметричность совмещением парных деталей: концов уступов лацканов, воротника. Необходимо научить учащихся измерять детали изделий в соответствии с техническими условиями на модель, показать им места измерений и расположение изделия при измерении. Развивая учения контролировать швейную продукцию, мастер применяет методический прием – предупреждения ошибок межоперационным контролем. При приеме от учащегося готового изделия мастер может предложить ему еще раз просмотреть изделие и определить самому недостатки в работе, рассказать, как их справить. Такие методы в работе мастера развивают у учащихся навыки определении качества изделия, учат распознавать дефекты и более внимательно и ответственно относиться к работе.
61. Подготовительная работа мастера к проведению производственной практики учащихся на предприятиях сводится к следующему: · изучение производственного процесса и организации труда рабочих (специалистов), применяемых на предприятии; · определение подразделений (цехов, участков, лабораторий, отделов и др.), где будут проходить производственную практику учащиеся; · определение форм организации производственной практики учащихся (табл. 8); · определение совместно с руководителями подразделений предприятия рабочих мест, где учащиеся будут проходить производственную практику; · участие в подготовке и заключении договора между учебным заведением и предприятием о проведении производственной практики учащихся; · участие в разработке рабочей программы производственной практики учащихся; · разработка графиков перемещения учащихся по производственным подразделениям (цехам, участкам, отделениям и т. п.}, рабочим местам, где будет проводиться практика. Рабочая программа производственной практики учащихся, как правило, содержит разделы: 1) общие положения: фонд времени на практику; сроки проведения; нормы времени, устанавливаемые для учащихся на выполнение работ разной сложности; указания о режиме труда учащихся; организационные вопросы руководства практикой и т. п.;
2) учебно-воспитательные задачи производственной практики; 3) характер и содержание работ и функций, которые должны выполнять учащиеся в процессе практики: сложность, точность, обрабатываемые или используемые материалы, физиолого-гигиенические и организационные требования, основные параметры и т. п.; 4) характеристика рабочих мест, на которых учащиеся будут проходить практику: названия и номера цехов и участков; оборудование, на котором учащиеся будут работать; инструменты, приспособления, приборы, оснастка и др. оснащение рабочих мест, которое учащиеся должны освоить в процессе практики, и т. п.; 5) примерные виды (перечень) производственных работ, функций, обязанностей, которые учащиеся должны выполнять в процессе практики; 6) современные приемы и способы труда, характерные для предприятия, новая техника и технология, которые должны быть освоены учащимися в процессе практики; 7) краткие методические рекомендации мастеру по рациональной организации и проведению производственной практики учащихся. К рабочим местам предприятия, где намечается прохождение производственной практики учащихся, предъявляются следующие требования: · типичность для профессии, специальности учащихся; · современность оснащенности и технологии выполнения производственных работ; · нормальная обеспеченность сырьем, материалами, средствами технического обслуживания и т. п.; · соответствие требованиям безопасности, санитарии и гигиены. Таблица 8 Формы организации производственной практики 63. Заключительным этапом контроль качества подготовки учащихся являются выпускные квалификационные экзамены. На экзаменах каждому учащемуся давалась пробная квалификационная работ а, составленная экзаменационной комиссией на основе типовых пробны работ. Тем самым обеспечивалось единств в требованиях к учащимся во всех училищах. Помимо этого, проводился устный опрос по билетам, в которые включались вопросы из разных разделов программ специальной технологии, материаловедения или других тех. предметов.
Оценка пробных работ и устных ответов учащихся на экзаменах осуществлялась членами экзаменационной комиссии, состоящей из представителей областного управления трудовых резервов базовых предприятий и учебных заведений. Таким образом обеспечивалось объективность в оценке уровня квалификации учащихся .(+стр121) 66. Учет выполнения программы производственного обучения имеет целью установить, соответствуют ли содержание учебных занятий, проводимых мастером производственного обучения, а также выполняемые учащимися учебно-производственные работы требованиям учебной программы. Определить это столь же четко, как выполнение учебного плана, практически невозможно, так как судить о выполнении учебной программы можно только на основе анализа записей в журнале производственного обучения, где фиксируется только краткое содержание выполняемых на уроке учебно-производственных работ (фактически только тема урока) и соответствующее количество часов. Таким образом, выполнение программы производственного обучения оценивается только по изученным темам и количеству часов, использованных на них, путем сравнения этих данных с установками учебной программы, а в процессе производственной практики - путем анализа записей в дневниках учащихся. Для более глубокого анализа выполнения программы производственного обучения необходимо перечень фактически выполненных учащимися учебно-производственных работ (из нарядов по сданным работам или из записи в журнале, если они ведутся) сравнить с утвержденным перечнем учебно-производственных работ по соответствующей профессии и сделать соответствующее заключение. Дневник производственного обучения учащегося - тетрадь для записи изучаемых тем, выполняемых работ, посещаемости и успеваемости учащегося по производственному обучению. Записи в дневнике ПО ведёт уч-ся, а мастера производственного обучения проставляют отметки, заносят сведения о посещаемости уч-ся, замечания. Обычно в начале указываются сведения о учебном заведении (полное названи), сведения об уч-ся (фамилия, имя, группа, профессия), фамилия, имя и отчество руководителя, преподавателей спец. предметов (теоретич. обучения) и инструктора производств, обучения. Далее в Д. п. о. приводятся общие правила техники безопасности на производстве, с к-рыми уч-ся знакомится и ставит свою подпись. На следующих страницах заполняются данные об обучении по специальным предметам и по производственному обучению.
В Д. п. о. заносятся полугодовые и годовые оценки по производственному обучению, результаты проверочных работ и квалификационных экзаменов. В конце Д. п. о. по месяцам ведётся учёт посещаемости занятий уч-ся. 67. Методическая деятельность педагога − самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по дальнейшему совершенствованию своего педагогического потенциала, моделированию, проектированию, конструированию, прогнозированию и внедрению педагогически полезного дидактического обеспечения процесса обучения в образовательную практику, позволяющего осуществлять координацию обучающей и учебной деятельности по отдельной дисциплине или циклу дисциплин. Методическая работа направлена на подготовку, обеспечение и анализ учебно-воспитательного процесса. Педагоги, осуществляющие профессиональное обучение, должны самостоятельно отбирать научно-техническую информацию, методически ее перерабатывать, трансформировать в учебный материал, планировать его, выбирать эффективные средства обучения. Многие преподаватели и мастера являются проектировщиками учебного процесса по своему предмету. Методическая работа порождает у педагогов постоянное стремление к совершенствованию профессиональной деятельности. Цель методической деятельности педагога − обеспечение и управление процессом воспитания, обучения и развития обучающихся. Виды методической деятельности: анализ учебно-программной документации, учебных методических комплексов, дидактического обеспечения по данной области знаний; планирование занятий; моделирование, проектирование и конструирование форм предъявления учебной информации на занятии; построение деятельности обучающихся по формированию практических умений и навыков; конструирование методики обучения по конкретной учебной дисциплине; разработка видов и форм контроля успешности учебной деятельности обучающихся; координация учебной деятельности обучающихся на занятии; подготовка дидактико-методического сопровождения учебной дисциплины (учебники, учебное пособие, учебно-методические комплексы, схемы, плакаты, карточки-задания, письменное инструктирование, комплект тестов различного назначения и др.); рефлексия собственной деятельности при подготовке к занятию и при анализе его результатов.
68. В практике ПО широко применяются специальные формы занятий, к которым могут быть отнесены упражнения на тренажерах, лабораторно-практические работы, деловые игры, экскурсии и др. Работа на тренажерах проводится в виде упражнений и может предназначаться для достижения следующих целей: – формирование первоначальных навыков (преимущественно двигательных) для достижения точности и уверенности действий; – отработка алгоритмов профессиональной деятельности; – предварительная подготовка к работе на сложном оборудовании. Тренажер – техническое средство обучения, позволяющее имитировать производственные условия в учебно-производственном процессе. Лабораторно-практические работы проводятся по относительно сложным разделам учебной программы. Им отводится важная роль в установлении связей между теоретическим и производственным обучением, в усвоении на основе самостоятельных наблюдений и анализа различных закономерностей и связей технологического процесса, в систематизации выводов по результатам эксперимента. Лабораторно-практические работы могут охватывать: – изучение способов пользования контрольно-измерительными инструментами и приборами; – наблюдение и анализ взаимодействия узлов машин и механизмов, описание устройства и работы приборов, аппаратов и т.п.; – диагностику неисправностей, настройку и регулировку аппаратуры; – определение свойств материалов, оценку шероховатости поверхности, геометрии режущих инструментов и т.п. Экскурсии – достаточно эффективный способ приобщения учащихся к современной технике, технологии и организации производства. Дать учащимся полное представление о современном производстве, к работе на котором они готовятся, без его посещения невозможно. Экскурсии являются одним из видов организованных наблюдений за производственными процессами или объектами под руководством мастера в цехе, на выставке, т.е. в естественных условиях. Экскурсии могут иметь различное назначение в зависимости от целей, ставящихся и разрешаемых при их организации и проведении, и могут быть общеознакомительными и целевыми. Проведение деловых игр - один из активных методов группового обучения по совместной деятельности при решении конкретных производственных задач в условиях, максимально имитирующих реальные ситуации. Ввиду высокой эффективности эта форма получила широкое распространение, причем исходные данные и вводные (по ходу игры) могут задаваться в устной и письменной форме, а также по приборам тренажеров. Цели деловой игры могут быть разнообразны – от определения характера деятельности исполнителя в условиях различного рода отклонений процесса от нормы до генерации идей новых технологий. Интегрированное обучение на производстве – система профессиональной подготовки рабочих высокой квалификации, сущность которой заключается в формировании навыков и умений, необходимых для реализации технологических процессов. Каждое умение рассматривается с позиций, отражающих целостный характер умственно-образной и практической деятельности: научно-технических знаний, техники безопасности, конкретной экономики и организации труда. 69. Самостоятельная работа - это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся. С одной стороны - это учебные задания, т.е. то, что должен выполнить ученик, это объект его деятельности. Задание предлагается учителем или программированным пособием. С другой стороны - это форма проявления соответствующей деятельности мышления, памяти, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счёте приводит ученика либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к расширению и углублению сферы действий уже полученных знаний. И в том, и в другом случае самостоятельная работа способствует развитию умственных сил ребенка. Следовательно, внешняя форма самостоятельной работы - это задание, а её внутреннее содержание - познавательное или интеллектуальное задание, любая задача должна иметь в себе конфликтную ситуацию, противоречие между данным и искомым, осознание, что и является источником мысли. Задача в любом из видов самостоятельных работ заключает в себе либо необходимость в нахождении и применении новых знаний уже известными способами, либо выявление, определение, изыскание новых путей, способов добывания знаний. Самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое: В каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче. Формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности. Вырабатывает у обучающегося психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и политической информации при решении новых познавательных задач. Является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины учащихся в овладении методами познавательной деятельности. Является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения. Таким образом, самостоятельная работа выступает в процессе обучения в качестве специфического педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельности учащихся, которая должна включать и предмет и метод научного познания. Предметом познавательной деятельности в любом виде учебного труда является не источник знания и не дидактическое или методическое назначение самостоятельной работы, а задача, включенная в тот или иной конкретный вид самостоятельной работы. Ситуация задачи и определяет характер, своеобразие мышления. Поэтому сущность самостоятельных работ как специфических педагогических конструкций определяется особенностями познавательных задач, воплощенных в конкретное содержание типов и видов самостоятельной работы. 70. Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки учебных программ и проводимые школой во внеучебное время для удовлетворения и развития интересов и способностей учащихся. По мнению Ю.Б.Зотова, внеурочная работа многоцелевая. Целями внеклассной работы являются: - расширение и углубление знаний, умений и навыков; - стимулирование интереса учащихся к изучению предмета; - всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы [1, 14]. Р.Р. Сулейманов выделяет следующие задачи внеклассной работы: - популяризация и знакомство с достижениями в предметной области; - привитие учащимся интереса к исследовательской работе; - воспитание интереса к чтению научно-популярной литературы, формированию умений и навыков в работе с ними; - профориентационная работа с учащимися [5]. Формы внеклассной работы по предметам в школе разнообразны. Они классифицируются по разным признакам: по охвату учащихся, по систематичности, по дидактической цели и т. д. По охвату учащихся выделяют: Индивидуальная работа есть во всех видах внеклассных занятий, она может выражаться в чтении литературы, в подготовке к выпуску на вечере, конференции, подготовке материала к викторине, обучении в заочных или дистанционных школах и т. д. Массовая работа выражается в проведении вечеров, конференций, в проведении конкурсов и олимпиад. По дидактической цели Д.М. Златопольский различает два вида внеклассной работы: Работа с учащимися, отстающими от других в изучении материала, т.е. дополнительные занятия по предмету. Работа с учащимися по развитию интереса в изучении предмета
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|