Спасо-Преображенский собор
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Возникновение Острый мыс между ними называется Стрелка. Устье реки Шексны — левого притока Волги, как и другие левобережные районы вошли в состав города только в XX в., в связи с бурным ростом в период индустриализации. В историческом центре города найдена стоянка каменного века. Древнейшее поселение на месте впадения Шексны в Волгу называлось Усть-Шексна. Первое летописное упоминание связано с Ростовским восстанием 1071 года: Ян Вышатич «сташа на Усть-Шексны» для суда и расправы над восставшими волхвами. Раскопками обнаружены следы обширного торгово-ремесленного поселения начала XI в. (площадь свыше 30 га) с изделиями византийского и скандинавского происхождения, обилием арабских дирхемов. Очевидно, на месте современного города был крупный пункт Волжского торгового пути. Найдена также актовая печать Игоря Ярославича. В следующий раз поселение упоминается в 1504 г. уже как Рыбная слобода в духовной грамоте Ивана III. В это время и позднее слобода принадлежала непосредственно московским царям и обеспечивала царский двор рыбой. Сохранились документы о натуральном рыбном налоге на жителей. Слобода была деревянной, и от этой эпохи в городе памятников не сохранилось. В XVII в. строятся первые каменные церкви, включая городской собор Спаса Преображения. XVIII–начало XX в. В 1777 г. Рыбная слобода, став центром уезда Ярославской губернии, получила статус города и название Рыбинск. После переноса российской столицы Рыбинск оказался в очень выгодном географическом положении — на перекрёстке путей от Петербурга к Каспийскому морю и из Сибири (через Каму) к Балтийскому, что послужило главной причиной быстрого роста города в XVIII—XIX в.
Здесь заканчивался глубоководный путь с низовьев Волги. Выше города, в местечке Переборы, Волга становилась настолько мелкой, что её переходили вброд. Поэтому в Рыбинске происходила перегрузка товаров и хлебных грузов, пришедших с низовьев Волги, на небольшие суда, которые могли перемещаться по Мариинской и Тихвинской водным системам, соединяющим Волгу с Балтикой. В 1863 г. строится железная дорога вдоль Шексны, а в с 1870 г. по железной дороге Рыбинск-Бологое, после чего перегрузка шла и в железнодорожные составы. Далее грузы следовали во все концы России и за границу. В начале XX в. хлеба и товаров привозилось в Рыбинск до 1,5 млн т на сумму около 75 миллионов рублей. Только сравнительно незначительная часть хлеба перемалывалась на местных мукомольных мельницах и шла на варку пива. В городе возникло большое складское хозяйство, в том числе один из первых нефтяных складов братьев Нобелей. В это время в Рыбинск переселяются жители окрестных городов, которых экономическое развитие обошло стороной: Углича, Бежецка и др. Перевалка грузов в летнее время привлекала в город огромное количество бурлаков и крючников, которые жили прямо на берегу и многократно превосходили число постоянных жителей. Так, в начале XX в. зимнее население города составляло 25 тыс. человек, но в период навигации оно учетверялось. Массовое развитие пароходства на Волге привело к тому, что к 1870 г. бурлаков на Волге не осталось. Развитие промышленности Купец Н. М. Журавлёв в 1859 г. строит в окрестностях города крупнейшую в Европе канатную фабрику, затем кирпичный и судостроительный заводы (затоплены при строительстве водохранилища в 1940 г.). Строится чугунолитейный завод Головина и железнодорожные мастерские (на базе которых ныне работает завод дорожных машин «Раскат»). В городе работали крупные мукомольные фабрики купца Е. Калашникова и А. Галунова. В 1907 г. братья Нобель построили существующий до сих пор судостроительный завод в пригородном посёлке Слип.
Во время Первой мировой войны в город были эвакуированы предприятия, давшие начало ныне действующим заводам (на базе предприятия «Феникс» возник «Полиграфмаш», а на базе завода «Рессора» судостроительное предприятие «Вымпел»).В 1916 г. начинается строительство автомобильного завода «Русский Рено», на базе которого потом вырос моторостроительный завод. Застройка С XVIII в. город застраивался по единому плану, созданному Ярославским губернским архитектором И. Левенгагеном в 1784 году: одни улицы параллельны берегу Волги, другие строго перпендикулярны, кварталы в плане — квадратные. Главной улицей города стала Крестовая, вытянутая вдоль Волги. На углах часто возводились двухэтажные особняки, типовые проекты которых были приняты в Российской империи. Из-за большого числа купечества город отличался высоким состоянием жителей, при небольшой численности населения и уездном статусе имел многие учреждения, свойственные большим городам: гимназии, училища, библиотеки (1864 г. — публичная библиотека при хлебной бирже, 1880 г. — земская библиотека), благоустроенную набережную, городские парки, храмы всех конфессий (кроме православных — старообрядческие, костёл, лютеранскую церковь, синагогу). В 1860 г. строится типография, которая развилась в крупное предприятие, функционирующее и поныне. С 1864 г. в городе выпускается газета. В 1876 г. по проекту архитектора В. А. Шрётера построен большой театр, на сцене которого с гастролями побывали практически все известные артисты дореволюционной России (сгорел в 1921 г. и разобран на кирпич). Хлебная биржа в Рыбинске, открытая в 1842 г., была третьей биржей в России; в 1912 г. было построено новое здание. В начале XX в. в городе появилась электростанция, водопровод, электрическое освещение улиц. XX век В 1921–23 гг. город был центром Рыбинской губернии, а в 1929–30 — Рыбинского округа. С 1936 г. — в составе Ярославской области. Новый этап развития Рыбинска начался при индустриализации страны. С начала 1930-х город быстро растёт, превращаясь из торгового в промышленный. На базе завода «Русский Рено» создается крупнейший в городе моторостроительный завод, выпускавший в основном авиационные моторы. В 1932 г. в городе открывается Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе.
В отличие от многих советских городов, это предприятие никогда не было «градообразующим», в городе было множество других крупных предприятий: завод полиграфических машин, судостроительные заводы, завод дорожных машин. По-прежнему играл существенную роль речной порт и связанные с ним склады, в том числе хлебные элеваторы: в 1936 г. рядом с железнодорожной станцией «Рыбинск-Товарный» был построен терминальный элеватор, самый крупный в Европе на момент строительства. Вокруг заводов вырастают рабочие поселки, давшие названия городским микрорайонам: Восточный, Северный и Западный вокруг моторостроительного завода, Старый и Новый — возле судостроительного катерозавода, Волжский — рядом с Механическим заводом. В 1930-е территория города приобретает современные очертания, многие населенные пункты входят в состав Рыбинска: поселки Переборы, Копаево, Волжский, поселок гидроэлектростанции ГЭС-14, а также Заволжье, куда переселились много людей из затопляемой зоны. В 1936 г. в рамках проекта «Большая Волга» было начато строительство Рыбинской ГЭС и гидроузла. Проект преследовал несколько целей: обеспечить глубоководный путь из Волги к Балтике и к Москве-реке, а также обеспечить растущий промышленный центр электроэнергией. Строительство велось организацией «Волгострой», с привлечением большого числа заключенных «Волголага». В Переборах, в том месте, где Волга была особенно мелкой, был построен двухниточный шлюз и водосливная плотина Рыбинского водохранилища. Плотина ГЭС перекрыла русло Шексны, которая теперь выше плотины слилась с Волгой в одно водохранилище. Рыбинское водохранилище необычайно широко и мелководно, оно затопило большие площади земель в поймах рек Шексна и Молога, за что данный проект подвергается критике. Водохранилище, кроме многих сёл и деревень, затопило город Молога, население которого большей частью было переселено в Рыбинск.
Строительство было почти закончено перед началом Великой Отечественной войны; в 1941 г. началось заполнение Рыбинского водохранилища. Недостроенная ГЭС все-таки давала ток во время войны: 18 ноября 1941 г. был запущен первый гидроагрегат, а 15 января 1942 г. — второй; в 1942 г. после строительства линии электропередач рыбинский ток пришел в Москву. Великая Отечественная война Во время Великой Отечественной войны 1941–45 гг. жители города, обладающие техническими специальностями, особенно часто служили в авиации и танковых войсках. Многие из них удостоены звания Героя Советского Союза. Боевые действия город непосредственно не затронули, но на подступах по берегу Волги возводились оборонительные сооружения, остатки которых сохранились до сих пор. Город, предприятия, склады подвергались бомбардировкам немецкой авиации. Ряд стратегических объектов, в том числе завод авиационных моторов и авиационный институт, были эвакуировано в город Уфу, где они дали основание местным объектам (Уфимское моторостроительное производственное объединение, Уфимский государственный авиационный технический университет). Многие жители города, эвакуированные в Уфу, навсегда поселились там. Однако через некоторое время эти объекты были воссозданы и в Рыбинске. После войны в городе появились приборостроение (Рыбинский завод приборостроения), электротехническая промышленность (Рыбинский кабельный завод, завод «Магма»), крупный оптико-механический завод «Призма». Развивались деревообрабатывающая (мебельно-деревообрабатывающий комбинат «Свобода», спичечная фабрика «Маяк») и пищевая промышленность, а также машиностроение: появились завод гидромеханизации и станкостроительный, а на базе механических мастерских Волгостроя в поселке Волжском возник Волжский машиностроительный завод, специализировавшийся на среднем машиностроении. В связи с большой концентрацией предприятий, имевших стратегический характер и работавших в том числе на военно-промышленный комплекс, Рыбинск был «полузакрытым» городом (хотя официально закрытым он не являлся): его практически не посещали туристы (особенно иностранные). Город активно развивался: строились новые жилые микрорайоны (Веретье-1,2,3, Скоморохова гора, новый Центр), социальные объекты, расширялась транспортная сеть. В 1960-е годы в центре города через Волгу построен автомобильный мост, который соединил с городом микрорайоны Заволжье-1 и Слип (Заволжье-2), в котором расположен один из судостроительных заводов города. Население города непрерывно увеличивалось и в конце 1980-х превысило 250 тысяч человек.
В 1986 г. город Рыбинск получил статус исторического. По итогам голосования 4 сентября 2005 г. город с 2006 г. наделён статусом городского округа. Экономические реформы 1990-х гг., уменьшение финансирования оборонной промышленности негативно отразились на социально-экономическом развитии Рыбинска: многие предприятия претерпели сокращения, некоторые обанкротились, было заморожено строительство многих жилых домов и социальных объектов. Сейчас Рыбинск занимает одно из последних мест по вводу в эксплуатацию жилья... Все это вызвало отток населения и, вместе с демографическим спадом 1990-х, привело к сокращению численности населения города. Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенский собор – жемчужина исторического центра города Рыбинска. Прородителем Спасо-Преображенского собора была деревянная церковь в честь апостола Петра, покровителя рыбаков. В XVII веке на месте обветшалой деревянной построили каменную, во имя Преображения Господня, которая стала соборной в 1778 году, затем ее перестроили и в 1804 году рядом с ней возвели новую, каменную колокольню. Взору горожан предстала устремленная в небо почти стометровая свеча, украшенная колоннами. Проект собора, прежде чем оказался в Рыбинске, участвовал в конкурсе на строительство Исаакиевского собора в Петербурге и занял там третье место. В 18831-1851 гг. по проекту группы петербургских архитекторов во главе с А. И. Мельниковым на месте одноимённой церкви XVII века Петра и Павла был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Работы по строительству шли тринадцать лет, но результат превзошел все ожидания. Огромное здание в форме куба венчали мощные купола, опирающиеся на массивные барабаны, северный и южный фасады украшали высокие колонны. Внутреннее убранство собора также ошеломляло своей идее. Пол выложен гранитными плитами, стены отделаны под белый мрамор. Для оформления интерьера израсходовали более пятисот килограммов позолоченного серебра. Мастер из Ростова Великого В.М. Бычков сделал для собора огромный четырехъярусный иконостас, в котором были древние иконы XV века. В центре собора под бархатным балдахином поставили главную реликвию города — нарядное кресло, сделанное специально к приезду Екатерины II. Сегодня Спасо-Преображенский собор воспринимается как единый архитектурный ансамбль, созданный по единому проекту. Однако пятиярусная колокольня построена на 50 лет раньше самого храма, предположительно по проекту костромского зодчего-самоучки Степана Воротилова. Её архитектуре присуща и мягкая живописность барокко, и изящная сдержанность классицизма, в отличие от величавой архитектуры Собора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|