Тема № 3. Цивилизации Древнего мира. Типы цивилизаций.
План. 1. Особенности исторического развития крупнейших цивилизаций Древнего Востока 2. Античная цивилизация: а) Древняя Греция б) Древний Рим
Древний Восток. Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, там, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы – основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природных условий, получали стабильные урожаи. Строительство ирригационных комплексов требовало совместной работы большого числа людей, ее четкой организации и являлось одной из важнейших функций первых государств, начальной формой которых были так называемые номы. Ном представлял собой земли нескольких территориальных общин, административным, религиозным, культурным центром которых являлся город. Такие города-государства впервые возникали в конце IV тыс. до н.э. в Египте и Южной Месопотамии (нижние течения Тигра и Евфрата). Со временем номы превратились в объединения какого-либо речного бассейна или объединились под властью более сильного нома, собирающего дань с более слабых. С появлением в III тыс. до н.э. крупных государств начинает складываться особая форма социально-политического устройства – деспотия, характерная для большинства древневосточных стран на протяжении всей их истории. Правитель государства в развитой деспотии обладал всей полнотой власти, считался богом или, в крайнем случае, потомком богов. Большую роль в управлении страной играл бюрократический аппарат, где существовали четкая система рангов, субординация. На все трудовое население деспотического государства, кроме налогов, были возложены и государственные повинности – так называемые общественные работы.
В III тыс. до н.э. основной экономической единицей являлись крупные царские хозяйства, полностью господствовал натуральный тип производства. Торговые отношения развивались в рамках изолированных друг от друга регионов (Египта, Месопотамии, Индии) и существовали в основном в виде обмена. Именно в III тыс. до н.э. начинают складываться рабовладельческие отношения, появляется патриархальное рабство, характерное для государств Древнего Востока (в отличие от античных государств, где существует классическое рабство). Патриархальное рабство возникает в условиях преобладания натурального хозяйства, когда продукция производится в основном для собственного потребления и нет необходимости в такой высокой степени эксплуатации, как при товарном производстве. В основе названия этого типа рабства слово «патриарх», т.е. глава семьи. Раб как бы становится младшим, не полноправным членом большой семьи, работает вместе со своими хозяевами, которые, хоть и считают его своей собственностью, еще не видят в нем просто живое орудие труда, признают за ним некоторые права человеческой личности. При этом типе рабства в неволю попадали не только военнопленные – чужаки, но также и люди, оказавшиеся в долговой кабале, т.е. соплеменники, чего не было при классическом рабстве. Рабы могли принадлежать государству, храмам, частным лицам, однако они не были основными производителями материальных благ, как, например, в античных государствах. В странах Древнего Востока основную работу, особенно в сельском хозяйстве – ведущей отрасли экономики, выполняли крестьяне-общинники, многие из которых находились в той или иной степени зависимости от государства. На этом этапе во всех государствах, хотя и при наличии некоторых особенностей (например, в Египте), существовало два сектора экономики, связанных с видами собственности на землю – одной из важнейших характеристик экономического развития, особенно на ранних ступенях истории человечества, когда основой экономики было сельское хозяйство. Прежде всего, существовал общинный сектор экономики, где собственность на землю принадлежала территориальным общинам, а движимое имущество являлось частной собственностью общинников, которые обрабатывали выделенные им наделы земли. Кроме того, существовал и государственный сектор экономики, в который входили земли, принадлежавшие государству в лице царя, а также земли, пожалованные храмам: работали здесь формально свободные, но бесправные, так называемые царские люди. И в государственном, и в общинном секторе в качестве вспомогательного использовался труд рабов, сформировался патриархальный тип рабовладельческих отношений.
Во II тыс. до н.э. в древневосточных государствах происходит некоторое усовершенствование орудий труда, наблюдается прогресс в ремесле и отчасти в сельском хозяйстве, растет товарность производства, развивается ростовщичество, долговое рабство. Государственные земли на разных условиях начинают предоставляться частным лицам. В это время между различными областями Ближнего Востока устанавливаются экономические, политические и культурные контакты, оформляются международные торговые пути, растет число торговых поселений на территории других государств. В то же время обостряется борьба за преобладание на торговых путях, растет число войн. Конец II тыс. до н.э. стал сложным периодом в истории древних государств. В это время заканчивается бронзовый век, когда орудия труда, оружие изготавливалось преимущественно из бронзы, начинается железный век. Культуру железа на территорию древних государств приносят молодые народы. В частности, так называемые народы моря, которые вторгаются на территорию Египта, в Малую Азию, Восточное Средиземноморье и оказывают сильное воздействие на весь Ближний Восток. В других регионах Древнего мира на рубеже II-I тыс. до н.э. также наблюдается активное движение племен. На территорию Ирана приходят индийские и персидские племена, в Индии долину Ганга начинают осваивать индоарийские племена.
В эпоху расцвета древних государств возникают так называемые мировые державы, или империи, которые в отличие от государств ранней древности представляют собой гораздо более прочные объединения с центральным управлением, единой внутренней политикой. В это время наибольшего развития достигает деспотическая форма государственного устройства. В мировых державах сельская территория постепенно оказывается в составе государственного сектора, общинный сектор экономики сохраняется в городах, где наряду с центральной властью существуют органы самоуправления. Именно в городах, в ремесленном производстве, в это время начинает преобладать рабский труд; в сельском хозяйстве по-прежнему в основном заняты крестьяне-общинники, хотя и здесь труд рабов начинает использоваться гораздо шире, особенно государством. В экономическом отношении важнейшим отличием второго этапа древности от первого является активное использование железа, стали, что значительно повышает производительность труда, способствует развитию сельского хозяйства, ремесла, росту товарности производства, о чем свидетельствует развитие системы денежных отношений – получают повсеместное распространение деньги в монетной форме. В этот период происходит развитие международной торговли: в нее включаются Индия, Китай, Средняя Азия, а также юг Аравийского полуострова. Важным следствием развития товарно-денежных отношений является возникновение в конце второго этапа Древности частной земельной собственности (наряду с государственной и общинной), земля превращается во многих государствах в объект купли-продажи, крупные частные хозяйства начинают преобладать в экономике большинства стран. Античная цивилизация. Древнегреческую историю специалисты делят на несколько условных периодов: - крито-микенский период и Темные века (3000-1100 гг. до н.э. – 1100-800 гг. до н.э.); - период архаики 800-500 гг. до н.э.; - классический период (500-336 гг. до н.э.); - эпоха эллинизма (336-30 гг. до н.э.).
Историю Древнего Рима можно разделить на следующие периоды: - царский период – 753-510 гг. до н.э.; - период Республики – 510-31 гг. до н.э.; - период Империи – 31 г. до н.э. 476 г. н.э. Античные государства сыграли выдающуюся роль в мировой истории: впервые в области экономики, политики, социальных отношений, государства, права, культуры сложились и развились такие отношения, были сформулированы такие концепции, понятия, идеи, которые составили основу европейской цивилизации и которым вообще была уготована долгая жизнь в мировой истории и культуре. Античная Греция. Около трех тысячелетий до н.э. древние греки научились плавить бронзу из меди и олова и использовать ее для изготовления орудий труда и оружия. Земледелие стало более производительным, появились излишки продуктов, возникли обмен и ремесла. Ремеслами стали заниматься целые семьи, производившие гончарные и ювелирные изделия, а также орудия труда и оружие. Люди стали более богатыми, особенно на южных островах Эгейского моря. Население увеличилось, появились города. Первая великая европейская цивилизация возникла на острове Крит, где к 2000 г. до н.э. существовали развитое хозяйство и торговля вокруг нескольких крупных дворцов. Английский археолог Артур Эванс (1851-1941), обнаруживший эту цивилизацию в 1894 г., дал ей название «минойской» по имени мифического критского царя Миноса. Минойцы освоили морские пути, создали флот, города строили на побережье, каждый из них возникал вокруг дворца. Они знали письменность – так называемое линейное слоговое письмо А, хотя оно до сих пор не расшифровано. Большинство поселений и дворцов на Крите погибло около 1450 г. до н.э. в результате извержения вулкана. Стихийное бедствие не было единственной причиной гибели критской цивилизации: к 1450 г. до н.э. на о. Крит с материковой части Греции вторглись воинственные племена, которых назвали микенцами, или ахейцами. Микенцы жили в маленьких государствах, центром которых был укрепленный город – акрополь (верхний город, кремль). С XVI в. до н.э. они занимались торговым обменом, конкурируя с минойцами и постепенно расширяя свои торговые связи в Восточном Средиземноморье, в крупных городах Малой Азии и Ливана. Они переняли у минойцев письменность и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б). К 1100 г. до н.э. крито-микенская цивилизация исчезла совсем. С исчезновением микенской цивилизации искусство письма было забыто, и историки не располагают письменными источниками периода 1100-800 гг. до н.э., поэтому его называют Темными веками. В этот период у греков было мало контактов с другими народами, и поэтому в иностранных источниках мало встречается упоминаний о греках. В Греции резко сократилось население, произошел упадок в гончарном и ювелирном мастерстве.
Впериод архаики (VIII-VI вв. до н.э.) происходит интенсивное развитие античного общества. Росло население, повышался его жизненный уровень. Это был период прогресса в литейном производстве, успехов в изготовлении глиняной посуды. В это время возникают оживленные центры художественно-промышленного производства посуды (сначала Коринф и Мегара, затем Афины), где выработался знаменитый способ наведения черных фигур на блестящий красноватый фон, достигаемый путем примешивания железной окиси. Характерная черта экономики этого периода истории Эллады – наличие довольно развитого обмена, что связывают с процессом колонизации и уходом массы населения в колонии, с ввозом продуктов из колонии в метрополию, с развитием в метрополии ремесел и вывозом их изделий в колонии. Развитие таких форм экономики, как посредничество в торговле, подвоз и перевоз товаров, становится источником существования целых общин. Важнейшим показателем развития обмена в эпоху колониального расширения Эллады может служить возникновение и распространение в греческом мире монеты. Греки использовали при этом опыт древневосточных стран – принятые ими весовые и денежные единицы воспроизводят вавилонские восточные названия. По мере развития производительных сил и обмена появляются новые рабочие руки – привозные рабы. Труд рабов используют в рудниках, в ремесле, в портовых и корабельных работах. Владение рабами, их покупка становятся важным способом расширения производства и обогащения. С применением массового труда изменились размер предприятий и объем производства. Предприятия расширялись и приняли характер ремесленных мастерских. Ремесло отделилось от земледелия. Появляются новые группы населения – судовладельцы, собственники ремесленных мастерских (эргастерий), которые с течением времени все больше определяют не только экономический, но и политический характер городов-государств-полисов, возникших в VIII-VI вв. до н.э. в Греции в результате борьбы новых социальных групп и сил с аристократией. Полис включал в себя город и прилегающую сельскую территорию и считался независимым государством. Самым крупным полисом были Афины, занимавшие территорию 2500 кв. км. Другие полисы были намного меньше, территория их не превышала 350 кв. км. Даже самые крупные города насчитывали не более нескольких тысяч жителей. К началу архаического периода большинством полисов управляли аристократы, а системой правления была олигархия (власть немногих), но по мере расширения торговли начинает усиливаться и процветать среднее сословие торговцев, ремесленников и банкиров. Лишенное политических прав, оно начинает добиваться возможности участия в принятии решений. В стране возникают беспорядки, и для восстановления мира греки выбирают одного правителя, наделяя его всей полнотой власти. Такого правителя стали называть тираном. Начиная с 750 г. до н.э. реальная власть Греции принадлежала ареопагу (совету), политику которого осуществляли три высших должностных лица – архонты, в своей деятельности совещавшиеся с собранием старейшин, т.е. выдающихся членов аристократических родов. В 621 г. до н.э. недовольные системой правления и законами города афиняне на должность тирана назначили Драконта, создавшего первый в истории Греции писанный и очень жесткий свод законов. Драконт ввел публичный суд, чтобы люди могли видеть результаты правосудия. Свои реформы он основал на уже существовавших устных законах, но записал их и ужесточил, ввел смертную казнь за многие правонарушения, даже такие мелкие, как кража еды. Вот почему по сей день жесткие меры и законы называют драконовскими. В VI в. до н.э. драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Солоном (640-635-ок. 559 до н.э.), предложившим афинянам целый ряд очень популярных мер: он воспрепятствовал продаже зерна за границу, освободил всех граждан от земельных долгов, прекратил практику продажи должников в рабство. Проданные за границу афиняне были выкуплены государством. Реформировал Солон также систему правления, в результате чего представители средних слоев могли занимать административные должности, даже бедным гражданам предоставлялось право голоса в народном собрании. Реформы Солона, будучи прогрессивными, являлись одновременно попыткой примирить противостоявшие тогда друг другу социальные группы, попыткой компромисса. Для этого, как он сам пишет в своих элегиях, он попытался разумно соединить законность с насилием. Борьба демократии и аристократии в полисах в VIII-VI вв. до н.э. способствовала выработке целого ряда важных демократических принципов, одним из которых было местное самоуправление. Впервые этот принцип был зафиксирован в Конституции Клисфена (VI в. до н.э.) и в его реформе, согласно которой самым мелким социальным единицам – демам (коммунам) было дано самоуправление. В 508 г. до н.э. Клисфен из рода Алкмеонидов, вставший в результате гражданской войны во главе Афин, ввел новую систему правления, названную им демократией. Желая привлечь народные массы к широкому участию в политической жизни, Клисфен ввел Совет 500, ставший постоянной комиссией народного собрания и вместе с должностными лицами заведовавший финансами и внешними делами и подготовлявший решения народного собрания. С именем Клисфена история связывает появление в Афинах политического обычая – отракизма, состоявшего в том, что ежегодно, во время весеннего собрания народ опрашивался, должно ли в данном году состояться постановление об изгнании лица, подозреваемого в тиранических замыслах. Опрос проходил тайной письменной подачей голосов, и в случае утвердительного ответа собиралось особое собрание для остракизации, в котором должно было участвовать не менее 6000 граждан. Осужденный лишался на время только своих политических, но не гражданских прав и уходил в изгнание. В начале V в до н.э. греческий мир, широко распространившийся по берегам Средиземного моря, испытал сильнейший кризис – столкновение с огромной персидской державой и ее союзником на Западе – Карфагеном. Победа греков над персами во многом стала возможной благодаря морской и финансовой реформам Фемистокла. В 483 г. до н.э. греческий народ согласился на устройство крупного военного флота, что потребовало финансовой реформы, положившей началу существованию афинского бюджета. Во время правления Фемистокла Афины получили большой доход от серебряных рудников. По старинному типу распределения добычи эту сумму предстояло сообща «проесть», т.е. распределить между гражданами. Фемистокл предложил народу отказаться от этой раздачи и передать эти средства на государственные нужды без вознаграждения. Эта реформа имела важные военные и политические последствия. Она удвоила военную силу Афин. Рядом со старыми классами преимущественно сельского населения, которых выдвинула конституция Клисфена, благодаря развитию морских связей и отношений выросли новые. Большое значение Фемистокл придал укреплению Афин как крепости и укреплению новой военной гавани Пирея. Был создан Делосский союз, и Афины превратились в морскую державу. Чтобы создать боеспособный, могучий флот, участники союза сделали взносы в общую казну в виде своих кораблей и денег; их первая встреча в 478 г. до н.э. произошла на острове Делос, где впоследствии хранилась общая казна союза. После Персидской войны наступило время расцвета и могущества Афин. Его называют «золотым веком». В этот период (479-431 гг. до н.э.) благодаря торговле Афины стали очень богатыми. Как крупный центр культуры Афины привлекали лучших скульпторов, гончаров, архитекторов, драматургов, историков и философов. В этот период в Афинах окончательно сложилась демократическая система, выдающимся представителем которой был Перикл (ок. 490-429 до н.э.). Талантливый, прекрасно образованный, блестящий оратор, он умел силой красноречия убедить слушателей в своей правоте. Он упрочил экономику и военно-политическую мощь Афин, превратил город в центр просвещения Эллады, в культурную столицу Греции. При Перикле получили развитие все сферы экономики Афин – строительство, ремесла, торговля, судостроение и морские перевозки, текстильное производство. Это позволило увеличить занятость населения, активизировать его участие в труде и заработке. Все это потребовало больших трат, и Перикл поставил государство на новую финансовую основу. Огромные расходы на укрепление и украшение Афин покрывались из денежных запасов храмовых сокровищ, образовавшихся из доходов со священных земель, из долей военной добычи и из частных вкладов и дарений. По реформе Перикла эти сокровища перестали быть неприкосновенным запасом. Кроме того, использовались средства военного бюджета, включавшего поступления союзников, поскольку Перикл полагал, что раз главный город выполняет свои обязанности в отношении союзников, он имеет право потратить излишки на сооружения, которые принесут ему вечную славу и дадут гражданам хороший заработок. Пелопоннесская война. Благополучие и процветание Афин нарушилось с началом Пелопоннесской войны. Она велась за господство в Греции между демократическими Афинами и олигархической Спартой. Она длилась 27 лет (431-404 гг. до н.э.) В середине IV в. до н.э. на севере Греции возвысилась Александр Македонский (356-323 до н.э.), стал царем Македонии и вождем всей Эллады. Его воспитателем был Аристотель. В 20 лет он вступил на престол и взял власть в Македонии. Александр предполагал укрепить свое господство в Греции и расширить владения в Азии. Он сразу же вступил на путь военных завоеваний, результатом которых стали огромная империя и титул Александра Великого. Его военная кампания отличалась дерзостью и стратегическим искусством. Он был военным гением, обладал необыкновенной энергией и мужеством, его соратники и войска были ему безгранично преданы. В 323 г до н.э. Александр, умер от лихорадки, и его военачальники поделили империю между собой, что привело к территориальным войнам, Период с 336 по 30 гг. до н.э. называют эпохой эллинизма. Античный Рим. Италия расположена на Апеннинском полуострове в центре Средиземного моря. Ее береговая линия развита значительно меньше, чем в Греции, и рядом с материком нет усеянного островами моря, поэтому мореплавание не получило здесь такого развития, как в Греции. Зато Италия обширнее и удобнее для земледелия и скотоводства. Древние греки, удивленные богатой растительностью Апеннинского полуострова и обилием скота, назвали южную часть полуострова «страной телят» – Италией. В дальнейшем это название распространилось на весь полуостров. Лингвистические, археологические, антропологические и исторические исследования свидетельствуют, что италийцы родственны эллинам, более того, доказывают, что они происходят из одного и того же племени, впоследствии разделившегося на две основные ветви. В начале 1 тыс. до н.э. Италию постепенно заселяли этруски на севере, греки – на юге, финикийцы – на острове Сицилия. Между этими народами происходили частые войны, следствием которых было появление множества обездоленных людей из разрушенных городов. Эти беженцы селились вблизи крепостей и подчинялись местным властям. Так в 753 г. до н.э. возник Рим (лат. Roma), бывший до этого небольшой крепостью, жители которого, как потомки его отцов основателей, назывались патрициями. Переселенцы же и их потомки стали называться плебеями, Они платили налог, служили в армии, но не имели земли. Земля и земледелие в Риме и Италии с самого начала играли определяющую роль. Италийцы поселились на полуострове уже земледельцами, и основное звено общины составляли хозяева земельных участков. Когда с течением времени прямые потомки первых жителей Рима утратили большую часть земли, первоначально им принадлежавшей, римский царь Сервий Туллий (578-534 до н.э.) своей реформой всех жителей Рима поделил на оседлых хозяев и пролетариев (от лат. proles – потомство), возложив на первых все общинные повинности и дав им полные права. Пролетарии же были настолько бедны, что не могли служить в армии и единственным их достоянием было воспроизведение потомства. История Рима показывает, что сила государства и отдельных лиц в – их владении землей. Именно этим и объясняются в первую очередь величие и сила Рима. Первоначально земля находилась в общинном владении родов, частная собственность состояла в скоте, но уже к VI в. до н.э. земля становится частной собственностью. Государственное устройство первого периода римской истории воспроизводило семейные отношения: во главе государства стоял пожизненно избиравщийся царь, наделенный всеми признаками отца в семье. Единственным ограничением его власти было то, что он мог лишь применять законы, а не изменять их. Граждане в Древнем Риме были равноправны между собой, не существовало никаких сословных различий, не граждане (чужеземцы, рабы) были бесправны. Для получения согласия народа на войну и изменение закона царь не реже двух раз в год созывал народное собрание всех граждан. Родоначальники 300 родов, положивших основание Римского государства (300 человек) и называвшихся поэтому «отцами», составляли сенат. В 509 г. до н.э. римляне изгнали последнего царя Тарквинияза то, что он не советовался с сенатом, несправедливо приговаривал граждан к смертной казни с конфискацией имущества. Народ клятвенно обязался никогда не допускать восстановления царской власти. Образовалась Республика, просуществовавшая пять столетий. Власть в Республике вручалась двум консулам сроком на один год, один из которых должен быть плебеем. Каждый из них обладал всей полнотой власти, но обязательными были только те распоряжения, которые исходили от обоих консулов. Защиту прав плебсов осуществляли народные трибуны. С 509 по 265 гг. до н.э. все события римской истории укладываются в два процесса: борьба плебеев с патрициями за гражданские права и борьба римлян за подчинение всей Италии. 20 лет спустя после изгнания царей в Риме вспыхнуло восстание плебеев против патрициев, следствием которого явилась реформа государственного управления: кроме двух патрицианских консулов было решено ежегодно выбирать двух плебейских трибунов, обладавших правом «вето» на распоряжение консулов и сената, касающееся плебеев. В результате борьбы патрициев и плебеев в 471 г. до н.э. появились публиевские законы, по которым плебеи отныне получили право занимать консульские и другие должности и получать землю на общинном поле. Было запрещено обращать римских граждан в рабство за долги. Основой экономической жизни по-прежнему оставалось земледелие. Наряду с мелкой собственностью появились крупные хозяйства с применением рабского труда. Главной сельскохозяйственной культурой вместо полбы становится пшеница. Появляется сначала медная, а затем и полноценная серебряная монета. Развитие ремесел в Риме происходило медленно, так как мелкими ремеслами в каждом доме занимались рабы, кроме того государство, ориентировавшееся на земельных собственников, не способствовало их развитию. К IV-III вв. до н.э. относятся многочисленные мероприятия по поддержанию чистоты в городе, безопасности, распоряжения о постройках, банях, трактирах. При Аппии Клавдии, занимавшем должности цензора, консула и ставшем в 292 г. до н.э. диктатором, сенат отступил от прежней системы крайней бережливости в расходах: были созданы дорогие, но полезные сооружения, отличные дороги в разные концы Италии, в том числе знаменитая Аппиева дорога; превосходный водопровод в Риме; осушены обширные участки, создавшие новые места для заселений и т.д. Аппия считают основателем юриспруденции. В этот период на Апеннинском полуострове проживало не менее 12 народностей, враждовавших между собой. Более 200 лет Рим вел с ними войны и постепенно в течение V-III столетий до н.э. установил господство над большей частью Италии. Вместе с распространением на весь полуостров власти римлян распространялись и их нравы, язык, и все италийские племена постепенно романизировались. В пунических войнах (с Карфагеном) римляне разгромили Македонию, разбили войска сирийского царя, подчинили своей власти Грецию и Западную часть Малой Азии. К концу II в. до н.э. Рим стал центром Средиземного моря. В результате Пунических войн и других военных походов римская община значительно расширила свои земельные владения, следствием чего явились новые формы экономической деятельности. Многие завоеванные и конфискованные земли были малоплодородными и, как для правительства, так и для колонистов-крестьян, могли стать слишком дорогим удовольствием. По этой причине правящий класс открыл простор частному предпринимательству: желающим предоставили возможность разрабатывать пустующую землю с условием ежегодно вносить в казну десятину с посева, одну пятую часть с посадок и сбор с числа голов скота, выгонявшегося на пастбища. Следствием этого процесса были такие явления, как рост крупного землевладения, рост числа безземельных, составивших армию батраков, и появление такого крупного социального и экономического фактора, как рабовладение: привозные рабы как результат завоеваний. Основным типом рабовладельческого хозяйства стали виллы (площадью 25-100 га), где работало несколько десятков рабов. Их хозяйство было многоотраслевым, интенсивным. Виллы размещались вблизи городов, куда сбывали часть своего урожая. Вилла как форма организации хозяйства имела преимущества по сравнению с мелким крестьянским хозяйством – здесь применялась кооперация труда, труд был лучше организован, использовались разнообразные орудия и применялись передовые агрономические методы. Во II в. до н.э. в Риме возникли латифундии – крупные, главным образом скотоводческие, хозяйства римской знати, основанные на рабском труде. Владельцами новой государственной земли стали в основном римские нобили, к пользованию казенной землей был допущен и второй имущественный разряд – всадники, люди чисто городских и торговых профессий, теснившиеся на торгах для получения аренды. В аренду сдавались солеварни, леса, дегтярные предприятия. Вместе с тем шел процесс скупки мелких владений и превращения их в большие фермы с целостной экономической организацией. Появляются агрономические трактаты, римляне переводят карфагенских авторов, пользуясь их сельскохозяйственными уроками. Хотя к концу II в. до н.э. Рим и превратился в великую мировую державу, он клонился к упадку, поскольку с развитием крупного землевладения, использовавшим колоссально развитый невольничий труд, в корне был разрушен фактор, на который издавна опиралось государство: хозяйство мелких землевладельцев. Во всех отраслях деятельности применялся труд рабов, которые занимались ремеслами, руководили большими предприятиями своих господ, учили детей, управляли банковскими операциями. Количество их было огромно, а положение крайне тяжелым. С начала II в. до н.э. в Италии непрерывно происходят восстания рабов: в Сицилии, восстание под руководством Спартака. Однако угроза государству была не в бунтах рабов, а в падении класса мелких собственников, развивавшегося параллельно с усилением рабства. Римское правительство всегда поддерживало мелкое землевладение путем раздачи неимущим вновь приобретенной земли, однако, после Пунических войн этот процесс замедлился и число полноправных римских граждан уменьшилось. В середине I в. до н.э. республиканский Рим оказывается перед крахом: его потрясают восстания в покоренных провинциях, тяжелые войны на Востоке, гражданские войны в самом Риме. Официальным основателем Римской империи считается Гай Юлий Цезарь (100-44 до н.э.), избранный в 59 г. до н.э. консулом в Риме. Поняв необходимость серьезных реформ для превращения диктатуры в империю, Цезарь стал платить воинам своей армии вдвое больше жалованья, чем другие военачальники; союзникам Рима он щедро раздавал права римского гражданства. Будучи объявленным в 45 г. до н.э. пожизненным диктатором, Цезарь провел законы, изменившие политический строй Римского государства. Народное собрание потеряло свое значение, сенат был увеличен до 900 человек и пополнен сторонниками Цезаря. Сенат даровал Цезарю титул императора с правом передачи его потомкам. Он начал чеканить золотую монету со своим изображением, появляться в знаках царского достоинства. Стремление Цезаря к царской власти восстановило против него многих сенаторов, они организовали заговор во главе с Марком Брутом и Гаем Кассием. В 44 г. до н.э. Цезарь был убит, но восстановление аристократической республики, на что надеялись заговорщики, не произошло. Первым императором был провозглашен Октавиан Августа. После падения Республики в Риме формируются крупные землевладения римских императоров (сальтусы), которые находились в Италии, провинциях, преимущественно в Африке. Сальтусом или группой их ведало особое должностное лицо – прокуратор. При императоре Траяне (53-117, правил с 98) захватнические войны были возобновлены, и Римская империя достигла максимальных границ. Но в дальнейшем завоевания прекратились, резко уменьшился приток в империю новых рабов. В III в. в Римской империи начинаются кризис экономики, упадок сельского хозяйства, ремесел, торговли, возврат к натуральным формам хозяйства. Зарождается новая форма земельных отношений – колонат. Крупные землевладельцы сдавали в аренду участки земли, скот, необходимые для работы орудия труда. Мелких арендаторов, постепенно попадающих из-за долгов в зависимость от землевладельцев, называли колонами. Они платили продуктами арендную плату хозяевам земли и налоги государству. Колоны постепенно превращались в крепостных крестьян, не имеющих права покидать свою деревню, а городские ремесленники потеряли право менять профессию и место жительства. Огромные траты на содержание армии и роскошного двора императоров, на зрелища, подачки свободной бедноте заставляли римских правителей увеличивать подати с населения провинций. В разных частях империи вспыхивали восстания населения и бунты воинов, недовольных тяжелой службой. В последний период Римской империи параллельно развиваются два процесса: процесс распространения в империи христианства и процесс регулярных вторжений европейских варваров. Христианство зародилось в римской провинции Иудее в I в. н.э. на основе религиозного и социального учения о духовном спасении людей через веру в искупительную силу спасителя, сына божьего, которое проповедовали такие секты иудаизма, как зелоты и эссеи. В основе идеи христианства лежит искупительная миссия Иисуса Христа, его казнь, воскресение и второе пришествие к людям, страшный суд, воздаяние за грехи, установление вечного царства небесного. В условиях экономичного и национального гнета, идеологического разброда в Римской империи в I-III вв. н.э. это учение было воспринято большими массами населения огромной империи, так как оно провозглашало равенство всех людей перед богом, разрушало этнические и социальные перегородки в обществе. Все это способствовало распространению христианства во многих странах, несмотря на гонения со стороны властей. После долгой и безуспешной борьбы с христианством императоры разрешили исповедовать веру в Иисуса Христа (Миланский эдикт Константина, 313 г.). С течением времени сами правители приняли крещение и объявили христианство единственной государственной религией (Феодосий I, 381 г.). Они участвовали в церковных соборах и пытались поставить церковь под контроль государства. Тем временем европейские варвары регулярно вторгались в Империю. В 378 г. готы разгромили римскую армию, в 410 г. они во главе с королем вестготов Аларихом ограбили Рим, в течение предыдущих 800 лет не доступный для завоевателей. Готы сожгли многие дворцы и храмы, переплавили на металл замечательные произведения древних мастеров. В 445 г. вандалы из Северной Африки еще более жестоко, чем готы, разграбили Рим. Их вождь Гензерих приказал своим воинам уничтожить то, что они не могли унести. В 476 г. полководец-варвар Одоакр (около 431-493) отнял у последнего римского императора достоинства власти и отправил их в Константинополь, бывший столицей Восточной Римской империи (позднее Византии). В 395 г. император Феодосий перед смертью разделил Римскую империю между сыновьями на Западную с Римом и Восточную с Константинополем. Однако он заявил, что на земле должен быть один император, как одно солнце на небе. Сам он стал править Италией, приняв древний титул «рекс», отказавшись от претензий на все прочие владения Империи. В эпоху поздней Древности (первая половина 1 тыс. н.э.) в истории человечества все более важную роль начинают играть племена и народы периферии древних государств. В это время они достигают того уровня развития, когда активно идет процесс социального расслоения, создаются предпосылки появления государств. В III-V вв. начинается Великое переселение народов, охватившее почти все окраины древних государств и во многих случаях ставшее непосредственной причиной их крушения. На последнем этапе истории древних государств намечаются значительные сдвиги во всех сферах жизни, происходит формирование новых социально-экономических отношений, ликвидируются городские свободы, наблюдается общее уравнивание различных групп трудового населения (свободных, неполноправных, рабов) до положения зависимых подданных. Начинается свертывание товарно-денежных отношений, города теряют свое значение, центр экономической жизни постепенно перемещ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|