Высокая классика (450-400 гг. до н.э.)
Древняя Греция Периодизация Древнегреческого искусства Предшествующий период — Эгейское искусство (Крито-Микенское искусство) Геометрический период («Гомеровская Греция») — 11 - 8 век до н.э. 1. Архаический период — 7 - 8 в. до н.э. 2. Классический период — 5 в. до н.э.— сер. 4 в. до н.э. - Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н.э. - Высокая классика — 2-я пол. V в. до н.э. - Поздняя классика — 4 в. до н.э. 3. Эллинистический период — сер. 4 в. до н.э. — I в. до н.э.
Геометрический период («Гомеровская Греция») — 11 - 8 век до н.э. До нас дошло мало памятников этого периода. Основным строительным материалом были дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также терракотовых и бронзовых статуэтках. Архаический период 7 - 8 в. до н.э. Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи. Архитектура. Типы архитектурных сооружений этого времени представлены преимущественно храмами. Все они представляют критский мегарон – прямоугольное здание с входом на торцевой стене с колонами, которые или обрамляли вход, или делили вдоль внутреннее пространство, или стояли у стен. В архаику был создан единый архитектурный язык – ордерная система. Ордер (от лат. ordo — «порядок», «строй») предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль (мерку) — пядь, локоть или ступню. Это придавало постройкам особую законченность. Благодаря ордерной системе в архитектурном сооружении уравновешивались противодействующие силы роста вверх и давления вниз. К 5 веку оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. В конце 5 века к ним присоединился коринфский ордер.
Скульптура архаики тесно связана с архитектурой, поскольку предназначалась для религиозных комплексов и украшала фронтоны зданий. Живопись тоже была близка к архитектуре и скульптуре потому, что скульптуру раскрашивали в невероятно яркие, фантастические цвета. Отдельные статуи вначале напоминали колоны, в них отсутствует динамика, они словно вышли из каменного блока. У мужских и женских фигур сходные пропорции — широкие плечи и узкая талия, с одной лишь разницей, что мужские статуи предстают обнаженными, а женские – одетой. Образы отличают скованность поз, симметрией. Прическа - шаблонное стилизованное изображение волос - «волосы-шлем». К концу 6 – началу 5 века пропорции фигур становятся более естественными, а их движения более свободными. Появляются два новых типа одиночной скульптуры – обнаженного юноши куроса и задрапированной женщины - коры, с характерной улыбкой, названной архаической. Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Гончарное искусство переживает расцвет, греческая керамика поражает разнообразием форм. В эпоху архаики одной из самых высокоразвитых областей искусства стала вазопись. В первой половине 6 века вазопись процветает в Коринфе, в котором были популярны росписи в восточном стиле. Для коринфской керамики характерны фризы животных: темные фигуры львов, пантер и леопардов выделяются на кремовом фоне обожженной глины. Классический период (5 в. до н.э.— сер.4. в. до н.э )
Ранняя классика (490 – 450 гг. до н.э.). Главной задачей искусства этого времени было правдивое изображение человека сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил – победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса, в котором нравственная красота неотделима от физической. В это время творил скульптор Мирон – ярчайший новатор. В статуях атлетов он передал не только движение, но и переход от одной стадии движения к другой. Таков его знаменитый «Дискобол». Высокая классика (450-400 гг. до н.э.) 5 век ознаменовался великолепными архитектурными постройками в разных концах Греции. Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 г. он заново отстраивается на протяжении всего 5 века под общим художественным наблюдением скульптора Фидия. Фидий, скульптуры которого отличались монументальностью, стремился к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов богов и людей. Таковы его статуи Афины-воительницы, Афины-Парфенос, Зевса. Акрополь считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включает ряд сооружений – Пропилеи, храм Ники Аптерос. Здесь возвышается главный храм Афин – Парфенон. Недалеко от Парфенона был построен в ионическом стиле другой великолепный храм Афинского Акрополя –Эрехтейон, со знаменитым портиком кариатид. В это время творил Поликлет – прославленный младший современник Мирона, который не когда не изображал быстрых движений и мгновенных состояний. Его бронзовые статуи находятся в спокойных позах легкого размеренного движения. Таков его «Копьеносец». Поликлет был автором трактата «Канон», где он теоретически установил законы пропорций человеческого тела.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|