Психологические предпосылки улучшения запоминания
Рекомендации по подготовке к экзаменам. Ваше рабочее место. Внешние мешающие факторы: — шум; — музыка; — происходящие перед Вашими окнами события; — непрошенные и частые гости; — разговоры окружающих; — звонки. Письменный стол: — слишком маленький, чтобы можно было расположить материал, нужный для экзамена; — загроможден лишними вещами, не имеющими отношения к экзамену; — слишком близко лежат журналы, комиксы и т.п.; — находится не только нужный материал; — собственного письменного стола нет. Рабочий материал: — имеется не полностью, нужно о нем позаботиться; — чтобы достать, нужно прерывать работу; — не все под руками. Стул: — слишком низкий или высокий; — неудобный для работы. Освещение: — слишком слабое; — слишком сильное (солнечные лучи); Отопление: — слишком холодно, — слишком тепло, Если Вы в каждых конкретных пунктах установили, что Ваши условия работы не являются оптимальными, то позаботьтесь, чтобы их изменить. Мое самое лучшее рабочее время: — по утрам, — после обеда — по вечерам, — ночью. Лучше всего учить тогда, когда чувствуешь себя физически в форме и достаточно полным энергии. Ничего полезного не получается из того, если заставлять себя учиться, будучи утомленным,ослабленным и т.д. Если Вы мучаете себя экзаменационным материалом, тратите на него в два-три раза больше времени, чем нужно, и не можете сконцентрироваться, это не дает почти никакой пользы, ничего, кроме разочарования, а его-то и надо свести до минимума во время подготовки к экзаменам. Используйте Ваши "вялые" фазы, например, для походов за покупками в магазин, наведения порядка, прогулок и т.д. Долгосрочное планирование и деление учебного материала
1. Поделите материал на маленькие порции и распределите их на все имеющиеся в Вашем распоряжении недели до экзамена, однако оставьте по меньшей мере 2 недели в запасе для повторения всего материала или как резерв на тот случай, если Вы в связи с совершенно неожиданными событиями не сможете придерживаться Вашего плана. Вы нуждаетесь в этом временном резерве и потому, что Вам, например, может потребоваться для усвоения определенной темы больше времени, чем Вы предполагали. Может также случиться, что Вы какие-то области знания будете усваивать несколько слабее, поэтому Вам потребуется больше времени, чем Вы рассчитывали. Это деление имеет исключительно большое психологическое воздействие. В данном случае есть чувство, что ситуация под контролем, и это очень успокаивает. 2. Составьте точный временной план, какое количество материала и в какую неделю Вы хотели бы освоить — своего рода план прохождения материала. Правильно поделенный материал выглядит не так угрожающе, поскольку его можно обозреть. Если еще к тому же после проработки каждого кусочка материала Вы будете делать отметки, Вы будете чувствовать себя значительно спокойнее. Внесите в Ваш долгосрочный план и те данные, которые представляют собой некоторые предпосылки Вашего экзамена, как, например, объявление об экзамене, консультацию экзаменатора и т.д.
3. Если Вы имеете возможность готовиться в группе с "товарищем по несчастью", реализуйте ее. Подготовка в группе имеет много преимуществ. Вы видите, что и другие имеют подобные Вашим проблемы. Вы получаете обратную связь о состоянии Ваших знаний и имеете, таким образом, возможность объективнее себя оценивать.
Краткосрочное планирование и деление учебного материала
Краткосрочное планирование служит тому, чтобы точно распределить время между работой и отдыхом на каждый день.
1. При планировании на каждый день речь идет о том, чтобы Вы ежедневно точно намечали, что хотите освоить наследующий день, т. е. черным по белому зафиксировать, какую главу, какую тему или сколько страниц Вы хотите выучить. Это займет одну минуту. Купите себе календарь и вычеркивайте каждый день, который Вы проработали. Вы заслужите большую похвалу, выполнив дневной рацион.
2. Планируйте между отдельными периодами подготовки к экзамену каждый день маленькие перерывы. Уходите из рабочей комнаты и занимайтесь каким-нибудь делом, но только чтобы оно не отнимало у Вас времени больше Вашего перерыва и было не слишком увлекательным, чтобы от него не было трудно оторваться.
3. Оставьте в Вашем дневном плане немного свободного времени, чтобы иметь возможность отдаться каким-то удовольствиям. Да, да, удовольствия в форме расслабления и занятия прекрасными вещами, это столь же важно, как и подготовка к экзамену. Вы учитесь значительно эффективнее тогда, когда заботитесь о таком балансе. Следует также сказать, что планирование имеет и другое значительное преимущество. Если Вы справились с частью материала, предусмотренной на данный конкретный день, то можете и должны со спокойной совестью что-нибудь сделать для своего удовольствия.
Планы не помогают при работе, если их не выполнять. Причина нарушения плана может быть и в том, что Вы слишком много запланировали и вообще не предусмотрели в плане время для расслабления, для отдыха.
Не осуждайте себя, если Вы в какой-то день отлынивали от выполнения плана или отстали от него. Осуждение — это самый мощный "убийца мотивации". Примите во внимание некоторое промедление и по-новому постройте план. Похвалите себя за вещи, с которыми Вы успешно справились. Держите перед глазами Ваши долгосрочные цели и начинайте работать. Психологические предпосылки улучшения запоминания Психологи открыли целый ряд предпосылок, которые позволяют легче что-либо запоминать: 1. Вы запоминаете лучше то, что Вы понимаете. Не учите ничего механически на память. Попытайтесь изучаемое понять и найти собственные формулировки и обобщения.
2. Вы запоминаете лучше, если изучаете что-то чаще, но в меньших дозах. Лучше ли каждый день учиться 30 минут, чем в день подряд 8 часов? Да! Лучше время для изучения материала поделить на разумные временные отрезки и каждый день осваивать его малыми порциями, чем пытаться в короткий промежуток времени впихнуть весь материал. Исследования показали, что таким способом изучаемый материал запоминается не только быстрее, но и надолго. Учите материал до того момента, пока Вы его не усвоили. Затем отложите его в сторону и повторите на следующий день. 3. Вы усваиваете быстрее изучаемый материал, если постоянно проговариваете его вслух. 4. Вы запоминаете что-то лучше, если повторяете это как нечто целое, чем когда раскладываете на части и каждую часть усваиваете отдельно. 5. Позитивная установка стимулирует запоминание. Вы можете усилить веру в свою память, если будете постоянно говорить: "С каждым днем я вспоминаю все лучше и лучше". 6. Высокая мотивация обучения оказывает очень большое влияние на память. Если Вы интересуетесь тем, что изучаете, то Вы запоминаете значительно лучше. Материал, который Вас не интересует, тем более вызывает отвращение, Вы и хуже усваиваете, и с большим трудом запоминаете. 7. Вы усваиваете быстрее и долго сохраняете материал, если регулярно делаете маленькие перерывы. Из психологических исследований известно, что наиболее благоприятно делать каждые 30 минут короткий перерыв на 2—3 минуты, во время которого можно себя немножко физически встряхнуть — потянуться, открыть окно, заглянуть в какой-нибудь журнал. После приблизительно 1 часа занятий нужно сделать паузу более длительную, приблизительно 5 минут, во время которой можно что-либо попить или поесть. Если работа продолжается многие часы, то после двух часов работы следует делать паузы от 20 до 30 минут, во время которых уже можно заняться более основательно чем-нибудь, например, прогуляться и т.д. После рабочей фазы длительностью 4 часа необходимо более длительное отключение от занятий. При планировании работы на день нужно обратить внимание на то, чтобы эти более растянутые паузы совпадали с обедом, это особенно важно, поскольку самая низкая точка индивидуальной способности к освоению — после обеда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|