Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Великой отечественной войны




К началу 40-х годов пожарные располагали в основном линейками АМО-Ф-16 и небольшим количеством пожарных машин на шасси очень старых импортных грузовиков. Этой техники было явно недостаточно. И главной движущей силой по-прежнему оставалась лошадь. Но, в скором времени, и этот малочисленный парк пожарных машин сильно сократился. [13, с.40]

22 июня 1941 года началась война. Практически все транспортные средства, находившиеся на службе в народном хозяйстве, были реквизированы для фронта. Не стали исключением и пожарные. Автомобили-линейки использовались для эвакуации населения, автоцистерны переоборудовались в бензовозы. Из опасных районов машины огнеборцев своим ходом отправлялись на восток, к Москве. С началом широкомасштабных военных действий в БССР остались считанные единицы таких автомобилей.

Многие гомельские пожарные работники эвакуировались из занятых фашистами мест и совместно с пожарными других городов защищали их от огня. Так, совместно с московскими пожарными защищал столицу ветеран пожарной охраны Гомельщины Харкевич Алексей Владимирович, который был награждён орденом красной Звезды и медалью «За оборону Москвы». Можно привести тысячи примеров массового героизма, стойкости, мастерства и беззаветной отваги бойцов и командиров в годы войны при тушении сложных пожаров в Москве, Ленинграде, Киеве, Сталинграде, Севастополе и многих других городах и посёлках.

Во вторую ночь войны немецкие бомбардировщики появились над Гомелем. Они нацеливали свои бомбовые удары по мосту через реку Сож и здания электростанции, тем самым стремились нарушить коммуникации и лишить город электроэнергии.

Весь личный состав пожарных частей был переведён на казарменное положение, и по первому сигналу пожарные устремлялись к месту пожаров, проявляя при этом героизм и отвагу.

Чем напряжённее становилась обстановка на фронте, тем чаще совершались налёты гитлеровцев. В небе над городом можно было видеть более двухсот вражеских самолётов, багровое зарево сутками висело над городом. В дни налётов пожарные боролись с огнём круглые сутки.

Исключительную стойкость проявляли пожарные Дорофеев, Бернштейн, Якубович, Корзин, Бобров, Фомин, Ковалёв, Харкевич.[5]

 

Выписка из газеты «Гомельская правда»:

«Когда на город напали…

1941 год. Идут бои за Гомель. Немецкая авиация бомбит город, его промышленные объекты. Болезненно врезался в память тот июньский день, когда фашисты бомбили станкостроительный завод имени С.М. Кирова. На месте пожара наша команда Гомельского отдела пожарной охраны. Она проявила отвагу и мужество.

Особенно отличился её начальник Роман Корнеевич Юзенков, уроженец деревни Радуга Ветковского района, и боец Алексей Васильевич Ковалев, уроженец деревни Бобовичи, Гомельского района. Исполняя свои обязанности, они погибли, спасая родной Гомель.

С.Михолевич бывший шофёр пожарной охраны города Гомеля.»

 

В первые недели войны положение с пожарами в Гомеле было просто катастрофическим. По свидетельству очевидца, лейтенанта-инженера Дорофеева, в результате бомбёжки город превратился в огромный пылающий костёр. В первую неделю в Гомеле произошло 360 пожаров. Горело всё: жилые дома, предприятия, железнодорожные цистерны с горючим. Положение усугублялось отсутствием специальной техники и людей, которые были мобилизованы на фронт. Поэтому пожары тушили, в основном оставшиеся местные жители и беженцы. В оккупированном Гомеле немцы создали свою пожарную команду. Она была оснащена современной по тем временам техникой фирм «Henshel» и «Magirus». Правда, немецкие пожарные охраняли от огня, в основном, военные объекты и важные для себя промышленные предприятия. На ликвидацию возгораний в жилых домах оккупанты не выезжали. [13, с.41]. Наоборот, они применяли тактику «выжженной земли». Более 200 городов и 9 000 деревень были сожжены, из них 619 – вместе с жителями. Сохранялось лишь то, что представляло интерес для фашистской администрации.

Вторая волна пожаров хлынула на Гомель во время его освобождения. Советская артиллерия и авиация интенсивными ударами разгромила немецкие оборонительные рубежи, но в тоже время пострадали и многие другие гражданские сооружения, кроме того, немцы при отступлении сами сжигали многие дома, склады и другие здания. В результате возникали огромнейшие пожары. Например, 17 июня 1943 года загорелось 25 составов с горючим, пламя достигало высоты до 20 метров. В среднем, в те дни происходило по 15 -20 пожаров в сутки (для сравнения: на данный момент в Гомеле происходит, в среднем, 2 пожара в три дня). [5]

Но уже к 1944 году, как только первые населённые пункты Беларуси были освобождены, УПО НКВД БССР возобновило свою деятельность в Гомеле. В него вошёл А.З. Казаченко, начальник Управления пожарной охраны республики. И сразу же под его руководством небольшой коллектив пожарных приступил к борьбе с огнём. Им приходилось не только тушить пожары, но и под разрывы вражеских бомб перевязывать и хоронить погибших товарищей. Особо отличился при тушении пожаров в Гомеле и Ново-Белице в июне 1944 года начальник отдела УПО МВД БССР В.А. Качан. За проявленную смелость и самоотверженность в ликвидации последствий вражеских бомбардировок Гомеля и его пригорода ему была вынесена благодарность от руководства НКВД БССР.

На освобождённой от врага земле белорусским пожарным приходилась спасать и военное имущество. На железнодорожной станции Калинковичи были сосредоточены многочисленные эшелоны с военной техникой, боеприпасами, горючим для армий Украинского и Белорусского фронтов. Получив данные от разведки о скоплении советских военных эшелонов, фашистское командование нанесло массированный удар с воздуха по станции. Всё вокруг было объято пламенем. В воздух взлетели снаряды и мины, пламя охватило цистерны с топливом. В такой обстановке в бой с огнём вступили пожарные во главе с А.З. Козаченко. Более суток длилась борьба с огнём. Благодаря мужеству пожарных огненная стихия была укрощена, не успев причинить военному имуществу существенного вреда. Тут же, на ещё неостывшем пожарище, начальник УПО НКВД Козаченко поблагодарил наиболее отличившихся при тушении. Среди них – шофёр Кравченко, инспектор Новиков, начальник службы УПО Мельникова, механик Силич и многие другие. [4, с. 17]

Сражаться с пожарами приходилось ещё долго. В городе находилось множество неразорвавшихся бомб и снарядов. Кроме того, отдельные немецкие бомбардировщики прорывались через линию фронта и сбрасывали бомбы и фугасы на город. Как не хватало белорусским пожарным людей и техники! Но всё же они с честью выполняли свой профессиональный долг.

 

 


 

 

ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ

 

После освобождения Гомеля началось восстановление его хозяйства. В этих условиях резко увеличилась роль пожарной охраны города. Она обеспечивала соблюдение мер пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, предупреждение пожаров в колхозах, совхозах, социально-культурных учреждениях.

Пожарные немедленно приняли участие в восстановлении мирной жизни. Службу преследовали огромные трудности. Не хватало всего: техники, снаряжения, бумаги. Так, например, многие приказы печатались на папиросной бумаге за неимением другой. Многие документы написаны на обратной стороне других приказов. Например, на некоторых из них на обратной стороне можно прочитать сведения о надое козьего молока.

Кроме того, изучив послевоенные документы можно сделать вывод, что 80% гарнизона составляли женщины, так как большинство мужчин-пожарных погибло на фронте.

Среди самих пожарных ощущался острый недостаток квалифицированных кадров. Весь гарнизон на тот момент насчитывал всего-навсего 17 человек, выезжал на пожар на одной-единственной машине. Поэтому 16 февраля 1944 года из Москвы прислали пополнение – 67 человек и 15 единиц боевой техники. Из прибывших сил было организованно четыре городских пожарных команд (ГПК) и два отдельных караула.

 

ГПК-1 – 50 человек. Начальник – Лутенков Николай Михайлович.

ГПК-2 – 44 человека. Начальник – Куликов Мартын Иванович.

ГПК-3 (по охране Ново-Белицы) – 44 человека. Начальник – Валевачёв Иван Парфёнович.

ГПК-4(Новиковская Роща) – 32 человека. Начальник – Шаповалов Иван Петрович.

 

В двух отдельных караулах в общей сложности состояло 22 человека.[3, с.27-31] Некомплект составлял, в общей сложности, 13 человек (в ГПК-1 – 7 человек, в ГПК-2 – 6 человек).

Как известно, война унесла очень много мужских жизней. Поэтому на место мужчин становились женщины. Не стала исключением и пожарная охрана. Так, в ГПГ-1 служило 9 женщин в том числе и на командных должностях (Калинина Мария Елисеевна – командир отделения), в ГПК-2 – 11, в ГПК-3 – 6. [3, с.27-31]

 

Историческая справка:

Единственная в СССР женщина – командир пожарной команды служила на Гомельщине – Черток Дина Моисеевна – начальник Речицкой пожарной команды с 31 декабря 1943 года по 12 сентября 1944 года. Затем она была направлена на учебу в Минск. [8]

 

Уже летом 1945 года после демобилизации фронтовиков значительная часть мужчин была направлена для прохождения службы в подразделениях пожарной охраны. Постепенно из пожарных отрядов начинают выводить женщин. Из приказа начальника ГУПО МВД СССР полковника Савинова начальнику УПО МВД БССР от 25.01. 1947 года: «По мере укомплектования частей ВПО МВД БССР городов и объектов мужским составом, - женщин, несущих службу в боевых расчётах пожарных машин, связанных с непосредственным тушением пожаров, постепенно заменять мужчинами. Освобождённых из боевых расчётов женщин можно принимать на работу в качестве связистов» [4, с.20]

Начальником Гомельского Управления Пожарной Охраны стал старший лейтенант Дорофеев, его заместителем – техник-лейтенант Попукайло.[2, с.5]

После освобождения города некоторые экземпляры немецкой пожарной техники попали в руки наших огнеборцев. Потом эти автомобили эксплуатировались в течении нескольких послевоенных лет, так как советская промышленность после войны практически не выпускала собственной техники. Исключением был Толкинский и Варгашинский заводы, которые освоили выпуск упрощённых машин с передней посадкой насоса. Но они не удовлетворяли потребностям страны. Поэтому пожарные вынуждены были искать пути решения проблемы.

Автомобилей собственного производства Советскому Союзу не хватало. Поэтому в течение нескольких лет в страну по ленд-лизу было поставлено 477 785 транспортных средств из Великобритании, США и Канады. И, хотя в программу поставок сходило более 50 моделей 25 производителей, пожарные машины в этой номенклатуре отсутствовали. Советские автобатальоны монтировали противопожарное оборудование на базе самых популярных ленд-лизовских грузовиков «Studebaker U56» и «Chevrolet G7 107»собственными силами. В частности, к концу войны Гомель обзавёлся пожарной машиной «Studebaker».

 

Историческая справка:

В 1943 году английский журнал «Fire» опубликовал любопытный факт. Он указывал, что «в некоторых советских воинских частях пехотинцев переучивают на пожарных, а на грузовики ГАЗ-АА и ЗиС-5 монтируют ручные пожарные насосы. Это делается затем, чтобы после освобождения какого-нибудь города или деревни оставить насос там, дабы местные жители могли под руководством солдата-пожарного освоить азы борьбы с огнём».

 

Вполне возможно, что такая практика применялась и на Гомельщине.

Так же активно действовали и восстановительные команды, руководство которыми осуществлял лично начальник городского Управления пожарной охраны Дорофеев. Так эта команда смонтировала пожарный автомобиль быстрого реагирования на шасси легендарного американского внедорожника "Виллис" без каких-либо технологических трудностей. Передний бампер усиливали, на нём монтировали насос, в грузовом отсеке за сидениями, где во время войны перевозили боеприпасы для буксируемой пушки, размещали ящик с противопожарным оборудованием, а на него установили рукавную трубу. Лестницы и всасывающие рукава перевозили сверху на специальном каркасе, который приварили к кузову. К передним опорам каркаса прикрепили дополнительные фары, а на одном из крыльев – рупор. Машину покрасили в красный цвет и поставили в депо для несения службы. В итоге к концу 40-х годов картина с автотранспортом выглядела следующим образом:

 

ГПК-1: ЗиС-5

ГаЗ-АА

Мерседес-Бенц (специальный автомобиль).

 

ГПК-2: ЗиС-5

Зис-11

Студебекер (в резерве)

 

ГПК-3: АМО-4

Зис-11 (2 штуки)

 

ГПК-4: ЗиС-11 [9]

 

Так же была создана школа по подготовке младшего командного состава (ШМКС ВГПО МВД БССР), первым начальником которой стал лейтенант Арланов Иван Лазаревич. Школа обслуживала не только Гомельскую область, но и Минскую. [9]

Не смотря на то, что близилась вторая половина ХХ века, пожарные по-прежнему использовали каланчу для обнаружения пожаров. Это объяснялось тем, что в разрушенном городе ещё не было достаточного количества телефонных линий и, кроме того, дома были преимущественно двух-трёх этажные. Так что каланча по-прежнему себя оправдывала. Но уже к концу 1948 года между пожарными командами гарнизона была налажена телефонная связь. Причём, телефонистами были одни женщины:

Гоновцева Евгения Пантелеевна (старший телефонист)

Стасевич Татьяна Григорьевна (ГПК-1)

Грищенкова Александра Леонидовна (ГПК-1)

Сорокина Анна Андреевна (ГПК-2)

Швиреева Любовь Андреевна (ГПК-2)

Хатимеева Лидия Никифоровна (ГПК-3)

Моисеенко Мария Макаровна (ГПК-3) [9]

 

Несмотря на послевоенные трудности, руководство пожарной службы пыталось скрасить и разнообразить суровый быт своих подчинённых. Своими силами был построен клуб, заведующим которого стал Фрейман Ефим Лазаревич. Организовывались соревнования по пожарно-прикладному спорту, первыми участниками которых были Акульков, Бобков, Кричевцов, Кушнеров, Федорцов, минченко, Нестеренко, Гулевич, Лысенков

Необходимо отметить, что существовали и негативные тенденции, связанные с нарушением дисциплины, а также такими уголовными преступлениями, как кража, дезертирство, неоднократно повторялись факты пьянства на рабочих местах. Так, в краже были уличены пожарные Гулаков, Акульков, Федорцов, Лозовский; в дезертирстве – Кордияк, Мацудов; в саботаже и халатности – Елисеенко, Гилаев, Самонов, Калачёв, Давидов, Бардаков, в пьянстве – Попков, спящими на посту – Гулевич, Калинина. Ёще один интересный факт: командир отделения ГПК-1 Калинина Мария Елисеевна была замечена несколько раз в нарушении дисциплины. Несколько раз она была замечена спящей на посту, за что была разжалована в пожарные. Кроме того, отвечая за склад, она украла 540 кг картофеля, 8 полушубков, 5 матрацев, а также много другого имущество. Её несколько раз увольняли, но «…учитывая, что она чистосердечно раскаялась», её опять возвращали на работу.[9]

 

Кроме тушения пожаров, пожарные участвовали непосредственно и в восстановлении города.

Вот некоторые данные по участию личным составом гарнизона в восстановлении Гомеля:

 

Восстановление служебных и бытовых помещений   160 000 руб.
Восстановление автомобилей   115 000 руб.
Вырублено леса для стройки и отопления 1800 м 3 10 700 руб.

 

Плюс к этому было отремонтировано 320 ручных насосов для нужд народного хозяйства, а также 70 тысяч первичных средств пожаротушения. А в период посевной или уборочной кампании гарнизон переводился на двухсменное дежурство. Третья смена в полном составе отправлялась в колхозы для помощи крестьянам.

Можно с полным правом сказать, что пожарные внесли огромный и неоценимый вклад в послевоенное восстановление экономики страны. [5]

После победы большинство машин огнеборцев вернулось с военной службы на гражданскую. В этот период в республику дополнительно поступило много пожарных автомобилей довоенного образца. ПМГ-1 и ПМЗ-3 Московского завода пожарных машин, освоенные в производстве ещё в первой половине 30-х годов. Лишь после 45-го стали привычными в нашей республике. В Гомеле такие машины эксплуатировались до 60-х годов.

Однако автомобили с открытой посадкой, какими были ПМГ-1 и ПМЗ-3, уже в 40-х годах морально устарели. Дело в том, что такая конструкция доставляла пожарным массу неудобств. Во-первых, в пути они были доступны ветрам, дождям и прочим капризам погоды. И, кроме того, приходилось заботиться о собственной безопасности. Ветераны пожарной службы рассказывают, что эта проблема особенно обострялась в зимний период. Резко увеличивалось число простудных заболеваний среди личного состава. А после тушения пожарным приходилось буквально намертво привязывать себя к скамейкам, ведь удержаться «в седле» на поворотах в обледеневшей одежде было невозможно.

В принципе, эти неудобства пытались устранить. Еще в середине 30-х годов Краснодарский завод противопожарного оборудования в опытном порядке построил несколько экземпляров 1 500-литровой автоцистерны на шасси ЗиС-5 с закрытой кабиной для боевого расчёта. Но в то время большого распространения такая машина не получила.

Усилиями пожарных Гомель был оборудован устойчивой оперативной связью. Центральный пункт пожарной охраны, расположенный в Гомеле стал способен обеспечить своевременное направление требуемых сил и средств на все развившиеся пожары в населённых пунктах области.

В 1957 году Управлением Пожарной Охраны МВД СССР было принято решение частичной военизации пожарной службы. Большинство пожарных частей в Гомеле по-прежнему оставалось в ведении промышленных предприятий. Но в соответствии с приказом были сформированы первые военизированные профессиональные пожарные команды (ППК):

 

ППК-1, начальник Шевцов;

ППК-2, начальник Сазонов;

ППК-3, начальник Абрамов;

ППК-4, начальник Делец;

ППК-5, начальник Белещев.

 

Эти части делились на две категории, к первой принадлежали 1 и 2 ППК, ко второй, соответственно, 3,4 и 5.

Однако, в скором времени прошло резкое сокращение штатов. Это было связано, прежде всего, с высокой механизацией средств пожаротушения и сокращением финансирования в связи с экономическим застоем страны. Несмотря на все проблемы, пожарная служба продолжала существовать и развиваться, а её сотрудники – с честью выполнять свой долг.

 

 

Бойцы 4-й городской пожарной команды

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На протяжении всей своей истории Пожарную службу преследовали различные трудности, прежде всего, экономические. Можно проследить тенденцию: чем хуже снабжалась пожарная охрана, тем, в конечном итоге, больше теряло общество, так как с экономической точки зрения очевидно, что рубль, вложенный в предупреждение пожара, экономит 100 рублей, потраченных затем на его ликвидацию. Это было в старину, это актуально и в наше время.

Пожар – большая беда, но виновником этой беды в большинстве случаев являются люди: их неосторожность, забывчивость, пренебрежение к пожарной опасности или недооценка её. Поэтому никогда не гаснут огни на пунктах пожарной связи, бдительно дежурят у пульта диспетчеры и радиотелефонисты. Сюда по телефонному каналу «01» приходят сигналы об огненной беде, ворвавшейся в дом или на завод, на ферму или учреждение. Отсюда поднимаются по тревоге дежурные караулы, направляются боевые машины.

Но как бы быстро ни приходила помощь, не всегда бывает возможность предотвратить беду. Вот почему нужно опасаться пожара, не допускать его возникновения, а уж если он возник, не медлить с вызовом пожарной охраны.

В своей работе мы ознакомились лишь с некоторыми фактами, эпизодами из деятельности сотрудников пожарной охраны в ту героическую эпоху. Многие гомельские пожарные работники эвакуировались из занятых фашистами мест и совместно с пожарными других городов самоотверженно защищали их от огня. В дни авианалётов пожарным приходилось бороться с огнём круглые сутки. После войны пожарные вернулись в свои подразделения и немедленно приняли участие в восстановлении мирной жизни.

Можно привести тысячи примеров массового героизма, стойкости, мастерства и беззаветной отваги бойцов и их командиров в годы войны при тушении сложных пожаров в Минске, Гомеле, Берсте и многих других городах и посёлках Беларуси.

И, несмотря на то, что война уже закончилась, пожарные всё равно стояли и сейчас стоят на боевом посту.

Можно много говорить и писать по этому поводу, но лучше всего высказался об этом бывший Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь генерал-лейтенант внутренней службы Астапов Валерий Петрович:

 

Не случайно совсем и не даром

Мы военные, как на войне,

Каждодневно встречаясь с пожаром,

Как металл закаляем в огне

Свои нервы, и тело, и волю.

Мы страну выручали не раз,

Мы случайно нашли свою долю,

Боги скажут словечко за нас.

 

Война давно закончилась. За это время сменилось множество эпох, уже нет СССР. Кто-то может сказать, что для истории 60 лет – это совсем ничтожный промежуток времени, мгновение. Может быть, так оно и есть. Однако для нас, курсантов, это целая жизнь длиною в 60 лет, когда народ Беларуси думает не о войне, а о мире, о жизни, о будущем. И мы хотим заверить, что мир, жизнь и будущее будут надёжно охраняться сотрудниками Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, как это делали наши деды и прадеды в те страшные военные годы.

Опираясь на прошлое и задумываясь о будущем, рассказывая о людях, которые боролись и продолжают борьбу с огнём, необходимо вложить в душу каждого человека понимание того, что будущее нашего огнеопасного мира зависит, прежде всего, от нас самих.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архив Гомельского ОУ МЧС РБ, папка 33, т 1.

2. Архив Гомельского ОУ МЧС РБ, папка 34, т 1, 2.

3. Архив Гомельского ОУ МЧС РБ, папка 41, т 1.

4. Командно-инженерный институт. История создания и становления. - Мн.: Издательский центр БГУ, 2002.

5. Материалы музея пожарной службы Гомельского ОУ МЧС РБ.

6. Микеев А. По законам мужества.

7. Национальный архив Беларуси. Ф.34. Оп. 1. Ед. 299.

8. Сборник приказов ГПК г. Речицы с 12. 11. 1943 по 15. 10. 1946.

9. Сборник приказов УПО г. Гомеля 1944- 1948 гг.

10. Сквозь годы и пожары. – Брянск, 1998.

11. Служба спасения 01. - № 4, 1998.

12. Служба спасения 01. - № 7, 1998.

13. Служба спасения 01. - № 5 – 7, 2000.

14. Служба спасения 01. - № 4, 2002

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...