Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 5. Гомосексуальность и здоровье




Одним из стойких заблуждений, которое распространено и сегодня, является миф о том, что гомосексуальность является болезнью и, следовательно, от неё можно излечиться. В данном разделе мы исследуем это убеждение, а также несколько других вопросов, связанных с гомосексуальностью и здоровьем.

 

«Гомосексуальность - это болезнь?»

Нет. Ещё в 1935 году Зигмунд Фрейд писал: «Гомосексуальность не может быть квалифицированна как заболевание. Мы считаем ее вариацией сексуальной функции». Психологи, психиатры и другие специалисты считают, что гомосексуальность не болезнь. В сексологии не существует понятия «правильная» или «неправильная» сексуальная ориентация. Ориентация бывает разной: гетеросексуальной, гомосексуальной и бисексуальной.

15 декабря 1973 года Американская Психиатрическая Ассоциация подтвердила результаты новых исследований и исключила гомосексуальность из официального списка умственных и психических расстройств. В 1975 году Американская Психологическая Ассоциация подтвердила это решение. С момента исключения гомосексуальности из списка болезней это решение много раз подтверждалось дополнительными исследованиями обеих ассоциаций.

17 мая 1990 г. Всемирная Организация Здравоохранения при Организации Объединённых Наций приняла Международную Классификацию Болезней (10-й пересмотр) (МКБ-10) из которой гомосексуальность как болезнь была исключена. В примечании к разделу F66 "Психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым развитием и ориентацией", подчеркивает, что "сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство". В 1995 г. эту позицию приняла Япония. В 2001 г. Китайская психиатрическая ассоциация также исключила гомосексуальность из перечня психических заболеваний.

Позиция российской психиатрии является гетеросексистской. В частности в приказе Министерства здравоохранения РФ №311 от 06.08.99, говорится: «Класс V. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99). Гетеросексуальность – это абсолютная норма, но гомосексуальность рассматривается как возможная альтернатива отношений, и как отклонение не рассматривается, соответственно, не лечится». Далее даётся ссылка на примечание F66 из МКБ-10.

 

«Решение «Американской психиатрической ассоциации» (АПА) 1973-го года об исключении гомосексуальности из списка психических заболеваний было принято под давлением гей-активистов. Никаких научных данных для изменения оценки не было».

Безусловно, активисты повлияли на то, что вопрос об исключении гомосексуальности из списка болезней рассматривался АПА в 1973 году. Однако решение было принято не из-за давления активистов, а благодаря тому, что были представлены доказательства того, что гомосексуальность не является заболеванием. Для учёных такими доказательствами являются научные исследования. В частности, как пишет Руслан Поршнев, «за 15 лет до этого события Эвелин Хукер провела в 1957-м году исследование, ставшее новаторским по ряду важных аспектов. Во-первых, вместо того, чтобы сразу принять господствующее мнение о гомосексуальности как патологии, Эвелин задалась вопросом, различается ли способность гетеросексуалов и гомосексуалов к психологической адаптации. Во-вторых, вместо того, чтобы изучать пациентов, наблюдающихся у психиатров, она исследовала группу гомосексуалов, которые нормально функционировали в обществе. В-третьих, она использовала процедуру, в которой экспертов просили оценить степень адаптируемости мужчин, не зная заранее об их сексуальной ориентации. Такой метод позволял избежать необъективности, от которой страдали многие предыдущие психоаналитические исследования гомосексуальности. Из своих результатов Э. Хукер сделала вывод, что гомосексуальность как клиническая сущность не существует и нет внутренней связи однополого влечения с психопатологией. Находки Э. Хукер впоследствии подтверждались во многих других исследованиях с применением иных методов». Именно сумма всех этих исследований и послужила причиной того, что в 1973 году АПА исключила гомосексуальность из списка заболеваний.

Ситуация с изменением отношения к гомосексуальности как к норме не исключение. Подобное изменение произошло и в отношении детского онанизма, который ещё в начале ХХ века считался причиной сумасшествия. А если посмотреть книги психиатров XIХ века, то они рекомендуют бороться с ним самым жестоким образом (например, прижигание клитора у девочек и специальные приспособления с острыми металлическими зубцами, для мальчиков). Причина в подобном отношении к детскому онанизму была в том, что врачи психиатрических клиник отмечали, что их пациенты занимаются мастурбацией прилюдно. В итоге причинно-следственная связь была перепутана. Естественно, массовые исследования людей, которые не были клиентами психиатров, показали не состоятельность этой гипотезы и детский онанизм был нормализован.

Тоже самое касается и уже упоминавшихся в этой брошюре, левшей, которых изначально также усиленно старались «вылечить» и «переучить». Усилия педагогов и врачей продолжались ровно до тех пор, пока леворукость не была признана нормой.

 

«Лечение может изменить сексуальную ориентацию».

Нет, не может. На протяжении всего ХХ века некоторые люди пытались лечить гомосексуальность, а кое-кто продолжает это делать и до сих пор. Особенно «преуспели» в «лечении» гомосексуальности в нацистской Германии, где геев отправляли в специальные концентрационные лагеря, в которых на них ставили различные жестокие опыты. Излюбленными методами «лечения» были лоботомия (хирургическая операция на мозге), электрошок, кастрация и гормонотерапия.

Наследниками подобного «лечения» гомосексуальности стали адепты так называемой «репаративной» или «конверсивной» терапии, которые не отрицают, что «в прошлом использовались вредные для здоровья техники». На сегодняшний день данная «терапия» имеет широкое распространение среди верующих, которым кажется проще изменить себя, чем жить в противоречиях с установками своих религий.

Основу подобного лечения составляет психотерапия. Проводившиеся Американской Психиатрической Ассоциацией исследования показали, что «среди подвергавшихся репаративной терапии наблюдается повышенная частота неврозов, депрессий, самоубийств, велик процент дисфории сексуальной ориентации, недовольства собой (в частности и на почве того, что никакой обещанной «смены сексуальной ориентации» не произошло и гомосексуальные желания и фантазии не исчезли, и приходится их либо подавлять, либо социально мимикрировать (подстраиваться под общественные стандарты – В.С.))». Иными словами, насилие физическое заменено насилием психическим.

Если ранее приверженцы «репаративной терапии» утверждали, что благодаря их работе человек может стать полностью гетеросексуальным, то теперь они говорят, что далеко не все могут изменить свою сексуальную ориентацию, но все могут стать «бывшими геями» («экс-геями»). Стать «бывшим геем» значит перестать практиковать гомосексуальное поведение и научиться жить в целибате (если гетеросексуальная жизнь для человека окажется совершенно не приемлемой). Обязательными условиями подобного «лечения» должно быть желание самого «пациента» отказаться от своей сексуальной ориентации. Кроме того, они подчёркивают, что «изменения не происходят мгновенно», что может понадобиться довольно много времени (например, вся жизнь человека) и в итоге это всё равно может не привести к полному отказу от гомосексуального поведения.

В 1999 году целый ряд организаций: Американская Академия Педиатрии, Американская Ассоциация Консультантов, Американская Ассоциация Школьных Администраторов, Американская Федерация Учителей, Американская Психологическая Ассоциация, Американская Ассоциация Школьного Здоровья, Американская Ассоциация Школьных Психологов, Национальная Ассоциация Социальных Работников и Национальная Образовательная Ассоциация - заявили следующее: «Наиболее важный факт относительно «репаративной» или «конверсионной» терапии состоит в том, что она базируется на понимании гомосексуальности, которое было отвергнуто всеми основными медицинскими и психиатрическими профессиональными организациями. Ряд организаций, представляющих более чем 477 тыс. медиков и психиатров, разделяют мнение, что гомосексуальность не является психическим отклонением и не требует «излечения»… Эти организации не поддерживают усилия, направленные на изменение сексуальной ориентации молодёжи посредством «репаративной терапии», и выражают серьезные опасения об её потенциальном вреде».

 

«Гомосексуальный образ жизни опасен для здоровья. Среди геев больше самоубийц и алкоголиков».

Действительно, как пишет академик И.С. Кон, «гомосексуалы находятся в состоянии повышенного риска для некоторых эмоциональных проблем, включая суицидальность, депрессию и тревожность». Факты свидетельствуют, что процент суицидов среди гомосексуальной молодёжи в 3-5 раз превышает процент суицидов среди их гетеросексуальных сверстников. Однако, поскольку сексуальная ориентация сама по себе не является заболеванием, то довольно очевидно, что самодеструктивное поведение (суицид, наркомания, алкоголизм) у геев и лесбиянок является следствием давления со стороны общества. Именно распространённые в обществе гомофобия и гетеросексизм, стигматизация, дискриминация и маргинализация геев, лесбиянок и бисексуалов виновны в ухудшении их психологического благополучия.

В 1965 году один из авторов журнала написал «New Statesman» написал: «Для многих людей их гетеросексуальная ориентация стала причиной несчастья, но я не думаю, что найдётся психотерапевт, который согласился бы их от неё вылечить». Это в равной степени относится и к гомосексуальности. В лечении нуждается общество, которое не может принять гомосексуальность и бисексуальность части людей.

 

«Геи - разносчики СПИДа!»

Это не так. Настоящей причиной распространения ВИЧ является вирус, а не сексуальные предпочтения человека. Вирусу безразличны сексуальная ориентация или пол человека. Рискованное поведение, пренебрежение «безопасным сексом» распространены как среди гомосексуалов, так и среди гетеросексуалов. Пути передачи ВИЧ известны: сперма, кровь, вагинальные выделения и менструальная кровь, грудное молоко. Поэтому угроза инфицирования касается каждого человека, а не какой-то одной конкретной группы.

 

Раздел 6. Гомофобия и бифобия*

«Гомофоб» - в современном языке это слово приобрело ярко выраженную негативную коннотацию. Постепенно быть гомофобом становится также стыдно, как и расистом или антисемитом. Однако эти изменения, к сожалению, не уменьшают уровень гомофобии в обществе. Гомофобия как явление по-прежнему в обществе сильно распространено…

 

«Что такое гомофобия?»

Единого определения, с которым бы согласились все специалисты, не существует. Однако существование самого явления гомофобии никто не отрицает.

В широком смысле под гомофобией понимают «различные формы негативной реакции на проявления гомосексуальности, а также на связанные с ней общественные явления».

В узком смысле её определяют как неконтролируемые отрицательные эмоции (страх, отвращение, гнев и т. п.) по отношению к людям гомосексуальной ориентации и однополым сексуальным контактам.

Как пишет психотерапевт Доминик Дейвис, гомофобия может выражаться в следующих формах:

1. Вербальное отрицание (вербальное открытое выражение отвращения и ненависти к лесбиянкам, геям и бисексуалам; грязные шутки, использование унизительных кличек - "педик", "голубой" и другие).

2. Дискриминация (отказ обеспечить соблюдение прав лесбиянок, геев и бисексуалов, например, в получении ими образования, работы, аренды или покупке жилья и т. д., а также отказ в отношении к ним, как к равным).

3. Физическое насилие (избиения и убийства геев, изнасилование лесбиянок и геев).

 

«Каковы истоки гомофобии?»

Причин возникновения гомофобии несколько. Но, так же как и со всеми другими формами ксенофобии (расизм, национализм, конфессиональная исключительность и пр.), в основе гомофобии лежит комплекс предрассудков.

Во-первых, гомосексуальность очень часто рассматривается как угроза существующему гетеросексуальному порядку. В особенности это относится к мужской гомосексуальности, которая воспринимается как то, что подрывает устои патриархатного уклада жизни, при котором характерно главенство мужчин определенного типа и всё, что в этот тип мужественности не вписывается, маркируется как маргинальное, отклоняющееся от нормы.

Во-вторых, для многих людей негативное отношение к гомосексуалам позволяет повысить собственную самооценку. Это известный в психологии компенсаторный механизм, когда за счёт унижения другого человек приобретает вес в собственных глазах.

В-третьих, демонстрация гомофобии на публике способствует утверждению принадлежности человека к той или иной группе. Например, в мужских сообществах часто бывает принято рассказывать гомофобные анекдоты, а также по-другому выражать свою гомофобию. Это позволяет им формировать свою коллективную идентичность на основании противопоставления себя другой группе.

В-четвёртых, гомофобия может кому-то помогать упорядочить собственные представления о мире. Этим людям окружающий мир кажется слишком сложным, пугающим и противоречивым. Поэтому деление мира на группы, на «белое» и «чёрное» (однозначно «плохое» и однозначно «хорошее»), помогает им чувствовать какую-то стабильность и находить своё место в мире.

В-пятых, негативные представления о геях и лесбиянках позволяют некоторым людям компенсировать собственную неадекватность, чувство собственной неполноценности, проецируя на других неприемлемые для самих себя чувства.

Как видим, психологические причины возникновения гомофобии разнообразны. Но не последнюю роль в распространении гомофобии играют нагнетаемые СМИ моральные паники вокруг гомосексуальности и пропаганда гомофобии.

Пропаганда гомофобии – это «организованная общественно-политическая деятельность (заявления, поведение, акции, государственные мероприятия), основанная на выражении негативного и нетерпимого отношении к гомосексуальности и проводимая в целях распространения идеологии, базирующейся на антигомосексуальных установках, а также на осуждении, стигматизации или дискриминации представителей сексуальных меньшинств».

 

«Мы не против геев – мы против пропаганды гомосексуализма».

Хорошо, давайте разберёмся, что такое «пропаганда гомосексуализма». Юрист Максим Черниговский утверждает: «Пропаганда — это распространение идей, учений, толков с целью обрести сторонников (см. «Словарь живого великорусского языка» В.Даля, энциклопедию под редакцией Брокгауза и Эфрона и т. п.). Гомосексуальность — разновидность направленности полового влечения. От идей, учений, толков она никак не зависит, поскольку является не волевым импульсом, а особенностью психики, проявляющейся помимо воли индивида. Даже если гетеросексуальный человек очень сильно захочет стать гомосексуальным, у него не получится. C точки зрения формальной логики и здравого смысла, словосочетание «пропаганда гомосексуализма» — какая-то бессмысленная комбинация слов. С тем же успехом можно «пропагандировать» восход солнца и закат».

Когда геи и лесбиянки открыто заявляют о своей сексуальной ориентации, они делают то же самое, что и гетеросексуалы вступая в брак, нося обручальные кольца и представляя того или иного человека как своего мужа, жену, парня или девушку. Не стоит опасаться того, что, увидев однополую пару, взявшуюся за руки или целующуюся, кто-то захочет изменить сексуальную ориентацию: гомосексуалы постоянно видят разнополые пары, однако на их сексуальную ориентацию это не влияет. Геи и лесбиянки в своём подавляющем большинстве выросли в гетеросексуальных семьях, большинство не является ни жертвой сексуального совращения, ни жертвой жестокого обращения. Однако они выросли геями и лесбиянками. Кроме того, ещё одно свидетельство, что пропаганды гомосексуальности не существует – это количество геев и лесбиянок в странах с либеральным по отношению к ним законодательством и низким уровнем гомофобии: нигде количество гомосексуалов не превышает 5% от общего количества населения.

Не стоит опасаться и того, что если ребёнок будет учиться у гомосексуального учителя, то он непременно станет геем или лесбиянкой. Гомосексуальность не заразна и не передаётся воздушно-капельным путём и для основной массы детей сексуальная ориентация учителя не представляет никакого интереса. Для них важнее профессионализм и компетентность учителя, на которую его сексуальная ориентация совершенно не влияет. Если же среди учеников учителя-гомосексуала будут дети геи, лесбиянки или бисексуалы, то наглядный пример успешного, уверенного в себе человека и профессионала будет способствовать развитию в детях чувства собственного достоинства и пониманию того факта, что они не одни, того, что они не маргинальны.

То, что действительно существует, – это информирование, но информирование и пропаганда совершенно разные вещи. Как отмечает Руслан Поршнев: «Пропаганда имеет целью агрессивно навязать какой-либо стиль жизни или показать его желательность или предпочтительность перед всеми остальными для максимально большого числа людей, а также извлечь определенную выгоду из этого. Информирование о разных стилях жизни дает лишь информацию к размышлению, а также готовит человека адекватно, без иррациональных страхов воспринимать индивидуальность других, не похожих на него, людей… Информирование касается вопроса о существовании иной ориентации, а не о приемлемости или желательности однополого секса для абсолютно всех людей. Пропаганда по своей сути должна представлять какие-либо позитивные преимущества от пропагандируемого образа жизни. Однако сознательно и открыто «выбрав» жизнь гея или лесбиянки, человек тотчас же столкнется с многочисленными трудностями, начиная с косо смотрящих соседей и сослуживцев и заканчивая невозможностью зарегистрировать свои отношения с партнером или увольнением с работы ввиду «неправильной ориентации», которая «порочит всю организацию». Преимуществ и выгод такого образа жизни в бытовом плане никаких нет — одни проблемы, поэтому и предмета для пропаганды — тоже».

Поэтому говорить о «пропаганде гомосексуализма» совершенно абсурдно.

«Но я не боюсь геев и лесбиянок, я просто против распространения гомосексуальной пропаганды. Поэтому я не гомофоб».

Мы уже выяснили, что гомосексуальной пропаганды не существует. Ваше же отношение можно определить как «гомонегативизм». Первоначально гомонегативизм определяли как эмоциональное, моральное и интеллектуальное неприятие гомосексуальности. В настоящее время к гомонегативизму относят исключительно рациональное, интеллектуальное неприятие, которое может сопровождаться или не сопровождаться эмоциями. Иными словами, в неприятии гомосексуальности предлагается выделять эмоциональную составляющую (страх, неприязнь, ненависть, отвращение) – гомофобию и интеллектуальную составляющую – гомонегативизм.

 

«Почему понадобилось отдельно выделять бифобию? Мне без разницы, кто передо мной - гей или би, моё отрицательное отношение от этого не меняется».

Дело в том, что бисексуалы сталкиваются с двойным неприятием: как со стороны гомосексуального, так и со стороны гетеросексуального сообщества. Именно для обозначения этого особого положения бисексуалов и был введён в употребление термин «бифобия», который означает предвзятое к ним отношение и неприятие их. В основе бифобии лежит ложное убеждение в том, что существуют исключительно две взаимно противоположные сексуальные ориентации (гомо- и гетеро-) и только две гендерные идентичности (мужская и женская). Это ложное убеждение, стремящееся разделить мир на две противоположные составляющие, получило наименование «гендерная поляризация».

Кстати, именно для преодоления социальной изоляции бисексуалов и бифобии ежегодно 23 сентября во многих странах мира проходит День празднования бисексуальности.

 

«Кто такие гомофобы?»

Гомофобы, также как и другие люди, индивидуальны. Однако большинство гомофобов будут объединять следующие характеристики [Herek, 1984]:

  • нежелание иметь личные контакты с лесбиянками и геями;
  • нежелание сообщать другим о проявлениях собственной гомосексуальности или признавать себя лесбиянкой или геем;
  • общение с коллегами или знакомыми, проявляющими к лесбиянкам и геям негативное отношение, особенно если эти коллеги или знакомые - мужчины;
  • то, что проводит время в тех местах, где люди демонстрируют свое негативное отношение к сексуальным меньшинствам, особенно в подростковом возрасте;
  • более старший возрастом и более низкое образование по сравнению с неотягощенными гомофобией лицами;
  • религиозность, частым посещением церкви и приверженностью консервативной религиозной идеологии;
  • следование традиционным, ограниченным взглядам на гендерные роли;
  • сексуальная сдержанность и склонность к переживанию чувства вины в связи с проявлениями собственной сексуальности;
  • авторитарность и другие, связанные с ней личностными особенностями.

 

«Описанные выше характеристики интересны. Но я не могу в них найти то, что характеризовало бы меня. Можно ли как-то ещё классифицировать гомофобов?»

Да, можно. В Интернете широкое распространение получила следующая классификация (увы, мне не удалось обнаружить авторство):

  1. Латентный гомосексуал. Это — человек с гомосексуальными наклонностями, который под влиянием социального окружения старается подавить в себе эти чувства и с раздражением относится к тем, кто не боится самоидентифицировать себя в качестве гомосексуала.
  2. Традиционалист. Это человек старшего или среднего возраста, который привык к тому, что в прошлом о гомосексуальности никто и никогда не говорил. Такому человеку обычно кажется, что раньше геев и лесбиянок просто не существовало, а вот сейчас они откуда ни возьмись появились.
  3. Одинокая женщина. Это женщина, которая по невежеству считает, что ее проблемы с поисками мужчины частично связаны с тем, что "мужики начали друг друга любить, а на нас теперь не обращают внимания".
  4. Подросток. В возрасте сексуального возмужания подростки обычно стараются самоутвердиться среди ровесников. Один из наиболее легких путей для этого — нападки на ровесников-геев.
  5. Религиозный консерватор/фундаменталист. Это человек, для которого религиозные заповеди о запрете на секс между мужчинами по какой-то причине более важны, чем все другие. Например, в Библии говорится, что непослушных детей нужно забрасывать камнями. Этого консерватор делать, скорее всего, не будет. Обычно такой человек не может внятно объяснить, почему одну заповедь нужно неукоснительно соблюдать, тогда как другими можно пренебречь.

 

«На самом деле никакой гомофобии нет. А все разговоры о ней – гомосексуальная пропаганда».

Мы уже выясняли, что гомосексуальной пропаганды не существует. А вот в том, что гомофобия и пропаганда гомофобии и гетеросексизма существует, сомневаться не приходится. Выделяют как минимум семь тесно связанных друг с другом способов, дискриминирующих геев, лесбиянок и бисексуалов:

  1. Гендерная цензура (умолчание) – игнорирование в пространстве общественных дискуссий реальных проблем геев, лесбиянок и бисексуалов. В частности, совершенно отсутствуют социальные центры для общения гомосексуалов, нет специальных теле- и радиопрограмм, в которых бы обсуждались актуальные для них проблемы.
  2. Отрицание гомосексуальной культуры. Та же гендерная цензура, но уже в сфере истории: история мировой культуры переписывается таким образом, чтобы исключить любое упоминание о том вкладе, который внесли в неё гомо- и бисексуальные люди. Ярким примером подобной идеологии является фраза «Чайковского мы любим не за это!». При этом о семейном положении (и даже «похождения на лево») гетеросексуальных творцов культуры упоминается всегда и везде, даже в школьных учебниках.
  3. Отрицание существования лесбигей-сообщества. Несмотря на то, что лесбигей-сообщество существует, очень многие люди, в том числе государственные чиновники, продолжают отрицать его существование, утверждая что геи, лесбиянки и бисексуалы не составляют социальную группу.
  4. Страх открытости. Многие гетеросексуалы испытывают тревогу, когда вопросы гомосексуальности обсуждаются открыто. Обсуждение семейных дел с друзьями и коллегами для большинства гетеросексуалов является совершенно нормальным и естественным явлением. Если же гей или лесбиянка захотят поделиться своими историями, то это может быть воспринято как «бравирование» своей гомосексуальностью или даже как «пропаганда» гомосексуальности.
  5. Создание специальных общественных мест – гетто. Когда гетеросексуалы говорят, обращаясь к геям и лесбиянкам: «У вас же есть свои клубы! Что вам ещё нужно?», то они говорят о том, что не хотят открытости геев, лесбиянок и бисексуалов. Этим гетеросексуалы утверждают своё право на сегрегацию (отделение) гомосексуалов.
  6. Отрицание самонаименования. До сих пор в обществе, в СМИ постоянно используются слова «гомосексуалисты» и «гомосексуализм». Однако большинство геев и лесбиянок воспринимают эти слова как унизительные для них. Одно из правил взаимного уважения – обращаться к другому так, как другой считает для себя приемлемым. Используя слова «гомосексуалисты» и «гомосексуализм» гетеросексуалы демонстрируют этим не только неуважение к мнению геев и лесбиянок относительно их самонаименования, но и своё право именовать людей и явления.
  7. Негативный символизм - формирование и поддержание в общественном сознании демонизированных и стереотипных представлений о геях, лесбиянках и бисексуалах. Гетеросексуальное общество создаёт определённые нормы и правила поведения, в которые не вписываются представители меньшинств. А затем представители меньшинств начинают рассматриваться как «неадекватные» и «отклоняющиеся». После этого «неадекватность» и «отклонения» начинают восприниматься как однозначно негативные характеристики меньшинств. В итоге, стигматизировав представителей меньшинств, гетеросексуальное общество закрепляет их маргинальный статус. Данный механизм работает не только в отношении гендерных меньшинств, но и в отношении этнических, религиозных и прочих меньшинств.

 

«Всё-таки основная масса гомофобов – мужчины. Как гомофобия влияет на самих гомофобов и других гетеросексуальных мужчин?»

Да, действительно, основная масса гомофобов – мужчины. Гомофобная истерия имеет негативные последствия не только для самих гомофобов и представителей лесбигей-сообщества, но и для других гетеросексуальных мужчин, гомофобией не отягощённых. Из-за опасения показаться гомосексуальными или недостаточно мужественными другие мужчины будут стремиться следовать трём основным предписаниям: 1. норме успешности/статуса, 2. норме твёрдости (физической, умственной, эмоциональной), 3. норме антиженственности.

1. Норма успешности/статуса – это «гендерный стереотип, утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе» [Ш. Берн].

Ограничения, накладываемые данной нормой: большинство мужчин не способны соответствовать этой норме на 100%, из-за чего имеют заниженную самооценку; выбор будущей работы часто связан с предполагаемым размером зарплаты, а не действительным интересом юношей; желание соответствовать этому стереотипу заставляет мужчин больше и больше времени тратить на работу и карьерный рост; в результате они постоянно находятся в состоянии стресса с соответствующими физиологическими и психологическими симптомами; также это выключает их из семейной жизни и исполнения родительских функций, поскольку на неё у них просто не остаётся времени; это приводит к болезненным ощущениям как у самих мужчин, так и у их жён и детей; в совокупности неспособность соответствовать иллюзорному образу нормативной маскулинности приводит к утверждению индивидуальной маскулинности мужчин с помощью «компенсаторной мужественности» («совокупность качеств, с помощью которых мужчины вынуждены компенсировать своё несоответствие общепринятому стандарту мужественности»), которая включает в себя эмоциональную и физическую жестокость, подчинение женщин и поведение, связанное с риском; это сопровождается возникновением желания «быть «крутым»», т.е. к гипермаскулинности или же «мачизму».

2. Норма твёрдости:

а) норма физической твёрдости – «стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен обладать физической силой и высокой биологической активностью» [Ш. Берн].

Ограничения, накладываемые данным стереотипом: снижение самооценки мужчин, которые не являются физически сильными; обращение к вредным для здоровья средствам (например, использование стероидов для наращивания мышечной массы) для обретения физической твёрдости; отрицание боли и отказ от медицинской помощи; меньшая продолжительность жизни мужчин; насилие и агрессия по отношению к другим мужчинам (это может быть и проявление компенсаторной мужественности); насилие над женщинами (в том числе сексуальное); бравада своей мужественностью через безрассудные, рискованные и агрессивные действия;

б) норма умственной твёрдости – «стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен быть знающим и компетентным» [Ш. Берн].

Ограничения, накладываемые данным стереотипом: когда мужчина чего-то не знает, он не будет обращаться за советом, поскольку стереотип подразумевает, что мужчина всегда является компетентным и знающим; если мужчина чего-то не знает, то он начинает тревожиться («тревога будет особенно интенсивной, если ему кажется, что окружающие могут догадаться о его невежестве»); это может препятствовать процессу сбора информации; может приводить к проблемам в межличностных отношениях, так как мужчина, стремящийся соответствовать этой норме, «часто унижает других тем, что отказывается признать перед ними свою неправоту или допустить, что кто-то знает больше, чем он»;

в) норма эмоциональной твёрдости – «стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы без помощи окружающих» [Ш. Берн].

Ограничения, накладываемые данным стереотипом: эмоционально обедняются все межличностные отношения (отцовство, дружба, отношения партнёров/супругов); мужчины не раскрывают свои чувства; отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью; следование этой норме не даёт близких связей и чувства единства с другими человеческими существами; «от мужчин редко ждут эмоциональной поддержки, ведь порой они реагируют на раскрытие перед ними чувств другого человека настолько логично и безэмоционально, что это можно принять за отвержение»; мужчины предотвращают самораскрытие перед ними других людей, поскольку менее уверены в своей способности правильно реагировать на чужие эмоции; уменьшается «возможность получить эмоциональную поддержку, поскольку окружающие могут и не догадываться, что такая поддержка требуется»; депрессивные мужчины предпочитают не обращаться за профессиональной и/или дружеской помощью, либо игнорируют проблему, либо используют алкоголь и наркотики для её снятия; невозможность справится с эмоциональными проблемами самостоятельно приводит к большему числу самоубийств среди мужчин; отстранение от эмпатии способствует тому, что у мужчин меньше сдерживающих факторов для нанесения окружающим физического и психического вреда, проявлений жесткости; традиционная мужественность отчасти является тем фактором, который способствовал тому, что именно мужчины являются теми, кто в первую очередь принимают участие в войнах, насилии, нанесении вреда планете, подавлению социальных меньшинств, психологической жесткости.

3. Норма антиженственности – «стереотип, согласно которому мужчинам следует избегать специфически женских занятий, видов деятельности и моделей поведения» [Ш. Берн].

Ограничения, накладываемые данным стереотипом: ограничения на выражение чувств и самораскрытие; ограничение полноценного отцовства (нежность, забота, постоянная эмоциональная поддержка, потребность часто обнимать ребёнка и говорить ему, что любишь его. Многим мужчинам сложно даются эти действия, так как они связывают их с женственностью); фемифобия (femifobia) – страх показаться женственным, возможно из-за страха показаться гомосексуальными; уровень близости между мужчинами (в т.ч. телесный контакт (дружеские объятия) и физическое приближение (дистанция между говорящими)); мизогиния – презрение ко всему женскому («телячьим нежностям»).

Является общепринятым факт, что к мужчинам в нашей культуре гендерные предписания более жёсткие и как следствие они чаще испытывают гендерную тревогу, т.е. сомнения относительно своего соответствия культурным предписаниям мужественности. Гендерная тревога приводит этих мужчин к гендерно-ролевому стрессу, то есть стрессу, возникающему, «когда мужчине трудно поддерживать стандарт традиционной мужской роли». Гомофобия в данном случае является попыткой решить собственную проблему и выйти из состояния стресса. Поскольку геи воспринимаются этими мужчинами как «не совсем мужчины» или «не мужчины», то они, сравнивая себя с гомосексуалами, убеждаются в своей «мужественности» и утверждают таким образом своё превосходство. Крайней формой «утверждения мужественности» в данном случае может быть физическое насилие (избиение и даже убийство) по отношению к геям, а для «утверждения гетеросексуальности» эти мужчины могут прибегнуть к изнасилованию лесбиянки или другой женщины.

 

«Влияет ли гомофобия и бифобия на детей?»

Как видно из ответа на предыдущий вопрос, гомофобия и бифобия как проявление компенсаторной мужественности ограничивает проявление отцовских чувств у многих гетеросексуальных мужчин. Поэтому её влияние на детей самое прямое. Но это не всё.

Как известно, дети начинают проявлять гомофобию очень рано: одни из самых популярных «обзывательств» среди мальчиков – «педик» и «гомик». В том числе и использование подобных слов провоцирует мальчиков на развитие в себе гипермаскулинности и компенсаторной мужественности, о негативных последствиях которых мы написали, отвечая на предыдущий вопрос.

Кроме того, как мы уже писали (см. Раздел 5), процент самоубийств среди молодых геев, лесбиянок и бисексуалов превышает процент самоубийств среди их гетеросексуальных сверстников в 3-5 раз. Это непосредственно связано с гомофобией и гетеросексизмом общества и родителей молодых людей. Семьи, школы, университеты, церкви, правоохранительные органы, органы власти подвергают изоляции молодых геев, лесбиянок и бисексуалов. Их существование отрицается и замалчивается. Некоторые из них частично, а другие полностью лишены поддержки, что ведёт к стрессам и депрессии, и как следствие, к попыткам самоубийства. Ответственность за это лежит на нашем демонизирующем, маргинализирующем и ненавидящем гомосексуалов и бисексуалов обществе.

 

«Я понимаю, что гомофобные чувства, которые я испытываю, мешают в первую очередь мне самому? Что мне делать? Как мне с ними бороться?»

Если вы это осознали, значит, вы уже сделали значительный шаг в своём освобождении от гомофобии. Не останавливайтесь! Если вам сложно одному бороться со своей гомофобией, обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. Однако стоит учитывать, что в России специалистов работающих с данной проблемой не очень много, поэтому я рекомендую обратиться вам к специалистам «Российской ЛГБТ-Сети»: info@lgbtnet.ru. Если же вы в большей степени гомонегативист, то вам нужна не столько психотерапия, сколько самообразование. Поэтому читайте, читайте и ещё раз читайте. Также начните общаться с геями и лесбиянками, задайте им напрямую те вопросы, которые вам не дают покоя. Это можно сделать, например, в сообществе Живого Журнала – Антидогма (http://anti-dogma.info).

 

 

Заключение

К сожалению, объём этой брошюры не позволяет осветить все вопросы и развеять все мифы, которые существуют вокруг гомосексуальности и бисексуальности. Если у вас остались какие-то вопросы, ответы на которые вы не нашли в этом тексте или появились новые во время её чтения, то вы можете написать мне по адресу info@lgbtnet.ru.

 

Приложения

Словарь

Гендер – социокультурный пол; опосредованные культурой и обществом представления о мужественности и женственности.

Гендерная идентичность – глубокое осознание тем или иным лицом внутренних и индивидуальных особенностей гендерной принадлежности, которая может как совпадать так и не совпадать с полом по рождению, включая индивидуальное ощущение своего тела и другие проявления, например, одежда, речь, особенности поведения.

Гендерная поляризация - вера в то, что психологическая и половая природа мужчин и женщин в корне различна, а также признание только двух сексуальных ориентаций: гомосексуальности и гетеросексуальности.

Гендерная цензура – игнорирование в публичном пространстве (особенно в пространстве СМИ) голосов гендерных групп, чей стиль жизни, интимные привязанности или иные формы самоидентификации или самовыражения рассматриваются как отклонение от гетеронормативной модели общественного устройства.

Гетеронормативность (нормативно-гетеросексуальная модель) - предписываемый обществом и государством обязательный гетеросексуальный образ жизни для всех людей.

Гетеросексизм – общественная установка, утверждающая, что единственной «нормальной», «естественной» и «правильной» сексуальной ориентацией и моделью поведения является гетеросексуальность.

Гетероцентризм — это предположение или допущение (часто подсознательное), что каждый из людей, с которыми мы имеем дело, является гетеросексуалом (если его/её ориентация заранее не известна), и вытекающие из этого предположения формы общения.

Геттоизация -создание локальных замкнутых, изолированных поселений или полная изоляция от окружающей культурной среды. Геттоизация влечет многочисленные негативные последствия, наиболее важным из которых является усиление межгрупповой вражды в обществе, падение доверия и способности граждан к сотрудничеству.

Дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности – любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на сексуальной ориентации или гендерной идентичности, имеющее целью или следствием унижение или умаление права на равенство перед законом или равную защиту со стороны закона, либо признания, использования или осуществления на равных началах всех прав человека и основных свобод.

ЛГБТ - аббревиатура от первых букв слов лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры.

Маргинализация (от лат. marginalis — находящийся на краю) — процесс, в ходе которого отдельные индивиды или группы вытесняются на периферию основного общества, а иногда и исключаются из него.

Моральная паника - преувеличенная, усиленная средствами массовой информации общественная реакция на изначально относительно малозначащее событие. Моральная паника кристаллизует популярные страхи и страсти. Чаще всего моральная паника даже не пытается искать реальные причины проблем и условия, которые они обнажают, но ограничивается поиском "ведьм" в хорошо известных социальных группах ("аморальных" и "дегенеративных"). Сексуальность имеет особый статус в отношении такой паники, и сексуальные "девианты" давно стали всех устраивающими козлами отпущения. Некоторые теоретики также утверждают, что моральная паника поощряется правительствами как полезное средство мобилизации политической поддержки путем создания общей "угрозы".

Сегрегация – разделение людей в обществе на категории по признаку различия социальных статусов, требующее ограничения сферы жизнедеятельности, при котором контакты между группами воспрещены частично или полностью.

Сексуальные меньшинства – люди, которые подвергаются дискриминации по причине своего стиля жизни, интимных привязанностей или иных форм самоидентификации или самовыражения, которые рассматриваются как отклонение от гетеронормативной модели общественного устройства, ставшей в современных государственнических обществах преобладающей.

Стигма - сильный социальный стереотип, который полностью меняет отношение к другим людям и к самому себе, заставляя относиться к человеку только как к носителю нежелательного качества.

Стигматизация – процесс закрепления "ярлыков" (стигм) за теми типами поведения, которые считаются социально или нравственно нежелательными.

Трансгендеры – собирательный термин для обозначения людей, у которых не совпадает гендер (социокультурный пол) и биологический пол. Сюда относятся:

- бигендеры — люди, с «плавающей», подвижной гендерной идентичностью. Бигендер ощущает себя то мужчиной, то женщиной, независимо от физического пола. Его/её полоролевое самоощущение (гендер) меняется в зависимости от настроения, пола человека, с которым он/она общается и т.д. Бигендерность не следует путать с раздвоением личности, так как бигендер представляет собой одну цельную личность, но исполняет в обществе социальную роль то мужчины, то женщины;

- интерсексуалы (гермафродиты) – люди, имеющие от рождения признаки и мужского, и женского полов;

- трансвеститы (кроссдрессеры) – люди, играющие роль другого гендера через ношение одежды характерной для другого гендера;

- транссексуалы – люди, чья гендерная идентичность отличается от анатомического пола при рождении, имеющие желание провести медицинскую операцию перемены пола, направленную на приведение анатомического пола в соответствии с гендерной идентичностью.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...