Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффект дохода и эффект замены при изменении ставки заработной платы




Предположим, что изменяется ставка заработной платы, которую получает индивид. При этом, бюджетная линия будет поворачиваться вокруг правого конца. Попробуем выяснить, как будет изменяться положение точки равновесия при изменении ставки заработной платы. На рис. 7 мы видим траекторию, образованную точками равновесия при различных ставках заработной платы. Повышение заработной платы с 10 до 30 р./ч сопровождалось сокращением часов досуга в точке, максимизирующей полезность индивида. Однако дальнейшее повышение заработной платы (с 30 до 50 р./ч) сопровождалось ростом величины желаемого индивидом досуга. При росте заработной платы отдельные люди увеличивают предложение своего труда лишь до некоторых пор, после чего их предложение труда сокращается. На рис. 8 приведена кривая предложения труда. Здесь по оси абсцисс отложен объем индивидуального предложения труда, L = 24 - F. В нашем примере после достижения ставкой заработной платы уровня 30 р./ч кривая индивидуального предложения труда загибается назад.


Рис. 7. Изменение равновесия при изменении ставки заработной платы.

Изменение выбора индивида при повышении ставки заработной платы обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, у него увеличиваются возможности выбора: доступными становятся некоторые сочетания дохода и досуга, ранее располагавшиеся над бюджетной границей. Во-вторых, в новом состоянии равновесия норма замены досуга дохода должна равняться новой, более высокой, ставке заработной платы.

В соответствии с равенством Слуцкого изменение индивидуального выбора при этом разлагается на две составляющие: эффект дохода и эффект замены. Под эффектом дохода понимают изменение объема предложения, вызываемое изменением дохода без изменения ставки заработной платы. Под эффектом замены - изменение объема предложения труда, вызываемое изменением ставки заработной платы без изменения степени удовлетворения индивида.

Чем больше досуг, тем меньше объем предложения труда, и наоборот. Поэтому для предложения труда эффект дохода отрицателен, эффект замены - положителен.

Для поведения индивида характерно преобладание эффекта замены при низких ставках заработной платы и, напротив, преобладание эффекта дохода - при высоких. С этим обстоятельством и связано изменение знака наклона кривой предложения труда при повышении ставки заработной платы.

№33 Совершенно конкурентный рынок труда

Совершенно конкурентный рынок труда - рынок, на котором:
-1- большое число фирм (без сговора между собой) конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда;
-2- многочисленные квалифицированные рабочие (не члены профсоюза), имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают одинаковый вид труда;
-3- ни фирмы, ни рабочие не осуществляют контроль над рыночной ставкой заработной платы, и ни те, ни другие не диктуют уровень заработной платы.

Рынок труда будет стремиться к равновесию, при котором совокупный спрос на каждую категорию рабочей силы будет совпадать с существующим по ней предложением. Это равновесие зависит также от состояния рынков других факторов: земли, сырья, техники, технологий, потребительских товаров. Важным моментом выступает также наличие конкурентной среды на самом рынке труда, когда при установившемся равновесии спроса и предложения не возникает существенных тенденций к увеличению или уменьшению различий в оплате труда.

Особенностью рынков рабочей силы, и в частности предложения труда, выступает то, что во многом работник сам определяет, сколько времени он хотел бы работать, а сколько отвести для альтернативного вида занятий и отдыха. Этим определяется продолжительность контрактов о найме в любом секторе экономики при условии, что уровень оплаты является удовлетворительным для работника. По достижении высокого материального положения и благосостояния работник приостановит дальнейшее предложение своего труда и откажется от дополнительной занятости даже при продолжающемся росте заработной платы. Для данного работника "эффект дохода" не является больше Приоритетным и приносится в жертву ради альтернативного работе времяпровождения и досуга. "Эффект дохода" замещается "эффектом досуга". В целом на рынках труда предложение рабочей силы формируется под воздействием совокупности следующих условий:

  • общая численность населения;
  • численность активного трудоспособного населения;
  • количество отработанного времени за год;
  • качественные параметры труда, его квалификации, производительности, специализации.

Общий уровень производительности труда зависит от кооперации капитала, ресурсов, технологий, совершенных методов производства. От них зависит и общий уровень оплаты труда, однако он повышается и тогда, когда предложение труда ограниченно по сравнению с другими факторами производства и фиксированным спросом на рабочую силу.

№34 Несовершенная конкуренция на рынке труда

Рынок труда имеет ряд особенностей:

· изначально существует неравенство между работодателями и наемными работниками. Работодатель — владелец капитала и в этом смысле по природе монополист;

· труд, в отличие от других товаров, не может накапливаться. Поэтому, не продав его сейчас, рабочий теряет весь доход;

· работник «привязан» к местному рынку труда.

Следовательно, свобода действий на рынке труда продавца существенно ограничена, что создает условия для появления монополий со стороны покупателей труда. Ее крайний случай —монопсония. Такая ситуация часто встречается в небольших городах, где экономика города почти полностью зависит от одной крупной фирмы, предоставляющей работу основной массе населения. В данном случае фирма выступает главным покупателем на местном рынке труда, поэтому может влиять на уровень заработной платы. Это достигается путем сокращения числа нанимаемых работников. В результате усиления конкуренции между наемными работниками их заработная плата снижается ниже равновесного уровня. Таким образом, монопсоническая власть обуславливает снижение и масштабов занятости, и уровня заработной платы, одновременно увеличивая прибыль монопсонии.

Несовершенная конкуренция на рынке труда может проявляться и со стороны предложения труда — через деятельность профсоюзов. Профсоюзы, как представители наемных работников, заинтересованы в росте заработной платы и занятости членов профсоюза.

На практике профсоюзы используют следующие меры:

· стимулирование спроса на труд членов профсоюза;

· сокращение предложения труда (политика ограничения членства в профсоюзе, лоббирование законов об ужесточении иммиграции, о лицензировании профессий, об ограничении сверхурочных работ, детского труда и т.д.);

· использование коллективных договоров для прямого повышения заработной платы;

· организация забастовок.

№35. Рынок капитала. Физический капитал – это производственный фактор длительного пользования (основной капитал), он участвует в производстве на протяжении многих лет. Поэтому для характеристики рынка капитала важно учитывать фактор времени. Чтобы решить, выгодны ли капиталовложения, фирмы сравнивают стоимость единицы капитала в настоящий момент с будущей прибылью, обеспеченной этой единицей вложений. Процедура, позволяющая вычислить сегодняшнее значение любой суммы, которая может быть получена в будущем, называется дисконтированием. А текущая стоимость будущих доходов – дисконтированной стоимостью. Если дисконтированная стоимость ожидаемых в будущем доходов от капиталовложений больше, чем издержки на капиталовложения, то есть смысл делать инвестиции. Следовательно, дисконтированная стоимость необходима фирмам для принятия решений о капиталовложениях, а значит, и обращении к рынку физического капитала.

Структура рынка физического капитала отличается высокой неоднократностью и крайним разнообразием качества объектов обмена. Одним из существенных сегментов рынка физического капитала является рынок подержанного оборудования. Особенность этого сегмента рынка физического капитала состоит в том, что именно на нем определяется норма износа – важнейшая характеристика функционирования физического капитала.

№36 Предложение капитала

Кривая предложения капитала имеет положительный наклон (рис. 5.2.2), который тоже определяется поведением потребителей и фирм.

1. Фирмы выступают в качестве кредиторов, если у них образуются временно "лишние" деньги, которые они не могут использовать c прибылью сами. Каковы причины появления "лишних" денег?

Одной из причин появления у отдельной фирмы временно свободных денежных средств может быть необходимость сберегать часть получаемой прибыли в виде амортизационных отчислений, предназначенных для покрытия затрат на капитальное благо. Другим источником тоже может быть собственный капитал фирмы - в том случае, если фирма не может прибыльно его использовать сама. Например, в результате падения спроса на ее продукцию фирма решает несколько сократить производство и часть освободившихся денег отдает временно в долг на рынке капитала. Чем выше ставка процента, тем большая часть операций фирмы окажется неприбыльной и большее количество денег фирма согласится отдать в долг.

2. Потребители имеют мотивы для сбережения части своего дохода, аналогичные тем, которые побуждали их брать взаймы.

Во-первых, они могут откладывать деньги, чтобы компенсировать низкий доход в будущем - делать сбережения на старость. Потом они смогут увеличить свой уровень потребления за счет расходования этих сбережений.

Во-вторых, потребители могут откладывать деньги на покупку капитального блага. Чем выше будет процент, тем большее количество потребителей откажутся брать кредит для покупки дорогой вещи и будут сберегать деньги - то есть выступят на рынке капитала не в качестве покупателей, а в качестве продавцов.

Владелец фирмы (как потребитель) в случае получения высокой прибыли может принять решение не тратить ее на собственные нужды, а использовать для получения дополнительного дохода. Например, отдать в долг на рынке капитала для получения прибыли в виде процентов.

Таким образом, предложение заемных средств отчасти образуется за счет того, что у фирм и у потребителей образуются временно "лишние" денежные запасы.

Временное предпочтение.

Представленные на графики функций предельной производительности капитала и его предельной альтернативной стоимости пересекаются в точке, которая добавляет обеим указанным функциям значения большие, чем единица. Такое обстоятельство свидетельствует о том, что предельная полезность единицы товаров, произведенных сегодня, выше, нежели предельная полезность, соотнесенная с будущим выпуском продукции. Склонность хозяйственных агентов и индивидов предпочитать при прочих равных условиях реалии сегодняшнего дня будущим благам называется временным предпочтением. Временное предпочтение проявляется в тысячах знакомых аспектов нашей жизни. Детям не терпится получить подарок раньше даты наступления дня рождения Подростки ждут, не дождутся получения прав на управление мотоциклом, и цена этих ожиданий бывает чрезвычайно высока; без пяти минут бабушки, и дедушки нетерпеливо ждут появления внуков и т. д.

Однако такая экономическая категория, как временное предпочтение, имеет определенные ограничения, так как прочие равные условия таковыми являются

 

Объем инвестируемого капитала

Рис. Предельный физический продукт и альтернативная стоимость капитала. На диаграмме, представленной на рисунке, даны графики функций предельного физического продукта (спроса на капитал) и предельной альтернативной стоимости (предложения капитала) для двухпараметрической модели. По оси абсцисс отложен объем инвестирующего капитала, по оси ординат — предельный физический продукт и альтернативная стоимость вложения капитала, выраженные в относительных единицах. Закон убывающей доходности определяет отрицательный наклон графика функции предельного физического продукта (спроса на капитал); наоборот, график функций альтернативной стоимости капитала (предложения капитала) имеет положительный наклон. В точке пересечения этих графиков (в точке равновесия экономической системы) предельный прирост объема продукции, которая будет произведена в будущем, нивелирует временные предпочтения хозяйственных агентов, то есть тенденцию увеличения полезности товаров и услуг, потребляемых сегодня.

Если временное предпочтение и предельную продуктивность вложенного капитала выразить в процентных изменениях, то получится простое соотношение: в состоянии равновесия на рынках капитала, при котором инвестируется оптимальный объем средств, уровень дохода на вложенный капитал и норма временного предпочтения равны между собой.

 

№37 Спрос на капитал. Краткосрочный спрос на инвестиции.

Спрос на капитал предъявляют фирмы и население. При этом мотивы поведения их несколько различаются, но в результате они ведут себя схожим образом: при снижении ставки процента фирмы и потребители увеличивают спрос на кредиты.

Поэтому кривая рыночного спроса на капитал имеет отрицательный наклон (рис. 5.2.1), как и любая кривая спроса на благо или ресурс. Давайте рассмотрим, как это вытекает из поведения фирм и потребителей.

1. Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материалов и т.д.) и получения прибыли. Они прибегают к услугам заемного капитала тогда, когда им не хватает своих собственных денег (например, вырос спрос на их продукт и фирмы хотят расширить производство). При этом чем дешевле фирме будет обходиться кредит, тем большее количество денег она захочет взять взаймы.

Например, фирма в розничной торговле при низкой ставке процента решит взять кредит и построить три новых магазина, при более высокой ставке процента она решит построить только два магазина, при еще более высокой - только один, а при некотором значении ставки процента вообще откажется от расширения производства.

2. Потребители берут деньги взаймы не для получения прибыли, а для покупки какие-либо потребительских благ. Делают они это в нескольких случаях. Во-первых, они могут брать деньги в долг для обеспечения текущего потребления в случае непредвиденного уменьшения дохода. В этом случае деньги нужны для приобретения благ первой необходимости и, строго говоря, не являются капиталом. Во-вторых, потребители могут брать кредит для покупки капитальных потребительских благ, которые имеют относительно высокую цену и требуют откладывания денег из дохода в течение длительного промежутка времени.

Таким образом, при уменьшении ставки процента спрос на капитал увеличивается, так как и фирмы, и население решают взять больше денег в долг.

Краткосрочные инвестиции – это вложения денежных средств в оборотный капитал. С точки зрения срока действия инвестиции разделяются на краткосрочные и долгосрочные. Под краткосрочными инвестициями понимают обычно вложения капитала на период, не более одного года (например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательных сертификатов и т. п.), а под долгосрочными инвестициями - вложения капитала на период свыше одного года. В краткосрочном периоде к факторам, влияющим на инвестиции, относятся следующие. 1. В кейнсианской модели в отличие от классической объем инвестиций зависит от ожиданий инвесторов – ожидаемой нормы чистой прибыли от инвестиций или предельной эффективности капитала, рассчитываемой как соотношение ожидаемой выручки от капиталовложений к соответствующим затратам. Чем она больше, тем больше вероятность осуществления инвестиций в данную сферу производства. Однако по мере того как наиболее прибыльные из них будут заниматься инвесторами, капиталовложения будут осуществляться во все менее эффективные отрасли.

2. Реальная ставка процента по займам как альтернативная возможность получения дохода, которая в отличие от классической модели не зависит от объемов производства, а определяется на денежном рынке. Если она больше ожидаемой нормы чистой прибыли, то инвестиции не будут осуществлены, т.к. инвестору выгоднее разместить сбережения в банке, предоставить кредит или купить ценные бумаги; если она меньше – капиталовложения будут сделаны в производственные мощности. Следовательно, функция спроса на инвестиции имеет отрицательный наклон и может быть представлена как

I = Ia + Ir(r),

где – автономные инвестиции, независимые от размера реального процента;

Ir(r) – индуцированные инвестиции, зависящие от реального процента;

i – реальная процентная ставка (рис. 3.9). На графике, если процентная ставка увеличивается с i1 до i2, то инвестиции уменьшаются с I1 до I2. Однако совокупный доход будет зависеть именно от изменения автономных инвестиций, т.е. от сдвига графика функции спроса на инвестиции вверх или вниз (рис. 3.9).

3. Уровень налогообложения. Чем он больше, тем меньше инвестиции.

4. Темпы инфляции. Чем они больше, тем меньше инвестиции.

 

 

№38 Долгосрочный спрос на инвестиции. Дисконтирование стоимости будущих доходов. Критерий чистой приведенной стоимости. С точки зрения срока действия инвестиции разделяются на краткосрочные и долгосрочные. Под краткосрочными инвестициями понимают обычно вложения капитала на период, не более одного года (например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательных сертификатов и т. п.), а под долгосрочными инвестициями - вложения капитала на период свыше одного года.В долгосрочном периоде к факторам, влияющим на инвестиции, относятся факторы, меняющие величину автономных инвестиций и приводящие к сдвигу графика спроса на инвестиции. К ним относятся: технологические изменения; моральный и физический износ основных фондов; налоги; рост стоимости оборудования; ожидания инвестора относительно рентабельности предприятия; инноваций и другие. В долгосрочном периоде изменения инвестиций вызывают не только изменение совокупного спроса, но и совокупного предложения.

Дисконтированная стоимость выражает стоимость будущих потоков платежей в значении текущих потоков платежей. Определение дисконтированной стоимости широко используется в экономике и финансах как инструмент сравнения потоков платежей, получаемых в разные сроки. Модель дисконтированной стоимости позволяет определить, какой объем финансовых вложений намерен сделать инвестор для получения определенного денежного потока через заданный срок. Дисконтированная стоимость будущего потока платежей является функцией:

  • инфляции,
  • срока через который ожидается будущий поток платежей,
  • риска связанного с данным будущим потоком платежей,
  • стоимости денег с учетом фактора времени
  • других факторов.

Показатель дисконтированной стоимости используется в качестве основы для вычисления амортизации финансовых заимствований.

Индекс прибыльности (PI) показывает относительную прибыльность проекта, или дисконтированную стоимость денежных поступлений от проекта в расчете на единицу вложений. Он рассчитывается путем деления чистых приведенных поступлений от проекта на стоимость первоначальных вложений:

где: NPV — чистые приведенные денежные потоки проекта ();
Со
— первоначальные затраты.

Однако не следует забывать, что очень большие значение индекса прибыльности не всегда соответствуют высокому значению NPV и наоборот. Дело в том, что имеющие высокую чистую текущую стоимость проекты не обязательно эффективны, а значит имеют весьма небольшой индекс прибыльности.

В условиях совершенной конкуренции критерием эффективности инвестиционного проекта является уровень прибыли, полученной на вложенный капитал. При этом под прибыльностью (доходностью) понимается не просто прирост капитала, а такой темп его роста, который полностью компенсирует общее изменение покупательной способности денег в течение рассматриваемого периода, обеспечивает минимальный уровень доходности и покрывает риск инвестора, связанный с осуществлением проекта. Таким образом, проблема оценки привлекательности инвестиционного проекта заключается в определении уровня его доходности.

№39 Равновесие на рынке капиталов. Ставка процента как цена равновесия. Итак, на рынке капитала существуют некоторые кривые спроса и предложения. Пересечение этих кривых определяет равновесную ставку процента. Эта ставка определяет, какая часть потребителей и фирм, которые могут быть либо кредиторами, либо заемщиками, выступит в качестве первых, а какая - в качестве вторых.

Потребители тратят взятые в долг деньги на рынках потребительских благ длительного пользования, а фирмы - на рынках промежуточных благ.

Можно заметить, что в данном случае произошло как бы перераспределение покупательных возможностей среди участников хозяйства. Одни фирмы и потребители, которые обладали возможностью распорядиться частью общего продукта хозяйства, временно передали эту возможность другим фирмам и потребителям за плату в виде процента. При этом величина общего спроса на рынках благ не изменяется, а изменяется только структура.

Равновесие на рынке капитала может измениться при изменении любого из обстоятельств, определяющих положение кривых спроса и предложения.

Поскольку одним из основных факторов является информация о будущем доходе (для потребителей) и спроса (для фирм), относительно быстро равновесие может изменяться в результате изменения ожиданий будущих событий. В более длительном периоде равновесие может смещаться в результате изменения менее подвижных факторов - например, степени бережливости потребителей. Или по мере увеличения доходов потребителей. Или просто по мере роста хозяйства - чем больше фирм и потребителей будет в хозяйстве, тем большее количество участников будет на рынке капитала.

Процент на рынке капитала формируется как равновесная цена спроса и предложения капитала. При капитализме процент составляет лишь часть прибыли, кот. делится на процент, и предпринимательский доход. Процент принимает форму цены капитала как товара, при потреблении кот. его стоимость и полезность сохраняются и даже увеличиваются. Ставка процента – отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к размеру ссужаемого капитала, выраженное в процентах.

№ 40 Предпринимательская способность. Факторы про­изводства – экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. В отличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в рамках взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействующее единство его факторов. В экономической теории выделяют четыре основных фактора производства, с помощью которых осуществляется производство товаров и услуг: земля, капитал, труд и предпринимательская способность. Предпринимательская способность. Наконец, что можно сказать о том особом человеческом ресурсе, который мы называем предпринимательской способностью, или, проще, предприимчивостью? Мы раскроем специфическое значение этого термина, определив четыре взаимосвязанные функции предпринимателя. 1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги. Выполняя роль свечи зажигания и катализатора, пред приниматель одновременно является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом. 2. Предприниматель берет на себя трудную задачупринятия основных решений в процессе ведения бизнеса, то есть те нерутинные решения, которые и определяют курс деятельности предприятия. 3. Предприниматель – это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса. 4. Предприниматель – это человек, идущий на риск. Это следует из тщательного изучения других трех его функций. В капиталистической системе предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки и в конце концов – банкротство. Короче говоря, предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами – своими собственными и своих компаньонов или акционеров.

№ 41 ЗЕМЛЯ. Факторы про­изводства – экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. В отличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в рамках взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействующее единство его факторов. В экономической теории выделяют четыре основных фактора производства, с помощью которых осуществляется производство товаров и услуг: земля, капитал, труд и предпринимательская способность. ЗЕМЛЯ. Что вкладывает экономист в понятие «земля»? Гораздо больше, чем большинство людей. К понятию "земля" относятся все естественные ресурсы – все «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы. Основными факторами, которые влияют на предложение земли, являются плодородие и географическое положение земли. Ограниченность земли как раз и заключается в том, что имеется в виду земля определенного качества, расположенная в определенном месте. Безусловно, количество земельных участков хорошего качества с удобным местоположением, как правило, ограничено вполне определенным количеством площадей. Это количество может быть несколько увеличено в случае приложения труда и капитала.

 

№42 Земельная рента. Экономическая рента. Рента и арендная плата. Цена земли.

Под рентой обычно понимается плата за пользование землей. В более широком смысле понятие ренты применяется ковсем материальным факторам, которые сдаются в наем. во временное пользование (квартиры, природные ресурсы, нежилые помещения, производственные мощности и т.п.). Экономическая рента отличается от обыденного понимания ренты как финансового платежа за какой-то ресурс. Большинство ресурсов, используемых в производстве, относятся,как мы знаем, к экономическим, то есть ограниченным. С ограниченностью ресурсов и связано такое понятие, как экономическая рента Экономическая рента (квазирента) — разность между суммой денег, которую собственник фактора производства получает за услуги фактора, и минимальной суммой денег, за которую он согласен предоставить эти услуги (на рынке труда она называется трансфёрорнингом).

Типичная ситуация: предприниматель берет участок земли в аренду и исп. наемный труд. По теории Маркса созданная рабочими прибавочная стоимость делится на 2 части: одна образует прибыль арендатора, другая выплачивается земельному собственнику в качестве ренты. Т.о. земельная рента – экономич. форма реализации частной земельной собственности; это плата за исп. земли и др. природных ресурсов, предложение кот. ограничено.

Капиталистическая земельная рента существует в двух основных формах. Дифференциальная з.р. получается из дифференциальной избыточной прибыли из-за монополии на землю как объект хоз-ва. Количественно она равна разности между обществ. и индивидуальной ценами произв-ва. Ее особенность в том, что до истечения срока аренды дифференциальную прибыль получает арендатор, а после – землевладелец. Абсолютная з.р. – рента, уплачиваемая со всех без исключения участков за право ведения на них хоз-ва. Возникает из-за монополии частной собственности на землю. Количественно она равна разности между всей массой прибавочной стоимости и средней прибылью или разности между обществ. стоимостью и обществ. ценой произв-ва.

Арендная плата – определенная договором сумма денег, уплачиваемая арендатором землевладельцу. Она складывается из самой земельной ренты, ссудного процента за пользование строениями и сооружениями на участке земли, амортизационных отчислений.

Цена земли В развитом рыночном хозяйстве земля является предметом купли и продажи. Однако невозделанная земля не имеет стоимости, но цену имеет. Земля продается как носительница дохода. Продается ее способность приносить ренту своему владельцу. Поэтому цена земли есть капитализированная рента. При продаже участка его собственник заботится о том, чтобы не потерять рентный доход. Он соглашается продать землю за такую сумму, которая, будучи положена в банк или в ценные бумаги, принесет ему доход, равный ренте. Покупатель земли, прежде чем стать ее собственником, тоже сравнивает приносимую участком ренту с процентом, который он может получить, если деньги положит в банк. У каждой стороны свой расчет. Сравнение с банковским доходом происходит потому, что это наиболее гарантированное и спокойное помещение своего капитала, своей собственности.

Цена земли = (Размер арендной платы (рента) / величина ссудного процента) × 100%

№43 Влияние налогов на рыночное ценообразование. Чистые потери общества. Налоговое регулирование является одним из достаточно эффективных принципов государственной ценовой политики. Все налоги можно разделить на две большие группы: прямые и косвенные. Прямые налоги выплачиваются непосредственно из доходов налогоплательщика, а косвенные включаются непосредственно в цену товара и оплачиваются потребителем при его покупке. Косвенные налоги приводят к росту равновесной цены и снижению объема продаж, к тому же они сокращают выручку производителя. Следовательно, бремя косвенного налога распределяется между потребителем и производителем.

К методам налогового регулирования цен относится установление налога на добавленную стоимость (НДС) и размера акцизного сбора. Освобождение отдельных товаров от НДС, а также изменение ставки этого налога на те или иные товары позволяют эффективно влиять на структурные изменения и развитие производства в важнейших отраслях народного хозяйства.

В большинстве стран определены перечень подакцизных товаров и размеры акцизного сбора, которые существенно влияют на цены. Установление акцизных сборов со стороны государства призвано обеспечивать распределение потребления товаров, защищать отечественных производителей, регулировать прибыль товаропроизводителей в случае большой разницы между ценами и себестоимостью продукции, пополнять бюджет государства.

Сумма излишков покупателей и продавцов характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с возможностью покупать и продавать тот или иной товар, т.е. в связи с существованием рынка. Общественная выгода или суммарная рента на графике определяется как сумма площадей соответствующих треугольников.

Как изображено на рис. 6.16, в связи с введением потоварного налога излишки потребителей сократились с величины, определяемой площадью треугольника P1AE1, до величины, определяемой площадью треугольника Р+АЕ2. Излишек производителей также уменьшился с площади Р1E1В до BP-L. Выгода у потребителей и производителей уменьшилась. Площадь Р-Р+Е2 L - общая сумма налога, которая идет в бюджет и будет использована на благо потребителей и производителей.


Рис. 6.16. Влияние потоварного налога на излишки (ренту), получаемую потребителями и производителями

Потери потребителей и производителей превысят при введении налога его сумму: потери потребителя - на величину площади треугольника Е2E1М, потери производителя - на величину площади треугольника ME1L. Таким образом, одна часть потерь участников рынка балансируется (для общества) налоговыми поступлениями в бюджет, другая их часть (площадь треугольника E2E1L) не балансируется ничем. Эта часть будет являться чистыми потерями и для участников рынка, и для общества от введения потоварного налога. Эти потери вызваны сокращением объема производства данного товара и перераспределением высвобожденных ресурсов в другие отрасли, где они используются с меньшим эффектом.

№44 Влияние дотаций на рыночное ценообразование. В качестве мер ценового регулирования используются государственные дотации. Некоторые отрасли промышленности требуют постоянной государственной поддержки (например, угольная промышленность) в виде дотационных доплат производителям либо потребителям. Дотация - это ассигнования из государственного бюджета, направляемые на покрытие предприятием убытков, получаемых, в частности, за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают его затрат. Иными словами, это означает, что если на товар установлена дотация, то одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая - государством. Таким образом, цена товара для потребителя снижается


Рассмотрим теперь государственное воздействие на рыночное равновесие путем установления потоварных дотаций (рис. 6.17).


Рис. 6.17. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации, получаемой производителем

Дотация - это инструмент государственного регулирования, обратный по действию налогу. Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно D и S1. Равновесный объем продаж составлял Q1 а равновесная цена – Р1

Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V рублей в расчете на единицу продукции, что приведет к сдвигу линии предложения на V руб. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 при цене Р1 то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V руб. ниже Р1. В результате объем продаж увеличивается до Q2, цена для покупателей снижается до Р-, цена, фактически получаемая производителями, повышается до Р+. Общая сумма дотации, необходимая государству для этого, - площадь прямоугольника Р-Р+КЕ2.

Таким образом, введение потоварной дотации (субсидии) приводит к увеличению равновесного объема рынка, понижению цены, фактически уплачиваемой покупателями, и повышению цены, фактически получаемой продавцами. Несмотря на то что дотацию получили производители, ее общая сумма распределилась между производителями и потребителями.

 

№45 Установление фиксированных цен государством и влияние на рыночное ценообразование.

В смешанной экономике государству в хозяйственной жизни отводится строго определенная роль.

Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики. Она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

В условиях перехода к рынку, когда произошла серьезная разбалансированность экономики, роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка. На это направлено развитие предпринимательства, принятие антимонопольного законодательства и т.д. Проведение государством антимонопольной политики должно снять искусственное ограничение и способствовать развертыванию конкуренции во всех отраслях экономики. Однако конкуренция может быть и разрушительной силой, разоряя целые группы производителей. Поэтому задача государственной власти состоит в том, чтобы обеспечивать такое соотношение монополии и конкуренции, которое не привело бы к разрушительным последствиям.

Антимонопольное регулирование предусматривает также санкции, направленные против «недобросовестной деловой практики», которая включает:

– ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для других);

– принудительные сделки (т.е. продажа и покупка с каким-либо предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и услуг);

– сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытеснения соперников и захвата рынка);

– отказ от поставок «неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров.

Все эти разновидности «недобросовестной» практики подлежат расследованию и пресечению антимонопольными органами.

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях – в периоды ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики – и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается, происходит постепенный переход к свободному ценообразованию.

 

№46 Общественные и частные издержки и выгоды. Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не находящие отражение в ценах, которые распространяются также на людей, непосредственно не осуществляющих материальных или денежных затрат, но использующих побочные эффекты деятельности других, т.е. они касаются и производителей и потребителей. Процессы производства и потребления некоторых видов товаров и услуг сопровождаются полезными или вредными эффектами, которые испытывают на себе лица, непосредственно не участвующие в этих процессах. Такие эффекты называются внешними затратами, если они имеют негативный характер, и внешними эффектами, если речь идет о позитивном воздействии. Сумма частных издержек и внешних называется общественными (социальными) издержками. Участники рыночных сделок при определении объемов производства, потребления, продаж или покупок не принимают во внимание внешние эффекты и затраты. В результате (при отсутствии государственного вмешательства в рыночный механизм) товаров, производство или потребление которых сопровождается внешними затратами, выпускаются слишком много. Наоборот, товаров, производство или потребление которых сопровождается внешними эффектами, выпускается слишком мало.

В левой части рис.80 изображена также кривая предельных общественных затрат Мсобщ. Предельные общественные затраты - это сумма предельных частных и внешних затрат. Поэтому кривая МСобщ расположена на Е руб. выше кривой Мсчаст. Если учесть внешние затраты, то оптимальным объемом производства на данном предприятии является q2, при котором МСобщ = Р. Заметим, что Q2 < Q1.

 

№47 Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема эффективного размещения ресурсов в рыночной экономике. Теорема Коуза. Сущность внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов в экономике вследствие несовпадения частных и социальных издержек. Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не находящие отражение в ценах, которые распространяются также на людей, непосредственно не осуществляющих материальных или денежных затрат, но использующих побочные эффекты деятельности других, т.е. они касаются и производителей и потребителей. Отрицательные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Например, загрязнение воды, почвы, воздуха в результате работы частного предприятия. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательным внешним эффектом. Положительные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительным внешним эффектом. Теорема Коуза – внешние эффекты можно исключить путем закрепления прав собственности на объекты их порождающие, если реализация прав собственности не связана с большими затратами. В этом случае частные издержки будут равны общественным, т.е. в экономике будет производиться оптимальное количество данного блага. Часто этот механизм не действует (например, потому что издержки на реализацию прав собственности слишком высоки). Поэтому, государство может воздействовать на внешние эффекты путем введения налогов (налог Пигу) или закрепления прав собственности на объекты загрязнения. Предположим, на производство данного товара установлен налог в сумме Е руб. на единицу продукции, для предприятия он представляет собой дополнительные денежные затраты. Поэтому кривая МСчаст поднимается на Е руб. вверх и совпадает с кривой МСобщ. Таким образом, с помощью налога внешние затраты включаются в частные. При цене Р оптимальным для предприятияобъемом выпуска станет q2, при котором МСобщ = Р. Но дело этим не ограничится, изменится и сама рыночная цена. В правой части рис. 80 по горизонтальной оси откладывается общее количество продукта, выпускаемое всеми предприятиями отрасли (Q). Если первоначально кривая предложения занимала положение S, то рыночная цена равнялась Р*. Введение налога на производство данной продукции вызывает сдвиг кривой предложения вверх на величину налога E. Кривая предложения заняла положение S'. Новая рыночная цена = Р'. При такой цене оптимальный выпуск для нашего предприятия = q2 в левой части рисунка. Этот объем соответствует общему объему производства товара всеми предприятиями отрасли Q2 в правой части рисунка. Таким образом, введение налога на производство товара сокращает объем его выпуска и повышает рыночную цену. Рыночная цена отражает теперь не только частные затраты производителей, но и внешние затраты. На практике точно рассчитать внешние затраты для определения налога очень сложно. Тем более, что на разных предприятиях внешние затраты могут быть очень различными. Поэтому более эффективным считается закрепление прав собственности на объекты загрязнения. Это может проявляться в установлении норм вредных выбросов, продаже лицензий. Государство также может запретить производство какого-либо товара, если внешние затраты слишком высоки. Если производство или потребление некоторого товара сопровождается полезными внешними эффектами, государство может установить дотацию его производителям или потребителям.

№48 Корректирующие налоги и субсидии

Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, - заставить его оплатить эти затраты. Если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это путь к парето-эффективности.

Но кто может это сделать? Только тот, кто обладает властью в хозяйстве и может назначить плату за ограниченный ресурс, который не имеет собственника. Эта плата может быть назначена в виде налога, который называют корректирующим налогом, или налогом Пигу.

Корректирующий налог - это налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную МЕС.

Рассмотрим рис. 2, а. Пусть МЕС постоянны, и введен налог t на единицу продукции, причем t = MЕС.

Без корректирующего налога рыночное равновесие было в точке А. Введение налога привело (в условиях совершенной конкуренции) к росту цены и подняло МРС до уровня MSC. Это привело к уменьшению выпуска продукции. Величина налогового сбора равна площади прямоугольника CBFD. Новое равновесие, достигнутое в точке В, является эффективным, так как выполняется условие:

МРС + МЕС = MSC = MSB.

Уменьшение общественных затрат, а следовательно и выигрыш в эффективности, равно площади треугольника BAF.

Теперь рассмотрим случай положительных внешних эффектов. Как уже отмечалось, при их наличии

стороны государства для установления эффективного уровня производства. Для этого используются корректирующие субсидии - платежи создателям положительных внешних эффектов. На рис. 2, б показаны последствия введения корректирующей субсидии.

Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности. До введения субсидии рыночное равновесие было в точке A. Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия s = MEB. Это приведет к увеличению спроса на благо, что в свою очередь вызовет рост объема производства и цены. Новое равновесие соответствует точке B, и количество производимого блага будет эффективным, поскольку выполнено условие: MEB + MPB = MSB = MSC, где MPB - предельные частные выгоды. Общая величина субсидии равна площади прямоугольника CDFB.

Однако использование корректирующих налогов и субсидий наталкивается на некоторые препятствия. Сопоставим действие налогов и штрафов.

1. Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере MEC на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны MPC + MEC = MSC, что побудит фирму осуществлять выпуск в общественно оптимальном объеме и к тому же использовать общественно эффективную технологию.

2. При установлении размера корректирующего налога на продукцию или штрафа необходимо определить предельные общественные затраты, что представляет собой непростую задачу. Введение штрафов за производство внешних эффектов сопряжено также с дополнительными техническими трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат.

Если в качестве затрат или выгод выступает изменение уровня полезности людей, то в этом случае ничего измерить просто невозможно. Полезность, получаемая соседями от созерцания вашего цветника, не имеет ценностного выражения. Однако вы не можете ни запретить соседям пользоваться этим благом, ни принудить их платить за пользование. Государственные меры (корректирующие субсидии и т. д.) в отношении этих внешних эффектов не могут быть применены хотя бы в силу невозможности определения предельной внешней полезности.

3. Одна и та же фирма может производить одновременно несколько различных внешних эффектов, каждый из них необходимо измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем.

По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений. Но это уже сопряжено с возможными провалами государства, которым посвящена лекция 50.

№49 Классификация и свойства общественных благ.

Все блага можно разделить на частные и общественные.

В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке. Как видно из этого определения, существование чистого блага предполагает отсутствие внешних эффектов. Лишь немногие товары и ресурсы в реальном мире соответствуют этому предположению. Если, например, вы выпили стакан "кока-колы", это может вызвать отрицательные эмоции у страдающего от жажды человека, на глазах которого это произошло. Это приведет к снижению его полезности, т. е. вызовет отрицательный внешний эффект. И напротив, выгоду от того, что качество и состав "кока-колы" абсолютно одинаковы, получают все индивиды, а с прибавлением дополнительного потребителя выгода, получаемая остальными покупателями, не снижается. По сути дела чистые частные блага - идеальная конструкция, такая же, как например совершенная конкуренция. Чистые общественные блага Другой "крайностью", противоположной чистым частным товарам, являются чистые общественные блага. Они обладают двумя важнейшими свойствами - несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.

Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага. Например, если два человека решат выпить бутылку "кока-колы", то прибавление в компанию третьего снизит их полезность.

Формально условие несоперничества в потреблении можно представить в следующем виде: если чистое частное благо в количестве x может быть распределено среди различных индивидов (1, 2,..., s) следующим образом: то для общественного блага в количестве y одновременно для каждого i -того индивида выполняется условие: y = yi, i = 1,..., s. Условие равного потребления общественного блага всеми индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием внешних эффектов.

Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага. Мы неизбежно пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Подчеркнем, что речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ.

№50 Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага.

Общественные блага не становятся объектами обычных рыночных сделок; соответственно, предпочтения не проявляются в привычных формах спроса. Спрос на общественные блага может существовать как восприятие потребителем полезности каждого из них в сопоставлении с другими благами, иными словами, как оценка того количества иных благ или денежных сумм, от которых потребитель согласился бы отказаться ради получения дополнительной единицы данного блага. Спрос на общественное благо, как и на частное, по сути, подразумевает цену, которую индивид потенциально был бы готов за него уплатить при том или ином объеме потребления.

Спрос населения и на частные, и на общественные блага формируется путем агрегирования индивидуального спроса. Однако, если применительно к частным благам происходит горизонтальное суммирование, то применительно к общественным благам происходит вертикальное суммирование функций индивидуального спроса [3]. В самом деле, дифференциация запросов потребителей в отношении частного блага проявляется в том, что они приобретают разное количество данного товара по одной и той же рыночной цене.

Общественное же благо в силу неисключаемости не может быть предоставлено одному члену потребляющего его сообщества в меньшем количестве, чем другому. Следовательно, дифференциация запросов должна получить признание в дифференциации той платы, за которую благо в равном количестве достается разным потребителям. Ясно, что свободный доступ к благу, которым пользуется индивид, предполагает, что производство этого блага так или иначе финансируется сообществом в целом, причем бремя финансирования должно быть, в конечном счете, распределено между индивидами.

Можно выделить следующие особенности определения спроса на общественные блага: цена не является переменной величиной, кривая спроса отражает предельную полезность его полного наличного объема, все потребители используют общественное благо целиком.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...