Провалы» государства и способы их преодоления.
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 "Провалы" (фиаско) государства (правительства) Провалы (government failure) — это случаи, когда государст- государства в0 (Правителъство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Обычно к "провалам" государства относят: 1. Ограниченность необходимой для принятия решений информации. Подобно тому как на рынке возможно существование асимметричной информации, так и правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Более того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению даже имеющейся информации. 2. Несовершенство политического процесса. Напомним лишь основные моменты: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т. д. 3. Ограниченность контроля над бюрократией. Стремительный рост государственного аппарата создает все новые и новые проблемы в этой области. 4. Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений. Дело в том, что экономические агенты часто реагируютотнюдь не так, как предполагало правительство. Их действиясильно изменяют смысл и направленность предпринятых правительствомакций (или законов, одобренных законодательным собранием).Мероприятия, осуществляемые государством, вливаясь вобщую структуру, часто приводят к отличным от первоначальныхцелей последствиям. Поэтому конечные результаты действий государствазависят не только, а нередко и не столько от него самого.
Деятельность государства, направленная на исправление "провалов"рынка, сама оказывается далекой от совершенства. К фиаскорынка добавляется фиаско правительства. Поэтому необходимострого следить за последствиями его деятельности и корректироватьее в зависимости от социально-экономической и политическойконъюнктуры. Экономические методы должны применяться такимобразом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил. Используяте или иные регуляторы, правительство должно строго следитьза негативными эффектами и заблаговременно принимать меры поликвидации негативных последствий.
46. Свойства общественных благ, чистые и смешанные общественные блага, общественный выбор и проблема «безбилетника». Чисто общественное благо (pure public good) — это такое благо, которое потребляется коллсктивно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемос тью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, нацио нальная оборона. Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьша ет его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное блаю обладав своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага сравним его с чисто частным благом. Чисто частное благо (риг<private good) — это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную n/iamy. В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать "мелкими" партиями! и быть продано по частям Невозможность определения цены IM отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особен ности определения совокупного спроса на чисто общественное благо. Цена в данном случае не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Все потребители должны потребить весь объем выпущенного блага целиком. В отличие от совокупного спроса чисто частных благ (который получается путем сложения кривых индивидуального спроса по горизонтали) совокупный спрос чисто общественных благ определяется путем суммирования предельных выгод (получаемых от имеющегося наличного объема) по вертикали.
Проблема безбилетика. Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности наличие такой информации — большая редкость. Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, "зайца" (free-rider problem). Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информациию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско.
47. «Провалы» рынка. Роль асимметрии информации в закреплении неблагоприятного отбора. Рынок «лимонов».
"Провалы" (фиаско) государства (правительства) Провалы (government failure) — это случаи, когда государст- государства в0 (Правителъство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Обычно к "провалам" государства относят: 1. Ограниченность необходимой для принятия решений информации. Подобно тому как на рынке возможно существование асимметричной информации, так и правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Более того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению даже имеющейся информации. Деятельность государства, направленная на исправление "провалов"рынка, сама оказывается далекой от совершенства. К фиаскорынка добавляется фиаско правительства. Поэтому необходимострого следить за последствиями его деятельности и корректироватьее в зависимости от социально-экономической и политическойконъюнктуры. Экономические методы должны применяться такимобразом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил. Используяте или иные регуляторы, правительство должно строго следитьза негативными эффектами и заблаговременно принимать меры поликвидации негативных последствий. Асимметричность информации в микроэкономике — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация. Неблагоприятный отбор — экономический термин, обозначающий форму дезорганизации рынка[ вследствие асимметричной информации между участниками. В результате на рынке товары низкого качества вытесняют товары высокого качества. акая ситуация наблюдается, в частности, на рынке подержанных автомобилей. На этом рынке продаются как автомобили высокого, так и низкого качества. Неблагоприятный отбор выражается в данном случае в том, что продавцы проинформированы о качестве своих автомобилей лучше покупателей — у покупателя нет возможности в момент покупки узнать всю правду о состоянии автомобиля. Следовательно, покупатели рассчитывают на то, что им может достаться «плохой» автомобиль и платят в среднем меньше, чем если бы они точно знали, что на рынке продаются только качественные автомобили. Продавцы «хороших» машин, в своем большинстве, не готовы продавать по заниженной цене. Продавцы «плохих» машин, напротив, получают за свой товар выше их реальной стоимости — и продают больше. В конце определённого периода, покупатели обнаружат, что было куплено намного больше машин низкого, чем высокого качества. Этот факт заставит их ещё больше снизить среднюю цену. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока автомобили низкого качества не будут преобладать на рынке, а средняя цена не установится на уровне реальной цены за автомобили «низкого» качества.
«Рынок лимонов» (The Market for Lemons) — модель рынка, описывающей ситуацию на рынке подержанных автомобилей с ассимитричной информацией, в результате которой нарушается принцип действия рыночного механизма, т.к. ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. Была описана в работе лауреата Нобелевской премии (2001 г.) Джорджа Акерлофа в 1970 году « Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм ». Существует множество рынков, где покупатели вынуждены использовать ту или иную рыночную статистику для вынесения суждений о качестве товаров, которые им предстоит купить. На таких рынках у продавцов появляется стимул выставлять на продажу товары низкого качества, поскольку высокое качество создает репутацию в основном не конкретному торговцу, а всем продавцам на рынке, к которому эта статистика относится. В результате возникает тенденция к уменьшению как среднего качества товаров, так и размеров рынка. 48. Внешние эффекты рыночной деятельности и ограниченность рыночного механизма. Внешние эффекты — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.
Достоинство и ограниченность механизма «невидимой руки» рынка. «+» 1. Эффективное распределение ресурсов, исходя из текущего спроса. 2.Поощрение инициативы, риска выбора ответственности (поощрение частного эгоистического интереса) 3.Стимулирование роста эффективности производства, снижение издержек производства, путем осуществления нововведений. «-» 1. Стратегическая слабость. Именно поэтому корпорации в услугах НТР осуществляют корпоративные регулирование, сочетающее рыночные и клановые методы. 2.Рынок не ориентирован на производство общественных благ, т.е. которые бесплатно могут пользоваться все (армия, МЧС, охрана порядка, дороги, национальные парки) 3.Рынок не ориентируется на решение социальных проблем. Вывод: Ограниченность рыночного механизма регулирования обусловила на рубеже 19–20вв. эволюционное развитие переход от капитализма к смешенной экономике. В современном регулируемом рыночном хозяйстве государство, вмешиваясь в ценообразование на отдельных рынках товаров и услуг в целях поддержки национальных производителей, решения социальных задач, устанавливает нижний или верхний пределы цены, так называемые ²пол² цены и ²потолок² цены. ² Пол ² цены – это законодательно установленная или поддерживаемая минимальная цена, ниже которой продавец товара или услуги не может предлагать его покупателям. 49. Понятие риска и неопределенности. Измерение риска. Отношение субъекта к риску. Риск — э т о оцененная любым способом вероятность, а неопределенность — это то, что не поддается оценке. В данной теме мы прежде всего будем рассматривать риск. Хотятакой подход не отражает всю сложность проблемы выбора в условияхнеопределенности, он тем не менее помогает подойти к ее пониманию. Вероятность (probability) — возможность получения определенного результата. Следует различать объективную и субъективную вероятность. Объективнаявероятность — э т о вероятность, базирующаяся на расчете частоты, с которой происходит данный процесс или явление. Объективная вероятность определяет среднее значение вероятности. Субъективная вероятность — это вероятность, основанная на предположении о возможности получения данного результата. Ожидаемое значение (expected value) — это средневзвешенное значение всех возможных результатов. Е(х) = л,х, + я,х, +... + % х = я х, (12.1) v / 1 1 2 2 n n i i ' v/ где х — возможный результат, п я —вероятность соответствующего результата, Z n (= l. Отношение к риску различно у разных людей. Есть люди, склонные к риску, есть его противники, а также те, кто к неМу безразличен, нейтрален. Противником риска считается человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет определенный, гарантированный результат ряду неопределенных, рисковых результатов. У противников риска низкая предельная полезность дохода Нейтральным к риску (risk neutrality) считается человек, который при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и рисковым результатами. Склонным к риску (risk preference) считается человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет связанный с риском результат гарантированному результату. Любители рискаполучают удовольствие от азартной игры. К ним относятся люди,которые готовы отказаться от стабильного дохода ради удовольствия испытать судьбу.
50. Способы снижения риска: диверсификация, объединение риска или страхование, поиск информации, фьючерсы и опционы, хеджирование. Диверсификация (новолат. diversificatio — изменение, разнообразие; от лат. diversus — разный и facere — делать) — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства. ОБЪЕДИНЕНИЕ РИСКА способ уменьшения величины ущерба в страховании, при котором риск возможных потерь делится между несколькими партнерами. Страхова́ние — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их дел от различного рода опасностей. Фью́черс (фьючерсный контракт) (от англ. futures) — производный финансовый инструмент, стандартный срочный биржевой контракт купли-продажи базового актива, при заключении которого стороны (продавец и покупатель) договариваются только об уровне цены и сроке поставки. Остальные параметры актива (количество, качество, упаковка, маркировка и т. п.) оговорены заранее в спецификации биржевого контракта. Стороны несут обязательства перед биржей вплоть до исполнения фьючерса. Опцио́н (лат. optio — выбор, желание, усмотрение) — договор, по которому потенциальный покупатель или потенциальный продавец актива (товара, ценной бумаги) получает право, но не обязательство, совершить покупку или продажу по заранее оговорённой цене в определённый договором момент в будущем или на протяжении определённого отрезка времени. При этом продавец опциона несёт обязательство совершить ответную продажу или покупку актива в соответствии с условиями проданного опциона. Хеджирование (от англ. hedge — страховка, гарантия) — открытие сделок на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной позиции на другом рынке. Обычно хеджирование осуществляется с целью страхования рисков изменения цен путем заключения сделок на срочных рынках. Наиболее часто встречающийся вид хеджирования — хеджирование фьючерсными контрактами. Зарождение фьючерсных контрактов было вызвано необходимостью страхования от изменения цен на товары. Первые операции с фьючерсами были совершены в Чикаго на товарных биржах именно для защиты от резких изменений конъюнктуры рынка. До второй половины XX века хеджирование (данный термин был уже тогда закреплен в некоторых нормативных документах) использовалось исключительно для снятия ценовых рисков. В настоящее время целью хеджирования выступает не снятие рисков, а их оптимизация. Механизм хеджирования заключается в балансировании обязательств на наличном рынке (товаров, ценных бумаг, валюты) и противоположных по направлению на фьючерсном рынке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|