Для того чтобы в природной среде разложились некоторые предметы необходимо много времени.
Как человек изменил природу Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок - к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Ученик Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. Ученик Отгадайте загадку "Ни начала, ни конца. Ни затылка, ни лица. Но знают все, и млад и стар, Что она огромный шар. (Земля)
Конечно, сегодня мы будем говорить о нашем храме природы, о планете - Земля! А вы знаете, что от того, как мы будем относиться к нашему храму, такова и будет наша жизнь. Кто любит, когда у него дома уютно, чисто и красиво? Ученик Сегодняшний урок мы начнем с просмотра видеоролика. Прошу вас внимательно его посмотреть и проанализировать (просмотр и обсуждение видеоролика). Придумайте название для видео. В фильме показано, что прекрасная природа с появлением новых технологий начинает меняться. Ребята формулируют тему урока «Как человек изменил природу». Ученик Мы все знаем сказку-притчу "Маленький принц", но лишь немногие из нас способны узнать в героях этой сказки, населяющих крошечные планеты-миры, самих себя. Призыв великого гражданина Вселенной Антуана де Сент-Экзюпери "встать, умыться и привести в порядок свою планету" до сих пор звучит актуально. Пока существует жизнь на Земле, человечество производит отходы. Столько же времени стоит задача: решение проблемы отходов эффективным и наиболее экологичным способом. От решения данной проблемы зависит благополучие и существование человечества. Сегодня мы обсудим эту проблему.
Ученик А как вы думаете, сможем ли мы жить в таких загрязненных условиях? (нет) Что нам нужно делать, чтобы таких условий не было? (очищать воду, воздух, почву). Какая из этих проблем из фильма вам ближе, мы встречаемся с ней каждый день? (слайд 1: мусор – твердые бытовые отходы). Определение детьми задач урока (выяснить причины возникновения мусора, определить пути утилизации бытовых отходов и предложить свои варианты по переработке тбо) Ученик Назовите свои потребности (называют вслух несколько человек, затем выбирают три самые важные). Обсуждение. Вывод: люди потребляют больше чем положено, людей больше чем ресурсов. В России 1 человек образует 300кг тбо в год (слайд 2). Слайд 3: бумага- 1месяца до года, пластиковая бутылка – 200 лет, стекло-1000 лет ….. Вывод: люди создали синтетические материалы, которые не могут разлагать бактерии. Ученик Причины накопления отходов. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы.
Откуда берутся отходы? Каковы причины накопления отходов. 1. Увеличение численности населения вызывает производство все большего и большего количества товаров потребления, а значит и отходов. 2. При производстве товаров большая часть сырья идет на отходы. По некоторым подсчетам, на одного жителя Земли в год тратится в среднем 20 тонн сырья, 97% которого позже превращается в отходы. 3. "Потребительский подход к жизни", когда человек берет у природы все больше и больше для того, чтобы жить все более комфортно, ни в чем себе не отказывая. Все, что мешает, выбрасывается.
4. Создание синтетических материалов (пластмасс, синтетических волокон и др.), которые не существуют в природе. Из них производится огромное количество различных товаров, в том числе - предметов разового пользования. В результате огромные количества использованных синтетических материалов попадают на свалки. В отличие от природных веществ, эти материалы разлагаются очень медленно. Дело в том, что для современных микроорганизмов "синтетическая пища" непривычна, они не справляются с разложением синтетики. Ученик Хорошо, ребята! Вот мы с вами узнали причины образования тбо. Теперь 2 задача: узнать, куда этот мусор девается? Что с ним происходит дальше? Дети предлагают пути пеработки(слайд 4 -сжигание, переработка, вторичное использование и свалки). Сжигание отходов. Проблемы: 1. нужны большие территории; 2. мусор плохо горит; 3. в атмосферу выбрасывается огромное количество сажи и вредных органических соединений. На территории России действует 7 мусоросжигательных заводов, которые перерабатывают около 3 % твёрдых бытовых отходов, а 9 % вывозится из городов на более чем 1000 полигонов для бытовых отходов.
Переработка отходов. Это самый экологический вариант обращения с отходами, при котором не увеличивается их объём. Для переработки отходов строят мусороперерабатывающие заводы. Ученик Вторичное использование отходов. Вторичное использование отходов – наиболее ресурсосберегающий путь. Первая проблема: мусор необходимо рассортировать. Вторая проблема: доставка мусора к месту переработки. Третья проблема: мусор невозможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции.
Организация свалок. Организация свалок - самый дешёвый, но при этом недальновидный способ утилизации мусора v Ядовитые вещества проникают в подземные воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде. v В результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы. v На свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол и прочие ядовитые вещества. v На свалках в больших количествах размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний.
Сколько на свалках гниет мусор? Для того чтобы в природной среде разложились некоторые предметы необходимо много времени. Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу старый полиэтиленовый пакет или бутылку! Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка. Металлолом – на переплавку! Макулатуру – на картон! Пищевые отходы – на удобрение! Стеклянные сосуды – на повторное использование! Никогда не забывайте, природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто. Ученик Давайте выберем самый безопасный, экологичный способ утилизации ТБО (переработка). Для того чтобы мусор переработать, нужно его отсортировать. Теперь мы поиграем в игру «Каждому виду мусора - свой контейнер». На столах на пару лежат карточки с названием отходов. Задание: распределить отходы по контейнерам и назвать их. Обсуждение. Ученик Предложите пути решения проблемы: 1 вариант: что я могу сделать для сокращения тбо, 2 вариант - что жители города Славгорода могут сделать для сокращения тбо? Ответы, обсуждения. Рефлексия. Игра "Хорошо - плохо". Зеленый квадрат - положительное влияние на природу, красный - отрицательное.Я вам буду показывать сигналы, а вы, поднимите нужный знак Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками. Развешивание кормушек и домиков для птиц. Мусор в лесу. Браконьерство. Очистительные фильтры на трубах заводов. Создание заповедников. Посадка деревьев. Создание Красной книги.
Ученик (слайд 5) «Мы все пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человека не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!»
Прил. 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|