Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последние документы по делу

Решение от 13 августа 2013 г. по делу № А32-5896/2013

АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

 

Дело № А32-5896/2013
г. Краснодар
13 августа 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2013 г.

Текст решения в полном объеме изготовлен 13 августа 2013 г.


Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Дуб С. Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновой Н.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (ОГРН 1024800823123, ИНН 4823006703), г. Липецк, к ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (ОГРН 1022302380638, ИНН 2315004404), г. Новороссийск,

О взыскании 1 762 473,70 руб.

при участии в заседании:

от истца: Буренин Е.О.- представитель по доверенности от 20 марта 2013 г.,

от ответчика: Карасёва А.А.- представитель по доверенности от 26 декабря 2013 г.,

от третьего лица: представитель не явился, уведомлен,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Арбитражный суд Краснодарского края обратилось ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» к ОАО «Новороссийский морской торговый порт» о взыскании 1 762 473,70 руб.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, надлежащим образом уведомлено. Отсутствие третьего лица при его надлежащем уведомлении не является препятствием для проведения судебного заседания.

Истец исковые требования поддержал, заявил ходатайство о допросе свидетелей.

Ответчик возражает.

Ходатайство истца оставить без удовлетворения, так как оснований для их допроса не имеется.

Ответчик исковые требования не признал.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства, касающиеся существа спора.

31 декабря 2009 года между ОАО «НЛМК», ООО «Дело» и ОАО «НМТП» был заключен Договор на организацию перевалки металлопродукции, экспортируемой с территории Российской Федерации № 602-7473Г.

01 июля 2011 года между ОАО «НЛМК», ООО «Дело» и ОАО «НМТП» было заключено Соглашение об изменении условий Договора №602-7473Г от 31.12.2009.

Условия обработки судов и порядок счета сталийного времени были определены сторонами в Приложении №4 от 01.07.2011 «Соглашение об условиях обработки судов и порядке счета сталийного времени» по Договору перевалки от 31.12.2009 №602-7473Г. Согласно пункту 4.1.2 Договора перевалки (в редакции от 01.07.2011) ОАО «НЛМК» приняло на себя обязательство обеспечивать наличие в Порту груза, запланированного для погрузки на судно, до прихода судна.

В соответствии с пунктом 4.5 Соглашения об условиях обработки судов в случае отсутствия 100 % количества в Порту груза Заказчика для погрузки на подтвержденное Портом судно, и последовавшего простоя судна, указанный простой относится на счет Заказчика, а время простоя исключается из сталии.

Данные положения Договора и Соглашения об условиях обработки судов находятся во взаимосвязи с другими договоренностями, достигнутыми между Истцом и Ответчиком.

Согласно пункту 4.3 Соглашения об условиях обработки судов Заказчик обязан передавать Экспедитору погрузочные инструкции для выпуска поручений на погрузку грузов не позднее, чем за 48 часов до прихода Судна.

В соответствии с пунктом 4.4 Соглашения об условиях обработки судов Экспедитор обязан передавать Порту за 24 часа до начала погрузки Судна поручения на погрузку грузов с разрешающим штампом таможни.

В соответствии с пунктом 10.13 Договора Порт не несет ответственности за простой судна из-за несвоевременного прибытия на станцию вагонов с Грузом, в ожидании их поступления.

Данные условия также согласуются с определением договора перевалки, данном в статье 20 Федерального закона от 08.11.2007 №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах №261-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о морских портах по договору перевалки груза одна сторона (оператор морского терминала) обязуется осуществить за вознаграждение перевалку груза и выполнить другие определенные договором перевалки груза услуги и работы, а другая сторона (заказчик) обязуется обеспечить своевременное предъявление груза для его перевалки в соответствующем объеме и (или) своевременное получение груза и его вывоз.

Согласно части 3 статьи 20 Закона о морских портах в договоре перевалки груза определяются объем, сроки перевалки груза и другие условия оказания услуг и выполнения работ оператором морского терминала, условия предъявления заказчиком груза для перевалки, а также иные условия, признаваемые сторонами существенными условиями для организации и осуществления процесса перевалки груза.

25 января 2012 года ОАО «НЛМК» в порядке, предусмотренном пунктом 3.3 Соглашения об условиях обработки судов, обратилось к ОАО «НМТП» с просьбой подтвердить замену судна «MANDARIN SKY» на судно «ТТМ DRAGON» для вывоза с Центрального района ОАО «НМТП» около 40 000 тн слябов в позиции 03-05 февраля 2012 года (см. письмо ОАО «НЛМК» от 25.01.2012 №154/00253).

Письмом от 25.01.2012 за исх. №2510-21/183 Порт подтвердил прием судна «ТТМ DRAGON» вместо судна «MANDARIN SKY» для погрузки 40 000 тн слябов в позиции 03-05 февраля 2012 года и обработку судна на следующих условиях: норма погрузки 13 000 т/сутки, демередж USD 18 000/HD.

03 февраля 2012 года письмом за исх. №2510-21/260 ОАО «НМТП» сообщило ОАО «НЛМК», что судно «ТТМ DRAGON» может быть принято для погрузки на условиях CQD в связи с тем, что «в Порту отсутствует полная пароходная партия слябов для т/х «ТТМ DRAGON» (не завезено около 24 000 тонн)». Исходя из толкования термина CQD, данного Сторонами в пункте 4.20 Соглашения об условиях обработки судов, погрузка на условиях CQD исключает ответственность Порта за сталийное время.

Кроме того, независимо от того, имелось ли со стороны ОАО «НМТП» предупреждение ОАО «НЛМК» об изменении условий обработки судна или нет, исходя из достигнутых между Истцом и Ответчиком договоренностей (пункты 4.3, 4.4, 4.5 Соглашения об условиях обработки судов и другие положения Договора перевалки), при отсутствии в Порту полной судовой партии груза ОАО «НМТП» освобождается от ответственности за простой судна, а предварительно согласованные условия обработки судна подлежат аннулированию.

04 февраля 2012 года судно "ТТМ DRAGON" прибыло в порт Новороссийск.

Между тем, по состоянию на 04 февраля 2012 года большая часть груза, запланированного к погрузке на судно "ТТМ DRAGON" в Порту отсутствовала. Это подтверждается датами выдачи поручений на погрузку:

- поручения №10, №4, №7, №3, №6, №5, №2, №12, №22, №29, №30, №17, №18, №19 от 02.02.2012 (погрузка разрешена таможней 03.02.2012) - разрешения на погрузку 15 636, 3 тонн;

- поручения №1, №8, №9, №11, №23, №24 от 08.02.2012, №19/1 от 09.02.2012 (погрузка разрешена таможней 09.02.2012) - разрешения на погрузку 5 385,84 тонны;

- поручения №13, №15 №16, №20, №21, №25-28 от 10.02.2012 (погрузка разрешена таможней 10.02.2012) - разрешения на погрузку 13 417,74 тонн;

- поручения №14, №15/1, №28/1 от 13.02.2012 (погрузка разрешена таможней 13.02.2012) -разрешение на погрузку 3 073,1 тонн;

- поручения №15/2 от 15.02.2012 (погрузка разрешена таможней 15.02.2012) -разрешение на погрузку 812 480 кг груза.

При таких обстоятельствах, с учетом существенного нарушения Истцом условий заключенного Соглашения в части необеспечения наличия запланированного к погрузке объема груза, возложение на Порт ответственности за такой простой неправомерно.

Независимо от интенсивности погрузки судна, ОАО «НМТП» не смогло бы завершить погрузку судна раньше 15 февраля 2012 года, так как именно 15 февраля 2012 года в Порт поступила последняя партия груза (см. поручение на погрузку 15/2 от 15.02.2012), которая отгружалась на судно уже по прямому варианту. Несмотря на это, Истец предоставил в суд расчет сталийного времени, в котором контрсталия начинает течь с 12 ч. 02 мин. 13 февраля 2012 года. Как ОАО «НМТП» мог завершить погрузку в 12 ч. 02 мин. 13 февраля 2012 года груза, который по вине Истца отсутствовал в Порту до 11 ч. 30 мин. 15 февраля 2012 года, Истец не поясняет.

Отсутствие у Порта возможности осуществить погрузку судна на условиях 13 000 тонн груза в сутки, подтверждается грузовыми поручениями, в которых зафиксированы даты поступления груза в Порт, объем поступивших грузовых партий, даты получения Истцом разрешающего погрузку штампа таможни.

Согласно предоставленному Истцом расчету, окончание сталии пришлось на 12 ч. 02 мин. 13 февраля 2012 года.

Вместе с тем, поручения на погрузку последних двух партий груза поступили в распоряжение Порта 13 февраля 2012 года (в 17 ч. 00 мин.) - объем груза 3 037,1 тонн и 15 февраля 2012 года (в 11 ч. 30 мин.) - 812 480 кг. Данное обстоятельство безусловно явилось причиной простоя судна "ТТМ DRAGON", хотя формально судно и не простаивало по причине отсутствия груза.

Учитывая неблагоприятный погодные условия, существовавшие в период нахождения судна под обработкой с 11 февраля до 16 февраля 2012 года (мороз, гололедица, приведшие к обледенению груза, дождь, снег, плохая видимость), ввиду того, что ОАО «НЛМК» заблаговременно лишило ОАО «НМТП» возможности соблюсти интенсивность обработки судна на условии 13 000 тонн в сутки, скорость обработки судна «ТТМ DRAGON» была на законных основаниях снижена Портом в ожидании недостающих партий груза. О том, что груз Истца не успевал прибыть в Порт в нужные сроки, свидетельствуют имеющиеся в материалах дела поручения на погрузку, а также письмо ОАО «НЛМК» от 16.02.2012 №1079, электронная переписка между покупателем груза и ОАО «НЛМК» от 09.02.2012.

В пункте 5.8 Соглашения об условиях обработки судов стороны согласовали перечень обстоятельств, наличие которых прерывает сталийное время. Одним из таких обстоятельств согласно подпункту 10 пункта 5.8 Соглашения является непредоставление или предоставление в ненадлежащем виде грузоотправителями и/или экспедиторами в Порт полного комплекта грузовых поручений и других грузовых документов, предусмотренных договором. В этом случае фактическое время до момента официального предоставления полного пакета документов в сталийное время не включается.

Исходя из того, что последнее грузовое поручение было предоставлено в Порт в 11 ч. 30 мин. 15 февраля 2012 года, именно это время можно считать началом исчисления сталийного времени.

В соответствии с пунктом 3 статьи 129 КТМ РФ в случае, если судно не готово к погрузке груза в указанное в уведомлении время, уведомление о готовности судна к погрузке груза считается неподанным.

В соответствии с пунктом 3.4 Соглашения об условиях обработки судов судно подает Нотис о готовности судна к погрузке (Notice of readiness) по прибытию в порт Новороссийск независимо от того, находится ли судно у причала или нет телеграфом или иными средствами связи. Порт обязан акцептовать данный нотис о готовности судна временем его подачи судном.

При этом оговорка «независимо от того, находится ли судно у причала или нет» не означает прекращения действия иных оговорок, которые приостанавливают течение сталийного времени (например, оговорки, содержащейся в подпункте 10 пункта 5.8 Соглашения об условиях обработки судов - непредоставление в Порт полного комплекта грузовых поручений).

Поданные капитаном судна "ТТМ DRAGON" Нотисы о готовности судна к погрузке от 04.02.2012 и от 05.02.2012 были акцептованы Портом 13.02.2012 в 08 ч. 00 мин. Из текста самих Нотисом следует, что они были адресованы компаниям DELO SHIPPING AGENCY LTD и NOBLE CHARTERING S.A. Поступление в Порт данных Нотисов 04.02.2012 и/или 05.02.2012 документально не зафиксировано. Таким образом, считаем, что временем подачи Нотиса судном в адрес ОАО «НМТП» следует считать именно 13.02.2012.

В соответствии с пунктом 10.1 Общих правил и условий оказания услуг ОАО «НМТП» Нотис о готовности судна к погрузке или выгрузке капитан обязан вручить представителю ОАО «НМТП» после получения судном свободной практики (после оформления прихода, таможенного и санитарного досмотра, а также после окончания выгрузки в том случае, если судно переходит под погрузку).

Нотис о готовности судна принимается при условии фактической готовности судна во всех отношениях к погрузке или выгрузке запланированного груза через все люка судна, подлежащие обработке в «НМТП», наличия полного комплекта грузовых документов, а также выполнении таможенных, карантинных, санитарных и других формальностей. Готовность судна в соответствии с требованиями «НМТП» к безопасному производству грузовых работ оформляется «Актом готовности судна к безопасному производству грузовых работ», подписанным представителями «НМТП» и судна (пункт 10.2 Общих правил и условий оказания услуг ОАО «НМТП»).

Вместе с тем, на дату подачи Нотиса судно не было готово к погрузке по следующим причинам:

1) истец не обеспечил наличие в Порту полного комплекта грузовых документов;

2) судном не были выполнены все необходимые карантинные и санитарные формальности (согласно Акту учета стояночного времени (Statement of Facts), судно получило санитарное свидетельство 11 февраля 2012 года);

3) в установленном порядке не был подписан и оформлен Акт о готовности судна к безопасному производству грузовых операций (Акт был составлен и подписан 11 февраля 2012 года).

В соответствии с пунктом 5.9 Соглашения о порядке обработки судов Порт имеет право аннулировать свои обязанности по оплате демереджа в отношении конкретного судна, письменно уведомив об этом Заказчика, если судно не будет готово к погрузке (у причала или нет) на дату окончания лэйкэн- 05.02.2013.

На основании данного пункта, письмами от 10.02.2012 за исх. №2510-21/306, от 03.02.2012 за исх. №2510-21/260 Порт аннулировал свои обязанности по оплате демереджа.

При таких обстоятельствах, право на взыскания с ОАО «НМТП» демереджа за простой судна у Истца отсутствует.

При расчете сталийного времени Истец не учел наличие неблагоприятных погодных условий, которые влияют на исчисление сталийного времени

В пункте 5.8 Соглашения о порядке обработки судов согласован перечень обстоятельств, наличие которых прерывает сталийное время.

Среди них, помимо такого обстоятельства как отсутствие полного комплекта грузовых поручения (подпункт 10), также перечислены:

- время непогоды, подтвержденное справкой Бюро погоды порта, независимо от того, производились работы в это время или нет (сила ветра достигает 15 м/с и более) (подпункт 1);

- волнение моря и/или дождь/снег, подтвержденные официальными рапортами Бюро погоды порта и препятствующие выполнению грузовых и вспомогательных операций (фактическое время, в течение которого работы не производились; если работы производились в неблагоприятных погодных условиях, то сталийное время засчитывается: на 50% в случае невыполнения норм погрузки по судну; на 100 % в случае выполнения норм погрузки по судну) (подпункт 2).

Погодные условия, исключающие сталийное время, существовали в том числе:

06.02.2012 с 13-00 по 15-40 (сила ветра 10-15 м/с);

10.02.2012 с 00-00 по 19-00 (сила ветра 17-22 м/с, порывы 26 м/с);

10.02.2012 с 19-00 по 24-00 (сила ветра 10-15 м/с, порывы 20 м/с);

11.02.2012 с 00-00 до 02.00 (сила ветра 8-15 м/с);

Неблагоприятные погодные условия, при наличии которых сталийное время должно рассчитываться наполовину:

11.02.2012 с 09-00 до 16-05 (снег);

11.02.2012 с 17-00 до 20-00 (снег);

11.02.2012 с 17-45 до 19-30 (снегопад, видимость 4 000 м);

12.02.2012 с 04-45 до 10-10 (ливневой снег), с 07-55 до 10-10 (снегопад, видимость 4 000 м);

12.02.2012 с 11-05 до 11-30 (ливневой снег);

12.02.2012 с 13-15 до 19-30 (ливневой снег), с 17-45 до 19-30 (снегопад, видимость 4 000 м).

Неблагоприятные погодные условия существовали также 14.02.2012, 15.02.2012, 16.02.2012.

Вместе с тем, при расчете сталийного времени Истец не учел существование данных погодных условий, несмотря на то, что их наличие прерывает сталийное время или в случаях, когда обработка судна производилась, позволяет рассчитать сталийное время наполовину согласно подпунктам 1-2 пункта 5.8 Соглашения о порядке обработки судов, что подтверждается справками о состоянии погоды по г. Новороссийск от 11.02.2012 №233 и от 21.02.2012 №364.

Относительно возникшего 13.02.2012 в 11 ч. 40 мин. инцидента, вызванного отсутствием (стертостью) маркировочных знаков, подтверждающих факт проведения обеззараживания сепарационных материалов, судом установлено, что 13.02.2012 в трюме №3 судна "ТТМ DRAGON" был обнаружен сепарационный брус без надлежащей маркировки. В связи с этим была остановлена погрузка трюма №3 (но не всего судна). Данные обстоятельства следуют из письма капитана судна "ТТМ DRAGON".

При таких обстоятельствах, выводы истца об остановке погрузки всего судна неправомерны. Истец не представил доказательств, подтверждающих факт простоя судна в этот период. Напротив, согласно Акту учета стояночного времени, в котором отражается весь ход обработки судна, 13.02.2012 погрузка груза на судно не приостанавливалась. Судно грузилось в обычном режиме двумя судовыми кранами.

Доводы Истца о наличии практики работы «с колес», подтверждают лишь то, что при определенных условиях (наличие у Порта информации о подходах груза на железнодорожные пути ОАО «НМТП» - пункт 4.1.4 Договора перевалки) Порт принимает решение о погрузке груза непосредственно из вагонов на судно заказчика. Вместе с тем, применительно к спорной ситуации, такая практика не могла быть применена, поскольку груз ОАО «НЛМК» прибывал на станцию со значительными временными отрывами. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не опровергается самим Истцом.

В соответствии с пунктом 5.1.1 Соглашения об условиях обработки сталийного

времени, если по прибытию судна в Порт причал занят судном Заказчика, задержка в обработке которого произошла по метеопричинам, то сталийное время начинает исчисляться с момента швартовки на освободившийся причал.

20 января 2012 года в адрес ОАО «НМТП» поступила заявка ОАО «НЛМК» о подтверждении постановки под обработку судна «CIELO DI GENOVA» для вывоза не менее 12 850 тн рулонов с Центрального района порта (заявка ОАО «НЛМК» от 20.01.2012 к материалам дела прилагается).

Порт подтвердил прием судна «CIELO DI GENOVA» под обработку в позиции 31.01.2012-02.02.2012 (письмо ОАО «НМТП» от 20.01.2012 №2510-21/152).

Судно прибыло в порт Новороссийск и подало нотис о готовности в 22-00 31.01.2012.

Вместе с тем, 31.01.2012, 01.02.2012, 02.02.2012 судно «CIELO DI GENOVA» не могло быть поставлено к причалу по причине неблагоприятных погодных условий (справки о погодных условиях к материалам дела прилагаются).

Такие же неблагоприятные погодные условия имели место 03.02.2012.

Судно «CIELO DI GENOVA» было ошвартовано к причалу №8 Центрального района 04.02.2012.

В соответствии с пунктом 14.3 Общих правил и условий оказания услуг ОАО «НМТП» при исчислении сталийного времени воскресные дни и дни официальных праздников, а также время после 15-00 субботних и предпраздничных дней и до 08-00 понедельников и дней, следующих после праздничных дней, не считается сталийным временем независимо от того, производилась обработка судна или нет.

04.02.2012-05.02.2012 выпали на период выходных дней.

В связи с этим, сталийное время для судна «CIELO DI GENOVA» начало исчисляться с 08-00 06.02.2012.

Норма погрузки рулонной стали составила 4 000 тонн/сутки (пункт 12.4 Приложения №2 Положения ОАО «НМТП» об организации обработки судов от 15.09.2005).

Погрузка была окончена 11.02.2012, с учетом неблагоприятных погодных условий, имевших место с 08-00 до 24-00 07.02.2012, с 00-00 до 24.-00 08.02.2012, с 00-00 до 13-30 09.02.2012 (справки о состоянии погоды прилагаются). Превышение сталийного времени при обработке судна «CIELO DI GENOVA» по вине ОАО «НМТП» установлено не было.

Таким образом, причал №8 Центрального района ОАО «НМТП» был занят судном Заказчика до 11.02.2012, задержка в обработке которого произошла по метеопричинам. Следовательно, в соответствии с пунктом 5.1.1 Соглашения об условиях обработки сталийного времени, сталийное время для судна "ТТМ DRAGON" не могло исчисляться ранее даты швартовки данного судна на освободившийся причал.

Так как согласно условиям заключенного между Истцом и Ответчиком Договора ОАО «НМТП» не несет ответственность за простой судна в случае отсутствия в Порту 100% партии груза.

В удовлетворении исковых требований суд считает необходимым отказать.

Так же истец просит взыскать проценты по ст. 395 ГК РФ на демередж в сумме 45 245,57 руб.

Демередж представляет собой дополнительную плату за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств по договору морской перевозки, то есть является неустойкой, обеспечивающей исполнение принятых обязательств. При этом демередж представляет собой неустойку, обеспечивающую исполнение не денежного обязательства - обязательства осуществить обработку груза за определенный период времени.

В свою очередь, статья 395 ГК РФ предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги.

В связи с этим положения статьи 395 ГК РФ не применяются к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.

Данная позиция озвучена в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами".

При этом даже применительно к денежным обязательствам предусмотрена возможность предъявления кредитором требования о применении лишь одной из мер ответственности (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами").

При таких обстоятельствах законные основания предъявления к взысканию сумм процентов за пользование чужими денежными средствами как меры ответственности по ст. 395 ГК РФ у Истца отсутствуют.

Таким образом, суд пришёл к выводу о полном отказе в удовлетворении исковых требований.

Расходы по оплате государственной пошлины, суд, в соответствии с правилами ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относит на истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 9, 27, 28, 41, 49, 64, 65, 69, 71, 82, 106, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

РЕШИЛ:

 

Ходатайство истца о допросе свидетелей оставить без удовлетворения.

В удовлетворении исковых требований отказать.



Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия и в кассационную инстанцию в течение двух месяцев с момента вступления его в законную силу.



Судья Дуб С. Н.


Истцы:

ОАО Новолипецкий металлургический комбинат (ИНН: 4823006703) (подробнее)

 

Ответчики:

ОАО Новороссийский морской торговый порт (ИНН: 2315004404) (подробнее)

 

Судьи дела:

Дуб С.Н. (судья) (подробнее)

 

Официальный источник публикации:

http://kad.arbitr.ru/

Последние документы по делу

Постановление от 18 ноября 2013 г. по делу № А32-5896/2013
Решение от 13 августа 2013 г. по делу № А32-5896/2013

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...